Качество оказываемых фармацевтических услуг населению Иркутской области как основа формирования потребительских предпочтений

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Введение. Важное значение для работы аптечной организации имеет восприятие потребителем качества оказанной ему фармацевтической услуги. Стабильный уровень удовлетворенности и повторяющийся позитивный опыт посещения аптеки составляют основу формирования лояльности, поэтому для достижения успеха необходимы регулярное изучение и мониторинг указанных параметров.

Цель исследования. Анализ степени удовлетворенности населения Иркутской области качеством оказываемых фармацевтических услуг.

Материал и методы. Базу для проведения исследования составили аптечные организации Иркутской области различных форм собственности. Для получения данных был использован опросный метод (анкетирование). Опрос проводился среди активных потребителей, которые совершили покупку или воспользовались другими услугами аптеки. Обработка данных проведена с помощью MS Excel. С целью выявления значимых различий внутри групп респондентов был проведен многофакторный дисперсионный анализ PERMANOVA.

Результаты. Проведен анализ факторов, с учетом которых потребители отдают предпочтение аптеке, выявлены различия внутри групп респондентов по возрасту и социальному статусу. Для оценки уровня удовлетворенности использовался определенный набор критериев, каждый из которых оценивался потребителями по 5-балльной шкале. По каждому из критериев рассчитаны средний балл и индекс удовлетворенности потребителей (CSAT). Определены слабые стороны в работе аптеки, оказывающие влияние на уровень удовлетворенности потребителей.

Заключение. Результаты исследования определяют необходимость регулярного проведения мониторинга уровня удовлетворенности потребителей качеством и условиями фармацевтического обслуживания. Предложено проводить оценку качества фармацевтических услуг, принимая во внимание уровень ожидаемого и воспринимаемого качества услуг с точки зрения потребителя.

Об авторах

Александра Александровна Клименкова

ФГБОУ ВО Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России

Email: al.mas@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-7984-3531

аспирант кафедры управления и экономики фармации

Россия, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, д. 1

Анна Анатольевна Скрипко

ФГБОУ ВО Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России

Email: anna_kulakova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5844-4988

кандидат фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики фармации

Россия, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, д. 1

Лев Николаевич Геллер

ФГБОУ ВО Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России

Email: levng@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3598-6514

доктор фармацевтических наук, профессор, профессор кафедры управления и экономики фармации

Россия, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, д. 1

Надежда Александровна Арефьева

ФГБОУ ВО Иркутский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: arefieva.n4@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2222-4518

магистр кафедры физико-химической биологии, биоинженерии и биоинформатики биолого-почвенного факультета

Россия, 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 1

Список литературы

  1. Демцура С.С. Теоретико-методологические аспекты проблемы оценки удовлетворенности клиентов. Вестник Челябинского государственного университета. 2017; 4: 7–14.
  2. Пиханова С.А. Методика оценки удовлетворенности клиентов: измерение ожидаемого и воспринимаемого качества обслуживания. Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2016; 2: 39–44.
  3. Al-Jumaili A., Ameen I., Alzubaidy D. Influence of pharmacy characteristics and customer quality of life on satisfaction of community pharmacy customers. Innovations in pharmacy. 2020; 11 (1): 13. doi: 10.24926/iip.v11i1.2434.
  4. Guhl D., Blankart K., Stargardt T. Service quality and perceived customer value in community pharmacies. Health services management research. 2019; 32 (1): 36–48. doi: 10.1177/0951484818761730.
  5. Malewski D., Ream A., Gaither C. Patient satisfaction with community pharmacy: comparing urban and suburban chain-pharmacy populations. Research in social and administrative pharmacy. 2015; 11 (1): 121–8. doi: 10.1016/j.sapharm.2014.05.001.
  6. Барсегян А.Б., Назарян Л.Г., Симонян М.Г., Тадевосян А.Э. Доверие и удовлетворенность потребителей услугами, предоставленными персоналом аптек: поперечное исследование. West Kazakhstan Medical Journal. 2020; 2 (62): 157–63.
  7. Ильясов Ф.Н. Алгоритмы формирования выборки социологического опроса. Социальные исследования. 2017; 2: 60–75.
  8. Гржибовский А.М., Иванов С.В. Поперечные (одномоментные) исследования в здравоохранении. Наука и здравоохранение. 2015; 2: 5–18.
  9. Суханова, А.Н. Методы расчета индекса удовлетворенности потребителя. Синергия Наук. 2020; 43: 521–5.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Анализ факторов, воздействующих на выбор потребителем аптечной организации

Скачать (57KB)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».