Исследование функции распределения электронов по скоростям в слабоионизированной ВЧ-плазме
- Авторы: Шемахин А.Ю.1
-
Учреждения:
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Выпуск: Том 58, № 2 (2024)
- Страницы: 147-152
- Раздел: ПЛАЗМОХИМИЯ
- URL: https://medbiosci.ru/0023-1193/article/view/262547
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0023119324020117
- EDN: https://elibrary.ru/VRQRDG
- ID: 262547
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Одной из наиболее важных характеристик низкотемпературной плазмы является функция распределения электронов по энергиям (ФРЭЭ) или же по скоростям. В работе рассмотрено влияние электромагнитного поля на значения функции распределения электронов по скоростям (ФРЭС) при давлении от 13.3 до 133 Па для напряженностей электрического поля от -3000 до 3000 В/м в высокочастотном разряде со степенью ионизации 10−4−10−6. Показано, что на низких частотах ВЧ-электромагнитного поля (0.44–1.76 МГц) и с уменьшением частоты соударений до 5 × 107 Гц, при увеличении напряженности по модулю до 3000 В/м отклонение ФРЭС от ФРЭС Максвелла составляет до 35%. Это оказывает существенное влияние на коэффициенты диффузии и подвижности, разница в которых может составлять до 25% в рассмотренном диапазоне параметров.
Полный текст
Введение
Одним из эффективных способов улучшения характеристик материалов является обработка с помощью низкотемпературной плазмы [1–6] различных видов газовых разрядов. В частности, струйные ВЧ-индукционные (ВЧИ) разряды при пониженном давлении (13.3–133 Па) применяются для модификации функциональных и эксплуатационных свойств широкого спектра материалов от термостойких сплавов и сталей до нетермостойких полимеров, таких, как натуральная кожа и мех [6–8]. Возможность модификации самых разных материалов обеспечивается значениями энергии ионной бомбардировки 30–100 эВ и плотности ионного тока на поверхность образца 0.5–15 А/м2, которые достигаются за счет ускорения ионов в слое положительного заряда (СПЗ) у поверхности образца при термическом воздействии плазмы на образец в диапазоне 330–700 К, в зависимости от параметров режима поддержания разряда. Данный вид разряда поддерживается в ВЧ-полях с напряженностью электрического поля до 3000 В/м, что оказывает существенное влияние на ФРЭС и является предметом исследования в настоящей работе. Для моделирования процессов в ВЧИ-разрядах пониженного давления одним из важных параметров являются коэффициенты диффузии и подвижности электронов, которые получаются из ФРЭЭ, поэтому ее исследование является важной задачей.
Экспериментальные исследования частоты соударений
Среди применяемых в настоящее время экспериментальных методов исследований концентрации электронов и эффективной частоты столкновений в плазме значительное место занимает сверхвысокочастотное зондирование (СВЧ-измеритель концентрации электронов) [7–9]. В работе использовались три независимых метода: свободного пространства (“двух частот” и “по отсечке сигнала”) и резонаторный, что позволило повысить точность измерений. В методах свободного пространства применение двухпроводной линии (линии Лехера) позволило достичь пространственного разрешения СВЧ-зондирования порядка 2–3 мм. Зондирование методом двух частот основано на измерениях затухания прошедшей через плазму электромагнитной волны на двух частотах. Распространение волн через плазму удобнее всего анализировать с помощью волнового уравнения. Если свойства плазмы не зависят от координат, перпендикулярных направлению распространения волны, то уравнение для поперечных составляющих поля Ex, Ey при скалярной плотности σ имеет вид:
(1)
где c — скорость света, ε0 — диэлектрическая постоянная, ось 0Z параллельная направлению распространения волны. При этом решением уравнения (1) является плоская волна где волновое число:
(2)
коэффициент затухания:
(3)
В диапазоне давлений p = 10–500 Па, nc= 4.5 × 108–2.25 ×1010 c-1. При исследованиях в сантиметровом диапазоне длин волн ω = 4.2 × 1010–7.2 × 1010 c-1, т.е. νc2 << ω2. В дециметровом диапазоне ω = 6.8 × 109–1.8 × 1010 c−1, т.е. существует диапазон давлений (p = 100–500 Па), где νc2 >> ω2. Это обстоятельство необходимо учитывать при разработке методики расчета ne и νc по результатам СВЧ-измерений.
Для случая νc2 << ω2 постоянная затухания
(4)
где nkp — критическая концентрация электронов.
Измеряя постоянную затухания на двух частотах ω1 и ω2, можно определить усредненную на пути электромагнитной волны концентрацию электронов
(5)
Постоянная затухания определялась по измерениям напряжения на выходе СВЧ-измерителя без плазмы u0 и с плазмой u1 и u2 на частотах ω1 и ω2 (l = Dk – характерный размер плазмы).
(6)
(7)
Метод отсечки основан на измерении частоты зондирующего сигнала, при которой резко увеличивается коэффициент отражения волны. Профиль концентрации электронов в диффузном разряде позволяет оценить ne на оси разрядной камеры. Концентрация электронов в этом случае рассчитывается как
(8)
где ωкр — измеряемая частота отсечки сигнала.
Недостатком применения двухпроводной линии являются возмущения, вносимые размещением линии в плазме. Этого недостатка лишен резонаторный метод, который основан на измерении характеристик СВЧ-резонатора до и после введения в него плазмы.
Для случая, когда отсутствует постоянное магнитное поле и nc2 << ω2 в первом приближении теории возмущений изменения резонансной частоты Dω и добротности Q при введении плазмы в резонатор определяется формулами
(9)
(10)
где Cv, Bv — коэффициенты формы, которые определяются распределением поля и параметрами плазмы по объему резонатора, Vr — объем резонатора, Vp — объем плазмы в резонаторе. В случае, если nc не зависит от координат, коэффициенты Cv и Bv одинаковые.
Если частоты ω и nc сравнимы, ne и nc рассчитываются из формул
(11)
(12)
В этом случае необходимо определять одновременно сдвиг частоты и изменение добротности. При nc2 >> ω2 измерения концентрации по сдвигу частоты резонатора становятся затруднительными из-за ухудшения добротности резонатора, вызванного введением плазмы.
В исследованиях использованы волны типа EOSO. При колебаниях этого типа электрическое поле имеет только осевую составляющую и зависит от радиуса резонатора. Это позволяет осуществлять продольную локализацию измерений ne, применив резонаторы малой высоты. Кроме того, колебания типа EOSO могут использоваться при определении ne >> nкр.
Для определения коэффициента формы, а также учета провисания поля резонатора в торцевых отверстиях ввода, наличия в нем разрядной камеры и элементов связи с высокочастотным трактом проведены калибровочные измерения с использованием диэлектриков с известной относительной диэлектрической проницаемостью e0. В калибровочных измерениях применялись диэлектрические стержни из пенопласта (e = 1.19 на f = 10 ГГц) и эбонита (e = 4).
Коэффициент формы Cv для резонатора с f = 2.29 ГГц существенно зависит от степени заполнения разрядной камеры плазмой, для резонаторов с f = 9.8 ГГц Cv практически не зависит от заполнения резонатора плазмой. Коэффициент формы в калибровочных исследованиях определяется из формулы
(13)
Измерение напряженности магнитного поля проводилось с помощью магнитного зонда [8]. Для измерения малых величин напряженности магнитного поля и подавления синфазной помехи использовался дифференциальный усилитель (ДУ). Чувствительность зондовой системы составляла 2160 А/мВ−1. Погрешность определения напряженности магнитного поля составляла 20%.
Система измерения плотности тока состоит из миниатюрного пояса Роговского [8], дифференциального усилителя с детектором, вольтметра и калибровочного устройства. Чувствительность системы измерения плотности тока j на частоте 1.76 МГц составила 1.59 А/(м2 В−1). Погрешность определения не превышала 12%.
Электрические параметры ВЧ разрядов
При исследовании электрических параметров характеристики плазменных установок изменялись в следующих диапазонах. Расход плазмообразующего газа от 0 до 0.3 г/с, мощность в разряде от 0.1 до 4 кВт, частота генератора от 1.76 до 18 МГц. Основные эксперименты выполнены на аргоне высшего сорта в качестве плазмообразующего газа. Содержание кислорода в аргоне высшего сорта не превышает 7 × 10–4%, а азота — 5 × 10–3%. Кроме этого, исследовалось влияние состава плазмообразующего газа на параметры струи ВЧ-плазмы. Для этого в качестве плазмообразующего газа использовались Ne, He, Kr, CO2, N2, O2, пропан-бутан, смесь Ar с азотом до 30%, кислородом до 20%.
Установлено, что для ВЧ-разрядов характерно с ростом давления до 150–160 Па увеличение концентрации электронов до максимального значения. При дальнейшем повышении давления ne уменьшается. Это объясняется тем, что первоначально по мере увеличения давления ne растет из-за снижения потерь электронов за счет диффузии и повышения частоты ионизирующих столкновений с тяжелыми частицами. После достижения максимального значения концентрация начинает падать, так как при переходе в область больших давлений уменьшаются длина свободного пробега электронов и их энергия. Изменение частоты столкновений nc в исследованном диапазоне давлений иллюстрирует рис. 1. При p >> 150−180 Па — nc > 1010 c−1. Для подтверждения изложенных физических представлений исследована зависимость ne в ВЧИ-разряде пониженного давления от напряжения на индукторе uu для различных частот ВЧ- генератора для p = 13 и 127 Па. При переходе из E-режима в H-режим происходит резкое возрастание ne при небольшом изменении напряжения на индукторе. Эксперименты показали, что напряжение перехода в другой режим зависит от давления в РК и частоты генератора. При uu< 200 В для p = 13 Па и Gr = 0 ne несколько выше, чем при p = 120 Па и Gr = 0.08 г/с, что объясняется лучшим согласованием ВЧ-генератора с нагрузкой. Повышение p с 13 до 120 Па увеличивает nc от 2 × 108 до 5 × 109 c−1, что повышает вероятность ионизации и, следовательно, ne возрастает.
Рис. 1. Зависимость частоты соударений [Гц] от давления [Па].
Рост частоты генератора f приводит к увеличению nc и, как следствие, к повышению вероятности ионизации. Это подтверждалось увеличением ne с ростом частоты генератора. Повышение мощности в разряде приводит к повышению ne. Это характерно для всех форм ВЧ-разрядов. Наклон зависимостей ne = ne(Pp) для индукционного и емкостного разрядов различен: с увеличением мощности в индукционном разряде ne возрастает более резко, чем в емкостном. Это связано с тем, что в H-форме разряда при росте Pp происходит практически линейное увеличение тока разряда Ip, т.е. значительный рост ne, а в Е-форме разряда — это приводит в первую очередь к возрастанию uu. Величина ne в центре разряда существенно больше ne на краю электропроводной области. Так, например, величина ne при r = 0 на 16–17% больше, чем при r = 14 мм для мощности разряда 1060 Вт. Увеличение расхода до значений, не приводящих к нарушению согласования плазма-генератор, приводит к росту концентрации ne. С увеличением Pp растет концентрация электронов в плазменном сгустке. Как видно из перечисленных экспериментальных исследований, существует необходимость обоснования использования отличной от максвелловской функции распределения электронов по скоростям и связи ее с коэффициентами подвижности и диффузии электронов.
Расчет и анализ ФРЭС
Произведен расчет функции распределения электронов по скоростям. Функция распределения с учетом влияния электромагнитного поля представляется в виде суммы максвелловской части f00 и полевой f1 [10]. Коэффициенты диффузии и подвижности De, be находятся в следующем виде:
(14)
Полагая для использования усреднения по периоду колебания электромагнитного поля, проведены расчеты ФРЭС при давлении от 13.3 до 133 Па для напряженностей электрического поля от -3000 до 3000 В/м в высокочастотном разряде со степенью ионизации 10−4−10−6. Выявлено, что в зависимости от знака вектора напряженности электрического поля, ФРЭС из работы [10] для положительной оси скорости либо превышает, либо становится меньше максвелловской на 10% при частоте соударений 108 Гц (рис. 2). Выявлено, что существенное влияние оказывает частота соударений nc. На низких частотах ВЧ-электромагнитного поля (0.44 –1.76 МГц) и с уменьшением частоты соударений до 5 × 107 Гц и увеличении напряженности до 3000 В/м отклонение ФРЭС от ФРЭС Максвелла составляет до 35% (рис. 3). С увеличением частоты ВЧ-электромагнитного поля, оно начинает оказывать большее влияние, чем частота соударений, что приближает ФРЭС к максвелловской, также как и с увеличением частоты соударений (рис. 4). Таким образом, это оказывает существенное влияние на определение коэффициентов диффузии и подвижности, разница в которых может составлять до 25% в рассмотренном диапазоне параметров, что существенно для вычисления характеристик потока плазмы и количественного согласования расчетов с экспериментальными данными.
Рис. 2. Функция распределения электронов по скоростям в относительных единицах при nc = 108 Гц и f = 13.56 МГц.
Рис. 3. Функция распределения электронов по скоростям в относительных единицах при nc = 5 × 107 Гц и f = 1.76 МГц.
Рис. 4. Функция распределения электронов по скоростям в относительных единицах при nc = 109 Гц и f = 13.56 МГц.
Источники финансирования
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 19- 71-10055, https://rscf.ru/project/19-71-10055/.
Об авторах
А. Ю. Шемахин
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: shemakhin@gmail.com
Россия, 420111, Респ. Татарстан, Казань, ул. Кремлевская, 18
Список литературы
- Bogaerts A. et al. // Spectrochimica Acta Part B: Atomic Spectroscopy. 2002. V. 57. № 4. С. 609–658.
- Samukawa S. et al. // Journal of Physics D: Applied Physics. 2012. V. 45. №. 25. P. 253001.
- Chu P.K., Lu X.P. (ed.). Low temperature plasma technology: methods and applications. CRC press, 2013. 494 р.
- Adamovich I. et al. // Journal of Physics D: Applied Physics. 2017. V. 50. № 32. P. 323001.
- Adamovich I. et al. // Journal of Physics D: Applied Physics. 2022. V. 55. № 37. P. 373001.
- Абдуллин И.Ш., Желтухин В.С., Кашапов Н.Ф. Высокочастотная плазменно-струйная обработка материалов при пониженных давлениях. Теория и практика применения. Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2000.
- Абдуллин И.Ш., Желтухин В.С., Абуталипова Л.Н., Красина И.В. Высокочастотная плазменная обработка в динамическом вакууме капиллярно-пористых материалов: теория и практика применения. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004.
- Абдуллин И.Ш., Желтухин В.С., Сагбиев И.Р. Модификация нанослоев в высокочастотной плазме пониженного давления. Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007.
- Абдуллин И.Ш. и др. // Химия высоких энергий. 2012. Т. 46. №. 4. С. 319–323.
- Гинзбург В. Л. Распространение электромагнитных волн в плазме. Москва: Наука, 1967.
Дополнительные файлы
