Смысложизненные ориентации как фактор, влияющий на формирование жизнестойкости студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предмет исследования: особенности жизнестойкости студентов с разными смысложизненными ориентациями. Объект исследования: жизнестойкость у студентов. При написании статьи, авторами была подробно рассмотрена важная и актуальная проблема современного мира – особенности формирования жизнестойкости. Жизнестойкость является одним из важнейших личностных конструктов, влияющих на успешную адаптацию и самореализацию индивида. При рассмотрении факторов, влияющих на формирования жизнестойкости в студенческий период жизни, авторами были выявлены специфичные особенности, характерные для личностей с высоким и низким уровнем жизнестойкости. В настоящей статье раскрывается противоречивость понимания понятия «смысложизненные ориентации» среди зарубежных и отечественных авторов. Таким образом, по итогу проведенного анализа были предприняты попытки по конкретизации ключевых понятий: «жизнестойкость», «смысложизненные ориентации», а также поиску их взамиосвязи. Основными методами исследования были выбраны: анализ, обобщение и систематизация теоретико-эмпирических, философско-педагогических и методологических исследований зарубежных и отечественных авторов по проблеме формирования жизнестойкости личности и ее взаимосвязи с другими психологическими конструктами. При рассмотрении факторов, влияющих на формирования жизнестойкости в студенческий период жизни, авторами были выявлены специфичные особенности, характерные для личностей с высоким и низким уровнем жизнестойкости. В настоящей статье раскрывается противоречивость понимания понятия «смысложизненные ориентации» среди зарубежных и отечественных авторов. По итогу проведенного анализа были предприняты попытки по конкретизации ключевых понятий: «жизнестойкость», «смысложизненные ориентации». Помимо этого, авторами, были выявлены основные аспекты формирования и развития жизнестойкости. К таковым относят: особенности социокультурного контекста, характер эмоциональных взаимоотношений с окружающими, наличие стрессовых факторов в жизни человека, их количество, продолжительность и последствия для личности. Проблема становления и развития жизнестойкости среди студентов тесно связана с формированием смысложизненных ориентаций молодежи. В условиях быстро изменяющегося мира, убеждения и цели молодых людей могут быть неустойчивыми и неструктурированными. На современном этапе, необходимо создавать новые формы и методы воздействия, которые способствовали бы развитию смысложизненных ориентаций, что оказывало бы положительный эффект на формирование жизнестойкости.

Об авторах

Дарья Ильинична Журавлева

Тихоокеанский государственный медицинский университет

Email: mari.kin99@mail.ru
студент; кафедра клинической психологии;

Наталья Александровна Кравцова

Тихоокеанский государственный медицинский университет

Email: ranatali@yandex.ru
зав. кафедрой; кафедра клинической психологии;

Список литературы

  1. Абдиева Г. И. Возрастные особенности юношеского периода // Архивариус. 2021. № 3. С. 31-33.
  2. Адлер А. Очерки индивидуальной психологии. М.: Когито-Центр, 2009. 291 с.
  3. Александрова Л. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. № 7. С. 51-54.
  4. Белова А. Д., Герасименко К. О., Ермолаев В. В. К вопросу преемственности поколений Z и X: особенности смысложизненных ориентаций и жизнестойкости // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020. № 1. С. 133-138.
  5. Букурова А. В. Концепция ценностей А. Маслоу и возможности ее применении // Концепция ценностей А. Маслоу и возможности ее применении. 2021. № 1. С. 97-106.
  6. Вайзер Г. А., Чудновский В. Э. В. Э. Чудновский о личностном фундаменте смысла жизни // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2021. № 1. С. 197-202.
  7. Вяземский Е. Е. Вклад великого российского педагога К. Д. Ушинского в отечественную педагогику и образование // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2023. № 2. С. 18-25.
  8. Гиоева Е. П., Абаева И. В., Газзаева Н. М., Москаленко О. В., Хабаева Л. М. Качества жизнестойкости личности в представлениях юго-осетинской и российской учащейся молодежи // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN621.pdf (дата обращения: 28.10.2024).
  9. Гурьянова Т. А., Скорлупина Е. А. Смысложизненные ориентации как предиктор жизнестойкости у студентов // Вестник Алтайского государсвтенного педагогического университета. 2021. № 3 (48). С. 52-57. DOI: https://doi.org/10.37386/2413-4481-2021-3-52-57
  10. Дроздова Н. В., Асманкина Е. Е. Особенности жизнестойкости в юношеском возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78(1) С. 312-316.
  11. Закерничная Н. В. Теоретическое осмысление понятия жизнестойкости в отечественных и зарубежных исследованиях // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2016. № 5. С. 61-66. doi: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-61-66
  12. Книжникова С. В. Структурно-функциональное описание жизнестойкости в аспекте суицидальной превенции // Мат-лы IV Всероссийской НПК «Феноменология и профилактика девиантного поведения». Краснодар, 28–29 октября 2010. С. 67-70.
  13. Кожемяко К. О., Шаров А. А. Взаимосвязь жизнестойкости и смысложизненных ориентаций студентов медицинского колледжа // Системная интеграция в здравоохранении. 2022. № 3(56). С. 61-73. URL: https://sys-int.ru/ru/journals/2022/3-56/vzaimosvyaz-zhiznestoykosti-i-smyslozhiznennyh-orientaciy-studentov-medicinskogo (дата обращения: 27.10.2024).
  14. Корнилова Т. В. Современные зарубежные исследования феномена жизнестойкости (hardiness) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 4. С. 223-229. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-223-229
  15. Куликова Т. И. Взаимосвязь жизнестойкости и экзистенциальной исполненности у студентов разного возраста психолого-педагогического направления подготовки // Концепт. 2024. № 6. URL: http://e-koncept.ru/2024/242010.htm (дата обращения: 27.10.2024).
  16. Куликова Т. И. Особенности смысложизненных ориентаций у студентов-девушек разного возраста // Концепт. 2023. № 7. URL: http://e-koncept.ru/2023/232010.htm (дата обращения: 27.10.2024).
  17. Леонтьев Д. А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005. С. 36-49.
  18. Логинова М. В. Жизнестойкость личности студента как фактор ее успешной адаптации к условиям обучения в ВУЗе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 6 (49). С. 70-73.
  19. Лысиков И. А. Логотерапия Виктора Франкла: между психотерапией и теологией // Молодой исследователь Дона. 2022. № 2(35). С. 83-87..
  20. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87–101.
  21. Мощенко Л. С., Дроздова Н. В. Смысложизненные ориентации студентов с разным уровнем жизнестойкости (на примере студентов-психологов) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 50. С. 133-140. URL: http://e-koncept.ru/2016/76667.htm. (дата обращения: 27.10.2024).
  22. Никитина Е. В Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования // Academy. 2017. № 4 (19). С. 100-103. URL: https://academicjournal.ru/images/PDF/2017/Academy-4-19.pdf/Academy-4-19.pdf (дата обращения: 27.10.2024).
  23. Одинцова М. А. Психология жизнестойкости. 2 изд. М.: Флинта, 2015. 201 с.
  24. Сердюк Л. З., Чиханцова О.А. Життєстійкість як фактор самодетермінації особистості / О. А. Чиханцова, Л. З. Сердюк // Соціокультурні та психологічні виміри становлення особистості: зб. наук. праць за матер. ІІ Міжнар. наук.-практ. конф. (м. Херсон, 26–27 верес. 2019 р.) / ред. кол.: О. Є. Блинова, Н. І. Тавровецька (відп. за вип.). – Херсон: ФОП Вишемирський В. С., 2019. С. 291. URL: http://ekhsuir.kspu.edu/handle/123456789/9304 (дата обращения: 27.10.2024).
  25. Тувышева Д. А., Атаманова Г. И. Эмпирическое исследование взаимосвязи качеств жизнестойкости и ценностно-смысловых ориентиров личности // Ярославский педагогический вестник. 2020. №1(112). С. 156-164. doi: 10.20323/1813-145Х-2020-1-112-155-163
  26. Фрейд З. Тотем и табу. Будущее одной иллюзии. М.: АСТ, 2023. 352 с.
  27. Чертыков И. Н. Жизнестойкость как психологопедагогическое понятие // МНКО. 2015. №6 (55). С. 220-222.
  28. Шавдарова Е. А., Гимаева Р. М Исследование идентичности в юношеском возрасте // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5 (2). С. 233-237. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13288 (дата обращения: 20.10.2024).
  29. Guo L., Yan D., Yan J., et al. Correlation of Academic Emotion and Hardiness Personality of Undergraduate Nursing Students // BMC Nursing. 2024. № 23. URL: https://doi.org/10.21203/rs.3.rs-3380671/v1.
  30. Kobasa P. M. Concept of Hardiness (A Study with Reference to he 3Cs) // International Research Journal of Engineering, IT & Scientific Research. 2016. № 1(2). P. 34-40.
  31. Kosari H., Salahian A. Comparing Life Expectancy, Locus of Control, and Resilience in Individuals with Different Subjective Age Groups // Research Square. 2024. № 1. P. 41-48. URL: https://doi.org/10.21203/rs.3.rs-4011074/v1.
  32. Kowalski C. M., Sohermer, J. A. Hardiness, Perseverative Cognition, Anxiety, and Health-Related Outcomes: A Case for and Against Psychological Hardiness // Psychological Reports. 2019. № 6 (122). P. 2096-2118. URL:https://doi.org/10.1177/0033294118800444
  33. Pradhan R. K., Anand P., Ahmad A., Jandu K., Sabu S. Unveiling the royal road to happiness: the predictive role of psychological hardiness, mediated by vitality and materialistic values // International Journal of Adolescence and Youth. 2024. № 1 (29). URL: https://doi.org/10.1080/02673843.2024.2387067.
  34. Wang Y., Wu L., Wang M., et al The Network Structure of Resilience among Chinese Female Nursing Students // Research Square. 2021. № 1(29). URL: https://doi.org/10.21203/rs.3.rs-402841/v1

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».