«Руководствоваться законом и совестью»: hard skills и soft skills в юридическом образовании

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Исследование посвящено изучению способов интеграции «жестких» и «мягких» навыков студентов юридических вузов. Такой подход необходим для обучения студентов принятию решений в ситуациях ценностно-нормативной неопределенности, при которых требуется интеграция права и морали, общекультурных и профессиональных компетенций. В качестве примера ценностно неоднозначной проблемы выбрано публичное использование риторики ненависти, предполагающей поиск определенного баланса публичных и частных интересов, права свободно выражать свое мнение и защиты от дискриминации, оскорбления, стигматизации, права на уважение частной и семейной жизни.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 62 студента, обучающиеся по юридическим специальностям и направлениям подготовки. Использовался кейс-метод, материалы которого были структурированы по уровням образовательных целей в соответствии с классической таксономией Блума. Кейс посвящен анализу спорного комментария С. Терентьева.

Результаты исследования. Применение кейс-метода для формирования навыков принятия решения в условиях ценностно-нормативной неопределенности (на примере противодействия риторике ненависти) позволило интегрировать общекультурные и профессиональные компетенции студентов-юристов, вовлечь в активную групповую работу студентов, которые обычно не включаются в обсуждение. Однако необходимо отметить, что использование кейс-метода в процессе обучения в целях интеграции

«жестких» и «мягких» навыков имеет ряд ограничений: подготовка к занятию ресурсозатратна как для преподавателя, так и для студентов; материалы кейса быстро устаревают и предполагают постоянное обновление и переработку; выбор материала и подача его на занятии требуют особого педагогического такта и четкой расстановки аксиологических акцентов.

Обсуждение и заключение. Полученные результаты могут быть использованы для разработки кейсов, при помощи которых в процессе обучения можно создать ситуации, способствующие интеграции общекультурных и профессиональных компетенций студентов-юристов, а также сформировать у студентов навыки принятия решений в условиях ценностно-нормативной неопределенности, способствовать личностному и профессиональному развитию.

Об авторах

Е. А. Коваль

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции»

Email: nwifesc@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0069-5335
Scopus Author ID: 57202425856
ResearcherId: A-5797-2015

профессор кафедры философии, доктор философских наук, профессор

Россия, Саранск

А. А. Сычев

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Email: sychevaa@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3757-4457
Scopus Author ID: 57205759512
ResearcherId: N-7591-2015

профессор кафедры философии, доктор философских наук, профессор

Россия, Саранск

Н. В. Жадунова

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Автор, ответственный за переписку.
Email: zhadunovan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9058-0488
ResearcherId: V-7451-2018

декан факультета дополнительного образования, кандидат философских наук

Россия, Саранск

Л. Ю. Фомина

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Email: fominalilja@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4273-2280
Scopus Author ID: 57191502688

доцент кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности, кандидат юридических наук, доцент

Россия, Москва

Список литературы

  1. Сычев, А. А. Проблема классификации языка вражды в отношении мигрантов (на примере Республики Мордовия) / А. А. Сычев, Е. А. Коваль, Н. В. Жадунова. – doi: 10.15507/24131407.105.026.201804.798-815 // Регионология. – 2018. – Т. 26, № 4. – С. 798–815. – URL: https://regionsar. ru/ru/node/1736 (дата обращения: 01.11.2019). – Рез. англ.
  2. Сычев, А. А. Метод ситуационного анализа (кейс-стади) в экологической этике / А. А. Сычев, Л. А. Якина, К. К. Курмаева // В мире научных открытий. – 2013. – № 11-5 (47). – С. 329–334. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21205418 (дата обращения: 05.10.2019). – Рез. англ.
  3. Pal, L. A. Case Study Method and Policy Analysis / L. A. Pal. – doi: 10.1057/9781403980939_12 // Thinking Like a Policy Analyst / I. Geva-May (ed.). NY.: Palgrave Macmillan, 2005. – Pp. 227–257. – URL: https://link.springer.com/chapter/10.1057%2F9781403980939_12 (дата обращения: 05.10.2019).
  4. Zhadunova, N. Forming Students’ Ethical Leadership under the Condition of Glocalization / N. Zhadunova, E. Koval, M. Martynova. – doi: 10.15405/epsbs.2018.12.02.210 // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. – 2018. – Pp. 1977–1988. – URL: https://www.researchgate.net/ publication/330034174_Forming_Of_Students’_Ethical_Leadership_Under_The_Condition_Of_Glocalization (дата обращения: 05.10.2019).
  5. Turner, J. J. University Legal Learning Spaces Effectiveness in Developing Employability Skills of Future Law Graduates / J. J. Turner, P. S. Amirnuddin, H. S. I. Singh. – doi: 10.32890/mjli2019.16.1.7315 // Malaysian Journal of Learning & Instruction. – 2019. – Vol. 16, issue 1. – Рр. 49–79. – URL: http://e-journal. uum.edu.my/index.php/mjli/article/view/7315 (дата обращения: 05.10.2019).
  6. Feldman, S. The Value of Interpersonal Skills in Lawyering / S.Feldman, K.Wilson. – DOI 10.1007/ BF01044946 // Law and Human Behavior. – 1981. – Vol. 5, no. 4. – Pp. 311–324. – URL: https://www.jstor.org/ stable/1393670?seq=1 (дата обращения: 05.10.2019).
  7. Цымбалюк, А. Э. Психологическое содержание soft skills / А. Э. Цымбалюк, В. О. Виноградова. – doi: 10.24411/1813-145X-2019-1-0568 // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 6 (111). – С. 120–127. – URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2019_6/17.pdf (дата обращения: 10.09.2019). – Рез. англ.
  8. Kiser, R. Soft Skills for the Effective Lawyer / R. Kiser. – doi: 10.1017/9781108238816. – Cambridge University Press, 2017. – 326 p. – URL: https://clck.ru/MteVu (дата обращения: 05.10.2019).
  9. Jones, E. Transforming Legal Education Through Emotions / E. Jones. – doi: 10.1017/lst.2017.16 // Legal Studies. – 2018. – Vol. 38, no 3. – Pp. 450–479. – URL: https://clck.ru/Mtei2 (дата обращения: 05.10.2019).
  10. Jones, E. Making Practice more Affective: Emotional Intelligence as a Legal Meta-Competency / E. Jones // European Journal of Current Legal Issues. – 2018. – Vol. 24, no. 1. – URL: http://webjcli.org/ article/view/565 (дата обращения: 05.10.2019).
  11. Jones, E. One Size Fits All? Multiple Intelligences and Legal Education / E. Jones. – doi: 10.1080/03069400.2015.1082238 // Law Teacher. – 2017. – Vol. 51, issue 1. – Pp. 56–68. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/03069400.2015.1082238 (дата обращения: 05.10.2019).
  12. Tsaoussi, A. I. Using Soft Skills Courses to Inspire Law Teachers: A New Methodology for a More Humanistic Legal Education / A. I. Tsaoussi. – doi: 10.1080/03069400.2018.1563396 // The Law Teacher. – 2020. – Vol. 54, issue 1. – Рр. 1–30. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/03069400.2018.1 563396?src=recsys&journalCode=ralt20 (дата обращения: 05.10.2019).
  13. Grossi, R. Understanding Law and Emotion / R. Grossi. – doi: 10.1177/1754073914545792 // Emotion Review. – 2015. – Vol. 7, issue 1. – Pp. 55–60. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/ 10.1177/1754073914545792?journalCode=emra (дата обращения: 05.10.2019).
  14. Blakely, S. S. Law Firms Shouldn’t Overlook Value of Soft Skills / S. S. Blakely // ABA Journal. – 2019. – No. 3. – URL: http://www.abajournal.com/voice/article/law-fi s-shouldnt-overlook-the-value-of-soft-skills (дата обращения: 05.10.2019).
  15. Struthers, A. E. C. Human Rights Education: Educating about, through and for Human Rights / E. C. Struthers. – doi: 10.1080/13642987.2014.986652 // The International Journal of Human Rights. – 2015. – Vol. 19, issue 1. – Pp. 53–73. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13642987.2014.986652 (дата обращения: 05.10.2019).
  16. Robinson, C. Translating Human Rights Principles into Classroom Practices: Inequities in Educating about Human Rights / C. Robinson. – doi: 10.1080/09585176.2016.1195758 // The Curriculum Journal. – 2017. – Vol. 28, issue 1. – Pр. 123–136. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1080/09585176.2016.1195758 (дата обращения: 05.10.2019).
  17. Богатырева, О. Н. Всемирная программа образования в области прав человека: от второго к третьему этапу / О. Н. Богатырева // Российский юридический журнал. – 2016. – № 1. – С. 71–81. – URL: http://www.ruzh.org/rlj/2016/2016_1/DJVU/3854.pdf (дата обращения: 05.10.2019).
  18. Глушкова, С. И. Развитие правового просвещения и образования в области прав человека: международные стандарты и региональный опыт (на примере Свердловской области) / С. И. Глушкова // Вестник Гуманитарного университета. – 2018. – № 2 (21). – С. 87–93. – URL: https://gu-ural.ru/ uploads/2018/07/Vestnik_2018_2.pdf (дата обращения: 05.10.2019). – Рез. англ.
  19. Cubillos-Vega, C. Los efectos de una intervención educativa en materia de derechos humanos conalumnado de Trabajo Social: la valoración de las nociones y el compromise / C. Cubillos-Vega, M. Ferrán Aranaz. – doi: 10.5209/cuts.60617 // Cuadernos De Trabajo Social. – 2019. – Vol. 32, no. 2. – Pp. 381–395. – URL: https://revistas.ucm.es/index.php/CUTS/article/view/60617 (дата обращения: 05.10.2019). – Рез. англ.
  20. Barendt, E. Balancing Freedom of Expression and Privacy: The Jurisprudence of the Strasbourg Court / E.Barendt. – doi: 10.1080/17577632.2009.11427333 // Journal of Media Law. – 2009. – Vol. 1, issue 1. – Рp. 49–72. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17577632.2009.11427333 (дата обращения: 05.10.2019).
  21. Moosavian, R. Deconstructing ‘Public Interest’ in the Article 8 vs Article 10 Balancing Exercise / R. Moosavian. – doi: 10.5235/17577632.6.2.234 // Journal of Media Law. – 2014. – Vol. 6, issue 2. – Pp. 234–268. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.5235/17577632.6.2.234 (дата обращения: 05.10.2019).
  22. Grauer, K. A. Case for Case Study Research in Education / K. A. Grauer. – doi: 10.1057/9781137046635_4 // Action Research Methods ; S. R. Klein (ed.). NY.: PalgraveMacmillan, 2012. – Pp. 69–79. – URL: https://link.springer.com/chapter/10.1057%2F9781137046635_4 (дата обращения: 05.10.2019).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Коваль Е.А., Сычев А.А., Жадунова Н.В., Фомина Л.Ю., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».