В статье анализируются описания в древнерусской литературе «незнаемых» людей, начиная с живущих в «восточных странах», «в пределах Симовых», обитателей далеких земель — Персии, Индии, Европейского Севера и Сибири. Отдельные экскурсы посвящены литературной истории сочинений, повествующих об этих странах («Сказание Афродитиана», «Слово о звезде Ираньи», «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, Сказание «о человецех незнаемых в восточной стране» и др.). Кроме того, рассматриваются описания живущих на дальних окраинах обитаемого мира диковинных антропоморфных или антропозооморфных существ, схожих с человеком, но отличающихся внешним видом и (или) образом жизни. В древнерусскую книжность такие персонажи проникли в составе переводных версий Хронографов, «Александрии», «Сказания об Индийском царстве». Первым оригинальным русским сочинением, включающим упоминания о «людях-монстрах», было Сказание «о человецех незнаемых в восточной стране», содержащее как правдоподобные, так и мифологические сведения о самодийских народах. В статье были выявлены текстуальные параллели при описании экзотических народов между Сказанием «о человецех незнаемых», «Сказанием об Индийском царстве», другими древнерусскими сочинениями и данными фольклора, а также представлены наиболее примечательные виды таких существ: блеммии, люди со ртом на темени, мономеры и блаженные народы. Вероятно, у истоков некоторых впоследствии широко распространившихся образов экзотических людей лежал фольклор самодийских народов. Этой же точки зрения придерживался и академик М. П. Алексеев, считавший «правдоподобным», что значительная часть известий в Сказании «о человецех незнаемых в восточной стране» есть «записи отдельных звеньев каких-то северных эпических циклов». Среди этих «отдельных звеньев» находятся и легенды о блаженных (счастливых) людях.