К ИСТОРИИ СОВЕТСКО-ПОРТУГАЛЬСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ 1950–1960-х годов: МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ПИАНИСТОВ ИМЕНИ ВИАННА ДА МОТТА
- Авторы: Ковалев М.В1
-
Учреждения:
- Институт всеобщей истории РАН
- Выпуск: № 6 (2025)
- Страницы: 154–169
- Раздел: XX век
- URL: https://medbiosci.ru/0130-3864/article/view/360469
- DOI: https://doi.org/10.7868/S0130386425060118
- ID: 360469
Цитировать
Аннотация
Статья посвящена истории участия советских музыкантов в Международном конкурсе пианистов имени Вианна да Мотта в Португалии в 1950–1960-е годы. В этот период классическая музыка стала единственной официально санкционированной сферой советско-португальского культурного взаимодействия. Несмотря на интерес исследователей к истории советско-португальских отношений в ХХ в., рассматриваемые в статье сюжеты прежде не попадали в поле исследовательского внимания. Цель статьи — проанализировать место музыкального конкурса в системе двусторонних связей. Конкретные задачи исследования связаны со стремлением проследить место частных инициатив в налаживании двусторонних культурных контактов и проанализировать реакции на эти инициативы официальных кругов в Москве и Лиссабоне. Автор стремится оценить роль классической музыки в практиках советской культурной дипломатии и как она влияла на формирование имиджа СССР на Пиренейском полуострове. В основу исследования были положены документы из российских и португальских архивов, большая часть которых была впервые введена в научный оборот. Исследование показало, что хотя режим Салазара в 1950–1960-е годы продолжал со страхом воспринимать СССР, он был вынужден идти на некоторые уступки в советско-португальском культурном сближении. Это было связано как с нажимом влиятельных фигур внутри португальского общества, так и с общемировым культурным контекстом, в котором проведение крупных музыкальных состязаний все сильнее увязывалось с формированием позитивного международного имиджа. Опыт советско-португальских культурных взаимодействий в 1950–1960-е годы в условиях официального политического недоверия демонстрирует особенную роль конкретных деятелей культуры и их инициатив. Им приходилось приспосабливаться к существующим политическим контекстам, но при этом проявлять завидную творческую инициативу, настойчивость, а иногда изворотливость. В конечном счете в описанном эпизоде на фоне идеологического противостояния Москвы и Лиссабона в 1950–1960-е годы победителем вышла классическая музыка.
Об авторах
М. В Ковалев
Институт всеобщей истории РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: kovalevmv@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4722-818X
Scopus Author ID: 53984354100
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Москва, Россия
Список литературы
- Егорова Н.А. Страна за решеткой. М., 1961.
- Невеш М. Миссия в Москве: опыт первого португальского посольства в Стране Советов. М., 1987.
- Обрубов В. В Лиссабоне // Советская музыка. 1958. № 1 (230). С. 145–146.
- Петров Г.Е. Ночь в Лиссабоне: очерки о современной Португалии. М., 1990.
- Щелчков А.А., Филатов Г.А. Португалия Салазара: история самой длительной диктатуры в Европе. М., 2024.
Дополнительные файлы


