Идеологическая акселерация школьной молодежи как эффект новых медиа: к постановке вопроса

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Более ранняя идеологическая социализация школьной молодежи проявляется в заметном росте ее вовлеченности в политические (в том числе протестные) акции. В России проблемы вовлеченности школьной молодежи в политические процессы пока изучены слабо, хотя за рубежом такие исследования ведутся с середины прошлого века. Между тем в информационную эпоху все вопросы политического участия подростков должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с процессами цифровой социализации молодого поколения, осуществляющейся в интернет-сообществах и социальных сетях. В связи с этим целью данной статьи является постановка вопроса о методологии исследования того, что до недавнего времени казалось несущественным в сознании школьников: вполне сформированных идеологических установок как эффекта влияния идеологического языка новых медиа. Для решения данной методологической проблемы потребовалось уточнить понятия политической и идеологической социализации в проекции на школу; сформулировать проблему идеологической акселерации школьной молодежи; методологически обосновать концепт идеологической социализации и описать среду новых медиа как главного «акселератора» идеологической социализации школьников. Авторы отмечают необходимость политологического исследования идеологической социализации школьной молодежи, используя достижения междисциплинарных исследований в области лингвистики, когнитивистики и идеологий. В основе предлагаемого подхода к исследованию идейно-политических установок школьников лежит теория метафорического фрейминга (Дж. Лакофф) и авторская концепция когнитивно-идеологических матриц. Авторы подчеркивают, что новые медиа выступают посредником в формировании когнитивно-идеологических матриц в индивидуальном и групповом сознании школьников, а также катализатором более ранней идеологической социализации.

Об авторах

Сергей Петрович Поцелуев

Южный федеральный университет

Email: spotselu@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8562-6541

доктор политических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной политологии Института философии и социально-политических наук

Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Татьяна Александровна Подшибякина

Южный федеральный университет

Email: tan5@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-2689-8387

кандидат политических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной политологии Института философии и социально-политических наук

Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Михаил Сергеевич Константинов

Южный федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: konstms@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2781-789X

кандидат политических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной политологии Института философии и социально-политических наук

Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Список литературы

  1. Almond, G., & Verba, S. (2014). Civic culture: political attitudes and democracy in five nations. Moscow: Thought. (In Russian). [Almond, G.A., & Verba, S. (1989). The civic culture: Political attitudes and democracy in five nations. Sage Publications]
  2. Aseeva, T.A., & Shashkova, Ya.Yu. (2021). Ideas about patriotism of schoolchildren of the Siberian Federal District. Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Political Science, 23(1), 118–129. (In Russian).
  3. Brugman, B.C., Burgers, Ch., & Vis, B. (2019). Metaphorical framing in political discourse through words vs. concepts: a meta-analysis. Language and Cognition. 11(1), 41–65.
  4. Byrne, J., Kardefelt-Winther, D., Livingstone, S., & Stoilova, M. (2016). Global kids online: research synthesis 2015–2016. Retrieved February 20, 2022, from https://www.unicef-irc.org/ publications/pdf/IRR_2016_01.pdf.
  5. Corsaro, W.A. (1992). Interpretive reproduction in children’s peer cultures. Social Psychology Quarterly, 55(2), 160–177.
  6. Easton, D., & Hess, R.D. (1962). The child’s political world. Midwest Journal of Political Science, 6(3), 229–246.
  7. Erpyleva, S. (2021). Active citizens under Eighteen: minors in political protests. Journal of Youth Studies, 24(9), 1215–1233.
  8. Ferreira, P.D., Azevedo, C.N., & Menezes, I. (2012). The developmental quality of participation experiences: Beyond the rhetoric that “participation is always good!” Journal of adolescence, 35(3), 599–610.
  9. Freeden, M. (2003). Ideology: A very short introduction. Oxford University Press.
  10. Geertz, C. (2004). Interpretation of cultures. Moscow: ROSSPEN. (In Russian). [Geertz, C. (1973). Interpretation of cultures. Basic Books.]
  11. Gil, J.M. V., & Gil, F.J. V. (2014). Ideological socialisation in the childhood: Cheburashka. Mundo Eslavo, (13), 89–97.
  12. Guhin, J., Calarco, J.M. C., & Miller-Idriss, C. (2021). Whatever happened to socialization? Annual Review of Sociology, 47(1), 109–129.
  13. Haegel, F. (2020). Political socialisation: Out of purgatory? European Journal of Sociology/ Archives Européennes de Sociologie, 61(3), 333–364.
  14. Harris, A., Wyn, J., & Younes, S. (2010). Beyond apathetic or activist youth: ‘Ordinary’young people and contemporary forms of participation. Young, 18(1), 9–32.
  15. Hess, R.D., Torney, J.V., & Valsiner, J. (2017). The development of political attitudes in children. Routledge.
  16. Hogg, M., & Adelman, J. (2013). Uncertainty-identity theory: Extreme groups, radical behavior, and authoritarian leadership. Journal of Social Issues, 69(3), 436—454.
  17. Keeley, B., & Little C. (2017). The State of the Worlds Children 2017: Children in a Digital World. UNICEF. 3 United Nations Plaza, New York, NY 10017.
  18. Konstantinov, M.S., Potseluev, S.P., Podshibyakina, T.A., Lukichev, P.N., & Vnukova L.B. (Eds.). (2021). Cognitive-ideological matrices of perception of contemporary socio- political crises by the students of Southern Russia. Rostov-on-Don: SFU Publishing House. (In Russian).
  19. Lakoff, G., & Johnsen, M. (2004). Metaphors that we live by. M.: Editorial URSS. (In Russian). [Lakoff, G., & Johnsen, M. (2003). Metaphors we live by. London: The university of Chicago press].
  20. Malkevich, A.A. (2019). Social networks as a factor in the political socialization of youth: from hierarchy to a network model of personality. Moscow University Bulletin. Series 12. Political sciences, 6, 88–97. (In Russian).
  21. Malafaia, C., Neves, T., & Menezes, I. (2021). The gap between youth and politics: Youngsters outside the regular school system assessing the conditions for be(com)ing political subjects. YOUNG. February 19 Retrieved June 2, 2022, from https://journals.sagepub.com/ doi/10.1177/1103308820987996.
  22. Parubchak, I.O. (2013). Ideological socialization: the role in the social processes of the state. Bulletin of the Volga Institute of Management, 5(38), 24–31. (In Russian).
  23. Patterson M.M. et al. (2019). Toward a developmental science of politics. Monographs of the Society for Research in Child Development, 84(3), 7–185.
  24. Popova O.V., & Kazarinova, D.B. (2021). In Search of Political Youth Studies as a Subfield of Political Science: Editorial Introduction. RUDN Journal of Political Science, 23(1), 9–17.
  25. Potseluev, S.P., Konstantinov, M.S., & Podshibyakina, T.A. (2020). Flickering Concepts of Cognitive-Ideological Matrices. Revista Gênero e Direito, 9(2), 807–824.
  26. Skrynnikova, I. (2021). Constructing the image of Russia through metaphorical framing. Logos et Praxis, 20(1), 49–57.
  27. Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I., & Nestik, T.A. (2017). The digital generation of Russia: competence and security. Moscow: Smysl. (In Russian).
  28. Nikiporets-Takigawa, G., & Panina, E. (Eds.). (2016). The Internet and the ideological movement in Russia. Moscow: New Literary Review. (In Russian).
  29. Tsankova, I., Prati, G., Eckstein, K., Noack, P., Anna, E., Motti-Stefanidi, F., Macek, P., & Cicognani, E. (2020). Adolescents’ patterns of citizenship orientations and correlated contextual variables: Results from a two-wave study in five European countries. Youth & Society, 53(8), 1311–1334.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».