Современные тренды дополнительного профессионального образования судей: российский и зарубежный опыт

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Современное дополнительное профессиональное судейское образование оказывает непосредственное влияние на институциональные и личные параметры независимости судей, имеет публичную значимость как гарантию компетентности судьи при его длительной карьере. Актуальность исследования состоит в разработке и обосновании теоретико-методологических основ дополнительного профессионального образования судей как самостоятельной формы их непрерывного обучения. Цель статьи – систематизировать российский и зарубежный опыт организации повышения квалификации судей, восполнить потребность в комплексном решении правовых, организационных и учебно-образовательных вопросов обучения судей, обосновать перспективные модели учебного процесса и образовательные практики непрерывной подготовки судей.

Материалы и методы. Объектом изучения явилось дополнительное профессиональное образование судей как государственно-правовой и образовательный институт. Компаративистский характер исследования, основанного на изучении современного отечественного и зарубежного опыта организации дополнительного образования судей, позволил получить данные, ранее не анализировавшиеся в российской литературе. На основе комплексного (междисциплинарного) подхода получены выводы, касающиеся и вопросов правового регулирования порядка прохождения судьями дополнительного профессионального образования, и вопросов педагогического характера. Системный анализ дополнительного профессионального образования судей предопределил выявление особенностей подготовки преподавателей, характера учебных программ, способов и технологий обучения судей. При помощи социологических методов сформулированы выводы об условиях допустимости электронного образовательного процесса в судейской аудитории. В исследовании использовались электронные ресурсы, раскрывающие организационные особенности и образовательные практики национальной и зарубежных судебных школ.

Результаты исследования. Определены и раскрыты закономерности, определяющие тенденции эволюции дополнительного профессионального образования судей в России и за рубежом. Выделены модели судебных школ, действующих в зарубежных государствах, в зависимости от их правового статуса, характера и типов образовательных процессов. Обоснованы принципы организации дополнительного профессионального образования судей, позволяющие разграничивать данный вид образования от традиционных систем получения высшего юридического образования. Сформулированы предложения по совершенствованию правовой и образовательной модели российской судебной школы.

Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего развития теории специализированного судейского образования, определения правового статуса российской судебной школы, выполняющей функции непрерывного образования судей, а также для совершенствования учебного процесса, учитывая необходимость методологического разнообразия дополнительных программ и методик обучения судей.

Об авторах

Елена Владимировна Бурдина

Российский государственный университет правосудия

Автор, ответственный за переписку.
Email: elenburdina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5431-7634
Scopus Author ID: 57202214784
ResearcherId: B-6469-2018

заведующий кафедрой организации судебной и правоохранительной деятельности, доктор юридических наук, доцент

Россия, г. Москва

Сергей Васильевич Александров

Арбитражный суд Республики Мордовия

Email: s_v_aleksandrov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1692-5505

председатель, кандидат юридических наук

Россия, г. Саранск

Список литературы

  1. Игнатьева Г. А. Андрагогика Семена Григорьевича Вершловского – социально-педагогическое открытие для образования взрослых ХХI века // Непрерывное образование. 2021. № 1 (35). С. 4–8. URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/НО_выпуск_35.pdf (дата обращения: 02.04.2022).
  2. Римская О. Н., Анохов И. В., Кранбихлер В. С. Человеческий капитал в промышленности 4.0. Настоящее и будущее // Экономика науки. 2021. Т. 7, № 4. С. 275–289. doi: https://doi.org/10.22394/2410- 132X-2021-7-4-275-289
  3. Бермус А. Г., Сериков В. В., Алтыникова Н. В. Содержание педагогического образования в современном мире: смыслы, проблемы, практики и перспективы развития // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 4. С. 667–691. doi: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-4-667-691
  4. Сухарева М. А. Теоретико-методологические основы непрерывного образования // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2019. № 2. С. 16–27. URL: http:// vestnik21msu.ru/articles/article/4582/# (дата обращения: 02.04.2022).
  5. Архипова Л. Б., Лапаева В. В. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов // Российское правосудие. 2007. № 4. С. 93–100.
  6. Сенякин Н. Н., Балашова И. Н. Профессиональная подготовка и повышение квалификации судей: комментарий к статье 20.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» // Юрист. 2011. № 19. С. 11–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17042539 (дата обращения: 02.04.2022).
  7. Черкашина И. Л., Черкашин В. А. Деловая игра как средство профессиональной переподготовки судей // Российское правосудие. 2013. № 9. С. 97–110. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21202051 (дата обращения: 02.04.2022).
  8. Абдулин Р. С. Профессиональные кадры – основа судебной системы России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 2. С. 62–70. URL: http://bukvoved.ru/anno/anno-02-2010.html#z8 (дата обращения: 02.04.2022).
  9. Кудрявцева Е. П. Пути оптимизации судебной деятельности // Российское правосудие. 2015. № 4. С. 58–70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23732781 (дата обращения: 02.04.2022).
  10. Ершов В. В. Теоретические и практические проблемы специализированного обучения в Российской академии правосудия // Российское правосудие. 2009. № 2. С. 87–96. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=12832429 (дата обращения: 02.04.2022).
  11. Ершов В. В. Специализированное обучение работников судебной системы в Российской Федерации // Российское правосудие. 2016. № 1. С. 5–10. doi: https://doi.org/10.17238/issn2072-909X.2016.1.5
  12. Пейсиков В. В. Сравнительно-правовой анализ международного и зарубежного законодательства в области статуса судей // Российский судья. 2004. № 12. С. 4–8.
  13. Пейсиков В. В. Отбор и подготовка судей: международное и зарубежное законодательство // Мировой судья. 2005. № 1. С. 9–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16924428 (дата обращения: 02.04.2022).
  14. Пухнаревич С. И. Правовые формы обучения судей по программам дополнительного профессионального образования: понятие, виды, содержание // Российское правосудие. 2020. № 11. С. 41–46. doi: https://doi.org/10.37399/issn2072-909X.2020.11.41-46
  15. González L., Cooper J. Judicial Training in Latin America: Study on the Practices of the Judicial Colleges // Judicial Education and Training. Journal of the International Organization for Judicial Training. 2018. Issue 6. P. 57–68. URL: https://ncfsc-web.squiz.cloud/ data/assets/pdf_file/0019/6319/iojt-journal-2018.pdf (дата обращения: 02.04.2022).
  16. 16. Xiaomin L. China’s Judges’ Education and Training Reform: Practice and Future Innovation // Judicial Education and Training. Journal of the International Organization for Judicial Training. 2018. Issue 6. P. 77–81. URL: https:// ncfsc-web.squiz.cloud/ data/assets/pdf_final-2018.pdf (дата обращения: 02.04.2022).
  17. Richards D. Current Models of Judicial Training: An Updated Review of Initial and Continuous Training Models across Western Democratic Jurisdictions // Judicial Education and Training. Journal of the International Organization for Judicial Training. 2016. Issue 5. P. 41–52. URL: https://ncfsc-web.squiz.cloud/ data/assets/ pdf_file/0017/6146/iojtjournal005.pdf (дата обращения: 02.04.2022).
  18. Бакулина М. С. Системный и комплексный подходы: сходство и различие // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2011. № 2. С. 168–173. URL: https:// readera.org/sistemnyj-i-kompleksnyj-podhodyshodstvo-i-razlichie-144153180 (дата обращения: 02.04.2022).
  19. Лапшова Е. С., Николаева С. В. Влияние профессиональной подготовки, переподготовки на трудовую деятельность пожилых людей // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 16, № 4. С. 137–149. doi: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.4.9
  20. Бурдина Е. В. Морально-этический статус судьи: понятие, структура и содержание // Российское правосудие. 2019. № 5. С. 14–32. doi: https://doi.org/10.17238/issn2072-909X.2019.5.14-32
  21. Орлихина Н. Е., Махновец С. Н. Непрерывное образование взрослых: теоретические подходы и тенденции развития // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 4. С. 263–268. URL: http://eprints.tversu.ru/8585 (дата обращения: 02.04.2022).
  22. Кузнецова А. Г., Яровая Е. Б. Проектирование горизонтальной карьеры педагога на основе дополнительных видов педагогической деятельности и профессиональных достижений: отечественный и зарубежный опыт // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 1. С. 174–193. doi: https:// doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-174-193
  23. Guthrie C., Rachlinski J., Wistrich A. Blinking on the Bench: How Judges Decide Cases // Cornell Law Review. 2007. Vol. 93, issue 1. URL: https://scholarship.law.cornell.edu/clr/vol93/iss1/9 (дата обращения: 02.04.2022).
  24. Шалагинова К. С., Декина Е. В. Психолого-педагогические аспекты дистанционного образования в условиях пандемии: по материалам анкетирования студентов – будущих психологов // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 3. С. 80–94. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2020/n3/ Shalaginova_Dekina.shtml (дата обращения: 02.04.2022).
  25. Нугуманова Л. Н., Шайхутдинова Г. А., Яковенко Т. В. Цифровая трансформация дополнительного профессионального образования Республики Татарстан // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 2 (42). С. 107–114. URL: http://www.prof-obr42.ru/Archives/2(42)2021.pdf (дата обращения: 02.04.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бурдина Е.В., Александров С.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».