№ 1 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Жанр этюда в творчестве современных пианистов-композиторов: традиции и новаторство

Сычева Н.Н.

Аннотация

Статья посвящена изучению жанра этюда, который в творчестве отечественных композиторов-пианистов второй половины XX – начала XXI столетия стал полем эксперимента и запечатления личной художественной картины мира. В центре внимания статьи – два опуса современных композиторов-пианистов Михаила Георгиевича Коллонтая (род. 1952) и Алексея Евгеньевича Чернова (род. 1982). В результате проведенного анализа цикла этюдов ор. 55 (2006-2007) М. Г. Коллонтая автор приходит к выводу о том, что данное сочинение продолжает линию листовской трансцендентальности. Особое внимание в данном цикле уделяется рассмотрению религиозно-духовной тематики, выраженной на вербальном уровне. Художественные комментарии композитора к этюдам, эпиграф из стихотворения поэта и католического священника Г. Гезелле, послесловия к пьесам дополняют и углубляют концептуальное поле программного сочинения, в котором воплотились новозаветные сюжеты, связанные с крестным путем Иисуса Христа на земле. Для фортепианного цикла Девять этюдов-картин ор. 11 (2006-2013) А. Е. Чернова вдохновляющим источником и моделью послужили девять этюдов-картин ор. 39 (1917) С. Рахманинова. В ходе проведенного анализа автором статьи отмечается, что цикл этюдов А. Е. Чернова характеризуют следующие черты: концентрический тип композиции с устремленностью к финалу, наличие лирической сердцевины, развитие и переплетение двух психологических модусов (лирического и драматического), парная группировка этюдов по принципу контраста, наличие лейтмотивов («лейтимпульсов»), в том числе и лейтжанров (ноктюрна и вальса), пронизывающих фортепианный цикл, что придает циклу цельность и стройность. В статье подчеркивается мысль о том, что интерес именно к такому жанровому импровизационному миксту как «этюд-фантазия» или «фантазия-этюд» встречается преимущественно в наследии композиторов-пианистов-виртуозов XIX – XX столетий, стремящихся в своем творчестве к пролонгированию романтических традиций.
Человек и культура. 2024;(1):1-21
pages 1-21 views

Экранное видение публичного ритуала похорон до и после революции

Беляков В.К.

Аннотация

Предметом исследования в настоящей работе являются так называемые «похоронные» документальные фильмы, создание которых было положено ещё до революции. Во все времена они несли важную информационную и смысловую нагрузку. Они фиксировали авторитет умершего в глазах массовой публики. Различались государственные и частные похороны. Ритуал носил каноничный характер, который был впервые резонансно нарушен во время похорон Льва Николаевича Толстого, о чём свидетельствуют сохранившиеся фильмы. В статье рассматриваются особенности и видоизменение "похоронных" фильмов с течением времени. Кардинальную трансформацию они претерпели с наступлением нового времени после февральской революции 1917 года и прихода к власти большевиков. На киноэкране утвердился новый похоронный ритуал со своими особенностями и новыми смыслами.   Методологической основой исследования является системный анализ. В работе использовался культурно-исторический метод и искусствоведческий анализ сохранившихся фильмов и киноматериалов. Новизна данного исследования связана с тем, что сейчас стало возможным при анализе использовать не только самые общие впечатления, но всмотреться и достаточно подробно описать изучаемые кинофильмы и кинодокументы. Это позволяет избежать досадных ошибок и неточностей в понимании и толковании увиденного. И это же усиливает роль визуальных свидетельств в осмыслении истории. Обзору того, как менялась парадигма видения похоронного ритуала с дореволюционных времён при переходе к новому миру после революции 1917 года, а также выявлению смыслов и значений, и посвящена настоящая статья. Её выводы связаны с принципиальной сменой главной идеи похоронной церемонии – от прощания с покойным перед его отправкой в дальний путь был совершён переход к представлению о жертвенности и принесению клятвы о продолжении борьбы за светлое будущее. Результаты исследования могут быть полезны профессиональным работникам документального кино, архивистам и могут быть использованы в практической работе и в учебных курсах.
Человек и культура. 2024;(1):22-33
pages 22-33 views

Вещь в интерьере как концепция интеграции декоративно-прикладного искусства в дизайн помещений

Михайленко А.Ю.

Аннотация

Предметом исследования выступает дизайн помещений. Автор подробно рассматривает связь декоративно-прикладного искусства с дизайном интерьера жилых и общественных помещений. Особое внимание уделяется тому, что в современном дизайне помещений широкое распространение получает тенденция преобразования интерьерного пространства с использованием предметов декоративно-прикладного искусства, которые и определяют общую стилистику помещения, несмотря на применяемый в проекте тот или иной академический дизайнерский стиль. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как влияние авторской вещи на эксклюзивность проекта, придание типовому интерьеру индивидуальности за счет включения предмета декоративно-прикладного искусства, сделанного специально для этого помещения, либо грамотно подобранного специалистом с учетом специфики и назначения помещения, трансформация проекта от типового к индивидуальному. Автором были проанализированы и систематизированы современные методы и техники внедрения авторского искусства в дизайн интерьеров помещений различного назначения. По результатам исследования была сформирована и предложена общая методика по интегрированию вещи в интерьер предлагаемых пространств, концепция преобразования помещений с использованием объектов и техник декоративно-прикладного искусства. Основным выводом приведенного исследования является то, что определенным образом созданный и интегрированный в дизайн интерьера авторский арт-объект декоративно-прикладного искусства позволяет формировать определенную концепцию вещи в интерьере, философию или даже свой неповторимый и узнаваемый авторский стиль. Новизна исследования заключается в определении современной тенденции интеграции предметов ручной работы в интерьеры и пространства жилых и коммерческих помещений различного назначения с целью придания неповторимости что способствует развитию индустрии дизайна и художественного искусства в целом.
Человек и культура. 2024;(1):34-47
pages 34-47 views

Культурный код образной картины войны и тыла в поэтическом творчестве детей-блокадников, эвакуированных в Омскую область

Хилько Н.Ф., Горелова Ю.Р.

Аннотация

Предметом исследования является поэтическое творчество детей-блокадников. Цель работы: постановка проблемы изучения культурного кода огромного пласта поэтического наследия детей-блокадников, эвакуированных в Омскую область. Методология исследования состоит в использовании проблемно-семантического подхода к анализу поэтического творчества. Результаты работы : значимые факторы восприятия, система кодирования нравственно-патриотического смысла, поэтические образы войны и тыла через образную картину исторической памяти, нравственно-патриотический смысл образов войны и тыла. Область применения результатов: сфера патриотического воспитания во внеучебной и внеклассной работе средних и высших учебных заведений. Новизна исследования заключается в новой постановке проблемы поэтического отражения и рефлексии войны в детском и взрослом поэтическом восприятии. Новой является также методология анализа впечатлений и переживаний, сосредоточенных в совокупности представлений детей-блокадников, направленного на выявление нравственно-патриотических смыслов и дихотомии образов войны и тыла. Неординарная методология проблемно-семантического подхода к анализу поэтического творчества. Выводы: 1. Образная картина войны, созданная детьми-блокадниками во взрослой и детской поэзии, выражает культурный код военного времени, который заключается в стремлении защитить свою родину, совершить подвиг во имя жизни, в котором сосредоточены нравственно-патриотические черты подлинного героизма. 2. Вместе с тем культурный код образной картины тыла и военного детства детей-блокадников проявлялся в целом ряде благородных качеств сибирских спасителей. 3. При этом раскодирование нравственно-патриотического смысла созданной детьми-блокадниками образной картины исторической памяти, включает в себя переход от образных знаков памяти, культуры любви к Родине, заключённых в образных клише, к символам борьбы, образам самоотверженности, архетипам героизма, подвигов к общечеловеческим ценностям, выраженных в идентичных поэтических средствах.
Человек и культура. 2024;(1):48-70
pages 48-70 views

Феномен постчеловека в парадигме современной культуры

Щавлева А.С.

Аннотация

Научно-технический прогресс поставил под сомнение господствующие доктрины, касающиеся состояния человека. Автор подробно рассматривает значение дискуссии о необходимости нового понимания того, что значит быть человеком в обществе, где традиционные различия между человеком и не человеком, технологией и биологией, а также природой и культурой становятся все более размытыми. Особое внимание уделяется концепциям постгуманизма и трансгуманизма, которые, выходя за рамки гуманизма, предлагают пересмотреть и переосмыслить, что значит быть человеком. В данной статье анализируются, сравниваются современные подходы к определению концепции постгуманизма, где постгуманизм понимается как парадигма мышления, которая приходит на смену постмодернизму, усваивая его базовые установки. Объектом исследования является представление о постчеловеке как биологическом виде, кибернетическом организме и цифровой бестелесной сущности. Предметов исследования является визуальное воплощение образа постчеловека в современной массовой культуре. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ множества описательных образов постчеловека, многие из которых, находят образное воплощение в массовой культуре. Основными выводами, проведенного исследования являются следующие: кинематограф предвосхитил многие трансгуманистические и постгуманистические идеи, которые позже становятся предметом изучения философами и культурологами; этических дилемм и противоречий, с которыми сталкивается человечество; обсуждения смысла человеческого существования, движимого ускорением научных достижений и технологических инноваций. В некотором смысле можно утверждать, что массовая культура выступает инструментом, помогающим осознать масштабы социальных и культурных изменений, вызванных новейшими технологическими разработками.
Человек и культура. 2024;(1):71-80
pages 71-80 views

Украшения в музыкально-теоретическом учении Джусто Даччи: дидактический стандарт

Асташев Д.А.

Аннотация

Статья обращает внимание на систему музыкальных украшений, данных в дидактическом стандарте итальянского педагога середины XIX века Джусто Даччи. Созданная в условиях изменившейся практики исполнительства, где важность приобрело прочтение нотного текста максимально близкое к намерениям композитора, система украшений маэстро Даччи не только предложила педагогам их унификацию в виде знаков сокращенного письма, но и установила эталоны их расшифровки. По отношению к содержанию раздела теория музыки, связанного с изучением орнаментики, система Даччи стала тем организующим конструктом, который приобрел устойчивую форму дидактического обобщения. Выделенные Джусто Даччи виды украшений: апподжиатура – аччаккатура – мордент – группетто – трель, это те элементы музыкальной теории, которые сохраняют универсальность по сей день. Они введены в дидактический стандарт в особый исторический момент активного создания методических концептов, обеспечивающих теоретические и технологические основания для педагогической работы в профессиональных музыкальных учебных заведениях Италии. Подобная работа не только обогатила музыкальную культуру XIX века. В формировании базовых навыков колорирования она и сегодня остается важным образовательным ориентиром. Впервые введенное в данной статье знание о стандарте Джусто Даччи необходимо по трем причинам: 1. В теории музыки оно фиксирует опыт точного кодирования украшений. Этот опыт, по сути, является залогом визуализации неизменного звучания. Для музыкознания он представляет интерес с точки зрения изучения истории формирования цикла музыкально-теоретических дисциплин и его содержания. 2. В образовательной практике оно расширяет существующий формат знания, открывает педагогам возможность включить данный образовательный материал в свою практическую работу. 3. В исполнительстве оно необходимо для понимания граней возможной исполнительской свободы в дешифровке украшений в произведениях, взятых из того или иного временного хронотопа.
Человек и культура. 2024;(1):81-91
pages 81-91 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».