Фундаментальные и прикладные подходы в советской психологии кино 1920-х – 1930-х годов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современное развитие кинематографа, а также перспективы применения психологических знаний к созданию фильмов и анализу их воздействия на зрителей имеют своими истоками ранние разработки психологии кино в начале XX века. При этом историко-психологический анализ становления психологии кино проводится в современной литературе недостаточно. Данное научное направление развивалось как самостоятельное и междисциплинарное на пересечении научных, художественных и идеологических знаний. В статье ставится цель рассмотрения методологических подходов в советской психологии кино в 1920-е – 1930-е гг. Хронологические рамки изучения связаны с периодом становления советской киноиндустрии и оформления советской психологии в годы нэпа и индустриализации. Актуальность исследования обусловливается задачей систематизации теоретико-методологических принципов исследования психологии кино в 1920-е – 1930-е гг. В качестве метода применяется проблемологический и источниковедческий анализ научной литературы 1920-х – 1930-х гг. по вопросам психологии кино. В качестве источников анализируются монографии, статьи в журналах и газетах, в которых обсуждались теоретико-методологические вопросы исследования фильмов. Рассмотрена марксистская (материалистическая) парадигма, на базе которой разрабатывалась советская психология в целом и психология кино в частности в изучаемый период. С позиций диалектического материализма, психика является продуктом социальной действительности и детерминируется материальными факторами, а художественный замысел реализуется через материальную форму кино. В рамках советской психологии кино можно выделить фундаментальные (рефлексологический и психофизиологический) и прикладные (психотехнический и педологический) подходы. В рефлексологическом и психофизиологическом подходах изучались рефлекторные и динамические характеристики функционирования психических явлений в процессе восприятия и воздействия кино. В психотехнике и педологии анализировались особенности восприятия и влияния фильмов на представителей определенных социальных групп и их деятельности в различных социальных и профессиональных сферах. Описанные методологические разработки в области советской психологии кино 1920-х – 1930-х гг. позволяют обозначить данное научное направления как самостоятельное и имевшее собственную концептуальную специфику.

Об авторах

Юлия Дмитриевна Штрикер

Институт психологии РАН

Email: uylia.shtriker@gmail.com
аспирант; лаборатория истории психологии и исторической психологии;

Артем Андреевич Костригин

Институт психологии РАН

Email: artdzen@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5454-7357
Старший научный сотрудник;

Список литературы

  1. Анискин М.А. Становление советской системы кинопроизводства (1920–1930-е гг.) // Власть. 2016. № 10. С. 154-159. EDN: WXFHMF.
  2. Безенкова М.В. Принципы освоения экранной реальности в советском документальном кинематографе 30-х годов ХХ века // Человек и культура. 2019. № 2. С. 24-34. doi: 10.25136/2409-8744.2019.2.29633 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29633
  3. Бехтерев В.М. Кинематограф и наука // Вестник кинематографии. 1915. № 110 (8). С. 39-40.
  4. Богданчиков С.А. О научных направлениях в советской психологии 1920–1930-х годов // Перспективы психологической науки и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции. РГУ им. А.Н. Косыгина, 16 июня 2017 г. / Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. М.: ФГБОУ ВО "РГУ им. А.Н. Косыгина", 2017. С. 26-31. EDN: ZGTQZN.
  5. Болтунов А.П. Принципы и система профориентации в школе. Л.: ЛПИ, 1932. 154 с.
  6. Бруксон Я.Б. Творчество кино. Л.: Кооперативное издательское товарищество "Колос", 1926. 88 с.
  7. Волькенштейн В.М. Драматургия кино. Очерк. М.-Л.: Искусство, 1937. 150 с.
  8. Гельмонт А.М. Изучение влияния кино на детей // Кино и культура. 1929. № 4. С. 38-47.
  9. Гельмонт А.М. Кино и воспитание // Кино – дети – школа: Методический сборник по киноработе с детьми / Под ред. А.М. Гельмонта. М.: Работник просвещения, 1929. С. 5-24.
  10. Гиндин С. Теория и эксперимент в работах Н.И. Жинкина о киноискусстве (1927–1930) // Философско-литературный журнал "Логос". 2010. № 2 (75). С. 176-185. EDN: TPFIOX.
  11. Голдобин А.В. Кино на территории СССР: по материалам провинциальной прессы. М.: Гос. изд-во, 1924. 80 с.
  12. Головнев И.А. Становление советского этнографического кино в конце 1920-х–1930-е гг. (на примере творчества А.А. Литвинова): Дисс. … канд. ист. наук. М., 2015. 200 с.
  13. Головнева Е.В., Головнев И.А. Научные поиски в советской кинематографии 1920-х-1930-х годов (метод "параллельной кинозасъемки" Анатолия Терского) // Наука телевидения. 2022. Т. 18. № 4. С. 151-170. doi: 10.30628/1994-9529-2022-18.4-151-170 EDN: KVONKO.
  14. Горбаткова О.И., Федоров А.В. Теоретическая модель медиаобразования в СССР 1920-х годов // Инновации в образовании. 2013. № 6. С. 114-128.
  15. Горячок К.Л. Авторская эстетика Дзиги Вертова: 1910–1940-е годы: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.04. М., 2022. 26 с. EDN: WVXXTJ.
  16. До Егито Т.М. Игнатий Лойола и Константин Станиславский в интерпретации Сергея Эйзенштейна: от мистического экстаза до монтажа // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. № 103. С. 87-107. doi: 10.15382/sturI2022103.87-107 EDN: TDSVGE.
  17. Дымшиц С.В. Проблема художественности в научном кинематографе 1930-х гг. (на материале фильма "Физиология и патология высшей нервной деятельности") // Вестник ВГИК. 2024. Т. 14. № 4 (62). С. 37-55.
  18. Жданкова Е.А. Кинотеатр для "нового человека": досуг и кино в СССР в 1920-е годы // Новое литературное обозрение. 2022. № 3. С. 122-136. doi: 10.53953/08696365_2022_175_3_122 EDN: WDIFKR.
  19. Жданкова Е.А. Некоторые аспекты зарождения детского кинематографа в СССР в период нэпа // Труды Института российской истории РАН. 2014. № 12. С. 235-243. EDN: RDJZXN.
  20. Жинкин Н.И. Изучение детского отношения к кинематографической картине // Педология. 1930. № 4 (10). С. 505-519.
  21. Иезуитов Н.М. О стилях советского кино (концепция развития советского киноискусства) // Советское кино. 1933. № 3-4. С. 35-55.
  22. Кино: организация управления и власть. 1917–1938 гг.: Документы / Сост., предисл. и примеч. А.Л. Евстигнеевой. М.: РОССПЭН, 2016. 605 с.
  23. Кистер Г.А. Детский кинотеатр: опыт работы ЦДХВД им. Бубнова: методическое пособие для внешкольных работников и педагогов детских кинотеатров. М.: Ред-изд. сектор Росснабсбыткино, 1936. 54 с.
  24. Китова Д.А., Журавлев А.Л. Представленность кино-культуры СССР в менталитете Россиян // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2025. Т. 10. № 2 (38). С. 162-182. doi: 10.38098/ipran.sep_2025_38_2_07 EDN: CDQKXI.
  25. Корнилов К.Н. Марксистская психология и социалистическое строительство // Психоневрологические науки в СССР: материалы I Всесоюзного съезда по изучению поведения человека / Под ред. А.Б. Залкинда. М.-Л.: Государственное медицинское издательство, 1930. С. 12-14.
  26. Корнилов К.Н. Психологическое обоснование методов работы и методов изучения аудитории взрослых. М.: Гос. изд-во, 1929. 61 с.
  27. Космачевская Э.А., Громова Л.И. "Механика головного мозга" – первый фильм об условных рефлексах // Вопросы истории естествознания и техники. 2012. Т. 33. № 4. С. 132-141. EDN: PHCVVD.
  28. Костригин А.А., Стоюхина Н.Ю., Махалин А.И. Роль власти и государственных деятелей в становлении и развитии психотехнического образования в СССР в 1920–1930-е гг. // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 80-88. doi: 10.20323/1813-145X-2020-4-115-80-88 EDN: TQKOOH.
  29. Кубрак Т.А., Латынов В.В. Психология кинодискурса: факторы выбора, восприятие, воздействие. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2019. 211 с.
  30. Кулешов Л.В. Искусство кино. Л.: Теа-кино-печать, 1929. 153 с.
  31. Лебедев Н. Первая пролетарская фильма // Кино-журнал А.Р.К. 1925. № 3. С. 2.
  32. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Психология труда, трудового обучения и воспитания в Ярославской психологической школе. Часть 2. Ранние этапы становления // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2022. Т. 7. № 3. С. 234-272. doi: 10.38098/ipran.sep_2022_27_3_08 EDN: FWKYGU.
  33. Маркина О.С. Социально-психологические особенности восприятия и понимания художественного фильма: на примере фильма Р. Быкова "Чучело": Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2010. 30 с. EDN: QEYQPJ.
  34. Менг В.А. Учебный фильм в отечественной педагогике: от истоков зарождения к новым возможностям // Человек и образование. 2012. № 3 (32). С. 157-161.
  35. Научный архив Института психологии РАН (НА ИПРАН). Ф. 4. Оп. 1.10. Д. 29. Артемов В.А. Психология для кино (1936).
  36. Никифорова О.И. Проблема киновосприятия: Автореф. канд. дисс. М., 1936.
  37. О кино-общественности. О зрителе и некоторых неприятных вещах // Кино-журнал А.Р.К. 1925. № 3. С. 3-4.
  38. Перес Б. Основные задачи школьно-учебного кино на 1933 г. // Учебное кино. 1933. № 1. С. 1-3.
  39. Перес Б.С. На новых рельсах. М.: Изд-во Роскино, 1932. 11 с.
  40. Плескачевская А.А. Кинотренинг и сфера его применения // Психологическая газета. 1998. № 8. С. 18.
  41. Правдолюбов В.А. Кино и наша молодежь на основе данных педологии. М.: Гос. изд-во, 1929. 139 с.
  42. Пудовкин В.И. Кино-сценарий: теория сценария. М.: Кино-издательство Р.С.Ф.С.Р., 1926. 64 с.
  43. Пути кино: Первое Всесоюз. парт. совещ. по кинематографии / Под ред. Б.С. Ольхового. М.: Теа-кино-печать, 1929. 465 с.
  44. Роом А. Мои киноубеждения // Советский экран. 1926. № 8. С. 7.
  45. Рудик П. Психологические требования к построению школьно-учебной фильмы // Учебное кино. 1933. № 1. С. 7-10.
  46. Рудик П.А. Психология киновосприятия // К совещанию по вопросам массового воздействия на VII международной психотехнической конференции: тезисы докладов. М.-Л.: Огиз-Соцэкгиз, 1931. С. 16-19.
  47. Семенова А.К. Учебное кино: исторический аспект // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1(2). С. 143-151.
  48. Симберцева Н.А. Медиапедагогика как приоритетное направление современного образования // Педагогическое образование в России. 2020. № 5. С. 21-26.
  49. Сироткина И.Е. Биомеханика: между наукой и искусством // Вопросы истории естествознания и техники. 2011. Т. 32. № 1. С. 46-70. EDN: NDWIQR.
  50. Советская психология: этап истории науки и менталитет. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2024. 698 с.
  51. Соколов А.Г. Природа экранного творчества: Психологические закономерности. М.: ЧеРо, 1997. 269 с.
  52. Соколов И.В. Кино-сценарий теория и техника. М.: Кинопечать, 1926. 89 с.
  53. Старкова Е.В., Куковякин С.А. Научное творчество В.М. Бехтерева // Вятский медицинский вестник. 2008. № 3. С. 73-77. EDN: PBLPYD.
  54. Стоюхина Н.Ю. "Физиолог-трудовед" и психотехник Крикор Хачатурович Кекчеев (к 130-летию со дня рождения) // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2023. Т. 8. № 2. С. 181-207. doi: 10.38098/ipran.opwp_2023_27_2_008 EDN: XNALVG.
  55. Стоюхина Н.Ю. История советской психотехники: психология воздействия. М.: Логос, 2012. 324 с. EDN: SUGEZB.
  56. Стоюхина Н.Ю. Периодизация психологии воздействия в советской психотехнике 1920–1930-х гг. // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 2. С. 105-110. EDN: WCLQEJ.
  57. Стоюхина Н.Ю. Сергей Степанович Чахотин и НОТ: КОВОТЕП – ОСВАГ – СССР // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 5. С. 142-166. EDN: YNMHYM.
  58. Стоюхина Н.Ю., Мазилов В.А. Д.И. Рейтынбарг: основатель психологии воздействия в советской психотехнике // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 4. С. 169-178. EDN: UXMHMP.
  59. Сухаребский Л.М. Кино и здоровье детей // Кино – дети – школа: Методический сборник по киноработе с детьми / Под ред. А. М. Гельмонта. М.: Работник просвещения, 1929. С. 25-33.
  60. Сухаребский Л.М. Научное кино. М.: Кинопечать, 1926. 58 с.
  61. Сухаребский Л.М. Патокинография в психиатрии и невропатологии. М.: Биомедгиз, 1936. 244 с.
  62. Тимошенко С.А. Искусство кино и монтаж фильма. Л.: Academia, 1926. 75 с.
  63. Толстова Н. Педагогическая работа в детском кино // Просвещение на Урале. 1927. № 7 (8). С. 99-109.
  64. Уиддис Э. Социалистические чувства: Кино и создание советской субъективности // Новое литературное обозрение. 2014. № 5. С. 50-79. EDN: UUQCIX.
  65. Усувалиев С.И. Методологические аспекты изучения истории советского кино в 1930-е годы // Вестник ВГИК. 2019. Т. 11. № 3 (41). С. 17-28. EDN: SATBIW.
  66. Федоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И. Эволюция теоретических киноведческих концепций в журнале "Искусство кино" (1931–2021). М.: ОД "Информация для всех", 2023. 378 с. EDN: UHXPHG.
  67. Ферингер М. Авангард и психотехника: наука, искусство и методики экспериментов над восприятием в послереволюционной России. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 332 с.
  68. Хедберг-Оленина А. Психомоторная эстетика: движение и чувство в литературе и кино начала ХX века. М.: НЛО, 2024. 582 с.
  69. Холод А.Я. "Кино-газета" (1929–1931 гг.) и освещение проблемы воспитания детей с помощью кинопродукции того времени // Дискурсология и медиакритика средств массовой информации: Сборник научных работ по материалам международной научно-практической конференции, Белгород, 04-07 октября 2017 года / Под ред. А.В. Полонского, М.Ю. Казак, С.В. Ушаковой. Белгород: Издательский дом "Белгород", 2017. С. 34-46.
  70. Шеин А. Проблема восприятия и осмышления кино-фильмы детьми // Тезисы докладов к совещанию по вопросам массового воздействия на VII Международной психотехнической конференции. М.-Л.: Соцэкгиз, 1931. С. 22-24.
  71. Шипулинский Ф. Душа кино (психология кинематографа) // Кинематограф. 1919. С. 9-20.
  72. Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов: К постановке "На всякого мудреца довольно простоты" А.Н. Островского в московском Пролеткульте // Леф. 1923. № 3. С. 70-75.
  73. Юдин А. Принципы построения учебной фильмы // Учебное кино. 1933. № 1. С. 11-12.
  74. Яновский М.И. Проблема изучения кинематографа в психологии // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 5. С. 79-88. EDN: MULXBR.
  75. Яновский М.И. Психологическая природа восприятия "связки" между кадрами в киномонтаже // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 1. С. 46-53. EDN: INMISP.
  76. Angelini A. Psychoanalytic Perspectives on Sergei M. Eisenstein's Work: Cinema and Psychoanalysis in Soviet Russia. London: Routledge, 2023. 158 p.
  77. Serov L. The Development of Educational Cinema for Schools in the Soviet Union in the 1930s: From the Cinefication of Schools to the Film Lesson // Research in Film and History. 2023. № 5. P. 1-48.
  78. Toporova А. Science, Medicine and the Creation of a “Healthy” Soviet Cinema // Journal of Contemporary History. 2019. № 5(1). P. 1-26.
  79. Toporova А. The Hypnotic Screen: The Early Soviet Experiment with Film Psychotherapy // Social History of Medicine. 2022. № 35 (3). Р. 946-971.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».