Различия характеристик безопасности учащихся с ментальными нарушениями в подростковом и юношеском возрасте
- Авторы: Фатихова Л.Ф.1, Сайфутдиярова Е.Ф.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
- Выпуск: Том 24, № 2 (2020)
- Страницы: 252-275
- Раздел: Академическая интеграция
- Статья получена: 31.05.2025
- Статья одобрена: 31.05.2025
- Статья опубликована: 15.03.2020
- URL: https://medbiosci.ru/1991-9468/article/view/294579
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.099.024.202002.252-275
- ID: 294579
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В современных психолого-педагогических исследованиях проблема становления безопасного поведения рассматривается у учащихся различного возраста, осуществляется попытка установить условия формирования видов психологической безопасности. Целью статьи является выявление готовности к безопасному поведению детей и подростков с ментальными нарушениями, понимания и интерпретации опасных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности.
Материалы и методы. При проведении исследования применялись следующие стандартизированные методики: опросник В. Г. Маралова, позволяющий установить тип отношения индивида в ситуации опасности (адекватный, тревожный, игнорирующий, неопределенный); адаптированная М. В. Соколовой скрининговая методика Г. Перуэ-Баду «Школа субъективного благополучия» для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия; авторская методика на изучение восприятия подростками и юношами с ментальными нарушениями и их нормотипичными сверстниками различных видов опасности (физической, социальной и информационной). С целью подтверждения гипотезы исследования был использован двухфакторный дисперсионный анализ (факторы «Возраст» и «Ментальные нарушения»).
Результаты исследования. По итогам исследования авторы установили, что нормотипичные учащиеся в подростковом и юношеском возрасте обладают способностью распознавать опасные ситуации и эмоциональные состояния участников таких ситуаций, прогнозировать последствия и предлагать конструктивные способы по их избеганию. Возраст способствует формированию способности учащихся (с ментальными нарушениями и без нарушений) распознавать типы опасных ситуаций: в юношеском возрасте она выше, чем в подростковом. Возраст оказывает влияние на самооценку здоровья: у учащихся юношеского возраста данный показатель выше, чем у подростков. У учащихся с ментальными нарушениями способность к распознаванию опасностей физической и социальной среды, прогнозированию и их избеганию ниже, чем у их нормотипичных сверстников. Наличие ментальных нарушений оказывает влияние и на такой показатель, как «Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику».
Обсуждение и заключение. Статья будет полезна исследователям, изучающим проблему безопасного поведения молодежи в различных ситуациях.
Ключевые слова
Об авторах
Л. Ф. Фатихова
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Автор, ответственный за переписку.
Email: lidiajune@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7745-2457
Scopus Author ID: 56458963400
ResearcherId: AAB-6207-2020
доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент
Россия, УфаЕ. Ф. Сайфутдиярова
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Email: saifi@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-3821-5045
Scopus Author ID: 57193270725
ResearcherId: AAB-6186-2020
доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат психологических наук, доцент
Россия, УфаСписок литературы
- Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации / И. А. Баева // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 6 (125). – С. 12–18. – URL: http://kp-journal.ru/wp-content/uploads/2017/02/Казанский-педа- гогический-№6-2017.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
- Романова, Е. С. Информационно-психологическая безопасность подростков: системно-психологический анализ / Е. С. Романова, Л. И. Бершедова // Системная психология и социология. – 2018. – № 3 (27). – С. 26–38. – URL: http://systempsychology.ru/archive.html (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
- Грохольская, О. Г. Проблема безопасности жизнедеятельности личности и пути ее решения / О. Г. Грохольская // Вестник Университета Российской академии образования. – 2010. – № 5. – С. 22–25. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_16343042_43583505.pdf (дата обращения: 03.01.2020).
- Исмаилов, Ш. О. Модель формирования безопасного поведения личности / Ш. О. Исмаилов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2010. – № 2 (11). – С. 25–28. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_16461178_54759347.pdf (дата обращения: 20.01.2020).
- Козырская, И. Н. Особенности представлений младших школьников о безопасности поведения и пути его формирования в образовательной среде / И. Н. Козырская // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – Вып. 64-3. – С. 125–129. – URL: http://www.gpa.cfuv.ru/attachments/ article/4051/Выпуск%2064%20часть%203,%202019%20год.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
- Баранов, А. А. Формирование навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми / А. А. Баранов, А. Р. Елганов // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 2 (22). – С. 7–9. – URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_23935769_14156625.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
- Коломийченко, Л. В. Формирование знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко, К. А. Ванюкова // Пермский педагогический журнал. – 2015. – № 7. – С. 26–30. – URL: https://pspu.ru/upload/pages/19626/PPZH_N7.pdf (дата обращения: 03.01.2020).
- Гордиенко, М. В. Изучение младшего школьника с позиции выявления качеств личности безопасного типа поведения / М. В. Гордиенко // Омский научный вестник. – 2008. – № 6 (74). – С. 118–122. – URL: http://vestnik.omgtu.ru/images/stories/arhiv/2008/6_74_2008/6_74_2008contents.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
- Скоморохова, М. И. Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников средствами педагогической технологии / М. И. Скоморохова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6, № 1. – С. 184–188. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniekultury-zdorovogo-obraza-zhizni-mladshih-shkolnikov-sredstvami-pedagogicheskoy-tehnologii/viewer (дата обращения: 20.01.2020). – Рез. англ.
- Пучкова, Е. Б. Детерминанты психологической безопасности младшего школьника в интернет пространстве / Е. Б. Пучкова, Н. А. Игнатьева // Коллекция гуманитарных исследований. – 2018. – № 4 (13). – С. 48–53. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36491514 (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
- Полина, А. В. Роль доверия в формировании психологической безопасности подростков, воспитывающихся в депривационных условиях / А. В. Полина, Е. В. Овчарова. – DOI 10.26787/ nydha-2686-6846-2019-21-9-11-17 // Образовательный вестник «Сознание». – 2019. – Т. 21, № 9. – С. 11–17. – URL: https://drive.google.com/file/d/1fuE81wGM6ZfG_qImMe5DVfHZ3SJZf59Q/view (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
- Синельникова, О. П. Эмпирическое изучение представлений старших школьников о безопасности жизнедеятельности / О. П. Синельникова. – doi: 10.21702/rpj.2009.1.19 // Российский психологический журнал. – 2009. – Т. 6, № 1. – С. 122–125. – URL: https://rpj.ru.com/index.php/rpj/article/view/187 (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
- Хакимзянов, Р. Н. Внутренние ресурсы психологической безопасности личности подростков в условиях интернет-коммуникации / Р. Н. Хакимзянов // Казанский педагогический журнал. – 2019. –№ 3 (134). – С. 77–83. – URL: https://kp-journal.ru/wp-content/uploads/2017/02/Казанский-педагогический-№3_2019-27-июня-1.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
- Сорокина, Л. А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни / Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – № 3. – С. 70–74. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16374725 (дата обращения: 20.01.2020).
- Рерке, В. И. Развитие социальной активности подростков как условие их психологической безопасности / В. И. Рерке, О. С. Маякова. – doi: 10.17150/2411-6262.2019.10(2).7 // Baikal Research Journal. – 2019. – Т. 10, № 2. – С. 7. – URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=22999 (дата обращения: 20.01.2020). – Рез. англ.
- Воробьева, Н. Ю. Особенности сформированности навыков безопасного поведения в природных условиях у подростков / Н. Ю. Воробьева // Вестник современных исследований. – 2019. – Вып. 4.1 (31). – С. 17–20. – URL: http://old.orcacenter.ru/journals/modern-research/mr.2019.04.01.pdf (дата обращения: 03.01.2020).
- Будыкин, С. В. Информационная безопасность детей и подростков в современном мире: психологические аспекты проблемы / С. В. Будыкин. – doi: 10.17759/psylaw.2017070102 // Электронный журнал «Психология и право». – 2017. – Т. 7, № 1. – С. 13–24. – URL: https://psyjournals.ru/files/85399/ psyandlaw_2017_1_Budykin.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
- Доронина, В. Ф. Онлайн-угрозы психологической безопасности в социальных сетях для детей и подростков / В. Ф. Доронина // Синергия наук. – 2018. – № 30. – С. 1004–1012. – URL: http://synergy- journal.ru/archive/article3524 (дата обращения: 03.01.2020).– Рез. англ.
- Singleton, A. Online Social Networking and Psychological Experiences: The Perceptions of Young People with Mental Health Difficulties / A. Singleton, P. Abeles, I. C. Smith. – doi: 10.1016/j.chb.2016.03.011 // Computers in Human Behavior. – 2016. – Vol. 61. – Pp. 394–403. – URL: https://www.sciencedirect.com/ science/article/pii/S0747563216301728?via%3Dihub (дата обращения: 03.01.2020).
- Stahl, Ch. Internet Safety: Adolescents’ Self-Report / Ch. Stahl, N. Fritz. – doi: 10.1016/S1054139X(02)00369-5 // Journal of Adolescent Health. – 2002. – Vol. 31, issue 1. – Pp. 7–10. – URL: https:// www.jahonline.org/article/S1054-139X(02)00369-5/fulltext (дата обращения: 03.01.2020).
- From Fear to Resilience: Adolescents’ Experiences of Violence in Inner-City Johannesburg, South Africa / F. Scorgie, D. Baron, J. Stadler [et al.]. – doi: 10.1186/s12889-017-4349-x // BMC Public Health. – 2017. – Vol. 17 (Suppl 3). – P. 441. – URL: https://bmcpublichealth.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12889-017-4349-x (дата обращения: 03.01.2020).
- No Safe Haven. II: The Effects of Violence Exposure on Urban Youth / M. Schwab-Stone, C. Chen, E. Greenberger. – doi: 10.1097/00004583-199904000-00007 // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. – 1999. – Vol. 38, issue 4. – Pp. 359–367. – URL: https://jaacap.org/article/ S0890-8567(09)63092-6/pdf (дата обращения: 03.01.2020).
- Асянова, С. Р. Формирование и развитие культуры безопасного поведения школьника на дорогах / С. Р. Асянова // Образование и саморазвитие. – 2010. – № 5 (21). – С. 125–129. – URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=17867924 (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
- Шакирова, З. В. Педагогическое взаимодействие социальных институтов в формировании безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде / З. В. Шакирова, Р. Ш. Ахмадиева // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 5, ч. 2. – С. 245–250. – URL: https:// kp-journal.ru/wp-content/uploads/2017/02/5_2_2015.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
- How to Keep Children Safe in Traffic: Find the Daredevils Early / U. Hoffrage, A. Weber, R. Hertwig, V. M. Chase. – doi: 10.1037/1076-898X.9.4.249 // Journal of Experimental Psychology: Applied. – 2003. – Vol. 9, issue 4. – Pp. 249–260. – URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2F1076898X.9.4.249 (дата обращения: 03.01.2020).
- Risk Terrain Modeling Predicts Child Maltreatment / D. Daley, M. Bachmann, B. A. Bachmann [et al.]. – doi: 10.1016/j.chiabu.2016.09.014 // Child Abuse & Neglect. – 2016. – Vol. 62. – Pp. 29–38. – URL: https:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0145213416301922?via%3Dihub (дата обращения: 03.01.2020).
- Groves, B. M. Mental Health Services for Children Who Witness Domestic Violence / B. M. Groves. – doi: 10.2307/1602786 // Future Child. – 1999. – Vol. 9, no. 3. – Pp. 122–132. – URL: https://www.jstor.org/ stable/1602786?origin=crossref&seq=1 (дата обращения: 03.01.2020).
- Mossige, S. Poly-victimization in a Norwegian Adolescent Population: Prevalence, Social and Psychological Profile, and Detrimental Effects / S. Mossige, L. Huang. – doi: 10.1371/journal.pone.0189637 // PLoS ONE. – 2017. – Vol. 12, issue 12. – URL: https://journals.plos.org/plosone/article/file?id=10.1371/ journal.pone.0189637&type=printable (дата обращения: 03.01.2020).
- Nilsson, K. Parents’ Attitudes to Risk and Injury to Children and Young People on Farms / K. Nilsson. – doi: 10.1371/journal.pone.0158368 // PLoS ONE. – 2016. – Vol. 11, issue 6. – URL: https:// journals.plos.org/plosone/article/file?id=10.1371/journal.pone.0158368&type=printable (дата обращения: 03.01.2020).
- Елисеева, О. А. Структура субъективного благополучия подростков в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности / О. А. Елисеева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2011. – № 132. – С. 368–375 – URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/132/eliseeva_132_368_375.pdf (дата обращения: 20.01.2020). – Рез. англ.
- Калашникова, М. Б. Типология образовательной среды в контексте психологической безопасности младших школьников / М. Б. Калашникова, П. И. Беляева, Т. Б. Беляева. – DOI 10.24158/ spp.2018.10.11 // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – Вып. 10. – С. 76–82. – URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2018/10/psychology/kalashnikova-belyaeva-belyaeva.pdf (дата обращения: 20.01.2020). – Рез. англ.
- Hong, J. S. Students’ Perceptions of Unsafe Schools: An Ecological Systems Analysis / J. S. Hong, M. K. Eamon. – doi: 10.1007/s10826-011-9494-8 // Journal of Child Family Study. – 2012. – Vol. 21. – Pp. 428–438. – URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10826-011-9494-8 (дата обращения: 03.01.2020).
- Клейберг, Ю. А. Психологическая безопасность юной личности: девиантологический концепт / Ю. А. Клейберг. – doi: 10.18384/2310-7235-2017-4-107-119 // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2017. – № 4. – С. 107–119. – URL: https:// vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/11580 (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
- Foshee, V. A. An Evaluation of Safe Dates, an Adolescent Dating Violence Prevention Program / V. A. Foshee, K. E. Bauman, X. B. Arriaga. – doi: 10.2105/AJPH.88.1.45 // American Journal of Public Health. – 1998. – Vol. 88, no. 1. – Pp. 45–50. – URL: https://ajph.aphapublications.org/doi/pdf/10.2105/ AJPH.88.1.45 (дата обращения: 03.01.2020).
- Mayer, M. J. How Safe are Our Schools? / M. J. Mayer, M. J. Furlong. – doi: 10.3102/0013189X09357617 // Educational Researcher. – 2010. – Vol. 39, issue 1. – Pp. 16–26. – URL: https://journals.sagepub.com/ doi/10.3102/0013189X09357617 (дата обращения: 03.01.2020).
- Давыдова, М. С. Особенности формирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности у детей с интеллектуальными нарушениями / М. С. Давыдова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 98. – С. 94–101. – URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/98/davydova_98_94_101.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
- Кисляков, П. А. Модель социально безопасного/опасного поведения детей с нарушением интеллекта / П. А. Кисляков, В. Н. Феофанов, А. Г. Удодов. – doi: 10.17922/2071-5323-2017-16-3-19-27 // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2017. – Т. 16, № 3. – С. 19–27. – URL: https://rgsu.net/netcat_files/multifile/5219/UZ_3_2017_V_PEChAT_.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
- Mechling, L. C. Use of Video Modeling to Teach Extinguishing of Cooking Related Fires to Individuals with Moderate Intellectual Disabilities / L. C. Mechling, D. L. Gast, M. R. Gustafson // Education and Training in Developmental Disabilities. – 2009. – Vol. 44, no. 1. – Pp. 67–79. – URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ864622 (дата обращения: 21.12.2019).
- Unseen Wounds: The Contribution of Psychological Maltreatment to Child and Adolescent Mental Health and Risk Outcomes / J. Spinazzola, H. Hodgdon, L-J. Liang [et al.]. – doi: 10.1037/a0037766 // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. – 2014. – Vol. 6, supple 1. – Pp. S18–S28. – URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fa0037766 (дата обращения: 21.12.2019).
- Формирование личности безопасного типа поведения у школьников как одно из условий комфортности образовательной среды / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова, М. А. Ерофеева, Л. В. Полякова. – doi: 10.32744/pse.2019.1.16 // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 1 (37). – С. 223–235. – URL: https://pnojournal.wordpress.com/2019/02/22/kodzhaspirov-kodzhaspirova-erofeeva-polyakova (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
- Morrison, G. M. School Violence to School Safety: Reframing the Issue for School Psychologists / G. M. Morrison, M. J. Furlong, R. L. Morrison // School Psychology Review. – 1994. – Vol. 23, issue 2. – Pp. 236–256. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02796015.1994.12085709 (дата обращения: 22.12.2019).
- Минаева, Н. Г. Изучение готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у умственно отсталых подростков / Н. Г. Минаева, Е. В. Миронова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59, ч. 4. – С. 96–100. – URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=35130306 (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
- Социально-психологическая безопасность подростков с интеллектуальными нарушениями в образовательных организациях различных типов / П. А. Кисляков, В. Н. Феофанов, Е. А. Шмелева, О. А. Силаева. – doi: 10.12731/2218-7405-2017-8-85-98 // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2017. – Т. 8, № 8. – С. 85–98. – URL: http://journal-s.org/ index.php/sisp/article/download/10273/pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
Дополнительные файлы
