Оценка эффективности программ патриотического воспитания старшими школьниками регионов Сибирского федерального округа
- Авторы: Асеев С.Ю.1, Качусов Д.А.1
-
Учреждения:
- Алтайский государственный университет
- Выпуск: Том 23, № 1 (2021): Молодежь и политика
- Страницы: 97-106
- Раздел: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ
- URL: https://medbiosci.ru/2313-1438/article/view/322134
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-1-97-106
- ID: 322134
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Основное содержание федеральных и региональных программ патриотического воспитания граждан РФ посвящено работе со школьниками, что актуализирует анализ мнения самой молодежи об их эффективности. В статье на основе данных массового опроса старших школьников 10 регионов Сибирского федерального округа выделены особенности их размежевания «патриот - не патриот», проведен сравнительный анализ представлений этих групп учащихся как о приоритетных субъектах патриотического воспитания, так и об эффективности реализации его отдельных направлений. Особо отмечено позитивное отношение большинства школьников к закреплению в молодежной среде патриотических ценностей посредством фильмов патриотической направленности, в то время как идея обязательного патриотического воспитания в школах и вузах воспринимается среди молодежи неоднозначно и отрицательно оценивается со стороны учащихся, не определяющих себя как патриотов. Установлена взаимосвязь участия школьников в мероприятиях патриотической направленности и их последующей самоидентификации как патриотов. Авторами подчеркивается, что формализованный подход к работе с молодежью приводит на практике к низкому уровню ее информированности о содержании основных направлений патриотического воспитания, слабой и несистемной вовлеченности школьников в патриотические мероприятия и работу патриотических объединений. По итогам проведенного исследования в статье делается вывод о наличии достаточно большого числа молодых людей, не разделяющих патриотические ценности и критически оценивающих эффективность многих направлений программ патриотического воспитания.
Об авторах
Сергей Юрьевич Асеев
Алтайский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: suass@mail.ru
кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии
Барнаул, Российская ФедерацияДмитрий Анатольевич Качусов
Алтайский государственный университет
Email: dmitrij.kachusov@mail.ru
старший преподаватель кафедры политологии
Барнаул, Российская ФедерацияСписок литературы
- Detochenko, L. S. (2015). The effectiveness of forms of social and patriotic education of the youth: Materials of the sociological research. Volga Pedagogical Bulletin, 4(9), 31–42. (In Russian).
- Kalyadina, I. S. (2016). Civil and patriotic education of modern youth in the context of the program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016–2020». International Scientific Journal «Innovative Science», 4–5, 45–47. (In Russian).
- Kolesnikova, E. Yu., & Lubsky, A. V. (2018). Patriotism and citizenship in the youth environment in the South of Russia: The paradigms of sociological research. Humanities of the South of Russia, 7(5), 174–183. doi: 10.23683/2227-8656.2018.5.14. (In Russian).
- Konstantinov, S. A. (2010). Perfection of patriotic education of modern Russian schoolboys. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 4 (94), 56–62. (In Russian).
- Korolev, A. S., & Sevryukov, S. T. (2018). Analysis of state educational policy on military-patriotic education of youth in Voronezh Region. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 9(163), 158–161. (In Russian).
- Martynov, M. Yu., Fadeeva, L. А., & Gaberkorn, A. I. (2020). Patriotism as political discourse in contemporary Russia. Polis. Political Studies, 2, 109–121. doi: 10.17976/jpps/2020.02.08. (In Russian).
- Odishvili, G. N. (2018). Potential of the contents of courses in national history in the patriotic education of high school students. Scientific Works of the Moscow University for the Humanities, 4, 114–121. doi: 10.17805/trudy.2018.4.12. (In Russian).
- Parshin, V. N. (2015). School actions on military-patriotic education in estimation teenager and their parents. Concept, 3, 51–55. (In Russian).
- Podgorny, V. N. (2019). Some aspects of implementation of state youth policy in the Kursk Region. Politics, Economics and Innovation, 5(28), 1–8. (In Russian).
- Popova, O. V., & Lagutin, O. V. (2019). Political views of the youth: Loyalty or protest? RUDN Journal of Political Science, 21(4), 599–619. doi: 10.22363/2313-1438-2019-21-4-599-619. (In Russian).
- Ruchkin, B. A. (2015). Russian society: A patriotism for the 21st century. Knowledge. Understanding. Skill, 1, 52–70. doi: 10.17805/zpu.2015.1.5. (In Russian).
Дополнительные файлы

