Субъектно-ориентированное сравнение у разных категорий пользователей социальных сетей
- Авторы: Артемцева Н.Г.1, Самойленко Е.С.1
-
Учреждения:
- ФБУН Институт психологии РАН
- Выпуск: Том 45, № 1 (2024)
- Страницы: 78-87
- Раздел: Психология и интернет
- URL: https://medbiosci.ru/0205-9592/article/view/256441
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0205959224010075
- ID: 256441
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена изучению показателей субъект-ориентированного сравнения коммуникантов, общающихся в цифровой среде. Склонность к социальному сравнению рассматривается, с одной стороны, как общая характеристика, с другой стороны, показано, что ориентированность на сравнение может различаться у тех, кто много и мало коммуницирует в социальных сетях. Для оценки общей ориентированности на социальное сравнение использован Русскоязычный опросник ориентированности на социальное сравнение (РООСС), для оценки ориентированности на сравнение по внешности — русскоязычная версия шкалы “Сравнение физической внешности”, для дифференциации респондентов по разным категориям использовалась авторская анкета. В исследовании участвовали 156 респондентов разного возраста. Основная гипотеза заключалась в том, что существуют различия в выраженности склонности к социальному сравнению между теми, кто много и мало коммуницирует в сети. Обнаружено, что чем больше времени проводят пользователи в социальных сетях и чем они моложе, тем более у них выражена общая направленность на интер- и интрасубъектные виды сравнения и сравнение своего внешнего облика. Выявлено, что показатели направленности на сравнение себя со знакомыми людьми и сравнение себя в настоящем с собой таким, каким респондент мог бы быть, но не стал, статистически значимо различаются у двух категорий пользователей социальных сетей: некоммуникативные респонденты более склонны к таким видам субъектно-ориентированного сравнения, чем коммуникативные респонденты, при этом отсутствуют значимые различия между этими группами по ориентированности на сравнение себя с другими людьми по внешности.
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Субъектно-ориентированное сравнение представляет собой важнейший когнитивный процесс, осуществляемый субъектом во всей целостности его качеств, общающимся, деятельным и обладающим сознанием, позволяющим осуществлять рефлексию [2]. Этот процесс выражается в нахождении сходства и различия, во-первых, между собой и другими субъектами (интерсубъектное сравнение) и, во-вторых, между собой в разные временные промежутки или между собой в настоящем и своим желаемым, возможным и идеальным Я (интрасубъектное сравнение) [4].
Субъектно-ориентированное сравнение играет важную роль в процессах самопознания, самооценивания, осознания своего места среди других людей и успешного общения с ними, способствует формированию представлений о динамике собственной личности, самосовершенствованию и самореализации, имеет разнообразные аффективные последствия [14].
В последнее десятилетие одно из актуальных направлений прикладных исследований субъектно- ориентированного, и прежде всего интерсубъектного, сравнения касается пользователей социальных сетей (см.: [7; 9; 12; 18; 21–28; 31]).
Социальные сети насчитывают, согласно последнему отчету Global Digital Overview Report (2023, January) о состоянии цифровой сферы, 4,76 млрд пользователей, что составляет чуть менее 60% общей численности населения мира1. Социальные сети предоставляют широкий спектр инструментов, позволяющих удовлетворить потребность человека в общении, в получении разнообразной социальной информации, которая зачастую содержит идеализированные образы очень успешных, остроумных, привлекательных людей, формируя у пользователей этих сетей ошибочный взгляд на социальную реальность [27]. Сайты социальных сетей (SNS) позволяют пользователям создавать личный профиль и список онлайн-подключений, а также просматривать и взаимодействовать с потоком часто обновляемой информации. Соответственно, пользователи имеют широкие возможности при просмотре профилей и постов сравнивать себя с другими людьми с точки зрения статуса, опыта, достижений, способностей, эмоций, личностных характеристик, внешнего вида, популярности (см., например: [11; 16; 19; 23]). При этом сравнение может быть нисходящим (с кем-то менее успешным в определенном отношении), восходящим (с кем-то более успешным) или латеральным (с “равным”) [10]. Показано, что сравнение на платформах социальных сетей, как правило, имеет восходящий характер [28] и обусловлено склонностью их пользователей представлять себя там наиболее эффектным образом.
В литературе выделяются две общие категории пользователей социальных сетей: активные и пассивные. Активное использование социальной сети выражается в действиях, облегчающих прямой обмен человеком информацией с другими людьми, предполагает порождение информации (например, транслирование всех событий своей жизни или только ее определенных сторон) и включает в себя целенаправленный межличностный информационный обмен (например, отправку личного сообщения) или трансляцию (например, публикацию обновления статуса). Пассивное использование социальной сети, представляющее собой прежде всего потребление информации, означает наблюдение за онлайн-жизнью других пользователей без участия в прямом обмене информацией с ними (например, пролистывание новостных лент или просмотр профилей других пользователей) [27].
Взаимосвязь характера и степени активности человека в социальных сетях с его направленностью на сравнение себя с другими людьми является предметом ряда современных психологических исследований, в которых, в частности, показано, что эта связь двунаправленная: наиболее склонные к такого рода сравнению люди проводят больше времени в социальных сетях, а то, с чем они там сталкиваются, может способствовать более частому сравнению себя с другими людьми (см., например: [9]).
Согласно литературным данным (см., например: [7; 9; 12; 17; 23; 25]), при изучении активности в социальных сетях анализируются следующие основные показатели: 1) интенсивность использования социальных сетей, измеряемая с помощью соответствующей шкалы SMIS (Social Media Intensity Scale [15]) или отдельных утверждений, степень согласия с которыми необходимо отразить на шкале; 2) количество просматриваемых сообщений; 3) количество просматриваемых чужих профилей; 4) частота редактирования собственных профилей; 5) количество лайков и комментариев на посты; 6) количество друзей в социальной сети; 7) время, затрачиваемое на просмотр профилей и в целом на посещение платформы; 8) активный/пассивный вид поведения в социальной сети; 9) психологическая включенность в социальную платформу.
Многие из этих показателей соотносятся с направленностью на сравнение по способностям и мнениям, которая измеряется с помощью шкалы INCOM [18] или ее вариантов, c направленностью на восходящее или нисходящее сравнение, оцениваемой с помощью соответствующей шкалы [6], а также с объективными показателями частоты сравнений, осуществляемых в той или иной социальной сети.
Обнаружены положительные связи между направленностью на сравнение себя с другими людьми (по шкале INCOM) и: 1) частотой осуществления сравнений в Facebook2*, измеряемой через шкальную оценку респондентами степени согласия с утверждением “Я думаю, что часто сравниваю себя с другими людьми на Facebook*, когда читаю новости, новостные ленты или просматриваю чужие фотографии”; 2) интенсивностью использования Facebook*, измеряемой с помощью варианта шкалы SMIS (Social Media Intensity Scale); при отсутствии корреляций с количеством друзей в Facebook* [23]; 3) количеством часов в неделю, проведенных на этой платформе [29].
Результаты масштабного исследования, реализованного с участием 38 тыс. человек из 18 стран [9], в котором анализировались агрегированные данные журнала сервера, содержащие информацию об активности в Facebook*, свидетельствуют о том, что люди с более высокой направленностью на интерсубъектное сравнение, измеряемой с помощью модифицированного варианта шкалы INCOM, проводили больше времени на Facebook*, просматривали пропорционально больше социального контента на сайте, читали больше отзывов о постах друзей и имели больше друзей. Интересно, что результат, касающийся наличия положительной корреляции между количеством друзей в социальной сети и направленностью на интерсубъектное сравнение не соответствует тому, который получен другими авторами [23].
Более выраженная направленность на интерсубъектное сравнение (по шкале INCOM) оказалась значимо взаимосвязанной с более высокой частотой пассивного просмотра социальных сетей [12; 31], при возможном опосредовании этих взаимосвязей культурными нормами [13]; а также с более активным взаимодействием с друзьями [30; 31] и с более частым редактированием собственных профилей с целью представить себя в наилучшем свете (см., например: [12; 13]).
Ряд указанных показателей активности в социальных сетях соотносится также с направленностью на восходящее/нисходящее сравнение. Один из результатов исследования, проведенного с участием более чем 1300 пользователей социальных сетей [17], заключался в том, что интенсивность использования социальных сетей (по шкале SMIS) оказалась значимо больше в группе пользователей, характеризующейся большей направленностью на восходящее сравнение, чем в группе тех, у кого эта направленность была менее выражена.
В последние несколько лет внимание исследователей привлек феномен, обозначенный как проблематичное использование социальных сетей (Problematic social media use, PSMU), суть которого выражается в постоянном взаимодействии с социальными сетями, и озабоченность ими, несмотря на возникающие вследствие этого нарушения повседневного функционирования и/или психологический стресс [20]. Как правило, оценка выраженности этого феномена осуществляется с помощью шкал BFAS (Bergen Facebook Addiction Scale) и BSMAS (Bergen Social Media Addiction Scale) [8].
Например, показано, что чем более выражен феномен проблематичного использования социальных сетей (по шкале BSMAS), тем значимо более выражена направленность на сравнение себя с другими людьми по способностям (по шкале INCOM) [22; 24]; значимо менее выражена направленность на сравнение собственных и чужих мнений при отсутствии значимых взаимосвязей между выраженностью феномена PSMU и склонностью к восходящей/нисходящей формам сравнения. Таким образом, выраженность феномена PSMU по-разному взаимосвязана с направленностью на сравнение способностей и на сравнение мнений, и, кроме того, эта взаимосвязь опосредована видом платформ социальных сетей [24].
Необходимо отметить, что в большинстве приведенных выше исследований в качестве участников выступали респонденты молодого возраста, что не позволяло ставить задачу изучения возраста как звена во взаимосвязи активности в социальных сетях и направленности на интерсубъектное сравнение. Исключением является исследование [26], в котором обнаружено, что возраст отрицательно взаимосвязан с интенсивностью использования Facebook* и что эта взаимосвязь опосредована направленностью на сравнение себя с другими людьми, оцениваемой по шкале INCOM.
Таким образом, актуальность продолжения исследований по данной проблематике обусловлена наличием открытых вопросов и некоторых противоречивых данных, касающихся взаимосвязи выраженности направленности на интерсубъектное сравнение и показателей активности в социальных сетях. Кроме того, в настоящий момент данная проблема в России практически не изучена, несмотря на растущую популярность виртуального общения у отечественных пользователей разного возраста и социального статуса, что также обусловливает необходимость дальнейших исследований, ориентированных на изучение взаимосвязи направленности на субъектно-ориентированное сравнение и поведения в социальных сетях у разных категорий их пользователей.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ НА СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СРАВНЕНИЕ У РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Цель исследования заключалась в изучении различий в общей направленности на субъектно-ориентированное сравнение и специфической направленности на сравнение по внешности у разных категорий пользователей социальных сетей3.
Теоретическая гипотеза заключалась в том, что степень направленности на субъектно-ориентированное сравнение различна у разных категорий пользователей социальных сетей и зависит от возраста пользователей.
Эмпирические гипотезы исследования:
— чем больше времени проводят пользователи в социальных сетях, тем более у них выражена общая направленность на интер- и интрасубъектные виды сравнения и тем более у них выражена специфическая направленность на сравнение себя с другими людьми по параметру внешности;
— существуют значимые различия между высоко- и низкокоммуникативными пользователями социальных сетей в степени общей направленности на интер- и интрасубъектные виды сравнения и в специфической направленности на сравнение себя с другими людьми по параметру внешности;
— чем старше пользователи социальных сетей, тем менее у них выражена общая направленность на интер- и интрасубъектные виды сравнения и менее выражена специфическая направленность на сравнение себя с другими людьми по параметру внешности.
Задачи исследования: 1) изучить различия в общей направленности на интер- и интрасубъектные виды сравнения, а также в специфической направленности на сравнение себя с другими по параметру внешности у пользователей социальных сетей в связи со временем проведения и уровнем коммуникативности в сетях; 2) изучить возрастные детерминанты общей направленности пользователей социальных сетей на интер- и интрасубъектные виды сравнения и специфической направленности на сравнение себя с другими по параметру внешности.
МЕТОДИКА
Участники исследования. В исследовании принимали участие 155 женщин и мужчин в возрасте 20–55 лет, женщины составили 80% выборки, мужчины — 20%. Все респонденты проживают на территории РФ и являются пользователями социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники, ЯндексДзен, ЖЖ и др.).
Процедура исследования. Все респонденты заполняли опросники, размещенные в электронном виде, после предварительной договоренности об участии в исследовании и ознакомления с его условиями. Порядок заполнения диагностических инструментов был следующим: авторская анкета “Пользователь социальных сетей”, опросник РООСС, русскоязычная версия шкалы “Сравнение физической внешности”.
Авторская анкета “Пользователь социальных сетей”, разработанная А.А. Волковой и Н.Г. Артемцевой4, содержит вопросы, позволяющие выявить виды используемых социальных сетей, возраст пользователей, количество времени, проводимого в социальных сетях, и тип коммуникации в них. В рамках исследования анализировались ответы респондентов на следующие вопросы:
- Являетесь ли Вы пользователем социальных сетей? Варианты ответов: а) да; б) нет.
- Сколько времени в день Вы проводите в социальных сетях? Варианты ответов: а) менее 1 ч — “0”; б) 2–3 ч — “1”; в) больше 3 ч — “2”.
- Какими социальными сетями Вы пользуетесь?
- Насколько Вы коммуникативны в интернете: а) некоммуникативен(-на), зарегистрировался(-лась) сам(-а) не знаю зачем — мало общаюсь с людьми, не завожу новые знакомства; б) почти некоммуникативен(-на), предпочитаю общение только со знакомыми людьми (друзьями, родственниками, коллегами); в) слабо коммуникати- вен(-на), общаюсь со знакомыми людьми, периодически завожу новые знакомства, но редко сам(-а) проявляю инициативу в коммуникации; г) в меру коммуникативен(-на), общаюсь со знакомыми людьми, завожу новые знакомства, но не сильно увлекаюсь в пополнении френд-ленты, особенно мало интересующими меня и малознакомыми людьми; д) коммуникативен(-на), много общаюсь в сети, иногда даже чаще, чем “в реальном времени” (это касается и друзей), легко завожу новые знакомства, поддерживаю контакты, участвую в мероприятиях; ж) очень коммуникативен(-на), предпочитаю общение в сети общению в реальном времени, часто завожу новые знакомства, общаюсь со старыми знакомыми и новыми людьми, общаюсь на форумах, в группах и сообществах, много комментирую и т.д.
Опросник РООСС [5] состоит из 12 утверждений, касающихся соотнесения человеком себя с разными категориями социальных референтов. Одна часть утверждений характеризует интерсубъектное сравнение, т.е. сравнение человеком себя с другими людьми, знакомыми и незнакомыми. Другая часть имеет отношение к интрасубъектному сравнению, т.е. сравнению человеком себя в настоящем и прошлом; себя в настоящем с таким, каким он хочет, может, боится быть в будущем; с таким, каким мог бы стать, но не стал, должен стать, но не стал; со своим идеальным Я. Респонденты должны указать, как часто они осуществляют содержащиеся в утверждениях виды сравнения, используя 5-балльную шкалу (0 — никогда не сравниваю; 4 — сравниваю все время). В опроснике выделены три фактора: фактор 1 объединяет высказывания, касающиеся сравнения себя с самим собой; фактор 2 — высказывания, касающиеся сравнения себя со знакомыми людьми; фактор 3 — высказывания, касающиеся сравнения себя с незнакомыми людьми. Подсчитываются показатели по каждому из трех факторов и общих показатель направленности на субъектно-ориентированное сравнение (каждый из показателей представляет собой сумму баллов по соответствующим шкалам).
Русскоязычная версия шкалы “Сравнение физической внешности” PACS-R [1] позволяет диагностировать специфическую направленность на сравнение человеком себя с другими людьми по внешности. Шкала состоит из 11 утверждений, касающихся сравнения человеком себя с другими людьми в разных жизненных ситуациях: по внешности — находясь на людях, в спортзале; по размеру тела — при знакомстве с человеком того же пола, на работе или учебе; по фигуре — на работе или учебе, на вечеринке, общаясь с друзьями; по жировой прослойке тела — находясь на людях, в ресторане; по весу — находясь в магазине одежды, общаясь с друзьями. Респонденты должны указать, как часто они осуществляют содержащиеся в утверждениях виды сравнения, используя 5-балльную шкалу (0 — никогда не сравниваю; 4 — всегда). Подсчитывается средняя оценка — интегральный показатель направленности на сравнение по внешности. Чем выше оценка, тем более склонен человек сравнивать свою внешность с внешностью других.
Статистическая обработка данных. При обработке результатов исследования использовались параметрические методы анализа данных — коэффициент корреляции Пирсона и Т-критерий Стьюдента для сравнения выборок (Statistica 7.0).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Описательная статистика. Исходя из результатов анкетирования было выявлено, что 83% наших респондентов проводили в социальных сетях более 2 ч в день. Эти данные совпадают с результатами, представленными в Digital Global Overview Report, согласно которым в 2021–2022 гг. (когда было выполнено наше исследование) житель России проводил в интернете в среднем 2 ч 28 мин. Более половины респондентов (60%) являлись пользователями двух социальных сетей, 20% респондентов — пользователями трех социальных сетей и только 20% опрошенных — пользователями одной социальной сети. Такой результат свидетельствует о существенной широте охвата респондентами цифрового пространства.
По показателям коммуникативности среди всей выборки 7 человек сообщили об отсутствии какого-либо общения в социальных сетях, они только зарегистрировались в некоторых социальных сетях и никогда не заходили туда. Соответственно, для анализа использовались данные 148 участников исследования, которые были разделены на две группы в соответствии с ответами на вопрос анкеты относительно их коммуникативности в интернете. В группу высококоммуникативных вошли респонденты (66 человек), которые, по их субъективной оценке, много общались в социальных сетях, иногда даже чаще, чем “в реальном времени”, заводили новые знакомства, поддерживали контакты, участвовали в мероприятиях и часто предпочитали общение в сети общению в реальном времени, много комментировали. В группу низкокоммуникативных вошли 82 респондента, которые предпочитали общение только с близкими людьми, почти не заводили новые знакомства и редко сами проявляли инициативу в коммуникации.
Анализ результатов исследования заключался в следующем.
На первом этапе проводилась оценка связей направленности на общее субъектно-ориентированное сравнение и специфическое сравнение по параметру внешности с возрастом респондентов и временем, которое они проводят в социальных сетях.
Согласно критерию Пирсона, интегральный показатель общей направленности на субъектно-ориентированное сравнение отрицательно коррелирует (при p < 0.05) с возрастом респондентов (r = -0.4) и положительно со временем, проводимым в социальных сетях (r = 0.3). Аналогичным образом направленность на сравнение себя с другими людьми по внешности отрицательно коррелирует с возрастом (r = -0.2) и положительно со временем, проводимым в социальных сетях (r = 0.3).
Интересно, что при анализе дифференцированных показателей по отдельным факторам и пунктам опросника РООСС показано, что направленность человека на сравнение себя со знакомыми, друзьями и сексуальными партнерами никак не связана ни с возрастом, ни с временем, проводимым в социальных сетях. А вот направленность на сравнение себя с посторонними людьми значимо положительно коррелирует со временем, проводимым в социальных сетях (r = 0.2 при p < 0.05), но значимо не связана с возрастом.
Таким образом, чем старше пользователи социальных сетей, тем менее у них выражена общая направленность на интер- и интрасубъектные виды сравнения, а также специфическая направленность на сравнение себя с другими людьми по параметру внешности. При этом чем дольше по времени проводят пользователи в социальных сетях, тем более у них выражена общая направленность на интер- и интрасубъектные виды сравнения, а также специфическая направленность на сравнение себя с другими людьми по параметру внешности. Эти результаты согласуются с данными, полученными другими исследователями [9]. Возможно, такие результаты исследования связаны с тем, что чем старше становятся люди, тем более сформированным становится их представление о себе и, соответственно, снижается необходимость в сравнении с целью самопознания.
На втором этапе был проведен сравнительный анализ выраженности общей направленности на субъектно-ориентированное сравнение и специфической направленности на сравнение по внешности в группах низко- и высококоммуникативных пользователей социальных сетей. Оказалось, что в группе низкокоммуникативных пользователей социальных сетей по сравнению с группой высококоммуникативных пользователей значения интегрального показателя и показателей по трем факторам субъектно-ориентированного сравнения несколько выше, при отсутствии соответствующих значимых различий, оцениваемых с помощью Т-критерия Стьюдента. Таким образом, направленность на сравнение себя с другими людьми и с самим собой, проявляющаяся в жизни вообще и неспецифицированная для поведения в сетях, возможно, является особенностью, не связанной с включенностью в общение как процесс взаимного обмена образами и представлениями в цифровой среде.
Далее группы низко- и высококоммуникативных пользователей социальных сетей сравнивались с точки зрения оценок по каждому высказыванию опросника РООСС, соответствующему направленности на сравнение с определенным референтом, а также по общему показателю шкалы “Сравнение физической внешности”. Результаты сопоставления степени направленности на сравнение себя с разными референтами у двух категорий людей, дифференцируемых по степени коммуникативности в социальных сетях, были проверены на наличие статистически значимых различий. Статистическая проверка по Т-критерию Стьюдента показала значимость различий только в отношении направленности на сравнение себя со знакомыми людьми (Т = 2.4 при р = 0.01) и на сравнение себя в настоящем с собой таким, каким мог бы быть, но не стал (Т = 3.03 при р = 0.002). Низкокоммуникативные респонденты оказались значимо более склонны к таким видам субъектно-ориентированного сравнения, чем высококоммуникативные, при отсутствии различий между этими группами по направленности на сравнение себя с другими людьми по внешности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществляя сравнение себя с другими людьми и себя с самим собой, человек выстраивает свою Я-концепцию, имеющую когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Это взаимосвязано с особенностями презентации себя в процессе коммуникации в социальных сетях, изучение особенностей которой является в настоящий момент актуальным.
Коммуникация в социальных сетях рассматривалась в работе как особый вид общения, с опорой на взгляды Б.Ф. Ломова о том, что в общении люди обмениваются своими образами и представлениями [3]. Соответственно, дифференцировались высококоммуникативные пользователи социальных сетей, которые активно общаются на форумах, в группах и сообществах, и низкокоммуникативные пользователи, редко проявляющие инициативу в коммуникации.
Исходя из того что люди в разной степени могут быть склонны к субъектно-ориентированному сравнению в целом и к специфическому сравнению себя с другими людьми по внешности, в исследовании, проведенном на широкой с точки зрения возраста выборке, была сделана попытка сопоставить выраженность этих склонностей у разных категорий пользователей социальных сетей в зависимости от их возраста, времени, затраченного на общение в сетях, и степени коммуникативности.
При анализе взаимосвязей возраста и времени, проводимого в социальных сетях, с выраженностью направленности на субъектно-ориентированное сравнение и сравнение себя по внешности были обнаружены закономерности, подтверждающие наши эмпирические гипотезы. При этом предположение, что выраженность склонности к субъектно-ориентированному сравнению у тех, кто много и мало коммуницирует в сети, может быть разной, подтверждена лишь частично.
ВЫВОДЫ
- Время, которое проводят в социальных сетях их пользователи, положительно взаимосвязано с их общей направленностью на субъектно-ориентированное сравнение, с направленностью на специфические виды сравнения себя со знакомыми и с незнакомыми людьми, а также с направленностью на сравнение себя по внешности.
- Выраженность направленности на сравнение себя с другими людьми по внешности, а также общей направленности на субъектно-ориентированное сравнение и ее отдельные виды отрицательно взаимосвязаны с возрастом пользователей цифровой среды.
- Различия между низко- и высококоммуникативными пользователями социальных сетей подтверждены только в отношении выраженности направленности на сравнение ими себя со знакомыми людьми и себя с самим собой.
Одним из ограничений исследования является отсутствие дифференцированного анализа соответствующих закономерностей у респондентов разного пола и определенных возрастных периодов. Это составляет одну из перспектив дальнейшей работы. Другая перспектива исследований касается разработки системы объективных показателей коммуникативности в социальных сетях с последующим соотнесением значений этих показателей с направленностью на субъектно-ориентированное сравнение.
1 https://datareportal.com/reports/digital-2023-global-overview-report (дата обращения: 01.03.2023).
2 * Социальная сеть Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.
3 В сборе данных принимала активное участие магистрантка Волкова А.А. при проведении исследования для ВКР под руководством Артемцевой Н.Г.
4 Анкета разработана в рамках исследования для ВКР магистра Волковой А.А. под научным руководством Артемцевой Н.Г.
Об авторах
Н. Г. Артемцева
ФБУН Институт психологии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: artemcevang@ipran.ru
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории познавательных процессов и математической психологии
Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1Е. С. Самойленко
ФБУН Институт психологии РАН
Email: elena.samoylenko@ipran.ru
доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории познавательных процессов и математической психологии
Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1Список литературы
- Артемцева Н.Г., Самойленко Е.С. Шкала “Сравнение физической внешности”: апробация на российской выборке // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 4. С. 110–119.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2003.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Избранные психологические труды. М.-Воронеж: МПСИ-НПО “МОДЕК”, 1996.
- Самойленко Е.С. К проблеме систематизации видов сравнения в психологии // Познание и переживание. 2023. Т. 4. № 2. С. 6–19.
- Самойленко Е.С. Процесс сравнения в системах познания, общения и личности: Дис. … д-ра психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 2012.
- Allan S., Gilbert P. A social comparison scale: Psychometric properties and relationship to psychopathology // Personality and Individual Differences. 1995. V. 19 (3). P. 293–299. doi: 10.1016/0191-8869(95)00086-L
- Andreassen C., Billieux J., Griffiths M., Kuss D., Demetrovics Z., Mazzoni E. et al. The relationship between addictive use of social media and video games and symptoms of psychiatric disorders: A large-scale cross-sectional study // Psychology of Addictive Behaviors. 2016. № 30. P. 252–262. doi: 10.1037/adb0000160
- Andreassen C.S., Torsheim T., Brunborg G.S., Pallesen S. Development of a Facebook addiction scale // Psychological Reports. 2012. № 110 (2). P. 501–517. doi: 10.2466/02.09.18.PR0.110.2.501-517
- Burke M., Cheng J., de Gant B. Social Comparison and Facebook: Feedback, Positivity, and Opportunities for Comparison // Proceedings of the 2020 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. N.Y.: Association for Computing Machinery, 2020.
- Buunk A.P., Gibbons F.X. Social comparison: The end of a theory and the emergence of a field // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2007. V. 102 (1). P. 3–21.
- Chae J. Virtual makeover: Selfie-taking and social media use increase selfie-editing frequency through social comparison // Computers in Human Behavior. 2017. V. 66. P. 370–376.
- Cheng J., Burke M., de Gant B. Country differences in social comparison on social media // Proceedings of the ACM on Human-Computer Interaction. 2021. V. 4. № CSCW3. P. 1–26.
- Chua Trudy Hui Hui, Chang Leanne. Follow me and like my beautiful selfies: Singapore teenage girls’ engagement in self-presentation and peer comparison on social media // Computers in Human Behavior. 2016. № 55. P. 190–197.
- Crusius J., Corcoran K., Mussweiler Th. Social Comparison: A Review of Theory, Research, and Applications // Theories in Social Psychology / D. Chadee (Ed.). Wiley-Blackwel, 2022. P. 165–187.
- Ellison N.B., Steinfield C., Lampe C. The benefits of Facebook “friends:” Social capital and college students’ use of online social network sites // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. V. 12 (4). P. 1143–1168. doi: 10.1111/j.1083-6101.2007.00367.x
- Feinstein B.A. et al. Negative social comparison on Facebook and depressive symptoms: Rumination as a mechanism // Psychology of popular media culture. 2013. V. 2. № 3. P. 161.
- Festinger L. A theory of social comparison processes // Human relations. 1954. № 7. P. 117–140.
- Gibbons F.X., Buunk A.P. Individual differences in social comparison: development and validation of a measure of social comparison orientation // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. № 76 (1). P. 129–142.
- Gomez M. et al. Do you dare to compare? The key characteristics of social media users who frequently make online upward social comparisons // International Journal of Human-Computer Interaction. 2022. V. 38. № 10. P. 938–948.
- Griffiths M.D., Kuss D.J., Demetrovics Z. Social networking addiction: An overview of preliminary findings // Behavioral Addictions. 2014. № 1. P. 119–141.
- Haferkamp N., Krämer N.C. Social comparison 2.0: Examining the effects of online profiles on social-networking sites // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2011. V. 14. № 5. P. 309–314.
- Kim H., Schlicht R., Schardt M., Florack A. The contributions of social comparison to social network site addiction // PLos One. 2021. V. 16 (10). Art. e0257795. doi: 10.1371/journal.pone.0257795
- Lee S.Y. How do people compare themselves with others on social network sites? The case of Facebook. // Computers in Human Behavior. 2014. № 32. P. 253–260.
- Lewin K.M., Ellithorpe M.E., Meshi D. Social com- parison and problematic social media use: Relation- ships between five different social media platforms and three different social comparison constructs // Personality and Individual Differences. 2022. № 199. P. 111865.
- Lup K., Trub L., Rosenthal L. Instagram# instasad?: exploring associations among instagram use, depressive symptoms, negative social comparison, and strangers followed // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2015. V. 18. № 5. P. 247–252.
- Ozimek P., Bierhoff H.W. Facebook use depending on age: the influence of social comparisons // Computers in Human Behavior. 2016. № 61. P. 271–279.
- Verduyn P., Gugushvili N., Massar K., Täht K., Kross E. Social comparison on social networking sites // Current opinion in psychology. 2020. № 36. P. 32–37.
- Vogel E.A., Rose J.P., Roberts L.R. et al. Social comparison, social media, and self-esteem // Psychology of Popular Media Culture. 2014. № 3. P. 206–222.
- Vogel E.A., Rose J.P., Okdie B.M. et al. Who compares and despairs? The effect of social comparison orientation on social media use and its outcomes // Personality and Individual Differences. 2015. № 86. P. 249–256.
- Yang C.-C. Interact and browse on social media, but don’t compare: Instagram use, loneliness, and social comparison orientation // Cyberpsychology, Behavior, & Social Networking. 2016. № 19 (12). P. 703–708. doi: 10.1089/cyber.2016.0201.
- Yang C., Robinson A. Not necessarily detrimental: Two social comparison orientations and their associations with social media use and college social adjustment // Computers in Human Behavior. 2018. № 84. P. 49–57. DOI: 10.1016/j. chb.2018.02.020
Дополнительные файлы
