Сетевой и трансдисциплинарный подходы как возможность расширения понятийного состава психологии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Расширение понятийного поля психологии — необходимое отражение действий “текучего субъекта” в “текучей современности”. Возможность его расширения представлена в связи с пониманием роли психолога с позиций “постнеклассической рациональности” с учетом того, что он руководствуется абстрактно-аналитической и (или) действенно — преобразующей стратегией. При выборе абстрактно-аналитической стратегии изучаются абстрактно выделенные стороны объекта, где части определяют целое, а познание с позиций “классической рациональности” идет в рамках базовой парадигмы и ее устоявшихся понятий. Новые понятия, если обратиться к позициям “постнеклассической рациональности”, могут возникнуть при трансдисциплинарном изучении феномена, когда принимается позиция В.М. Бехтерева о распространении на человека законов, которые действуют во Вселенной, в частности, закона ритма. Его проявление отмечается как “раскачивание”, что может быть соотнесено с распространенным в физике и технике понятием “колебания”. Введение понятия “колебания” и его проявлений в психологию перспективно для описания механизмов интеллектуального развития, флуктуаций мотивации, эмоций, поведения. Выбор действенно-преобразующей стратегии обусловлен необходимостью решения жизненных проблем, когда осуществляется взаимодействие с объектом (другим человеком) как целостным образованием, типом, индивидуальностью. Структура понятийного состава тогда дополняется понятиями, которые складываются в иерархически выстроенной общности единомышленников (на горизонтальном уровне) и являются “новыми познавательными инструментами”. Трансдисциплинарный подход позволяет использовать понятие “взаимосодействие”, которое применяется в исследованиях деятельности мозга, когда решение актуальной задачи осуществляется “мгновенной перестройкой всех мозговых систем” в направлении их “взаимосодействия”. Понятие “взаимосодействие” перспективно для характеристики высокого уровня совместных действий коллективного субъекта. Значительное расширение понятийного поля происходит в консультативном и тренинговом вариантах использования действенно-преобразующей стратегии, когда согласование действий по решению проблемы и превращение участников в коллективный субъект достигается созданием нового языка понятий вербального и невербального типа.

Полный текст

В статьях А.Л. Журавлева и Е.А. Сергиенко [6–8], посвященных анализу понятий в психологии, привлекает глубина погружения в исторически сложившуюся систему понятий, разработанных на основе системного и субъектного подходов сотрудников Института психологии РАН, а также другими авторами (Л.И. Анцыферова, А.В. Петровский, В.А. Петровский, К.К. Платонов, Я.А. Пономарев, М.Г. Ярошевский и др.). Авторы показывают, что ресурсом расширения понятийного поля психологии является анализ “текучего субъекта” в условиях “текучей современности” [15]. Сложившаяся система понятий в период “классической рациональности” теснится новыми понятиями, которые рождаются в непосредственном взаимодействии в сети Интернет, а также в практико-ориентированной деятельности психологов, что характеризует период “постнеклассической рациональности” [4].

Также значимым фактором расширения понятийного поля современной психологии выступает значительный рост числа научных работ, которые осуществляются на стыке различных дисциплин (междисциплинарный и трансдисциплинарный подходы). Примером является исследование, осуществляемое коллективом Казанского федерального университета, где авторы занимаются разработкой когнитивно-поведенческой модели прогнозирования образовательной, профессиональной и социальной успешности личности через особенности ее виртуальной активности в социальных сетях [14]. Исследование осуществляется на стыке психологии с техническими дисциплинами и включает интеграцию психологических знаний с современными инфокоммуникационными технологиями, большими данными (Big Data) и нейросетями.

Аналитическая деятельность А.Л. Журавлева и Е.А. Сергиенко не оставила без внимания публикации тех авторов, которые представили сведения о функционировании понятий в сетевом, гетерархическом, холархическом и бутстрап-подходах. Следует согласиться с тем, что понятийное поле разработчиков системно-субъектного подхода включает в себя характеристики иерархичности и горизонтальности, холистичности и дифференцированности. Теоретически поддерживаются тенденции к разработке понятий, имеющих междисциплинарный, полипарадигмальный и трансдисциплинарный характер.

Однако не является ли привязка понятий к индивидуальному и коллективному субъектам ограничением понятийного поля для характеристики текучего субъекта в текучей современности, что требует привлечения понятий не только научной психологии? При всей функциональной многогранности феномена субъекта (как в отношении человека, так и группы), данным понятием (термином, категорией) передается, прежде всего, операциональное, инициативно-действенное начало активности человека (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн). Выделение такой функции в человеке соответствует вызовам времени, когда успешность текучего субъекта определяется его “трансгрессивной активностью” [15].

Конечно, для полноты охвата действий субъекта понятийное пространство должно отражать и контекстуальность события, и многочисленные детерминанты внешнего и внутреннего плана. Они включают пространственно-временные, информационные, вещные, мотивационно-смысловые характеристики человека и группы (коллектива) как субъектов действия [1].

В силу многообразия возможностей самореализации психолог выбирает свой путь в психологии на каждом этапе жизни с ориентацией на “часть” или “целое”, т. е. на суммативный подход, где целое определяется суммой частей, или — на интегративный подход, где целое определяет функции частей. Авторы, как сторонники системно-сетевого подхода, поддерживают идеи “целостности, несводимости к отдельным элементам” [8, с. 9–10].

Мы вслед за Платоном целое понимаем как нечто новое, обладающее другим качеством по отношению к сумме частей, когда понять часть можно только через смысловую доминанту, функцию целого [10]. И здесь мы должны признать, что вся научно-экспериментальная психология, постигая с помощью надежных диагностических методик человека как субъекта, идет, скорее, от частей к пониманию целого, чем наоборот. Исключение могут составлять исследования, где человек изучается как индивидуальность, как психологический тип.

С позиции сегодняшних вызовов к психологии как области человекознания, пользователи ждут не столько научной проработки и систематизации понятийного аппарата, сколько его адекватности для практического разрешения жизненно важных проблем. К сожалению, здесь мы встречаемся с “отсутствием необходимого понятийного аппарата… и многообразием смыслов, вкладывающихся в используемые термины” [13, с. 53].

Один из путей воплощения идеи целостности для преобразования исходной ситуации состоит в непростом переходе от психологии психики к психологии человека (Б.Г. Ананьев, В.И. Слободчиков). Сегодня мы лишь пытаемся “понятийно осмыслить психологию человека…”, когда “психологические понятия в науке, обозначая некоторый феномен или событие, содержат невидимые, не эксплицированные латентные знания и представления, теоретические конструкты, индивидуальные ориентиры” [6, с. 6].

Итак, формирование понятийного поля психологии обусловлено большей значимостью части или целого. В период классического рационализма становление системы научных понятий шло в процессе выделения и анализа частей целого, где психология человека как субъекта была представлена системой понятий, характеризующих его процессы, свойства, состояния. По мере их дифференциации возникали новые понятия, что близко к исследованиям микромира в физике. Выстроенность понятий, имея иерархический характер, отражала общую тенденцию поиска “первокирпичиков”. На сегодня эта тенденция носит затухающий характер, так как акцент в исследованиях и в физике, и в психологии ставится на процессы взаимодействия частей. Движение к этому в психологии связано с рассмотрением человека как целого (индивидуальность, психологический тип), находящегося в постоянном взаимодействии с миром, что характерно для периода “неклассической рациональности” [4]. Результатом этого является изменение поведенческих характеристик человека в зависимости от времени, пространства, ситуации. Например, в одном из самоотчетов испытуемого встречается следующая фраза: “Сколько ни диагностирую себя по темпераменту, он у меня все время разный”.

В российской психологии поддерживается позиция С.Л. Рубинштейна о том, что жизнь человека состоит в постоянном взаимодействии с миром и с самим собой. При этом процесс взаимодействия предполагает наличие двунаправленности: созерцание (познание) мира и его преобразование. З. Бауман, анализируя современную жизнь человека в изменяющемся мире, считает, что человек должен “развиваться, расти и непрерывно изменяться” [4, с. 33], то есть акцент ставится на процессе саморазвития, самопреобразования человека. Примечательно, что акцент на преобразовании внешнего мира не ставится. Поясним, что мир для психолога — это, прежде всего, он сам, его внутренний мир, включая деятельность мозга и мир людей.

Расширение понятийного поля психологии может быть существенным, если в субъект-объектном и субъект-субъектном взаимодействии выделить позицию “наблюдателя и наблюдаемого”, признать “приоритет целого над частью”, “процесса над паттерном” [10], что характерно для постнеклассического рационализма. Однако следует согласиться и с позицией А.Н. Уайтхеда, что в искусстве прогресса важно сохранить порядок во время изменений и сохранять изменения посреди порядка [1].

Исходя из принципа сохранить порядок, т. е. сохранить ту систему понятий, которая наработана в классической психологии, поддержать изменения означает, что не следует препятствовать возникновению новых понятий, адекватных ситуации психологической консультации, тренинга. Современный психолог использует преимущественно две основные стратегии — абстрактно-аналитическую и действенно-преобразующую [13].

Применение абстрактно-аналитической стратегии позволяет оставаться в пространстве того понятийного поля, где в исследовательских целях идет теоретико-экспериментальное исследование отдельных сторон, процессов, состояний человека или группы.

Обогащение системы научно-психологическими понятиями происходит при выходе за пределы психологии, когда феномен изучается на междисциплинарном, мульти- и трансдисциплинарном уровнях. Например, для характеристики психических процессов используются метафорические понятия “колебания”, “маятник”, “раскачивание” [4, с. 45]. Именно здесь мы видим возможность актуализации побочного продукта “колебание — раскачивание” и превращения его в полноценное трансдисциплинарное понятие, близкое представителям физики и техники.

Понятие “колебание” есть характеристика закона ритма, которому подчинены все элементы Вселенной, согласно позиции В.М. Бехтерева, который рассматривал и человеческую личность как “постоянно колеблющуюся величину” [3, с. 260]. Введение понятия “колебания” дает возможность психологам говорить на одном языке с естественниками, позволяет видеть перспективы включения человека в процессы взаимодействия человечества с планетой, когда система “человечество — планета” превращается в “целостного субъекта совместной эволюции” [11, с. 298].

Новые возможности открываются перед психологией развития, если освоить такие проявления колебаний, как “колеблющаяся величина”, “диапазон колебаний”, “активный и пассивный типы колебательных систем”, “вынужденные, затухающие, ритмичные колебания”. Например, обращение к идее зон ближайшего развития позволяет диагностировать имеющийся диапазон таких колеблющихся величин, как “способность”, “мотивация”, “настроение”, “интеллектуально-деятельностная характеристика” субъекта.

Заметное расширение понятийного поля осуществляется в условиях применения действенно-преобразующей стратегии, когда во взаимодействии двух индивидуальностей (психолог — пациент) ведется поиск решения жизненно важной проблемы. Необходимым условием ее решения становится степень единения двух людей как целостных образований. При высокой степени единения достигается взаимоэмпатийное состояние, где нет отдельно психолога с его арсеналом профессиональных средств воздействия и нет отдельно пациента — исполнителя. Здесь и теперь складывается нечто новое — коллективный субъект с новым качеством в виде общей нацеленности на проблему и ее решение или совладание с ней. Согласно критериям формирования коллектива (по А.С. Макаренко), наряду с комплексом целеустремленных личностей здесь возникает важнейшая характеристика целостной общности — отношение ответственной зависимости и полное преодоление отчужденности. Естественным образом складываются отношения, свойственные гетерархической системе отношений: нет вертикальной иерархии, а есть горизонтальное взаимодополняющее общение. Участники группы взаимодействуют как две целостные индивидуальности, интегрирующие в себе индивидные, личностные и субъектные характеристики (по Б.Г. Ананьеву). Здесь и теперь складывается свой язык понятий, язык полного взаимопонимания. Уместно соотнести такой процесс с гетерархической деятельностью мозга. Согласно Мак-Каллоку, в головном мозге происходит мгновенная перестройка всех мозговых систем. При этом все части взаимодействуют друг с другом и определяют, какое восприятие и действие наиболее срочны и уместны в настоящий момент [6]. Более точно понятийно этот акт согласования и реализации определил П.К. Анохин как “взаимоСОдействие” частей [2].

Данное понятие в сочетании с сопутствующими понятиями “целеустремленность”, “взаимоэмпатия”, “отчужденность”, “ответственность” вполне приемлемо для расширения понятийного аппарата сторонников системно-сетевого и системно-субъектного подходов при исследовании действенно-преобразующей стратегии коллективного субъекта.

Понятийное поле в современных условиях применения психологических знаний и технологий для решения жизненно важных проблем человека, группы постоянно “доопределяется” [10].

Система научных понятий в деятельности практических психологов “не работает”, так как пациенты часто незнакомы с понятийным аппаратом, терминологией научной психологии. Здесь стихийно рождается свой язык общения, который состоит из “слов, образов, чувств, мимики, ритмики, фонетики, пауз” [9]. Суть этой коммуникации сводится к одному – найти общий язык, благодаря которому удается “не потерять пациента своими рассуждениями” [9]. Происходит резонансное слияние психолога и пациента, когда каждый «не может определить, где кончается его “Я” и где начинается “Я” другого человека… мы превращаемся в одно “Мы”» [12, с. 29]. Тогда и возникает то взаимоСОдействие, которое аналогично описанной ранее деятельности мозга. В работе психотерапевта М. Эпштейна такое взаимосодействие перешло в набор понятий, выработанных в практике: “местомиг”, “мгновечность”, “страдость”, “человечность” [9].

Язык понятий в тренинговой группе также складывается из метафор, образов, притч, мифов, жизненных историй, анекдотов и является результатом творчества всего состава участников складывающегося коллективного субъекта, состоящего из экспертов, консультантов, клиентов, заказчиков, посредников [5, с. 7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализ современных понятий психологии, построенный А.Л. Журавлевым и Е.А. Сергиенко на материале научных исследований сотрудников Института психологии РАН, показал, что значительная часть понятий объемно характеризует жизнедеятельность индивидуального и коллективного субъектов. Выявилась проблема соотнесения понятий, выработанных в системно-субъектной парадигме с понятиями, возникающими на основе принятия психологией идей полипарадигмальности, трансдисциплинарности, гетерархии приоритета части или целого.

Побочным продуктом проблемы соотнесения стала проблема расширения понятийного состава психологии. Авторы статей [6–8] вели анализ понятий, прежде всего, научной психологии, хотя в названиях статей использовано слово “психология”. Это невольно ставит проблему — включать ли в состав понятийной психологии понятия (средства взаимосогласования), возникающие оперативно в психологической практике (консультирование, тренинг) и имеющие вербальный и невербальный характер? На наш взгляд, их включение позволяет говорить о единстве научной и практической психологии. Это также ставит новую проблему: психология — это наука или искусство?

×

Об авторах

Леонид Михайлович Попов

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: psy.journ@yandex.ru

Профессор кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования

Россия, Казань, Республика Татарстан

Павел Николаевич Устин

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: psy.journ@yandex.ru

Доцент кафедры общей психологии Института психологии и образования

Россия, Республика Татарстан

Список литературы

  1. Андреас С. Шесть слепых слонов. Понимание себя и друг друга. М.: Твои книги, 2010.
  2. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
  3. Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии. М.: Наука, 1994.
  4. Гусельцева М.С. Принцип развития в психологии: вызовы полипарадигмальности и трансдисциплинарности // Принцип развития в современной психологии; отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН. 2016. С. 31–51.
  5. Жуков Ю.М. Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг. М.: Аспект Пресс, 2004.
  6. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Анализ современных понятий в психологии Часть I. Опыт систематизации понятий // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 3. С. 5–15.
  7. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Анализ современных понятий в психологии. Часть II. Разработка современных понятий учеными Института психологии РАН // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 4. С. 5–15.
  8. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Системно-сетевая организация современных понятий психологии (на примере разработок сотрудников Института психологии РАН) // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 3. С. 5–14.
  9. Каган В.Е. Трансдисциплинарная идентичность психотерапии. // 16 Санкт-Петербургский Саммит психологов. URL: https://psy.su/feed/10114 / (дата обращения: 30.08.2022).
  10. Лотов А. Новая парадигма мировоззрения. Екатеринбург: Ridero, 2015.
  11. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск М.; СПб.: Нестор-История, 2014.
  12. Петрушин С.В. Резонансный интеллект. Искусство понимания управления и гармонии. М.: Академический проект, 2021.
  13. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  14. Попов Л.М., Устин П.Н. Когнитивно-поведенческая концепция и возможности ее реализации в жизненной активности студентов // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 1. С. 26–35.
  15. Сапогова Е.Е. “Текучий субъект” в поисках устойчивой идентичности // 16 Санкт-Петербургский Саммит психологов. URL: https://www.psy.su/feed/10116 / (дата обращения: 30.08.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Психологический журнал, 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».