Сравнительный анализ культурно-психологических различий личности современных подростков

Обложка
  • Авторы: Мурсалыева Г.М.1, Мишина М.М.2,3
  • Учреждения:
    1. Института психологии имени Л.С. Выготского ФГАОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет».
    2. профессор кафедры психологии и педагогики образования Института психологии имени Л.С. Выготского ФГАОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
  • Выпуск: № 3 (2025)
  • Страницы: 40-52
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://medbiosci.ru/2409-8701/article/view/361889
  • EDN: https://elibrary.ru/ZGLSAN
  • ID: 361889

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Вопрос этнической идентичности продолжает оставаться актуальным для исследовательского сообщества. Современные исследования направлены на изучение этнической идентичности личности, а также на выявление культурно-психологических различий и изменений в идентичности в течение жизни человека. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования структуры этнической идентичности подростков из г. Москвы, г. Ставрополя (Россия) и г. Исмаиллы (Азербайджан). Предмет исследования является культурно-психологические различия структуры этнической идентичности личности современных подростков, включенных в разные социальные среды. Цель статьи: теоретически обосновать и эмпирически выявить культурно-психологические различия структуры этнической идентичности личности современных подростков, проживающих в разных регионах России и в Азербайджане. Объектом исследования является структура этнической идентичности личности. Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, формирующий эксперимент, психодиагностические методы и опросники, математический метод: двухфакторный дисперсионный анализ, t-критерии Стьюдента, критерий хи-квадрат Пирсона. Эмпирическая база исследования: 295 подростков (учащиеся 6‒8-х классов): 121 подросток из г. Москвы, 45 подростков из г. Ставрополя и 129 подростков из г. Исмаиллы. Существенная научная новизна данного исследования заключается в определении культурных различий в структуре этнической идентичности личности, детерминированных культурной средой, и выявлены общие (присущие всем группам) и специфические (характерные для определенной группы) связи. Выводы: подтверждено, что культурная среда, окружающая подростка, имеет значимое влияние на показатели этнической идентичности личности: у подростков из этнически многообразной среды из Москвы и Ставрополя доминирует позитивный тип этнической идентичности, который содержательно входит в поведенческий компонент. У подростков из г. Исмаиллы выражен этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм и подтвержден высокий уровень тревожности, социальной дистанцированности, которые также относятся к показателям поведенческого компонента. Уровень подозрительности у подростков из г. Исмаиллы, который проявляется в поведенческом компоненте этнической идентичности личности, значимо выше, чем у подростков из московской и ставропольской культурных сред. Область применения результатов исследования: возможно для разработки образовательных и социальных программ, направленных на формирование конструктивного межэтнического взаимодействия.

Об авторах

Гюльтакин Мазахир кызы Мурсалыева

Email: xazar97@mail.ru
ORCID iD: 0009-0009-3657-1677
независимый исследователь

Марина Михайловна Мишина

Института психологии имени Л.С. Выготского ФГАОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет».; профессор кафедры психологии и педагогики образования Института психологии имени Л.С. Выготского ФГАОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

Email: mishinamm@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9348-7804
доцент; кафедра психологии и педагогики образования;доцент;

Список литературы

  1. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. – М.: МПСИ, 2000. – 208 с.
  2. Волков Ю. Г., Бинеева Н. К. Сохранение этнокультурного многообразия и справедливость межэтнических отношений в оценках населения Юга России // Вестник Института социологии. – 2023. – Т. 14. – № 3. – С. 112-132. doi: 10.19181/vis.2023.14.3.7 EDN: ECPKTQ
  3. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2005. – 122 с.
  4. Гаглоева А. Б. Факторы формирования гражданской и этнической идентичностей // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66. – С. 348-351. EDN: DTSVRT
  5. Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир / пер. с англ. С. Л. Лопатиной; под ред. М. А. Завадской, В. В. Костенко, А. А. Широкановой; научн. ред. Э. Д. Понарин. – М.: Мысль, 2018. – 347 с.
  6. Коноплева Н. А., Поветкина А. А. Территориальная и этническая идентичность как формы самоидентификации и репрезентации региональной культуры (на примере Приморского края) // Человек. Культура. Образование. – 2024. – № 3. – С. 82-103. https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-3-82 EDN: GEMWFQ
  7. Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 320 с.
  8. Лепшокова З. Х., Лебедева Н. М. Инклюзивные и эксклюзивные идентичности представителей разных народов России: роль базовых ценностей // Межкультурный и межрелигиозный диалог в российских регионах: монография / отв. ред. В. К. Левашов, Н. Г. Хайруллина. – Тюмень: ТюмИУ, 2022. – С. 90-105. doi: 10.46320/9785-9961-2950-8-2022-6-1-17 EDN: DTZQSO
  9. Лепшокова З. Х., Татарко А. Н. Удовлетворенность жизнью, гражданская идентичность и аккультурационные ожидания принимающего населения Москвы // Общественные науки и современность. – 2019. – № 4. – С. 147-157. doi: 10.31857/S086904990005822-6 EDN: DASYIA
  10. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1998. – 171 с.
  11. Мишина М. М., Мурсалыева Г. М. Сравнительный анализ значимых этнодифференцирующих признаков для подростков из разных культурных сред // Вестник РГГУ. – 2018. – № 1 (11). – С. 140-152.
  12. Мишина М. М., Мурсалыева Г. М. Учет структуры этнической идентичности личности подростков в деятельности педагога (на примере подростков из г. Москвы, г. Ставрополя (Россия) и г. Исмаиллы (Азербайджан)) // Современное педагогическое образование. – 2025. – № 1. – С. 186-192. EDN: OKZJZZ
  13. Шорохова В. А. Религиозная идентичность мусульманских подростков и молодежи: социально-психологический анализ // Minbar. Islamic Studies. – 2019. – Т. 12. – № 2. – С. 585-589. doi: 10.31162/2618-9569-2019-12-2-585-598 EDN: XBFQQI
  14. Эльдиев Р. А. Межнациональные отношения как важнейшая область консолидации общества (на примере Республики Ингушетия) // Молодой ученый. – 2019. – № 33 (271). – С. 61-63. URL: https://moluch.ru/archive/271/62058/ (дата обращения: 30.11.2023). EDN: GVZTEA
  15. Этнокультурное многообразие и гражданская и этническая идентичность молодежи в постсоветском пространстве / под общ. ред. Р. Б. Шайхисламова. – Уфа, 2021. – 188 с.
  16. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Летний сад, 2010. – 416 с.
  17. Языковая политика в полиэтничных республиках Северного Кавказа: проблемы сохранения этнокультурного многообразия народов России. – Махачкала: Алеф, 2022. – 206 с.
  18. Aslam W., Wehner L., Koga K., van der Westhuizen J., Thies C. G., de Sá Guimarães F. Misplaced states and the politics of regional identity: towards a theoretical framework // Cambridge Review of International Affairs. – 2020.
  19. Brown R. Group processes. Dynamics within and between groups / Blackwell Publicizes. – 2000. – P. 371-384.
  20. Tajfel H., Turner J. C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations / Ed. by S. Worchel, W. G. Austin. – Chicago: Nelson-Hall, 1986. – P. 7-24.
  21. Hanel P. H. P., Beier M., Wolfradt U. The Role of Human Value Congruencies for the Acculturation of Refugees. – 2022, May 16.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».