Методологическая основа формирования цифровой компетентности специалиста по управлению персоналом

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки специалиста по управлению персоналом. Ее источниковую базу представили педагогические исследования, объектом которых является формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в ходе обучения в вузе. Цифровизация образовательного процесса вызывает необходимость пересмотра средств формирования доминирующей личностной характеристики, способствующей адаптации выпускников вуза в профессиональном пространстве. Отмечаются факторы, порождающие потребность в цифровой трансформации образовательного процесса; доказывается значимость профессиональных компетенций в конкурентной среде; на основе анализа результатов педагогических исследований, посвященных формированию профессиональный компетентности специалистов различного профиля, делается вывод о необходимости формирования цифровой компетентности специалистов по управлению персоналом, раскрывается ее структура.

В качестве основной проблемы профессиональной подготовки специалистов по управлению персоналом рассматривается ее методологическая основа.

Полный текст

Введение

В настоящее время цифровая трансформация всех сфер производства и социальной жизнедеятельности ставит перед необходимостью решать проблемы формирования цифровых компетенций человека как личности для выживания индивида в цифровом обществе и как специалиста с целью овладения новыми инструментами профессиональной деятельности для оптимизации бизнес-процессов и изменением характера его труда.

Исследователи в сфере экономики и управления рассматривают актуальные вопросы: управление человеческими ресурсами в обеспечении процессов цифровой трансформации бизнеса (Сокур 2023); управление развитием человеческого капитала в цифровой экономике (Зеленов 2020); трансформация системы управления человеческим капиталом инновационных высокотехнологичных предприятий в условиях цифровой экономики (Гурцкой 2021); управление человеческим капиталом предприятий в условиях развития цифровой экономики (Ширинкина 2021); развитие компетентностного инструментария управления персоналом органов публичного управления в условиях цифровой трансформации (Белолипецкая 2021). Исследователи обращаются к проблемам информационной готовности специалистов и повышению квалификации; цифрового развития человеческого капитала, а следовательно, не только цифровой трансформации образовательных процессов; оценке цифровых компетенций специалистов в процессе профессиональной подготовки.

Факторами, порождающими потребность в цифровой трансформации образовательного процесса профессионального образования, выступают «три составляющие цифрового общества: цифровое поколение; новые цифровые технологии, формирующие цифровую среду; цифровая экономика и порождаемые ею новые требования к кадрам» (Цифровая педагогика…). Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» ставит задачи формирования у всех будущих специалистов индикаторов ключевых компетенций цифровой экономики, как универсальных компетенций: «коммуникация и кооперация в цифровой среде; саморазвитие в условиях цифровой среды; креативное мышление с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; управление информацией и данными; критическое мышление в цифровой среде» (Приказ…).

В исследованиях (Аслаханова 2024) предлагается сопряжение универсальных компетенций образовательных стандартов ФГОС ВО 3++ и ключевых компетенций цифровой экономики, в результате которого получены индикаторы деятельности в цифровом обществе: коммуникативный, творческий, саморазвития, оценки и управления информацией.

Образовательный стандарт 38.03.03 Управление персоналом содержит в качестве результата обучения общепрофессиональную компетенцию ОПК-5: способен использовать современные информационные технологии и программные средства при решении профессиональных задач, которая является основой профессиональных знаний и умений, а также инвариантна для всех видов деятельности. Профессиональная компетентность – это способность будущего специалиста выполнять профессиональные обязанности на высоком уровне по конкретным видам деятельности (предусмотренным образовательным стандартом и профессиональным стандартом, образовательной программой). Профессиональные компетенции определяют конкурентоспособность специалиста по управлению персоналом. В настоящее время вырос запрос на формирование цифровой компетентности как профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов для их адаптации к профессиональной сфере в условиях цифровой экономики.

Цифровая компетентность специалиста по управлению персоналом по своей сущности синонимична информационной компетентности и предполагает владение цифровыми технологиями и сервисами с целью решения задач по эффективному стратегическому управлению персоналом. Цифровой HR-менеджмент сегодня решает вопросы развития и использования персонала с помощью цифровых средств и технологий: все чаще принимаются организационно-управленческие решения на основе аналитики данных или в условиях дистанционного управления. Следовательно, специалисту по управлению персоналом нужны новые трудовые умения и навыки для решения профессиональных задач: работать с электронными базами данных, использовать цифровые технологии для обеспечения бизнес-процессов по управлению персоналом и проведения HR-аналитики, интегрировать цифровые сервисы коммуникации с системами управления персоналом [Ежков 2023].

Результаты исследования

Анализ научных исследований, посвященных проблеме профессиональной компетентности будущих специалистов, доказывает необходимость формирования в процессе профессиональной подготовки: информационной и ИКТ-компетентности (Войнова Н.А., Донеченко Е.Ю., Шевченко Е.М. и др.); цифровой грамотности (Грохотова Е.В.); цифровой культуры (Шаухолова Р.А.); готовности к управлению инновационными процессами в условиях цифровой трансформации (Коверова М.И.); готовности к деловой коммуникации в цифровой образовательной среде (Лукиянчина Е.В.); готовности к использованию цифровых ресурсов (Г.А. Бакланова). Утверждается, что цифровая компетентность необходима для: для адаптации в цифровом обществе; для эффективного взаимодействия в цифровой профессиональный среде; конкуренции на рынке труда; интеграции цифровых технологий в профессиональную среду; интеграции в рабочий коллектив и коммуникации в цифровой образовательной среде; применения цифровых технологий в профессиональный деятельности; профессионального роста и развития.

Рассмотрим содержание научных исследований, проблематизация которых, на наш взгляд, решает задачи профессиональной подготовки менеджеров, специалистов по управления персоналом, педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации. Исследователи формируют цифровую грамотность людей третьего возраста с помощью курса-трансформера, который учитывает индивидуальные особенности и потребности пожилых людей в освоении цифровых технологий. Внедрение предложенной методики в обучение пожилых повышает их цифровую грамотность, что способствует их социальной адаптации и интеграции в цифровое общество (Грохотова 2022).

Ряд исследований посвящено разработке и проверке методов обучения, направленных на повышение уровня информационно-коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей. Результаты показали, что использование компьютерных сетей и разработанной методической системы значительно повышает уровень информационно-коммуникативной компетентности студентов, что способствует их готовности к эффективному взаимодействию в профессиональной среде (Шевченко 2006).

Результативность формирования ИКТ-компе-тентности учащихся обеспечивается проектированием ИКТ-насыщенной образовательной среды и использование контекстного обучения, что способствует конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда [Войнова 2009]. Существенный вклад в разработку методики и методологических оснований профессиональной подготовки специалистов в области управления персоналом вносит методическая система на основе системного, функционального и деятельностного подходов, средства которой способствуют формированию у студентов необходимых профессиональных компетенций в области управления персоналом, обеспечивая их готовность к эффективной профессиональной деятельности (Дырин 1996).

Теоретическую значимость представляет исследование, в котором предложена модель подготовки руководителей школ с целью формирования их готовности к управлению инновационными процессами; в ходе апробации данной модели отмечены успешная интеграции цифровых технологий в образовательный процесс и повышение качества образования (Коверова 2024). Предметом исследования становится модель формирования готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию с использованием ресурсов проектной деятельности. Результаты показали, что проектная деятельность значительно повышает готовность будущих менеджеров к командной работе, способствуя интеграции в рабочие коллективы (Аслаханова 2024). Информационная компетентность формируется у будущих спортивных тренеров в процессе профессиональной подготовки: реализуется методическая система (компетентностный, деятельностный, личностно ориентированный, аксеологический, средово ориентированнный подходы и ИКТ средств обучения), что значительно повышает уровень информационной компетентности студентов, это способствует их готовности к эффективному использованию цифровых технологий в тренерской деятельности (Дониченко 2023).

Ряд исследований, посвященных разработке и апробации методики, направленной на формирование готовности будущих менеджеров к деловой коммуникации в условиях цифровой образовательной среды. Разработанная модель на основе принципов релевантности, интегративности, диалогичности, практико-ориентированности и интеграции цифровых технологий в учебный процесс способствует профессиональной подготовке и успешной интеграции менеджеров в современные рабочие коллективы (Лукиянчина 2022).

Исследование О.А. Сизовой, посвященное формированию профессиональной компетентности бакалавров профиля «Музыка» педагогического вуза, показали, что опора на принципы компетентностного и деятельностного подходов, применение цифровых технологий и средств обучения способствует готовности будущих педагогов к их применению цифровых технологий в процессе преподавания музыки (Сизова 2022).

Исследователи уточняют сущность и структуру цифровой культуры студентов бакалавриата, формируемой в информационно-образовательной среде вуза. Предлагаются методологические основания педагогической системы (культурологический, аксеологический, системно-деятельностный, контекстный подходы) и гидридные цифровые технологии, которые значительно повышают уровень цифровой культуры обучающихся бакалавров в процессе профессиональной подготовки (Шаухалова 2021).

Исследователи (Балганова А.В., Лященко А.Ю.), формируя профессиональные компетенции специалистов по управлению персоналом в процессе профессиональной подготовки, опираются на системный, компетентностный и личностно-ориентированный подходы (принципы самостоятельности и проектирования), а для развития профессиональных компетенций в процессе повышения квалификации методологическая основа дополняется рефлексивно-креативным и сущностным подходами при обучении в корпоративной среде инновационно-ресурсного центра (Балганова 2018; Лященко 2010). Анализ результатов научного поиска показал, что предприняты попытки разработки и проверки методики, направленной на повышение уровня компетентности преподавателей вузов в области автоматизированного тестирования знаний с опорой на принципы методологических подходов (системного, целостного, личностно-деятельного, онтологического и компетентностного [Балганова, Богдан, Музыченко 2013]), что способствует качеству образовательного процесса и объективности оценки знаний студентов [Давыдова 2015]. Представляют научный интерес результаты исследования Т.В. Кузьминых в диссертации «Формирование компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у будущих государственных гражданских и муниципальных служащих». Доказывается целесообразность опоры на принцип интегративности к процессу профессионального обучения госслужащих (Кузьминых 2012). Учитывая специфику обучения школьников начальных классов, исследователи используют цифровые образовательные ресурсы с опорой на принципы многопредметности и полифункциональности при проектировании информационно-образовательной среды (Бакланова 2013). Предлагается для формирования информационно-коммуникативной компетентности будущего учителя использовать в процессе профессиональной подготовки принципы творческого характера деятельности, единства личного и профессионального развития. Автор исследования выделяет в качестве научных герменевтический, информологический подходы, раскрывающие синергетическую сущность информационно-коммуникативной компетентности. Для формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей на примере подготовки бакалавров педагогики используется компетентностный и деятельностный подходы, принцип комплексности (Бочарова 2006).

В рассмотренных диссертационных исследованиях доминирует компетентностный подход к формированию результативной характеристики, а цифровые навыки специалистов рассматриваются как профессиональная компетенция или готовность к выполнению профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации. Следует отметить, что актуальность цифровой компетенции отмечается для учителей, преподавателей вузов, менеджеров, экономистов, государственных и муниципальных служащих, руководителей организаций, что соответствует тенденциям развития цифрового общества, сферы образования, государственных услуг. Внимание исследований направлено на решение научных проблем по регулированию современного рынка труда и управлению кадровым потенциалом цифровыми инструментами. Однако, отмечается небольшое количество исследований, посвященных подготовке специалистов по управлению персоналом. Цифровая компетентность будущих специалистов по управлению персоналом представляется интегративным свойством личности, системообразующим совокупность компонентов: ценностно-мотивационный, когнитивный, инструментально-технологический, коммуникативный и рефлексивно-аналитический» [Ежков, Соловова 2024]. Применяются инновационные педагогические технологии для формирования цифровых компетенций у будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе: обучение через опыт, адаптивное обучение, перевернутое обучение, микрообучение [Астахова, Сафронова 2020]. На наш взгляд, в соответствии с принципами цифровой дидактики для формирования цифровых компетенций обучающихся могут быть использованы технологии искусственного интеллекта и геймификации [Стрекалова, Санько 2024]; кроме того, погружение обучающихся в цифровую образовательную среду будет способствовать формированию универсальных цифровых навыков: адаптации, коммуникации, успешному личностному и профессиональному развитию в условиях цифровой трансформации общества (см. рис.).

Выводы

Цифровая трансформация образовательного процесса учебного заведения заключается в отборе и применении педагогических средств, обеспечивающих формирование ключевых компетенций, способствующих эффективному решению профессиональных задач.

В процессе профессиональной подготовки специалистов по управлению персоналом следует включать в образовательный процесс технологии, адекватные специфике и особенности их деятельности.

Методологическую основу профессиональный подготовки специалистов по управлению персоналом должны представлять средовой и синергетический подходы, с опорой на принципы информатизации, гибридности, открытости, интегративности, интерактивности, что будет способствовать развитию показателей в структуре цифровой компетентности.

×

Об авторах

Д. О. Ежков

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: ezhkov.do@ssau.ru
ORCID iD: 0009-0009-6891-9180

аспирант кафедры теории и методики профессионального образования

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Аслаханова 2023 – Аслаханова С.А. Педагогические условия эффективного формирования готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию // Kant. 2023. № 3 (48). С. 176–180. DOI: http://doi.org/10.24923/2222-243X.2023-48.30. EDN: http://elibrary.ru/mdmqdv.
  2. Астахова, Сафонова 2020 – Астахова Л.В., Сафонова И.А. Развитие цифровых компетенций будущих специалистов по защите информации в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. Т. 12, № 1. С. 61–74. DOI: http://doi.org/10.14529/ped200106. EDN: http://elibrary.ru/temhep.
  3. Балганова, Богдан, Музыченко 2013 – Балганова Е.В., Богдан Н.Н., Музыченко Е.А. Подготовка менеджеров сферы управления персоналом: компетентностный подход // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 2 (22). С. 3. DOI: http://doi.org/10.12731/2218-7405-2013-2-6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19088221. EDN: https://elibrary.ru/qbskdl.
  4. Бочарова 2004 – Бочарова Л.В. Формирование мотивационной готовности будущих учителей к процессу совершенствования информационно-коммуникативной компетентности // Педагогические аспекты профессиональной подготовки кадров в новых социально-экономических условиях: материалы межвузовской науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.В. Анненкова. Курск: Изд-во КГУ, 2004. С. 65–66.
  5. Войнова 2009 – Войнова Н.А. Технология контекстного обучения как ведущая технология ИКТ-насыщенной образовательной среды учебного заведения профессионального образования // Информатика и образования. 2009. № 9. С. 112–114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17771480. EDN: https://elibrary.ru/oyxfsp.
  6. Грохотова 2019 – Грохотова Е.В. Применение принципов андрагогико-акмеологического подхода при формировании информационной культуры взрослых // Наука, образование, кадры: материалы национальной конференции в рамках IX Международного Сибирского транспортного форума. 2019. С. 185–191.
  7. Ежков 2023 – Ежков Д.О. Сопряжение универсальных и цифровых компетенций в подготовке специалистов по управлению персоналом // Образование в современном мире: риски и перспективы цифровизации: сборник научных трудов всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Самара, 27 февраля 2023 года. Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 2023. С. 266–270. URL: https://repo.ssau.ru/bitstream/Obrazovanie-v-sovremennom-mire/Sopryazhenie-universalnyh-i-cifrovyh-kompetencii-v-podgotovke-specialistov-po-upravleniu-personalom-104893/1/978-5-7883-1940-7_2023-266-270.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=54512889. EDN: http://elibrary.ru/mbowja.
  8. Ежков, Соловова 2024 – Ежков Д.О., Соловова Н.В. Сущность и структура цифровой компетентности будущих специалистов по управлению персоналом // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 82-4. С. 120–125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67963088. EDN: http://elibrary.ru/bpjojf.
  9. Лукиянчина, Лашкова 2019 – Лукиянчина Е.В., Лашкова Л.Л. Формирование готовности к деловой коммуникации у студентов направления подготовки «Управление персоналом» в университете // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (58). С. 100–107. DOI: http://doi.org/10.26105/SSPU.2019.38.29.010.
  10. Стрекалова, Санько 2024 – Стрекалова Н.Б., Санько А.М. Научное знание в педагогике о средствах обучения // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2024. Т. 30, № 3. С. 72–88. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-3-72-88.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ежков Д.О., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».