Идеологическая акселерация школьной молодежи как эффект новых медиа: к постановке вопроса
- Авторы: Поцелуев С.П.1, Подшибякина Т.А.1, Константинов М.С.1
-
Учреждения:
- Южный федеральный университет
- Выпуск: Том 24, № 3 (2022): Интернет и политика
- Страницы: 573-585
- Раздел: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ И ИНТЕРНЕТ-ПРОТЕСТ
- URL: https://medbiosci.ru/2313-1438/article/view/322620
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-3-573-585
- ID: 322620
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Более ранняя идеологическая социализация школьной молодежи проявляется в заметном росте ее вовлеченности в политические (в том числе протестные) акции. В России проблемы вовлеченности школьной молодежи в политические процессы пока изучены слабо, хотя за рубежом такие исследования ведутся с середины прошлого века. Между тем в информационную эпоху все вопросы политического участия подростков должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с процессами цифровой социализации молодого поколения, осуществляющейся в интернет-сообществах и социальных сетях. В связи с этим целью данной статьи является постановка вопроса о методологии исследования того, что до недавнего времени казалось несущественным в сознании школьников: вполне сформированных идеологических установок как эффекта влияния идеологического языка новых медиа. Для решения данной методологической проблемы потребовалось уточнить понятия политической и идеологической социализации в проекции на школу; сформулировать проблему идеологической акселерации школьной молодежи; методологически обосновать концепт идеологической социализации и описать среду новых медиа как главного «акселератора» идеологической социализации школьников. Авторы отмечают необходимость политологического исследования идеологической социализации школьной молодежи, используя достижения междисциплинарных исследований в области лингвистики, когнитивистики и идеологий. В основе предлагаемого подхода к исследованию идейно-политических установок школьников лежит теория метафорического фрейминга (Дж. Лакофф) и авторская концепция когнитивно-идеологических матриц. Авторы подчеркивают, что новые медиа выступают посредником в формировании когнитивно-идеологических матриц в индивидуальном и групповом сознании школьников, а также катализатором более ранней идеологической социализации.
Об авторах
Сергей Петрович Поцелуев
Южный федеральный университет
Email: spotselu@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8562-6541
доктор политических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной политологии Института философии и социально-политических наук
Ростов-на-Дону, Российская ФедерацияТатьяна Александровна Подшибякина
Южный федеральный университет
Email: tan5@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-2689-8387
кандидат политических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной политологии Института философии и социально-политических наук
Ростов-на-Дону, Российская ФедерацияМихаил Сергеевич Константинов
Южный федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: konstms@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2781-789X
кандидат политических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной политологии Института философии и социально-политических наук
Ростов-на-Дону, Российская ФедерацияСписок литературы
- Almond, G., & Verba, S. (2014). Civic culture: political attitudes and democracy in five nations. Moscow: Thought. (In Russian). [Almond, G.A., & Verba, S. (1989). The civic culture: Political attitudes and democracy in five nations. Sage Publications]
- Aseeva, T.A., & Shashkova, Ya.Yu. (2021). Ideas about patriotism of schoolchildren of the Siberian Federal District. Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Political Science, 23(1), 118–129. (In Russian).
- Brugman, B.C., Burgers, Ch., & Vis, B. (2019). Metaphorical framing in political discourse through words vs. concepts: a meta-analysis. Language and Cognition. 11(1), 41–65.
- Byrne, J., Kardefelt-Winther, D., Livingstone, S., & Stoilova, M. (2016). Global kids online: research synthesis 2015–2016. Retrieved February 20, 2022, from https://www.unicef-irc.org/ publications/pdf/IRR_2016_01.pdf.
- Corsaro, W.A. (1992). Interpretive reproduction in children’s peer cultures. Social Psychology Quarterly, 55(2), 160–177.
- Easton, D., & Hess, R.D. (1962). The child’s political world. Midwest Journal of Political Science, 6(3), 229–246.
- Erpyleva, S. (2021). Active citizens under Eighteen: minors in political protests. Journal of Youth Studies, 24(9), 1215–1233.
- Ferreira, P.D., Azevedo, C.N., & Menezes, I. (2012). The developmental quality of participation experiences: Beyond the rhetoric that “participation is always good!” Journal of adolescence, 35(3), 599–610.
- Freeden, M. (2003). Ideology: A very short introduction. Oxford University Press.
- Geertz, C. (2004). Interpretation of cultures. Moscow: ROSSPEN. (In Russian). [Geertz, C. (1973). Interpretation of cultures. Basic Books.]
- Gil, J.M. V., & Gil, F.J. V. (2014). Ideological socialisation in the childhood: Cheburashka. Mundo Eslavo, (13), 89–97.
- Guhin, J., Calarco, J.M. C., & Miller-Idriss, C. (2021). Whatever happened to socialization? Annual Review of Sociology, 47(1), 109–129.
- Haegel, F. (2020). Political socialisation: Out of purgatory? European Journal of Sociology/ Archives Européennes de Sociologie, 61(3), 333–364.
- Harris, A., Wyn, J., & Younes, S. (2010). Beyond apathetic or activist youth: ‘Ordinary’young people and contemporary forms of participation. Young, 18(1), 9–32.
- Hess, R.D., Torney, J.V., & Valsiner, J. (2017). The development of political attitudes in children. Routledge.
- Hogg, M., & Adelman, J. (2013). Uncertainty-identity theory: Extreme groups, radical behavior, and authoritarian leadership. Journal of Social Issues, 69(3), 436—454.
- Keeley, B., & Little C. (2017). The State of the Worlds Children 2017: Children in a Digital World. UNICEF. 3 United Nations Plaza, New York, NY 10017.
- Konstantinov, M.S., Potseluev, S.P., Podshibyakina, T.A., Lukichev, P.N., & Vnukova L.B. (Eds.). (2021). Cognitive-ideological matrices of perception of contemporary socio- political crises by the students of Southern Russia. Rostov-on-Don: SFU Publishing House. (In Russian).
- Lakoff, G., & Johnsen, M. (2004). Metaphors that we live by. M.: Editorial URSS. (In Russian). [Lakoff, G., & Johnsen, M. (2003). Metaphors we live by. London: The university of Chicago press].
- Malkevich, A.A. (2019). Social networks as a factor in the political socialization of youth: from hierarchy to a network model of personality. Moscow University Bulletin. Series 12. Political sciences, 6, 88–97. (In Russian).
- Malafaia, C., Neves, T., & Menezes, I. (2021). The gap between youth and politics: Youngsters outside the regular school system assessing the conditions for be(com)ing political subjects. YOUNG. February 19 Retrieved June 2, 2022, from https://journals.sagepub.com/ doi/10.1177/1103308820987996.
- Parubchak, I.O. (2013). Ideological socialization: the role in the social processes of the state. Bulletin of the Volga Institute of Management, 5(38), 24–31. (In Russian).
- Patterson M.M. et al. (2019). Toward a developmental science of politics. Monographs of the Society for Research in Child Development, 84(3), 7–185.
- Popova O.V., & Kazarinova, D.B. (2021). In Search of Political Youth Studies as a Subfield of Political Science: Editorial Introduction. RUDN Journal of Political Science, 23(1), 9–17.
- Potseluev, S.P., Konstantinov, M.S., & Podshibyakina, T.A. (2020). Flickering Concepts of Cognitive-Ideological Matrices. Revista Gênero e Direito, 9(2), 807–824.
- Skrynnikova, I. (2021). Constructing the image of Russia through metaphorical framing. Logos et Praxis, 20(1), 49–57.
- Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I., & Nestik, T.A. (2017). The digital generation of Russia: competence and security. Moscow: Smysl. (In Russian).
- Nikiporets-Takigawa, G., & Panina, E. (Eds.). (2016). The Internet and the ideological movement in Russia. Moscow: New Literary Review. (In Russian).
- Tsankova, I., Prati, G., Eckstein, K., Noack, P., Anna, E., Motti-Stefanidi, F., Macek, P., & Cicognani, E. (2020). Adolescents’ patterns of citizenship orientations and correlated contextual variables: Results from a two-wave study in five European countries. Youth & Society, 53(8), 1311–1334.
Дополнительные файлы

