Теория APOS в изучении математики (на примере тригонометрии)
- Авторы: Туктамышов Н.К.1, Горская Т.Ю.1
-
Учреждения:
- Казанский государственный архитектурно-строительный университет
- Выпуск: Том 28, № 1 (2024)
- Страницы: 111-124
- Раздел: Академическая интеграция
- Статья получена: 23.03.2025
- Статья одобрена: 23.03.2025
- Статья опубликована: 15.03.2024
- URL: https://medbiosci.ru/1991-9468/article/view/284684
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.111-124
- ID: 284684
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Теория APOS – одна из наиболее известных теорий, позволяющая изучать процесс структуризации понятия в сознании студента, созданная для исследования ментальных процессов и выявления трудностей, которые испытывают обучающиеся в ходе изучения математических понятий. Несмотря на многочисленные исследования по методике преподавания математики, в последние годы публикации по проблеме понимания студентами математических понятий малочисленны; практически нет работ, посвященных изучению формирования ментальных структур в ходе усвоения обучающимися математических понятий. Цель исследования – на примере тригонометрических функций проанализировать процесс усвоения математических понятий и представить результаты исследования в соответствии со стадиями теории APOS. Материалы и методы. В выборку исследования вошли 102 студента-первокурсника Института строительства Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Для изучения восприятия студентами математических понятий использована теория APOS, которая позволила увидеть детали формирования математических понятий на каждой стадии, а также определить характерные ошибки и провести их классификацию. Эмпирическая база исследования включает результаты письменного опроса, проведенного среди студентов. Сопоставлялись количественные характеристики каждой стадии APOS. Результаты исследования. Показана результативность применения теории APOS, разработан опросник, позволивший изучить процесс структуризации математического понятия на примере тригонометрической функции в сознании студента. В рамках теории APOS выявлены отличия в уровнях понимания тригонометрии, что позволило провести классификацию ошибок, допускаемых студентами. Установлено, что в процессе изучения понятия функции большинство студентов допускали концептуальные ошибки. Результаты продемонстрировали важность исследования ментальных структур, возникающих в ходе познавательного процесса, для определения интеллектуальных резервов обучающихся.
Обсуждение и заключение. Полученные выводы вносят вклад в развитие научных представлений о процессе структуризации математических понятий в сознании обучающегося и в методы исследования ментальных структур абстрактных понятий. Материалы статьи будут полезны вузовским преподавателям, школьным учителям в освоении современных образовательных технологий в области математики и других дисциплинах.
Ключевые слова
Об авторах
Наил Кадырович Туктамышов
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: nail1954@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4679-0701
Scopus Author ID: 56181288100
ResearcherId: L-2998-2018
доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики
Россия, г. КазаньТатьяна Юрьевна Горская
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Email: gorskaya0304@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7136-8388
Scopus Author ID: 57163473900
ResearcherId: L-2152-2018
кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики
Россия, г. КазаньСписок литературы
- Dubinsky E. Reflective Abstraction in Advanced Mathematical Thinking // Dordrecht Advanced Mathematical Thinking / ed. by D. Tall. Dordrecht : Springer, 2002. Vol. 11. https://doi.org/10.1007/0-306-47203-1_7
- Dubinsky E., Mcdonald M. A. APOS: A Constructivist Theory of Learning in Undergraduate Mathematics Education Research // The Teaching and Learning of Mathematics at University Level / ed. by D. Holton [et al.]. New ICMI Study Series. Dordrecht : Springer, 2001. Vol. 7. https://doi.org/10.1007/0-306-47231-7_25
- Development of the Process Conception of Function / D. Breidenbach [et al.] // Educational Studies in Mathematics. 1992. Vol. 23. P. 247–285. https://doi.org/10.1007/BF02309532
- Trigueros M., Possani E. Using an Economics Model for Teaching Linear Algebra // Linear Algebra and Its Applications. 2013. Vol. 438, issue 4. P. 1779–1792. https://doi.org/10.1016/j.laa.2011.04.009
- Walde G. Difficulties of Concept of Function: The Case of General Secondary School Students of Ethiopia // International Journal of Scientific & Engineering Research. 2017. Vol. 8, issue 4. https://doi.org/10.14299/ ijser.2017.04.002
- Maknun C. L., Rosjanuardi R., Jupri A. Didactical Design on Drawing and Analyzing Trigonometric Functions Graph through a Unit Circle Approach // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2020. Vol. 15, issue 3. Article no. em0614. https://doi.org/10.29333/iejme/9275
- Егорова Е. А. Необходимость поиска адекватных путей обучения учащихся решению тригонометрических уравнений // Актуальные проблемы современного образования. 2021. № 8. С. 140–146. EDN: CJOOCD
- Черемисина М. И., Томина У. В., Спиридонова А. А. Методика решения тригонометрических уравнений с параметрами // Педагогическое образование. 2022. Т. 3, № 11. С. 34–40. URL: https://po-journal.ru/ wp-content/uploads/2023/01/ped-obrazovanie-t-3-11-2022.pdf (дата обращения: 11.05.2023).
- Афанасьев А. Н. Тригонометрия и решение задач по геометрии // Математическое образование. 2022. Вып. 1. С. 12–20. URL: https://www.mathnet.ru/links/995ae2412357d0b8aceba15c409f3ea9/mo795.pdf (дата обращения: 11.05.2023).
- Maknun C. L., Rosjanuardi R., Jupri A. Epistemological Obstacle in Trigonometry // Mathematics Teaching Research Journal. 2022. Vol. 14, no. 2. P. 5–25. https://doi.org/10.1063/5.0102638
- Trigueros M., Martínez-Planell R. Geometrical Representations in the Learning of Two-Variable Functions // Educational Studies in Mathematics. 2010. Vol. 73. P. 3–19. https://doi.org/10.1007/s10649-009-9201-5
- APOS Theory: A Framework for Research and Curriculum Development in Mathematics Education / ed. by I. Arnon [et al.]. New York : Springer, 2014. 254 p. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-7966-6
- Şefik Ö., Erdem Uzun Ö., Dost Ş. Content Analysis of the APOS Theory Studies on Mathematics Education Conducted in Turkey and Internationally: A Meta-Synthesis Study // Necatibey Eğitim Fakültesi Elektronik Fen ve Matematik Eğitimi Dergisi. 2021. Vol. 15, issue 2. P. 404–428. https://doi.org/10.17522/balikesirnef.1020526
- Громова Е. В., Сафуанов И. С. Применение компьютерной математической программы GEOGEBRA в обучении понятию функции // Образование и наука. 2014. № 4. С. 113–131. https://doi.org/10.17853/19945639-2014-4-113-131
- Kamber D., Takaci D. On Problematic Aspects in Learning Trigonometry // International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. 2018. Vol. 49, issue 2. P. 161–175. https://doi.org/10.1080/0020739X.2017.1357846
- Siyepu S. W. Analysis of Errors in Derivatives of Trigonometric Functions // International Journal of STEM Education. 2015. Vol. 2. Article no. 16. https://doi.org/10.1186/s40594-015-0029-5
- Nordlander M. C. Lifting the Understanding of Trigonometric Limits from Procedural Towards Conceptual // International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. 2022. Vol. 53, issue 11. P. 2973‒2986. https://doi.org/10.1080/0020739X.2021.1927226
- Hurdle Z. B., Mogilski W. The impact of prerequisites for undergraduate calculus I performance // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2022. Vol. 17, issue 3. Article no. em0696. https://doi. org/10.29333/iejme/12146
- Хохлова К. Е., Фрундин В. Н. Применение активных и интерактивных методов обучения при изучении тригонометрии в старших классах профильной школы // Sciences of Europe. 2018. Vol. 4, no. 28. С. 52–55. URL: https://www.europe-science.com/wp-content/uploads/2020/10/VOL-4-No-28-2018.pdf (дата обращения: 11.05.2023).
- Gray E. M., Tall D. O. Duality, Ambiguity, and Flexibility: A “Proceptual” View of Simple Arithmetic // Journal for Research in Mathematics Education. 1994. Vol. 25, no. 2. P. 116–140. https://doi.org/10.2307/749505
- Weber K. Students’ Understanding of Trigonometric Functions // Mathematics Education Research Journal. 2005. Vol. 17. P. 91–112. https://doi.org/10.1007/BF03217423
- Павлова Л. В. Методика преподавания элементарной математики при подготовке учителя математики в вузе // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 1: Математика. Механика. Информатика. 2022. Вып. 1 (42). С. 74–89. https://doi.org/10.34130/1992-2752_2022_1_74
- Tanu Wijaya T., Ying Z., Purnama A. Using Hawgent Dynamic Mathematic Software in Teaching Trigonometry // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2020. Vol. 15, no. 10. P. 215–222. https://doi.org/10.3991/ijet.v15i10.13099
- Azizi H., Herman T. Critical Thinking and Communication Skills of 10th Grade Students in Trigonometry // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1469. Article no. 012161. https://doi.org/10.1088/17426596/1469/1/012161
- Туктамышов Н. К., Горская Т. Ю. О роли визуализации в обучении математике (на примере понятия функции) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2022. № 3 (50). С. 51–58. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-3-51-58
Дополнительные файлы
