Представления о лидерских качествах студентов-журналистов с разным уровнем академической успеваемости

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предметом исследования данной статьи являются представления студентов-журналистов о лидерских качествах в зависимости от уровня их академической успеваемости. Актуальность темы обусловлена необходимостью понимания того, как студенты воспринимают качества, важные для эффективного лидерства, и как это восприятие связано с их успеваемостью в учебной деятельности. Важность данной темы связана с тем, что в студенческой среде формируются первичные социальные роли и происходит развитие личностных качеств, непосредственно влияющих на профессиональную адаптацию. Цель исследования заключалась в выявлении различий во взглядах студентов с высоким и низким уровнями академической успеваемости на значимость отдельных лидерских качеств и их представлений о том, каким должен быть лидер. Исследование ориентировано на уточнение стратегий развития лидерского потенциала студентов в рамках образовательных программ и студенческого самоуправления. В исследовании применялся комплексный подход, включавший количественные (анкетирование, критерий Манна–Уитни) и качественные (глубинные интервью по модели STAR) методы анализа. Научная новизна исследования состоит в эмпирическом подтверждении взаимосвязи между академической успеваемостью студентов-журналистов и их представлениями о лидерских качествах. В исследовании был выявлен перечень наиболее значимых лидерских качеств, таких как организационное мышление, общительность, нацеленность на результат, убедительность, креативность, самоконтроль и эмпатия, воспринимаемых студентами в качестве важнейших для успешного лидера. Было установлено, что студенты с низкой академической успеваемостью чаще высоко оценивают прагматичные качества лидера, направленные на достижение конкретных результатов. Напротив, студенты с высокой успеваемостью придают большее значение социальным и моральным аспектам лидерства, включая эмпатию и патриотизм. Результаты исследования открывают перспективы для целенаправленной разработки адаптивных образовательных стратегий, способствующих формированию лидерских качеств у студентов с учетом их индивидуальных особенностей и академических достижений.

Об авторах

Михаил Михайлович Штырев

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы"

Email: mshtyrev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0456-1828
соискатель; кафедра Психологии и педагогики;

Евгений Брониславович Башкин

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы"

Email: bashkin-eb@rudn.ru
Заведующий кафедрой психологии и педагогики;

Список литературы

  1. Базаров, Т. Ю., Гасимов, А. Ф. Основания динамики современных представлений о стилях лидерства в группе // Человеческий капитал. 2025. № 2(194). С. 25-34. doi: 10.25629/HC.2025.02.02. EDN NGGSXG.
  2. Башкин, Е. Б., Шляхта, Д. А. Временная компетентность как составляющая часть психического здоровья в контексте самореализации личности // Самореализация личности в эпоху цифровизации: глобальные вызовы и возможности: материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 29-30 марта 2022 года / Российский университет дружбы народов. Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2022. С. 245-250. EDN DSVROX.
  3. Белошапка, Р. А. Внеучебная деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций студентов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 1(46). С. 20-23. EDN ZNDVVL.
  4. Болдырева, Т. А. Социально-психологический климат в студенческом коллективе как предмет учебной рефлексии // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области: Научно-практическая конференция с международным участием, Оренбург, 29 сентября 2017 года. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. С. 653-655. EDN YSGZBO.
  5. Глаголева, А. В., Земская, Ю. Н., Кузнецова, Е. А. Образ жизни студентов российских вузов (на примере хобби и увлечений студентов ИМЭБ РУДН) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6-7. С. 35-37. EDN ZEGEOV.
  6. Годунова, А. Д., Грицков, В. Л. Мотивационные особенности работающих и неработающих студентов (на примере студентов-психологов Санкт-Петербургского государственного университета) // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2015. Т. 3. С. 41-47. EDN VJGDMX.
  7. Головешкина, Н. В., Головешкин, И. Д. Психологические характеристики социально активных обучающихся вуза с разным уровнем академической успеваемости // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2022. № 4. С. 279-296. doi: 10.35231/18186653_2022_4_279. EDN SZPBKS.
  8. Гречихин, С. С. Влияние постановки цели на академическую успеваемость студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 3(32). С. 60-62. doi: 10.26140/bgz3-2020-0903-0012. EDN MGBTWX.
  9. Грувер, Н. В. Аналитический обзор диссертационных исследований добровольческой (волонтерской) деятельности в учреждениях высшего образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 1. С. 77-87. EDN YFOVYL.
  10. Кантышева, А. А. Развитие лидерских качеств студентов, обучающихся по специальности "Государственное и муниципальное управление", на занятиях по иностранному языку // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1(104). С. 279-282. doi: 10.24412/1991-5497-2024-1104-279-282. EDN TPTFAD.
  11. Кирилычева, Н. А., Ледовская, Т. В. Особенности межличностных отношений у студентов вуза с разным уровнем академической успеваемости // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 19-20 ноября 2018 года / Под ред. Ю.П. Поваренкова. Том Часть I. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2018. С. 199-201. EDN HZDMLN.
  12. Кузьмина, О. В. Развитие временной компетентности как условие успешной социализации студентов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26. № 1. С. 47-52. EDN VTNXVH.
  13. Кучина, П. А. Активизация лидерского потенциала студентов ВУЗа в процессе внеучебной деятельности // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 105-2. С. 104-108. doi: 10.18411/trnio-01-2024-91. EDN DKVLEL.
  14. Лазарева, А. В. Развитие коммуникативных компетенций студентов посредством тренинговых программ // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 5(32). С. 279-285. EDN RFXJKZ.
  15. Лутошкина, В. Н., Давыдов, В. А., Высочина, Ю. Л. Проблема лидерства в современном высшем образовании // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2024. № 1. С. 48-52. EDN GAGVSA.
  16. Миллер, Э. С. Влияние психо-эмоционального состояния лидера на его эффективность: теория и практика // Методология современной психологии. 2025. № 25. С. 265-271. EDN OEKWNM.
  17. Михайличенко, В., Грень, Л. Активизация лидерского потенциала студентов высших учебных заведений в процессе обучения // Теорія і практика управління соціальними системами. 2017. № 1. С. 57-67. EDN YLKUHH.
  18. Снегова, Е. С. Психодиагностика сформированности лидерских качеств обучающихся как динамического профессионально-личностного образования // Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. № 1(30). С. 52-56. EDN CQRKZC.
  19. Фардзинова, З. А. Участие лидеров общественного мнения в процессах совершенствования социальной политики в области патриотического воспитания на муниципальном уровне // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3(24). С. 392-396. EDN YLGZBB.
  20. Шляхова, С. С. Влияние блогосферы на студенчество в регионах // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2020. № 22. С. 67-79. EDN AGDSUF.
  21. Штырев, М. М., Башкин, Е. Б. Особенности выраженности ценностно-смысловой детерминации лидерства у студентов разных направлений подготовки // Психолог. 2023. № 5. С. 1-17. doi: 10.25136/2409-8701.2023.5.43703. EDN VKWPRC.
  22. Jordan, U., Külpp, B., Bruckschen, I. Das erfolgreiche Einstellungs-Interview: Potenziale für morgen sicher erkennen und gewinnen. Springer-Verlag, 2012. Abschnitt 4.3.4: STAR-L Fragen. Abgerufen am 10. November 2015.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».