Как таковой философский диалог – жанр, порожденный античной культурой, стал неотъемлемой частью романов Ф. М. Достоевского. И в них он обрел отчетливо религиозный характер. В этом смысле теория М. М. Бахтина о полифоническом диалоге в романах писателя не позволяет до конца объяснить его (диалога) мистико-религиозное содержание и тем более скрытую авторскую позицию в нём – христианскую оценку («указующий перст, страстно поднятый»). А вопрос о вере в полифоническом диалоге вообще не поставлен. Бахтин ограничивается диалогом «речевых активностей» субъектов, сознаний героев «в области слова», «образом идеи» как «живого события». В статье выделен особый религиозно-философский диалог в романе Достоевского на примере «Бесов». Доказывается, что герои подобного диалога философствуют, т. е. выступают не только как обладатели внешних, действенных, психологических характеристик, но и как выразители определенной интеллектуальной активности, сложившейся концепции жизни, которую они обычно претворяют в философемах, мыслеобразах. Религиозно-философский диалог присутствует и тогда, когда он ведется на уровне метафизических глубин, с использованием символа веры, проявлением религиозного чувства, когда решается вопрос об Абсолюте. Глубинный драматизм, обращение к вечным проблемам бытия, предельное расширение художественного пространства затрагиваемых тем, предметов диалога ограничивают сюжетную конкретику, детализированность характеров. Возникает ощущение прямой связи между двумя сознаниями в самых потаенных глубинах человеческого духа: «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей» (XIV, 100).