Тенденции академической мобильности в России: статистическая аналитика и прогностика

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В настоящее время конкурентоспособность университетов определяется уровнем их интернационализации, которую невозможно представить без академической мобильности. Это находит отражение в мировых рейтингах университетов. Российские вузы в них не занимают лидирующих позиций, они теряют свою роль в глобальном образовательном пространстве. Сегодня необходимо принимать оперативные, конструктивные решения, способствующие росту академической мобильности, однако разработка мер в данной области не представляется возможным без перспективных оценок показателей, характеризующих как развитие интернационализации высшего образования, так и его качество. В этой связи целью исследования является построение прогнозных сценариев академической мобильности в России.

Материалы и методы. Исследование основано на статистических методах анализа временных рядов и прогнозирования. Перспективные значения показателя численности иностранных граждан учащихся российских вузов получены на основе экспоненциальных функций и адаптивных методов прогнозирования. Выбор модели с наилучшими значениями прогноза базируется на формально-логическом анализе с сопоставлением основных характеристик точности и качества.

Результаты исследования. В статье представлены прогнозные сценарии академической мобильности в России: регрессивный, консервативный, умеренно-оптимистичный. Полученные результаты прогноза определяют возможности роста конкурентоспособности российского образования и улучшения позиций российских университетов в мировых рейтингах только при условии формирования и развития качественного цифрового образования на базе инфраструктуры, обеспечивающей высокую техническую надежность.

Обсуждение и заключение. Предложенные методология и оценки перспективных значений целевых ориентиров роста вузовской академической мобильности не только обосновывают расширение возможностей применения адаптивных методов прогнозирования, но и могут учитываться при корректировке/актуализации плановых значений индикаторов, вводимых в государственные инициативы, направленные на развитие интернационализации российского высшего образования, что говорит о высокой практической значимости данной статьи.

Об авторах

Тамара Керимовна Ростовская

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: rostovskaya.tamara@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1629-7780
Scopus Author ID: 57192987864
ResearcherId: F-5579-2018

заместитель директора по научной работе, доктор социологических наук, профессор

Россия, Москва

Ольга Анатольевна Золотарева

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН

Email: OAMahova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7339-7510
Scopus Author ID: 57220901427

ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент

Россия, Москва

Список литературы

  1. A Systematic Review of Immersive Virtual Reality Applications for Higher Education: Design Elements, Lessons Learned, and Research Agenda / J. Radianti, T. A. Majchrzak, J. Fromm, I. Wohlgenannt. – doi: 10.1016/j.compedu.2019.103778. – Текст : электронный // Computers & Education. – 2020. – Vol. 147.
  2. Procedure for the Management of the Internationalization of Higher Education / D. M. Macazana Fernández, A. D. Romero Diaz, G. Vargas Quispe [и др.]. – doi: 10.46377/dilemas.v8i.2585. – Текст : электронный // Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. – 2021. – Vol. 8. – Рез. англ.
  3. Saito, K. Internationalization of Japanese Higher Education: Organization of Internationally Cooperative Higher Education Programs / K. Saito, S. Kim // Higher Learning Research Communications. ‒ 2019. – Vol. 9, num. 1. – Pp. 47–63. – URL: https://fi (дата обращения: 20.03.2021).
  4. de Wit, H. Internationalization of Higher Education / H. de Wit. – doi: 10.32674/jis.v10i1.1893 // Journal of International Students. – 2020. — Vol. 10, no. 1. – Pp. i-iv.
  5. Ubogu, R. Information and Communication Technology: A Strategic Tool in the Internationalization of Higher Education / R. Ubogu, M. V. Orighofori. – doi: 10.18488/journal.61.2020.83.586.598 // International Journal of Education and Practice. – 2020. – Vol. 8, no. 3. – Рp. 586–598.
  6. Елинская, Я. А. «Национальная платформа открытого образования»: роль, место и проблемы субъектов системы дополнительного образования / Я. А. Елинская, С. Г. Горин. – Текст : электронный // Народное образование. – 2016. – Вып. 2. – URL: http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2016-2/nacionalnaya-platforma-otkritogo-obrazovaniya-rol-mesto-i-problemi-subektov-sistemi-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 20.03.2021). – Рез. англ.
  7. Попов, Л. В. Академическая мобильность. Измерения и оценки // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. – 2017. – № 2. – С. 49–59. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskaya-mobilnost-izmereniya-i-otsenki/viewer (дата обращения: 20.03.2021). – Рез. англ.
  8. Bessey, D. International Student Migration to Germany / D. Bessey. – doi: 10.1007/s00181-010-0417-0 // Empirical Economics. – 2012. – Vol. 42. – Pp. 345–361.
  9. Вартанян, А. А. Международная образовательная миграция: региональный аспект / А. А. Вартанян. – doi: 10.20542/0131-2227-2016-60-2-113-121 // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. – Т. 60, № 2. – С. 113–121. – Рез. англ.
  10. Рязанцев, С. В. Интеграция иммигрантов в условиях этнодемографических трансформаций регионов России / С. В. Рязанцев, В. Ю. Леденева // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2020. – Т. 10, № 12 (69). – С. 2850–2858. – URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9181 (дата обращения: 20.03.2021). – Рез. англ.
  11. Стриелковски, В. Тенденции международной образовательной миграции (на примере Финляндии) / В. Стриелковски, Л. С. Киселева, А. Ю. Синёва. – doi: 10.15507/1991-9468.098.024.202001.032-049 // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 1. – С. 32–49. – Рез. англ.
  12. Abbott, A. Determinants of International Student Migration / A. Abbott, M. Silles. – DOI 10.1111/ twec.12319 // The World Economy. – 2016. – Vol. 39, issue 5. – Pp. 621–635.
  13. Larsen, M. A. An Analysis through Spatial, Network and Mobilities Theories / M. A. Larsen. – doi: 10.1057/978-1-137-53345-6 // Internationalization of Higher Education. – New York: Palgrave Macmillan, 2016.
  14. Кузьминов, Я. И. Дискуссия «Какое будущее ждет университеты» / Я. И. Кузьминов, Д. Н. Песков. – doi: 10.17323/1814-9545-2017-3-202-233 // Вопросы образования. – 2017. – № 3. – С. 202–233. – Рез. англ.
  15. Рыбичева, О. Ю. Оценка возможностей внедрения передовых смарт-технологий в практику российского образования / О. Ю. Рыбичева. – doi: 10.15393/j5.art.2020.6348. – Текст : электронный // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – Вып. 4 (32). – Рез. англ.
  16. Цветкова, М. С. Смарт образование как перспектива системного преобразования школы цифровой эпохи / М. С. Цветкова. – Текст : электронный // Вопросы интернет образования. – 2016. – № 134. – URL: http://vio.uchim.info/Vio_134/cd_site/articles/art_4_2.htm (дата обращения: 20.03.2021).
  17. Резер, Т. М. Социальные ценности студентов в условиях цифровизации образования и COVID-19 / Т. М. Резер. – doi: 10.15507/1991-9468.103.025.202102.226-243 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 2. – С. 226–243.
  18. Архипова, М. Ю. Мониторинг и моделирование основных тенденций развития научной деятельности в России / М. Ю. Архипова, В. В. Власова. – doi: 10.21686/2500-3925-2014-6(2)-384-389 // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2014. – № 6, ч. 2. – С. 384–389. – Рез. англ.
  19. Мхитарян, В. С. Прогнозы в системе регионального управления: цели и задачи / В. С. Мхитарян, Е. Н. Ванчикова // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. – 2015. – № 4. – С. 62–69. – URL: http://journals.bsu.ru/content/articles/187.pdf (дата обращения: 20.03.2021). – Рез. англ.
  20. Павловский, Е. В. Модели ARIMA в краткосрочном прогнозировании внутренней миграции в России / Е. В. Павловский // Вопросы статистики. – 2017. – № 10. – С. 53–63. – URL: https://voprstat.elpub.ru/jour/article/view/574/514 (дата обращения: 20.03.2021). – Рез. англ.
  21. Wold, H. A. Study in the Analysis of Stationary Time Series / H. A. Wold // Journal of the Royal Statistical Society. – 1939. – Vol. 102, no. 2. – Pp. 295–298. – Текст : непосредственный.
  22. Скуратов, А. К. Прогноз численности исследователей в Российской Федерации к 2024 году / А. К. Скуратов, А. П. Зубарев // Вопросы статистики. – 2019. – Т. 26, № 12. – С. 61–72. – URL: https://voprstat.elpub.ru/jour/article/view/1030/744 (дата обращения: 20.03.2021). – Рез. англ.
  23. Краснова, Г. А. Госслужба: Модель поддержки экспорта российского образования / Г. А. Краснова // Государственная служба. – 2020. – Т. 22, № 2. – С. 107–118. – URL: https://drive.google.com/file/d/1XjvoTfo8J9-LUYHRxm7vErDK_3dllBat/view (дата обращения: 20.03.2021). – Рез. англ.
  24. Davis, F. D. Perceived Usefulness, Perceived Ease of Use, and User Accepatance of Information Technology / F. D. Davis // MIS Quarterly. – 1989. – Vol. 13, no. 3. – Pp. 319–340. – URL: https://www.jstor.org/stable/249008 (дата обращения: 20.03.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ростовская Т.К., Золотарева О.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».