Различия характеристик безопасности учащихся с ментальными нарушениями в подростковом и юношеском возрасте

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В современных психолого-педагогических исследованиях проблема становления безопасного поведения рассматривается у учащихся различного возраста, осуществляется попытка установить условия формирования видов психологической безопасности. Целью статьи является выявление готовности к безопасному поведению детей и подростков с ментальными нарушениями, понимания и интерпретации опасных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности.

Материалы и методы. При проведении исследования применялись следующие стандартизированные методики: опросник В. Г. Маралова, позволяющий установить тип отношения индивида в ситуации опасности (адекватный, тревожный, игнорирующий, неопределенный); адаптированная М. В. Соколовой скрининговая методика Г. Перуэ-Баду «Школа субъективного благополучия» для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия; авторская методика на изучение восприятия подростками и юношами с ментальными нарушениями и их нормотипичными сверстниками различных видов опасности (физической, социальной и информационной). С целью подтверждения гипотезы исследования был использован двухфакторный дисперсионный анализ (факторы «Возраст» и «Ментальные нарушения»).

Результаты исследования. По итогам исследования авторы установили, что нормотипичные учащиеся в подростковом и юношеском возрасте обладают способностью распознавать опасные ситуации и эмоциональные состояния участников таких ситуаций, прогнозировать последствия и предлагать конструктивные способы по их избеганию. Возраст способствует формированию способности учащихся (с ментальными нарушениями и без нарушений) распознавать типы опасных ситуаций: в юношеском возрасте она выше, чем в подростковом. Возраст оказывает влияние на самооценку здоровья: у учащихся юношеского возраста данный показатель выше, чем у подростков. У учащихся с ментальными нарушениями способность к распознаванию опасностей физической и социальной среды, прогнозированию и их избеганию ниже, чем у их нормотипичных сверстников. Наличие ментальных нарушений оказывает влияние и на такой показатель, как «Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику».

Обсуждение и заключение. Статья будет полезна исследователям, изучающим проблему безопасного поведения молодежи в различных ситуациях.

Об авторах

Л. Ф. Фатихова

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

Автор, ответственный за переписку.
Email: lidiajune@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7745-2457
Scopus Author ID: 56458963400
ResearcherId: AAB-6207-2020

доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент

Россия, Уфа

Е. Ф. Сайфутдиярова

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

Email: saifi@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-3821-5045
Scopus Author ID: 57193270725
ResearcherId: AAB-6186-2020

доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат психологических наук, доцент

Россия, Уфа

Список литературы

  1. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации / И. А. Баева // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 6 (125). – С. 12–18. – URL: http://kp-journal.ru/wp-content/uploads/2017/02/Казанский-педа- гогический-№6-2017.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
  2. Романова, Е. С. Информационно-психологическая безопасность подростков: системно-психологический анализ / Е. С. Романова, Л. И. Бершедова // Системная психология и социология. – 2018. – № 3 (27). – С. 26–38. – URL: http://systempsychology.ru/archive.html (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
  3. Грохольская, О. Г. Проблема безопасности жизнедеятельности личности и пути ее решения / О. Г. Грохольская // Вестник Университета Российской академии образования. – 2010. – № 5. – С. 22–25. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_16343042_43583505.pdf (дата обращения: 03.01.2020).
  4. Исмаилов, Ш. О. Модель формирования безопасного поведения личности / Ш. О. Исмаилов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2010. – № 2 (11). – С. 25–28. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_16461178_54759347.pdf (дата обращения: 20.01.2020).
  5. Козырская, И. Н. Особенности представлений младших школьников о безопасности поведения и пути его формирования в образовательной среде / И. Н. Козырская // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – Вып. 64-3. – С. 125–129. – URL: http://www.gpa.cfuv.ru/attachments/ article/4051/Выпуск%2064%20часть%203,%202019%20год.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
  6. Баранов, А. А. Формирование навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми / А. А. Баранов, А. Р. Елганов // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 2 (22). – С. 7–9. – URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_23935769_14156625.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
  7. Коломийченко, Л. В. Формирование знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко, К. А. Ванюкова // Пермский педагогический журнал. – 2015. – № 7. – С. 26–30. – URL: https://pspu.ru/upload/pages/19626/PPZH_N7.pdf (дата обращения: 03.01.2020).
  8. Гордиенко, М. В. Изучение младшего школьника с позиции выявления качеств личности безопасного типа поведения / М. В. Гордиенко // Омский научный вестник. – 2008. – № 6 (74). – С. 118–122. – URL: http://vestnik.omgtu.ru/images/stories/arhiv/2008/6_74_2008/6_74_2008contents.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
  9. Скоморохова, М. И. Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников средствами педагогической технологии / М. И. Скоморохова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6, № 1. – С. 184–188. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniekultury-zdorovogo-obraza-zhizni-mladshih-shkolnikov-sredstvami-pedagogicheskoy-tehnologii/viewer (дата обращения: 20.01.2020). – Рез. англ.
  10. Пучкова, Е. Б. Детерминанты психологической безопасности младшего школьника в интернет пространстве / Е. Б. Пучкова, Н. А. Игнатьева // Коллекция гуманитарных исследований. – 2018. – № 4 (13). – С. 48–53. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36491514 (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
  11. Полина, А. В. Роль доверия в формировании психологической безопасности подростков, воспитывающихся в депривационных условиях / А. В. Полина, Е. В. Овчарова. – DOI 10.26787/ nydha-2686-6846-2019-21-9-11-17 // Образовательный вестник «Сознание». – 2019. – Т. 21, № 9. – С. 11–17. – URL: https://drive.google.com/file/d/1fuE81wGM6ZfG_qImMe5DVfHZ3SJZf59Q/view (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
  12. Синельникова, О. П. Эмпирическое изучение представлений старших школьников о безопасности жизнедеятельности / О. П. Синельникова. – doi: 10.21702/rpj.2009.1.19 // Российский психологический журнал. – 2009. – Т. 6, № 1. – С. 122–125. – URL: https://rpj.ru.com/index.php/rpj/article/view/187 (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
  13. Хакимзянов, Р. Н. Внутренние ресурсы психологической безопасности личности подростков в условиях интернет-коммуникации / Р. Н. Хакимзянов // Казанский педагогический журнал. – 2019. –№ 3 (134). – С. 77–83. – URL: https://kp-journal.ru/wp-content/uploads/2017/02/Казанский-педагогический-№3_2019-27-июня-1.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
  14. Сорокина, Л. А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни / Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – № 3. – С. 70–74. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16374725 (дата обращения: 20.01.2020).
  15. Рерке, В. И. Развитие социальной активности подростков как условие их психологической безопасности / В. И. Рерке, О. С. Маякова. – doi: 10.17150/2411-6262.2019.10(2).7 // Baikal Research Journal. – 2019. – Т. 10, № 2. – С. 7. – URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=22999 (дата обращения: 20.01.2020). – Рез. англ.
  16. Воробьева, Н. Ю. Особенности сформированности навыков безопасного поведения в природных условиях у подростков / Н. Ю. Воробьева // Вестник современных исследований. – 2019. – Вып. 4.1 (31). – С. 17–20. – URL: http://old.orcacenter.ru/journals/modern-research/mr.2019.04.01.pdf (дата обращения: 03.01.2020).
  17. Будыкин, С. В. Информационная безопасность детей и подростков в современном мире: психологические аспекты проблемы / С. В. Будыкин. – doi: 10.17759/psylaw.2017070102 // Электронный журнал «Психология и право». – 2017. – Т. 7, № 1. – С. 13–24. – URL: https://psyjournals.ru/files/85399/ psyandlaw_2017_1_Budykin.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
  18. Доронина, В. Ф. Онлайн-угрозы психологической безопасности в социальных сетях для детей и подростков / В. Ф. Доронина // Синергия наук. – 2018. – № 30. – С. 1004–1012. – URL: http://synergy- journal.ru/archive/article3524 (дата обращения: 03.01.2020).– Рез. англ.
  19. Singleton, A. Online Social Networking and Psychological Experiences: The Perceptions of Young People with Mental Health Difficulties / A. Singleton, P. Abeles, I. C. Smith. – doi: 10.1016/j.chb.2016.03.011 // Computers in Human Behavior. – 2016. – Vol. 61. – Pp. 394–403. – URL: https://www.sciencedirect.com/ science/article/pii/S0747563216301728?via%3Dihub (дата обращения: 03.01.2020).
  20. Stahl, Ch. Internet Safety: Adolescents’ Self-Report / Ch. Stahl, N. Fritz. – doi: 10.1016/S1054139X(02)00369-5 // Journal of Adolescent Health. – 2002. – Vol. 31, issue 1. – Pp. 7–10. – URL: https:// www.jahonline.org/article/S1054-139X(02)00369-5/fulltext (дата обращения: 03.01.2020).
  21. From Fear to Resilience: Adolescents’ Experiences of Violence in Inner-City Johannesburg, South Africa / F. Scorgie, D. Baron, J. Stadler [et al.]. – doi: 10.1186/s12889-017-4349-x // BMC Public Health. – 2017. – Vol. 17 (Suppl 3). – P. 441. – URL: https://bmcpublichealth.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12889-017-4349-x (дата обращения: 03.01.2020).
  22. No Safe Haven. II: The Effects of Violence Exposure on Urban Youth / M. Schwab-Stone, C. Chen, E. Greenberger. – doi: 10.1097/00004583-199904000-00007 // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. – 1999. – Vol. 38, issue 4. – Pp. 359–367. – URL: https://jaacap.org/article/ S0890-8567(09)63092-6/pdf (дата обращения: 03.01.2020).
  23. Асянова, С. Р. Формирование и развитие культуры безопасного поведения школьника на дорогах / С. Р. Асянова // Образование и саморазвитие. – 2010. – № 5 (21). – С. 125–129. – URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=17867924 (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
  24. Шакирова, З. В. Педагогическое взаимодействие социальных институтов в формировании безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде / З. В. Шакирова, Р. Ш. Ахмадиева // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 5, ч. 2. – С. 245–250. – URL: https:// kp-journal.ru/wp-content/uploads/2017/02/5_2_2015.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
  25. How to Keep Children Safe in Traffic: Find the Daredevils Early / U. Hoffrage, A. Weber, R. Hertwig, V. M. Chase. – doi: 10.1037/1076-898X.9.4.249 // Journal of Experimental Psychology: Applied. – 2003. – Vol. 9, issue 4. – Pp. 249–260. – URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2F1076898X.9.4.249 (дата обращения: 03.01.2020).
  26. Risk Terrain Modeling Predicts Child Maltreatment / D. Daley, M. Bachmann, B. A. Bachmann [et al.]. – doi: 10.1016/j.chiabu.2016.09.014 // Child Abuse & Neglect. – 2016. – Vol. 62. – Pp. 29–38. – URL: https:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0145213416301922?via%3Dihub (дата обращения: 03.01.2020).
  27. Groves, B. M. Mental Health Services for Children Who Witness Domestic Violence / B. M. Groves. – doi: 10.2307/1602786 // Future Child. – 1999. – Vol. 9, no. 3. – Pp. 122–132. – URL: https://www.jstor.org/ stable/1602786?origin=crossref&seq=1 (дата обращения: 03.01.2020).
  28. Mossige, S. Poly-victimization in a Norwegian Adolescent Population: Prevalence, Social and Psychological Profile, and Detrimental Effects / S. Mossige, L. Huang. – doi: 10.1371/journal.pone.0189637 // PLoS ONE. – 2017. – Vol. 12, issue 12. – URL: https://journals.plos.org/plosone/article/file?id=10.1371/ journal.pone.0189637&type=printable (дата обращения: 03.01.2020).
  29. Nilsson, K. Parents’ Attitudes to Risk and Injury to Children and Young People on Farms / K. Nilsson. – doi: 10.1371/journal.pone.0158368 // PLoS ONE. – 2016. – Vol. 11, issue 6. – URL: https:// journals.plos.org/plosone/article/file?id=10.1371/journal.pone.0158368&type=printable (дата обращения: 03.01.2020).
  30. Елисеева, О. А. Структура субъективного благополучия подростков в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности / О. А. Елисеева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2011. – № 132. – С. 368–375 – URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/132/eliseeva_132_368_375.pdf (дата обращения: 20.01.2020). – Рез. англ.
  31. Калашникова, М. Б. Типология образовательной среды в контексте психологической безопасности младших школьников / М. Б. Калашникова, П. И. Беляева, Т. Б. Беляева. – DOI 10.24158/ spp.2018.10.11 // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – Вып. 10. – С. 76–82. – URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2018/10/psychology/kalashnikova-belyaeva-belyaeva.pdf (дата обращения: 20.01.2020). – Рез. англ.
  32. Hong, J. S. Students’ Perceptions of Unsafe Schools: An Ecological Systems Analysis / J. S. Hong, M. K. Eamon. – doi: 10.1007/s10826-011-9494-8 // Journal of Child Family Study. – 2012. – Vol. 21. – Pp. 428–438. – URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10826-011-9494-8 (дата обращения: 03.01.2020).
  33. Клейберг, Ю. А. Психологическая безопасность юной личности: девиантологический концепт / Ю. А. Клейберг. – doi: 10.18384/2310-7235-2017-4-107-119 // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2017. – № 4. – С. 107–119. – URL: https:// vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/11580 (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
  34. Foshee, V. A. An Evaluation of Safe Dates, an Adolescent Dating Violence Prevention Program / V. A. Foshee, K. E. Bauman, X. B. Arriaga. – doi: 10.2105/AJPH.88.1.45 // American Journal of Public Health. – 1998. – Vol. 88, no. 1. – Pp. 45–50. – URL: https://ajph.aphapublications.org/doi/pdf/10.2105/ AJPH.88.1.45 (дата обращения: 03.01.2020).
  35. Mayer, M. J. How Safe are Our Schools? / M. J. Mayer, M. J. Furlong. – doi: 10.3102/0013189X09357617 // Educational Researcher. – 2010. – Vol. 39, issue 1. – Pp. 16–26. – URL: https://journals.sagepub.com/ doi/10.3102/0013189X09357617 (дата обращения: 03.01.2020).
  36. Давыдова, М. С. Особенности формирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности у детей с интеллектуальными нарушениями / М. С. Давыдова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 98. – С. 94–101. – URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/98/davydova_98_94_101.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
  37. Кисляков, П. А. Модель социально безопасного/опасного поведения детей с нарушением интеллекта / П. А. Кисляков, В. Н. Феофанов, А. Г. Удодов. – doi: 10.17922/2071-5323-2017-16-3-19-27 // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2017. – Т. 16, № 3. – С. 19–27. – URL: https://rgsu.net/netcat_files/multifile/5219/UZ_3_2017_V_PEChAT_.pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
  38. Mechling, L. C. Use of Video Modeling to Teach Extinguishing of Cooking Related Fires to Individuals with Moderate Intellectual Disabilities / L. C. Mechling, D. L. Gast, M. R. Gustafson // Education and Training in Developmental Disabilities. – 2009. – Vol. 44, no. 1. – Pp. 67–79. – URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ864622 (дата обращения: 21.12.2019).
  39. Unseen Wounds: The Contribution of Psychological Maltreatment to Child and Adolescent Mental Health and Risk Outcomes / J. Spinazzola, H. Hodgdon, L-J. Liang [et al.]. – doi: 10.1037/a0037766 // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. – 2014. – Vol. 6, supple 1. – Pp. S18–S28. – URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fa0037766 (дата обращения: 21.12.2019).
  40. Формирование личности безопасного типа поведения у школьников как одно из условий комфортности образовательной среды / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова, М. А. Ерофеева, Л. В. Полякова. – doi: 10.32744/pse.2019.1.16 // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 1 (37). – С. 223–235. – URL: https://pnojournal.wordpress.com/2019/02/22/kodzhaspirov-kodzhaspirova-erofeeva-polyakova (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
  41. Morrison, G. M. School Violence to School Safety: Reframing the Issue for School Psychologists / G. M. Morrison, M. J. Furlong, R. L. Morrison // School Psychology Review. – 1994. – Vol. 23, issue 2. – Pp. 236–256. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02796015.1994.12085709 (дата обращения: 22.12.2019).
  42. Минаева, Н. Г. Изучение готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у умственно отсталых подростков / Н. Г. Минаева, Е. В. Миронова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59, ч. 4. – С. 96–100. – URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=35130306 (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.
  43. Социально-психологическая безопасность подростков с интеллектуальными нарушениями в образовательных организациях различных типов / П. А. Кисляков, В. Н. Феофанов, Е. А. Шмелева, О. А. Силаева. – doi: 10.12731/2218-7405-2017-8-85-98 // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2017. – Т. 8, № 8. – С. 85–98. – URL: http://journal-s.org/ index.php/sisp/article/download/10273/pdf (дата обращения: 03.01.2020). – Рез. англ.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Фатихова Л.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».