Стратегии адаптации студентов в вузе: виды и результативность

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Излагаются результаты исследования, нацеленного на установление видов и результативности поведенческих стратегий адаптации у 358 студентов-психологов, обучающихся в бакалавриате, специалитете, магистратуре. Предмет исследования: поведенческая стратегия адаптации студентов вуза рассмотрена как устойчивая форма организации конкретных поведенческих установок и действий, обеспечивающая активное овладение содержанием осваиваемых ролей и профессиональных задач с помощью учебного процесса. Стратегии адаптации развертываются на этапе вузовской профессиональной подготовки, способствующей профессиональной дифференциации и специализации студентов, формированию у них на этой стадии профессиональной идентичности и достижению главной цели образовательного процесса любого вуза – подготовка высококвалифицированных кадров в данной профессиональной области. С учетом этого рассматриваются актуальная (выраженность показателей адаптированности к группе и к учебе) и потенциальная (показатели профессиональной идентичности и самооценка готовности работать по специальности) результативность стратегий. Методы: анкетирование; тестирование («Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова); методика исследования профессиональной идентичности – МИПИ (Л. Шнейдер); самооценка готовности работать по специальности, получаемой в вузе. В результате эмпирически установлены следующие стратегии: поиск социально-информационной поддержки; академический обман; обладание статусной позицией; академическая прилежность; использование административного ресурса; презентация академической включенности; академическая самостоятельность. Показана зависимость динамики выбора студентами тех или иных стратегий от курса и уровня получаемого в вузе образования. Установлено, что выбранная студентами та или иная стратегия адаптации избирательна в отношении ее актуальной и потенциальной результативности в зависимости от уровня получаемого образования. Научную новизну представляют изученные поведенческие стратегии адаптации, предложенные показатели их результативности, установленные связи между выраженностью стратегии и ее актуальной и потенциальной результативностью в зависимости от курса и уровня получаемого образования. Результаты могут быть полезны для преподавателей, студентов, специалистов психологической службы вуза и работодателей.

Об авторах

Светлана Тиграновна Джанерьян

Южный федеральный университет

Email: swetdjan@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1743-5751
профессор; кафедра психологии личности и консультативной психологии;

Дарья Ивановна Гвоздева

Южный федеральный университет

Email: gvozdeva@sfedu.ru
ORCID iD: 0000-0003-3577-7760
зав. кафедрой; Академия психологии и педагогики;

Алина Эдуардовна Ким

Южный федеральный университет

Email: alink@sfedu.ru
ORCID iD: 0009-0004-4899-9770
старший преподаватель; Академия психологии и педагогики;

Список литературы

  1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  2. Маркова, А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996. 308 с. EDN: YQCJKT
  3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: уч. пособие для студ. высших учебных заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2009. 240 с. EDN: QXYCQD
  4. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2007. 128 с. EDN: SWDCQD
  5. Ysmailova, R., Kalmatov, R., Dzhumaeva, L. Socio-psychological aspects of adaptation of foreign students // BIO Web Conferences. 2024. Vol. 120. art. 01041. https://doi.org/10.1051/bioconf/202412001041 EDN: OWANUR
  6. Ranran, H., Peiyu, H., Rongrong, G., Yajun, Z. The relationship between self-control and social adaptation in university students: chain-mediated effects of positive core schema and stress perception // Transactions on Social Science, Education and Humanities Research. 2024. V. 11. P. 815-824. https://doi.org/10.62051/kab1nf52 EDN: NYJRVL
  7. Eryilmaz, A., Engin Deniz, M., Uzun, G., Yildirim Kurtuluş, H. Examination of university students' experiences regarding the university adaptation process // Yıldız Journal of Educational Research. 2023. № 1(8). P. 11-27. https://doi.org/10.14744/yjer.2023.017 EDN: KDVTTK
  8. Попинако, Е.А. Проблема профессиональной адаптации в современных научных исследованиях: контент-анализ // Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2019. Выпуск 3(48). С. 240-247. EDN: WWJRKS
  9. Wong, M.L.L., Liu, S. The role of online social networking sites in facilitating friendships and adaptation among international students in Malaysia // International Journal of Intercultural Relations. 2024. Vol. 99. art. 101942. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2024.101942 EDN: TZOMOJ
  10. Alasmari, Ab. Ah. Challenges and social adaptation of international students in Saudi Arabia // Heliyon. 2023. Vol. 9, Iss. 5. e16283. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e16283 EDN: OTCKPD
  11. Смирнов, А.А., Живаев, Н.Г. Психология вузовской адаптации: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 115 с. EDN: QXZFAP
  12. Шамионов, Р.М., Григорьева, М.В., Гринина, Е.С., Созонник, А.В. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 2. С. 53-68. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270205 EDN: HYLUBM
  13. Shamionov R.M., Grigoryeva M.V., Grigoryev A.V. Influence of beliefs and motivation on social-psychological adaptation among university students // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 112. P. 323-332. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.1171
  14. Амбарова, П.А., Зборовский, Г.Е. Профессиональная адаптация вузовских студентов в меняющемся мире профессий // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 2. С. 191-223. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-2-191-223 EDN: GTDBNT
  15. Silva, G.O., Aredes, N.A., Galdino-Júnior, H. Academic performance, adaptation and mental health of nursing students: A cross-sectional study // Nurse Education in Practice. 2021. Vol. 55. art. 103145. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2021.103145 EDN: LYVQAY
  16. Clinciu, A.I. Adaptation and Stress for the First Year University Students // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 78. P. 718-722. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.04.382.
  17. Xiaoying, H., Baharom, S., Sunjing, L. A systematic literature review of the relationship between cultural intelligence and academic adaptation of international students // Social Sciences & Humanities Open. 2023. Vol. 8, Is. 1. Art. 100622. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2023.100622. EDN: IGCQFU
  18. Nuralieva, N., Wei, Zh., AL-Qadri, A.H., Saraa, N., Chang M. Students' beliefs, basic psychological needs, classroom participation, foreign language anxiety, and academic adjustment: a correlation study in Tashkent, Uzbekistan // Heliyon. 2024. Vol. 10, Is. 18. e37127. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e37127 EDN: ZXYOSK
  19. Akhras, Ch. Students' adaptation: a determinant of the effectiveness of active classrooms in Lebanese Private Universities // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 83. P. 403-407. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.079
  20. Карпов, А.В., Орел, В.Е., Тернопол, В.Я. Психология профессиональной адаптации: монография. Ярославль: Институт "Открытое общество", РПО, 2003. 161 с.
  21. Kubikova, K., Bohacova, A., Slowik, J., Pavelkova, I. Student adaptation to distance learning: an analysis of the effectiveness, benefits and risks of distance education from the perspective of university students // Social Sciences & Humanities Open. 2024. Vol. 9. 100875. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2024.100875 EDN: HDIFRD
  22. Мо Цзимань. Факторы психологической адаптации китайских студентов в российском вузе: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.05 - Социальная психология; 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии. Казань, 2022. 23 с.
  23. Дикая, Л.Г. Субъектная регуляция в деятельности профессионала как основа формирования адаптационных стратегий // Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2008. С. 222-246. EDN: VMWMNT
  24. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с. EDN: SGBTRN
  25. Джанерьян, С.Т., Берлова, Т.Н. Личностные детерминанты стратегий учебно-профессиональной карьеры работающих студентов вузов // Казанская наука. 2014. № 5. С. 174-177. EDN: SFAXEJ
  26. Мельникова, Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. 57 с.
  27. Артемьева, Г.Н. Адаптация студентов вуза как условие подготовки к профессиональной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 6. https://mir-nauki.com/PDF/125PDMN619.pdf EDN: OUELCM
  28. Вишневский, Ю.Р., Нархов, Д.Ю., Дидковская, Я.В. Тренды высшего профессионального образования: профессионализация или депрофессионализация // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 1. С. 152-170. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-152-170 EDN: AAYXUB
  29. Tannous, C., Chien, H., Kenny, B., Lin, K., Everett, B., Yeh, J., Wang, J., Heaton, L., Salamonson, Y. Factors influencing career choice, study experiences and professional identity in undergraduate health students: a mixed methods study across two universities // Teaching and Learning in Nursing. 2024. Vol. 19, Is. 3. P. 249-259. https://doi.org/10.1016/j.teln.2024.03.014 EDN: YSLTAR
  30. Краснощеченко, И.П. Профессиональная субъектность студентов-психологов регионального вуза: стадии, траектории, условия и тенденции становления и развития // Личность профессионала в современном мире / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2013. С. 430-447.
  31. Лабынцева, И.С. Особенности динамики учебной деятельности студентов с разным отношением к профессии: автореф. дисс…. канд. психол. наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2013. 22 с. EDN: ZOYUPB
  32. Круглов, А.М. Адаптация студентов к современной образовательной среде вуза // Журнал педагогических исследований. 2023. Т. 8. № 6. С. 141-149. https://doi.org/10.12737/2500-3305-2024-8-6-141-149 EDN: DYNHZB
  33. Krasilnikov, A., Smirnova, A. Online social adaptation of first-year students and their academic performance // Computers & Education. 2017. Vol. 113. P. 327-338. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2017.05.012 EDN: XNAFQU
  34. Landa-Blancoa, M., Reyes, Y., Landa-Blancoa, A.L., Cortés-Ramosb, A., Paz-Maldonado, E. Social media addiction relationship with academic engagement in university students: the mediator role of self-esteem, depression and anxiety // Heliyon. 2024. Vol. 10, Is. 2. e24384. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e24384 EDN: NHXKBI
  35. David, L.T. Academic cheating in college students: relations among personal values, self-esteem and mastery // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 187. P. 88-92. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.03.017
  36. Сагитов, Е.Б., Шмелева, Е.Д. Как педагогические практики связаны со списыванием среди студентов российских вузов // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 138-159. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-138-159а EDN: ZKIIOG
  37. Siddiqui, N., Nahar, N., Hossain, M.S., Tazmeen, A., Ali, K.S. Context-specific adaptation of a student engagement measure: a case study of a private university in Bangladesh // Cogent Education. 2024. Vol. 11. №. 1. https://doi.org/10.1080/2331186X.2024.2380638 EDN: PLUUER
  38. Ivashova, V., Gulyak, I., Nazarenko, A., Zhukova, V., Rodionova, V., Mogilevskaya, G. Transformation of mechanisms of the university first-year students' social adaptation: mathematical analysis tools // BIO Web of Conferences. 2024. https://doi.org/10.1051/bioconf/20248404006 EDN: ITKXNH
  39. Говорова, Е.А. Исследование взаимосвязи социальной и вузовской адаптации и делинквентности // Научный поиск: сборник научных работ студентов, аспирантов и преподавателей / под ред. А.А. Карпова. Ярославль: Филигрань, 2023. С. 64-70. EDN: EUHGLR
  40. Двойникова, Е.А. Психологические особенности адаптации студентов с разной стратегией решения учебно-профессиональных задач: автореф. дисс… канд. психол. наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2016. 25 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».