Различия в коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки. Исследование особенностей коммуникативной парадигмы студентов, ее влияния на их жизнедеятельность становится необходимым ввиду их высо-кой вовлеченности в виртуальный мир. Основной формой взаимодействия в Интернете для студентов является коммуникативная сетевая активность. Цель исследования - изучить различия в коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки. Методология и методы исследования. В статье применялись методы исследования: теоретический, эмпирический, методы математической обра-ботки психологических данных: Н-критерий Крускала-Уоллиса, U-критерий Манна-Уитни. Компьютерная обработка данных осуществлялась с использо-ванием программных пакетов «Excel» и «IBM SPSS Statistics 21». Использо-ван комплекс следующих методик: «Опросник проблемного использования социальных сетей» [16]; «Методика оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий» [15]. Эмпирическая база исследования составила 240 респондентов, средний возраст 20,3 лет. Результаты исследования. У студентов технического направления вы-явлено неконтролируемое мыслительное возвращение в виртуальный мир, склонность к разнообразному использованию электронных технологий; есте-ственно-научного профиля незначительно выражена когнитивная поглощен-ность и появление негативных последствий погруженности в Интернет; гума-нитарного направления отсутствует разнообразие в использовании электрон-ных технологий, однако они имеют высокую вовлеченность к совершению экономических действий в виртуальном мире. Важно отметить существование общих тенденций, независящих от профессионального направления подготов-ки обучающихся: приоритет онлайн общения, коммуникация в социальных се-тях, посещение Интернета с целью избежать чувство одиночества. Практическая значимость. Полученные результаты в ходе исследования различий коммуникативной сетевой активности студентов разных направлений профессиональной подготовки могут быть использованы для составления практических рекомендаций с целью формирования и развития навыков цифровой компетенции.

Об авторах

Юлия Евгеньевна Акимкина

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

Email: akimkina_yue@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-7184-5789
ассистент; кафедра психологии и педагогики;

Список литературы

  1. Агальцев А. М. Природа общения / Томский гос. ун-т. Томск, 2007. 220 с.
  2. Акулич М.М. Интернет-троллинг: понятие, содержание и формы // Вестник Тюменского государственного универси-тета: Социология. 2012. № 8. С. 47-54.
  3. Асмус, Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. – Челябинск, 2005. – 23 с.
  4. Бергельсон, М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации : Язык и межкультурная коммуникация // Вестник Московского университета. Сер. 19 Лингвистика и межкультурная коммуникация / МГУ, Филологич. фак. МГУ . – 2002 . – № 1. – С. 55-67.
  5. Бондаренко Т.А.Общение в виртуальном мире Интернета // Advanced Engineering Research. 2009. №4. С. 216-223
  6. Винер Н. Кибернетика и общество ; Творец и робот: Пер. с англ. / Норберт Винер; Предисл. и примеч. И.Г. Поспелова.-Москва : Тайдекс Ко, 2003 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 245 с.
  7. Виноградова, Т.Ю. Специфика общения в интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. – Казань, 2004. – С. 63-67.
  8. Волкова А.С., Кудаева М.М. Оценка цифровых компетенций студентов в контексте профессиональной подготовки кадров для цифровой экономики // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 5. – С. 1953-1974. – doi: 10.18334/ce.16.5.114800
  9. Горошко Е.И. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры // Интернет-коммуникация как новая речевая формация : колл. монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. — М., 2012. — С. 9–52.
  10. Горбачева А.Г. Конструктивные и деструктивные коммуникативные практики людей в сети Интернет // Идеи и идеалы. 2013. №3. С. 17-25.
  11. Дмитриев Я. В., Алябин И. А., Бровко Е. И., Двинина С. Ю., Демьянова О. В. Развитие цифровых навыков у студентов вузов: де-юре vs де-факто // Университетское управление: практика и анализ. 2021. №2. С. 59-79.
  12. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988. – 319 с.
  13. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб.пособие для университетов и институтов. – М.: Приор, 1998. – 224 с.
  14. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2009. – 832 с.
  15. Татарко А. Н., Макласова Е. В., Лепшокова З. Х., Галяпина В. Н., Ефремова М. В., Дубров Д. И., Бульцева М. А., Бушина Е. В., Миронова А. А. Методика оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 1. С. 159–179.
  16. Сирота Н. А., Московченко Д. В., Ялтонский В. М., Ялтонская А. В. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 3. С. 33–55.
  17. Стрекаловская Е.В. Понятие экзистенции у К.Ясперса / Е.В. Стрекаловская – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 32 (270). – С. 169-172.
  18. Sungurova N. L., Akimkina Y. E. Self-trust and academic motivation of students in virtual educational space // Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. 2021. № 117. P. 1490-1495.
  19. Sungurova N. L., Akimkina Yu. E., Adawiyah R. Features of personality trust of Russian and Indonesian students in terms of network activity. The Education and Science Journal. 2023; 25 (1): рр. 167-195.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».