Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта в современных условиях
- Авторы: Безпалов В.В.1, Жариков Р.В.2, Кучерявенко С.А.3
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
- ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 64-74
- Раздел: ЭКОЛОГИЯ
- URL: https://medbiosci.ru/1990-9047/article/view/278251
- DOI: https://doi.org/10.17277/voprosy.2024.02.pp.064-074
- ID: 278251
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлен анализ ряда макроэкономических показателей, характеризующих ситуацию в экономике. Предложены общие подходы к выстраиванию алгоритма управления рисками организации, а также этапы построения комплексной системы экономической безопасности предприятия (организации) в современных сложившихся условиях.
Полный текст
Введение
Хозяйствующие субъекты стараются обеспечить свою экономическую безопасность в целях сохранения доли рынка, бизнеса, квалифицированных сотрудников и положительных показателей экономического роста организации. Однако в условиях сложившихся беспрецедентных санкций на Российскую Федерацию со стороны США и западных европейских стран, выполнение вышеуказанных задач становится гораздо сложнее из-за использования нетрадиционного сырья, поиска новых партнеров и логистических маршрутов, увеличения цикла оборачиваемости и других экономических показателей деятельности организации. В исследовании представлен анализ ряда макроэкономических показателей, характеризующих ситуацию в экономике, предложены общие подходы к выстраиванию алгоритма управления рисками организации, а также этапы построения комплексной системы экономической безопасности предприятия (организации) в современных сложившихся условиях [1].
Сегодня многие предприятия реального сектора экономики ощутили на себе давление санкций. Все больше становится очевидным, что настало время уделить пристальное внимание всем хозяйствующим субъектам на уровне законодательной составляющей, защищая все сектора экономики не просто на словах об импортозамещении, но и гарантируя им внеконкурентные преимущества [2]. Речь идет о том, что, с одной стороны, декларируется вектор на поддержку промышленных предприятий с учетом приоритетных задач в сферах материального производства на развитие отечественных предприятий и расширенное воспроизводство, при этом не обращая внимание на то, как конкуренты из дружественных стран «наступают нам на пятки» [3]. Все прекрасно понимают, что заявленные приоритетные направления в государственной стратегии являются в корне правильными и верными, а соответственно, все государственные институты должны быть нацелены на их достижение [4]. Это должно достигаться не только на региональном уровне (регион не в силах решить все возникающие проблемы), но и на законодательном.
Необходимо пояснить, что почти все предприятия с учетом санкционного давления и выхода из глобальных экономических отношений сталкиваются с тем, что им становятся недоступны более дешевые кредиты в иностранной валюте, приходится в корне менять логистику поставок комплектующих, порой менять полностью свою продукцию под новые (альтернативные) комплектующие, а также рассматривать возможности использовать на этапах передела новые виды сырья и материалов [5]. Все это, несомненно, требует абсолютно иных подходов к менеджменту качества в процессе производства, а также проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в целях избежать падения качественных параметров продукции, а также возможности удержать клиентскую базу и рынок сбыта. Естественно, что появившаяся крайняя необходимость в проведении НИОКР, а зачастую, и в разработке нового вида продукции – изделия с применением иного сырья, материалов и комплектующих, никак не может снижать себестоимость продукции. В свою очередь, ценовая политика и ее структура – весьма чувствительные факторы, отвечающие за спрос и предложение на рынке [6].
Методика исследования
На современном этапе государственное внимание и заботу должны получать не только малый бизнес, но крупные компании, так как именно они являются градообразующими предприятиями и несут значимую социальную нагрузку, обеспечивая занятость и доходность населения, что в значительной мере позволяет не допускать в регионах и в целом по стране социальной напряженности [7]. Пожалуй, все понимают, что малый бизнес может существовать лишь сателлитом крупного. И только крупный бизнес и объединение предприятий способны на синергетический эффект от масштабов производства, позволяя себе дорогостоящие НИОКР и содержание лабораторий, отраслевые научно-исследовательские институты (НИИ), продлевая жизненные циклы продукции, прибегая к апгрейдам и модернизации, а также разработку новых видов продукции на инновационных технологиях.
По существу, только крупный бизнес способен к научно-техническому прогрессу, коммерциализации открытий фундаментальной науки посредством их приложений в производстве в различных отраслях. Становится очевидным, что в России на современном этапе антиглобализации необходимо уделить пристальное внимание именно производственным процессам на крупных предприятиях и объединениях, помогая и законодательно защищая их, чтобы те новые возможности, которые появились в отечественной экономике, способствовали росту отечественного производства, производительности труда и занятости населения, а не превратились в новую зависимость экономики России!
Сегодня многие производители практически всех отраслей констатируют тот факт, что существует необходимость перехода на новые виды сырья и материалов, другие стандарты по комплектующим, что в значительной степени может на первых этапах снижать производительность труда, увеличивать длительность циклов оборачиваемости и потребность в объемах оборотного капитала. Парадокс заключается в том, что поднятие ставки рефинансирования Банком России не только никак не способствует стратегическим задачам развития экономики и экономическому росту, так как снижение инфляции, на которую делает акцент Центробанк, не входит в вышеназванные пункты стратегического развития, да и снижение инфляционных процессов носит весьма недолгосрочный эффект [8].
Что же касается ситуации в ряде отраслей, то здесь это можно проиллюстрировать на легкой промышленности России, в которой в России официально занято порядка 295 тыс. человек, а с уходом западных компаний их число снизилось. Например, по данным телевизионного канала РБК, в Индии в данной сфере занято более 45 млн работников, что в 158 раз больше, чем в легкой промышленности РФ, в Китае – в 1,5 раза больше, чем в Индии. Поэтому можно констатировать тот факт, что в данной отрасли нет импортозамещения. Продемонстрируем на других примерах, которые отражают степень незащищенности отечественного производителя от конкуренции других дружественных стран: у нас стала полностью невыгодна переработка кожи, шерсти, льна, хлопка и других видов сырья легкой промышленности, так как производители имеют на вооружении технологии пятидесятилетней давности, а обновление основных фондов нереально с такой ставкой рефинансирования, таким положением в отечественном станкостроении, когда порой станки приобретаются в Северной Корее (разработки станков с ЧПУ времен СССР, доработанные на элементной базе КНР), с такой цикличностью производства и его локализацией. Можно сделать логический вывод, что должны быть не просто заявленные пункты в стратегии развития экономики, но и целые государственные программы по восстановлению отраслей народного хозяйства [9]. К сожалению, ни Китай, ни Индия, ни какие-либо другие дружественные страны не заинтересованы в этом, им выгодна наша «болезнь Гронингена» и экономическая зависимость по ряду отраслей! Иллюзии по самозанятости и малому бизнесу не будут способствовать научно-техническому прогрессу и глобальному росту экономики, это лишь способ временно снизить социальную напряженность и вывести из тени структуру доходности населения России [10]. Кто точно способен реально наполнить бюджет страны – так это только крупный сектор экономики.
На государственном уровне необходимы беспрецедентные срочные меры по законодательной защите производственных секторов экономики России во всех отраслях. Сегодня проигрыш в крупном конкурсе (тендере) отечественного производителя может привести не только к потере рабочих мест, но и социальной напряженности в регионе, процессам внутренней и внешней миграции населения в поисках работы и дохода, неравномерному распределению населения и производства на территории России, и без того неравномерно заселенной, вымиранию населенных пунктов не только в сельской местности, но и в малых городах, а также к негативным процессам урбанизации.
Например, когда по причине санкций, и как следствие, отсутствия ряда комплектующих фирм Bosch и Siemens по высокоатмосферной топливной аппаратуре, чипов и бортовых компьютеров, пришлось остановить конвейер, якобы полностью отечественного автомобиля LadaVesta со 100%-м отечественным двигателем ВАЗ-21129! Все это говорит об отсутствии локализации производства и замкнутости цикла, и, как следствие, о потере экономической безопасности на национальном уровне.
Что касается обратного эффекта от санкций европейских стран, то можно констатировать примеры локализации производства в третьих странах. Так, например, Volkswagen из-за дороговизны сырья объявил о вынужденной локализации производства в КНР.
Необходимо отметить, что в современных условиях экстенсивный рост экономики возможен только за счет привлечения мигрантов, так как демографическая составляющая по ряду причин находится на очень низком уровне и по всей стране наблюдается кадровый голод. Интенсивный же рост экономики возможен посредством перехода на инновационные методы организации производства с применением высокотехнологичной механизации, автоматизации и цифровизации (компьютеризации) [11]. Авторами проведен анализ динамики ряда показателей за 15 лет, что отражено в табличных значениях и на графиках соответственно.
Если рассмотрим по экстремумам все значения показателей ставки рефинансирования в приведенной табл. 1, то соответственно получим следующий за табличными значениями график (рис. 1) [12].
Рис. 1. График динамики ставки рефинансирования за 2008 – 2023 гг.
Таблица 1
Показатели экстремумов ставки рефинансирования в период с 2008 – 2023 гг., %
Год | Ставка рефинансирования |
2008 | 13 |
2009 | 9 |
2010 | 8 |
2011 | |
2012 | |
2013 | 5,5 |
2014 | 10,5 |
2015 | 11,5 |
2016 | 10,5 |
2017 | 8,25 |
2018 | 7,5 |
2019 | 6,5 |
2020 | 4,5 |
2021 | 7,5 |
2022 | 8 |
2023 | 16 |
Аналогичным образом по показателям экстремумов проанализируем значения изменений в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны (табл. 2, рис. 2) [12].
Рис. 2. График динамики ВВП за 2008 – 2023 гг.
Таблица 2
Динамика уровня ВВП в период с 2008 – 2023 гг., %
Год | Динамика ВВП |
2008 | 5,2 |
2009 | – 7,8 |
2010 | 4,5 |
2011 | 4,3 |
2012 | 4,0 |
2013 | 1,8 |
2014 | 0,7 |
2015 | – 2,0 |
2016 | 0,2 |
2017 | 1,8 |
2018 | 2,8 |
2019 | 2,2 |
2020 | – 2,7 |
2021 | 5,6 |
2022 | – 2,1 |
2023 | 3,2 |
Следующий показатель – уровень инфляции, так как все действия Банка России в первую очередь нацелены на снижение данной макроэкономической составляющий, поэтому весьма интересен эффект воздействия ставки рефинансирования на эпюры графика инфляции (табл. 3, рис. 3) [13].
Рис. 3. Динамика уровня инфляции за 2008 – 2023 гг.
Таблица 3
Динамика уровня инфляции в период с 2008 – 2023 гг., %
Год | Уровень инфляции |
2008 | 13,28 |
2009 | 8,8 |
2010 | 8,78 |
2011 | 6,1 |
2012 | 6,58 |
2013 | 6,45 |
2014 | 11,36 |
2015 | 12,91 |
2016 | 5,4 |
2017 | 2,5 |
2018 | 4,3 |
2019 | 3,0 |
2020 | 4,9 |
2021 | 8,39 |
2022 | 11,94 |
2023 | 7,5 |
В целях анализа долгосрочного воздействия на показатели занятости населения проведен графический анализ показателей безработицы за вышеуказанный период (табл. 4, рис. 4) [14].
Рис. 4. Динамика уровня безработицы за 2008 – 2023 гг.
Таблица 4
Уровень безработицы в период с 2008 – 2023 гг., %
Год | Совокупный показатель уровня безработицы |
2008 | 6,1 |
2009 | 8,4 |
2010 | 9,4 |
2011 | 8,4 |
2012 | 7,2 |
2013 | 7,2 |
2014 | 6,8 |
2015 | 7,2 |
2016 | 7,0 |
2017 | 6,6 |
2018 | 6,2 |
2019 | 6,5 |
2020 | 7,8 |
2021 | 6,4 |
2022 | 5,2 |
2023 | 3,6 |
Таким образом, сводная таблица 5 проанализированных макроэкономических показателей за последние 15 лет будет иметь вид, показанный на графиках (рис. 5).
Заключение
Таким образом, поднятие ставки рефинансирования может лишь в краткосрочном периоде стабилизировать инфляционные процессы и ни в коей мере не способствует росту экономики, так как снижает доступность кредитования для хозяйствующих субъектов, что не позволяет не только вести расширенный вид воспроизводства, но и сохранять имеющиеся сегменты рынка (см. рис. 5, табл. 5).
Рис. 5. Динамика макроэкономических показателей в России за 15 лет:
1 – ставка рефинансирования; 2 – динамика ВВП; 3 – уровень инфляции; 4 – совокупный показатель уровня безработицы и потенциальной рабочей силы населения
Таблица 5
Динамика макроэкономических показателей в России за 15 лет, %
Год | Ставка рефинансирования | Динамика ВВП | Уровень инфляции | Совокупный показатель уровня безработицы и потенциальной рабочей силы населения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2008 | 13 | 5,2 | 13,28 | 6,10 |
2009 | 9 | – 7,8 | 8,80 | 8,40 |
2010 | 8 | 4,50 | 8,78 | 9,40 |
2011 | 8 | 4,3 | 6,10 | 8,40 |
2012 | 8 | 4,00 | 6,58 | 7,20 |
2013 | 5,5 | 1,8 | 6,45 | 7,20 |
2014 | 10,5 | 0,7 | 11,36 | 6,80 |
2015 | 11,5 | – 2,0 | 12,91 | 7,20 |
2016 | 10,5 | 0,2 | 5,40 | 7,00 |
2017 | 8,25 | 1,8 | 2,5 | 6,60 |
2018 | 7,5 | 2,80 | 4,30 | 6,20 |
2019 | 6,5 | 2,20 | 3,00 | 6,50 |
2020 | 4,5 | – 2,7 | 4,90 | 7,80 |
2021 | 7,5 | 5,6 | 8,39 | 6,40 |
2022 | 8 | – 2,1 | 11,94 | 5,20 |
2023 | 16 | 3,20 | 7,50 | 3,60 |
Государству, несомненно, необходимо делать акцент на крупный бизнес, помогая ему в локализации производства и ограничении конкуренции на этапах становления. Сейчас во многих отраслях производства необходимо восстановить отраслевые НИИ, создавая объединения и корпорации для возможного совместного финансирования НИИ и лабораторий, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях создания серийных образцов, что, в свою очередь, будет способствовать созданию заделов для производства. Малый бизнес, как сателлит, станет неотъемлемой частью производственных процессов, обеспечивая логистику и выполнение несвойственных задач, подобно аутсорсингу.
Реалии показали, что государство не должно полагаться на рынок, который сам отрегулирует экономику «невидимой рукой» по Адаму Смиту, а планировать программы по восстановлению ряда утраченных отраслей, снижая, таким образом, зависимость от Китая и Индии, обеспечивая занятость населения и производя качественную продукцию, нацеленную на бережное отношение к ресурсам и национальную безопасность.
Все это позволит сформировать устойчивый и долгосрочный бизнес-вектор, обеспечивающий локализацию с замкнутым циклом производства продукции и в целом повысить эффективность деятельности отраслей экономики в условиях не только санкционного давления, но и на долгосрочную перспективу.
Об авторах
Валерий Васильевич Безпалов
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»
Email: shriad@mail.ru
доктор экономических наук, профессор кафедры национальной и региональной экономики
Россия, МоскваРоман Викторович Жариков
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: shriad@mail.ru
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Экономическая безопасность и качество»
Россия, ТамбовСветлана Алексеевна Кучерявенко
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Email: shriad@mail.ru
кандидат экономических наук, доцент, директор Центра менеджмента качества
Россия, БелгородСписок литературы
- Lev, M. Yu. Modern Trends in Economic Security of the Mobilization Scenario / M. Yu. Lev // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – Т. 4, № 5(125). – С. 43 – 57. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2022.05.04.007
- Саталкина, Н. И. Повышение интенсификации производственных ресурсов как фактор обеспечения роста экономической безопасности предприятия / Н. И. Саталкина, Б. Нианкойе // Статистические методы исследования социально-экономических и экологических систем региона: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Тамбов, 07–08 декабря 2022 г.). – Тамбов, 2022. – Вып. 5. – С. 151 – 158.
- Минько, Л. В. Экономическая безопасность России: современные тенденции и перспективы / Л. В. Минько, П. С. Кущ // Экономическая безопасность и качество: сб. науч. тр. по материалам VI Междунар. науч.-практ. конф. «Статистические методы исследования социально-экономических и экологических систем региона» и материалам V Всерос. форума «Стратегии противодействиям угрозам экономической безопасности России» (Тамбов, 08 – 30 ноября 2022 г.). – Тамбов, 2023. – Вып. 1. – С. 412 – 420.
- Цветков, В. А. Особенности формирования организационно-экономического механизма при кооперации промышленных предприятий / В. А. Цветков, О. В. Бондарская // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15, № 2. – URL: https://esj.today/PDF/58ECVN223.pdf (дата обращения: 20.03.2024).
- Гучетль, Р. Г. Процесс управления финансовыми рисками / Р. Г. Гучетль, И. Ю. Баранова // Исследование социально-экономического развития территорий в условиях санкций и угроз глобальных вызовов : материалы I Всерос. науч.-практ. конф. (Тамбов, 20 – 23 мая 2020 г.). – Тамбов, 2020. – Т. 1, № 1. – С. 148 – 153.
- Абуханова, А. Т. Анализ безработицы в России / А. Т. Абуханова // Экономика и социум. – 2014. – №2-1(11). – С. 108 – 112.
- Зуева, М. С. Анализ ВВП России. Импортозамещение / М. С. Зуева, А. А. Ярыгина // Экономика и социум. – 2016. – №6-1(25). – С. 911 – 913.
- Козырь, Ю. В. Факиры инфляции: качественный анализ / Ю. В. Козырь // Дайджест-финансы. – 2005. – №2(122). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ fakiry-inflyatsii-kachestvennyy-analiz (дата обращения: 17.01.2024).
- Глущенко, К. П. Анализ официальных и альтернативных оценок инфляции / А. П. Глущенко // Вестник НГУЭУ. – 2015. – №4. – С. 41 – 53.
- Малышкина, Е. П. Сравнительный анализ эффективности применения банком России ключевой ставки и ставки рефинансирования / Е. П. Малышкина, Д. А. Минин, О. У. Авис // Экономика и социум. – 2014. – № 3-2(12). – С. 459 – 466.
- Чуланов, Н. С. Роль ключевой ставки в проведении денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ/ Н. С. Чуланов // Форум молодых ученых. – 2018. – № 6-3(22). – С. 613 – 616.
- Власова, О. В. Глобальная конкурентоспособность российской экономики в контексте сравнения кредитных ставок / О. В. Власова // Иннов. электронный научный журнал. – 2018. – №1(34). – 12 с. – URL : https://elibrary.ru/download/ elibrary_32393423_41936929.pdf (дата обращения: 20.03.2024).
- Орехова, С. В. Обоснование выбора банковской стратегии на основе оценки динамических способностей фирмы / С. В. Орехова // Современная конкуренция. – 2014. – №3(45). – С. 91 – 104.
- Валикова, Н. С. Правовое регулирование ключевой ставки / Н. С. Валикова // Форум молодых ученых. – 2023. – №1(77). – C. 62 – 65.
Дополнительные файлы
