Развитие системы образования: конституционный вектор идентичности
- Авторы: Кабышев С.В.1,2
 - 
							Учреждения: 
							
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
 - Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА)
 
 - Выпуск: № 10 (2025)
 - Страницы: 142-150
 - Раздел: Право и образование
 - URL: https://medbiosci.ru/1026-9452/article/view/327951
 - DOI: https://doi.org/10.31857/S1026945225100131
 - ID: 327951
 
Цитировать
Аннотация
В статье с конституционно-правовых позиций исследуется идентичность системы российского образования как один из ключевых элементов суверенного государственного развития. Разграничивая категории национальной и конституционной идентичности, идеально-нормативное и фактически социальное в их понимании, автор утверждает, что Россия, переосмысливая свою цивилизационную уникальность, движется в конституционном процессе к более полной формализации исторически сложившихся ценностей и представлений, определяющих систему образования, придания им регулирующего характера и механизмов защиты, что должно получить адекватное отражение при разработке в настоящее время стратегии развития образования. Конституционная идентичность национальной системы образования определяется как совокупность сущностных параметров системы образования, обусловленных ценностями, принципами, целями, языковой и цивилизационной самобытностью народа, явно или имплицитно закрепленных в Конституции и вытекающих из национального наследия. Ключевыми характеристиками этой идентичности являются: фундаментальность, единство обучения и воспитания, дисциплина, связь с жизненностью, стремление к прогрессу. Подчеркивается центральная роль педагога, обсуждаются возможности и риски внедрения технологий искусственного интеллекта как инструмента, но не ценности самой образовательной модели.
Об авторах
С. В. Кабышев
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА)
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: svkabyshev@mail.ru
				                					                																			                								 				                								г. Москва; г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9						
Список литературы
- Бондарь Н. С. Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии. Сер. «Библиотечка судебного конституционализма». Вып. 3. 2-е изд., доп. М., 2014.
 - Виноградова Е. В., Данилевская И. Л., Патюлин Г. С. Юридические наука и образование как элементы российской конституционно-правовой идентичности // Образование и право. 2022. № 6. С. 100–108.
 - Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. М., 1983. С. 211.
 - Зорькин В. Д. Лекции о праве и государстве. СПб., 2024. С. 28.
 - Колюшин Е. И. Феномен страны-цивилизации в зеркале конституционного права России // Государство и право. 2025. № 2. С. 24–31.
 - Лазарев В. В. Идеология конституционного реформирования правовой системы Российской Федерации // Журнал росс. права. 2021. № 4. С. 7.
 - Лотман Ю. М. Чему учатся люди. Статьи и заметки. М., 2009.
 - Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. М., 1983. Т. 1. С. 12.
 - Менделеев Д. И. Заветные мысли. СПб., 1903–1905. С. 251.
 - Плешакова А. Ю. К определению понятия идентичности национальной системы профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 4. С. 671–679.
 - Разумов В. И. Образование XXI века: в поисках новой идентичности // Философия образования. 2023. Т. 23. № 2. С. 23–36.
 - Саратовский проект Конституции России / предисл. В. Т. Кабышева. М., 2006.
 - Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 10 т. Т. 2 «Педагогические статьи 1857–1861 гг.». М. – Л., 1948. С. 161, 162, 165.
 
Дополнительные файлы
				
			
						
						
						
					
						
									


