Методологическая основа формирования цифровой компетентности специалиста по управлению персоналом
- Авторы: Ежков Д.О.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 30, № 4 (2024)
- Страницы: 116-123
- Раздел: Педагогика
- URL: https://medbiosci.ru/2542-0445/article/view/311881
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-4-116-123
- ID: 311881
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки специалиста по управлению персоналом. Ее источниковую базу представили педагогические исследования, объектом которых является формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в ходе обучения в вузе. Цифровизация образовательного процесса вызывает необходимость пересмотра средств формирования доминирующей личностной характеристики, способствующей адаптации выпускников вуза в профессиональном пространстве. Отмечаются факторы, порождающие потребность в цифровой трансформации образовательного процесса; доказывается значимость профессиональных компетенций в конкурентной среде; на основе анализа результатов педагогических исследований, посвященных формированию профессиональный компетентности специалистов различного профиля, делается вывод о необходимости формирования цифровой компетентности специалистов по управлению персоналом, раскрывается ее структура.
В качестве основной проблемы профессиональной подготовки специалистов по управлению персоналом рассматривается ее методологическая основа.
Полный текст
Введение
В настоящее время цифровая трансформация всех сфер производства и социальной жизнедеятельности ставит перед необходимостью решать проблемы формирования цифровых компетенций человека как личности для выживания индивида в цифровом обществе и как специалиста с целью овладения новыми инструментами профессиональной деятельности для оптимизации бизнес-процессов и изменением характера его труда.
Исследователи в сфере экономики и управления рассматривают актуальные вопросы: управление человеческими ресурсами в обеспечении процессов цифровой трансформации бизнеса (Сокур 2023); управление развитием человеческого капитала в цифровой экономике (Зеленов 2020); трансформация системы управления человеческим капиталом инновационных высокотехнологичных предприятий в условиях цифровой экономики (Гурцкой 2021); управление человеческим капиталом предприятий в условиях развития цифровой экономики (Ширинкина 2021); развитие компетентностного инструментария управления персоналом органов публичного управления в условиях цифровой трансформации (Белолипецкая 2021). Исследователи обращаются к проблемам информационной готовности специалистов и повышению квалификации; цифрового развития человеческого капитала, а следовательно, не только цифровой трансформации образовательных процессов; оценке цифровых компетенций специалистов в процессе профессиональной подготовки.
Факторами, порождающими потребность в цифровой трансформации образовательного процесса профессионального образования, выступают «три составляющие цифрового общества: цифровое поколение; новые цифровые технологии, формирующие цифровую среду; цифровая экономика и порождаемые ею новые требования к кадрам» (Цифровая педагогика…). Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» ставит задачи формирования у всех будущих специалистов индикаторов ключевых компетенций цифровой экономики, как универсальных компетенций: «коммуникация и кооперация в цифровой среде; саморазвитие в условиях цифровой среды; креативное мышление с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; управление информацией и данными; критическое мышление в цифровой среде» (Приказ…).
В исследованиях (Аслаханова 2024) предлагается сопряжение универсальных компетенций образовательных стандартов ФГОС ВО 3++ и ключевых компетенций цифровой экономики, в результате которого получены индикаторы деятельности в цифровом обществе: коммуникативный, творческий, саморазвития, оценки и управления информацией.
Образовательный стандарт 38.03.03 Управление персоналом содержит в качестве результата обучения общепрофессиональную компетенцию ОПК-5: способен использовать современные информационные технологии и программные средства при решении профессиональных задач, которая является основой профессиональных знаний и умений, а также инвариантна для всех видов деятельности. Профессиональная компетентность – это способность будущего специалиста выполнять профессиональные обязанности на высоком уровне по конкретным видам деятельности (предусмотренным образовательным стандартом и профессиональным стандартом, образовательной программой). Профессиональные компетенции определяют конкурентоспособность специалиста по управлению персоналом. В настоящее время вырос запрос на формирование цифровой компетентности как профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов для их адаптации к профессиональной сфере в условиях цифровой экономики.
Цифровая компетентность специалиста по управлению персоналом по своей сущности синонимична информационной компетентности и предполагает владение цифровыми технологиями и сервисами с целью решения задач по эффективному стратегическому управлению персоналом. Цифровой HR-менеджмент сегодня решает вопросы развития и использования персонала с помощью цифровых средств и технологий: все чаще принимаются организационно-управленческие решения на основе аналитики данных или в условиях дистанционного управления. Следовательно, специалисту по управлению персоналом нужны новые трудовые умения и навыки для решения профессиональных задач: работать с электронными базами данных, использовать цифровые технологии для обеспечения бизнес-процессов по управлению персоналом и проведения HR-аналитики, интегрировать цифровые сервисы коммуникации с системами управления персоналом [Ежков 2023].
Результаты исследования
Анализ научных исследований, посвященных проблеме профессиональной компетентности будущих специалистов, доказывает необходимость формирования в процессе профессиональной подготовки: информационной и ИКТ-компетентности (Войнова Н.А., Донеченко Е.Ю., Шевченко Е.М. и др.); цифровой грамотности (Грохотова Е.В.); цифровой культуры (Шаухолова Р.А.); готовности к управлению инновационными процессами в условиях цифровой трансформации (Коверова М.И.); готовности к деловой коммуникации в цифровой образовательной среде (Лукиянчина Е.В.); готовности к использованию цифровых ресурсов (Г.А. Бакланова). Утверждается, что цифровая компетентность необходима для: для адаптации в цифровом обществе; для эффективного взаимодействия в цифровой профессиональный среде; конкуренции на рынке труда; интеграции цифровых технологий в профессиональную среду; интеграции в рабочий коллектив и коммуникации в цифровой образовательной среде; применения цифровых технологий в профессиональный деятельности; профессионального роста и развития.
Рассмотрим содержание научных исследований, проблематизация которых, на наш взгляд, решает задачи профессиональной подготовки менеджеров, специалистов по управления персоналом, педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации. Исследователи формируют цифровую грамотность людей третьего возраста с помощью курса-трансформера, который учитывает индивидуальные особенности и потребности пожилых людей в освоении цифровых технологий. Внедрение предложенной методики в обучение пожилых повышает их цифровую грамотность, что способствует их социальной адаптации и интеграции в цифровое общество (Грохотова 2022).
Ряд исследований посвящено разработке и проверке методов обучения, направленных на повышение уровня информационно-коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей. Результаты показали, что использование компьютерных сетей и разработанной методической системы значительно повышает уровень информационно-коммуникативной компетентности студентов, что способствует их готовности к эффективному взаимодействию в профессиональной среде (Шевченко 2006).
Результативность формирования ИКТ-компе-тентности учащихся обеспечивается проектированием ИКТ-насыщенной образовательной среды и использование контекстного обучения, что способствует конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда [Войнова 2009]. Существенный вклад в разработку методики и методологических оснований профессиональной подготовки специалистов в области управления персоналом вносит методическая система на основе системного, функционального и деятельностного подходов, средства которой способствуют формированию у студентов необходимых профессиональных компетенций в области управления персоналом, обеспечивая их готовность к эффективной профессиональной деятельности (Дырин 1996).
Теоретическую значимость представляет исследование, в котором предложена модель подготовки руководителей школ с целью формирования их готовности к управлению инновационными процессами; в ходе апробации данной модели отмечены успешная интеграции цифровых технологий в образовательный процесс и повышение качества образования (Коверова 2024). Предметом исследования становится модель формирования готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию с использованием ресурсов проектной деятельности. Результаты показали, что проектная деятельность значительно повышает готовность будущих менеджеров к командной работе, способствуя интеграции в рабочие коллективы (Аслаханова 2024). Информационная компетентность формируется у будущих спортивных тренеров в процессе профессиональной подготовки: реализуется методическая система (компетентностный, деятельностный, личностно ориентированный, аксеологический, средово ориентированнный подходы и ИКТ средств обучения), что значительно повышает уровень информационной компетентности студентов, это способствует их готовности к эффективному использованию цифровых технологий в тренерской деятельности (Дониченко 2023).
Ряд исследований, посвященных разработке и апробации методики, направленной на формирование готовности будущих менеджеров к деловой коммуникации в условиях цифровой образовательной среды. Разработанная модель на основе принципов релевантности, интегративности, диалогичности, практико-ориентированности и интеграции цифровых технологий в учебный процесс способствует профессиональной подготовке и успешной интеграции менеджеров в современные рабочие коллективы (Лукиянчина 2022).
Исследование О.А. Сизовой, посвященное формированию профессиональной компетентности бакалавров профиля «Музыка» педагогического вуза, показали, что опора на принципы компетентностного и деятельностного подходов, применение цифровых технологий и средств обучения способствует готовности будущих педагогов к их применению цифровых технологий в процессе преподавания музыки (Сизова 2022).
Исследователи уточняют сущность и структуру цифровой культуры студентов бакалавриата, формируемой в информационно-образовательной среде вуза. Предлагаются методологические основания педагогической системы (культурологический, аксеологический, системно-деятельностный, контекстный подходы) и гидридные цифровые технологии, которые значительно повышают уровень цифровой культуры обучающихся бакалавров в процессе профессиональной подготовки (Шаухалова 2021).
Исследователи (Балганова А.В., Лященко А.Ю.), формируя профессиональные компетенции специалистов по управлению персоналом в процессе профессиональной подготовки, опираются на системный, компетентностный и личностно-ориентированный подходы (принципы самостоятельности и проектирования), а для развития профессиональных компетенций в процессе повышения квалификации методологическая основа дополняется рефлексивно-креативным и сущностным подходами при обучении в корпоративной среде инновационно-ресурсного центра (Балганова 2018; Лященко 2010). Анализ результатов научного поиска показал, что предприняты попытки разработки и проверки методики, направленной на повышение уровня компетентности преподавателей вузов в области автоматизированного тестирования знаний с опорой на принципы методологических подходов (системного, целостного, личностно-деятельного, онтологического и компетентностного [Балганова, Богдан, Музыченко 2013]), что способствует качеству образовательного процесса и объективности оценки знаний студентов [Давыдова 2015]. Представляют научный интерес результаты исследования Т.В. Кузьминых в диссертации «Формирование компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у будущих государственных гражданских и муниципальных служащих». Доказывается целесообразность опоры на принцип интегративности к процессу профессионального обучения госслужащих (Кузьминых 2012). Учитывая специфику обучения школьников начальных классов, исследователи используют цифровые образовательные ресурсы с опорой на принципы многопредметности и полифункциональности при проектировании информационно-образовательной среды (Бакланова 2013). Предлагается для формирования информационно-коммуникативной компетентности будущего учителя использовать в процессе профессиональной подготовки принципы творческого характера деятельности, единства личного и профессионального развития. Автор исследования выделяет в качестве научных герменевтический, информологический подходы, раскрывающие синергетическую сущность информационно-коммуникативной компетентности. Для формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей на примере подготовки бакалавров педагогики используется компетентностный и деятельностный подходы, принцип комплексности (Бочарова 2006).
В рассмотренных диссертационных исследованиях доминирует компетентностный подход к формированию результативной характеристики, а цифровые навыки специалистов рассматриваются как профессиональная компетенция или готовность к выполнению профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации. Следует отметить, что актуальность цифровой компетенции отмечается для учителей, преподавателей вузов, менеджеров, экономистов, государственных и муниципальных служащих, руководителей организаций, что соответствует тенденциям развития цифрового общества, сферы образования, государственных услуг. Внимание исследований направлено на решение научных проблем по регулированию современного рынка труда и управлению кадровым потенциалом цифровыми инструментами. Однако, отмечается небольшое количество исследований, посвященных подготовке специалистов по управлению персоналом. Цифровая компетентность будущих специалистов по управлению персоналом представляется интегративным свойством личности, системообразующим совокупность компонентов: ценностно-мотивационный, когнитивный, инструментально-технологический, коммуникативный и рефлексивно-аналитический» [Ежков, Соловова 2024]. Применяются инновационные педагогические технологии для формирования цифровых компетенций у будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе: обучение через опыт, адаптивное обучение, перевернутое обучение, микрообучение [Астахова, Сафронова 2020]. На наш взгляд, в соответствии с принципами цифровой дидактики для формирования цифровых компетенций обучающихся могут быть использованы технологии искусственного интеллекта и геймификации [Стрекалова, Санько 2024]; кроме того, погружение обучающихся в цифровую образовательную среду будет способствовать формированию универсальных цифровых навыков: адаптации, коммуникации, успешному личностному и профессиональному развитию в условиях цифровой трансформации общества (см. рис.).
Выводы
Цифровая трансформация образовательного процесса учебного заведения заключается в отборе и применении педагогических средств, обеспечивающих формирование ключевых компетенций, способствующих эффективному решению профессиональных задач.
В процессе профессиональной подготовки специалистов по управлению персоналом следует включать в образовательный процесс технологии, адекватные специфике и особенности их деятельности.
Методологическую основу профессиональный подготовки специалистов по управлению персоналом должны представлять средовой и синергетический подходы, с опорой на принципы информатизации, гибридности, открытости, интегративности, интерактивности, что будет способствовать развитию показателей в структуре цифровой компетентности.
Об авторах
Д. О. Ежков
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: ezhkov.do@ssau.ru
ORCID iD: 0009-0009-6891-9180
аспирант кафедры теории и методики профессионального образования
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Список литературы
- Аслаханова 2023 – Аслаханова С.А. Педагогические условия эффективного формирования готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию // Kant. 2023. № 3 (48). С. 176–180. DOI: http://doi.org/10.24923/2222-243X.2023-48.30. EDN: http://elibrary.ru/mdmqdv.
- Астахова, Сафонова 2020 – Астахова Л.В., Сафонова И.А. Развитие цифровых компетенций будущих специалистов по защите информации в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. Т. 12, № 1. С. 61–74. DOI: http://doi.org/10.14529/ped200106. EDN: http://elibrary.ru/temhep.
- Балганова, Богдан, Музыченко 2013 – Балганова Е.В., Богдан Н.Н., Музыченко Е.А. Подготовка менеджеров сферы управления персоналом: компетентностный подход // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 2 (22). С. 3. DOI: http://doi.org/10.12731/2218-7405-2013-2-6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19088221. EDN: https://elibrary.ru/qbskdl.
- Бочарова 2004 – Бочарова Л.В. Формирование мотивационной готовности будущих учителей к процессу совершенствования информационно-коммуникативной компетентности // Педагогические аспекты профессиональной подготовки кадров в новых социально-экономических условиях: материалы межвузовской науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.В. Анненкова. Курск: Изд-во КГУ, 2004. С. 65–66.
- Войнова 2009 – Войнова Н.А. Технология контекстного обучения как ведущая технология ИКТ-насыщенной образовательной среды учебного заведения профессионального образования // Информатика и образования. 2009. № 9. С. 112–114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17771480. EDN: https://elibrary.ru/oyxfsp.
- Грохотова 2019 – Грохотова Е.В. Применение принципов андрагогико-акмеологического подхода при формировании информационной культуры взрослых // Наука, образование, кадры: материалы национальной конференции в рамках IX Международного Сибирского транспортного форума. 2019. С. 185–191.
- Ежков 2023 – Ежков Д.О. Сопряжение универсальных и цифровых компетенций в подготовке специалистов по управлению персоналом // Образование в современном мире: риски и перспективы цифровизации: сборник научных трудов всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Самара, 27 февраля 2023 года. Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 2023. С. 266–270. URL: https://repo.ssau.ru/bitstream/Obrazovanie-v-sovremennom-mire/Sopryazhenie-universalnyh-i-cifrovyh-kompetencii-v-podgotovke-specialistov-po-upravleniu-personalom-104893/1/978-5-7883-1940-7_2023-266-270.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=54512889. EDN: http://elibrary.ru/mbowja.
- Ежков, Соловова 2024 – Ежков Д.О., Соловова Н.В. Сущность и структура цифровой компетентности будущих специалистов по управлению персоналом // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 82-4. С. 120–125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67963088. EDN: http://elibrary.ru/bpjojf.
- Лукиянчина, Лашкова 2019 – Лукиянчина Е.В., Лашкова Л.Л. Формирование готовности к деловой коммуникации у студентов направления подготовки «Управление персоналом» в университете // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (58). С. 100–107. DOI: http://doi.org/10.26105/SSPU.2019.38.29.010.
- Стрекалова, Санько 2024 – Стрекалова Н.Б., Санько А.М. Научное знание в педагогике о средствах обучения // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2024. Т. 30, № 3. С. 72–88. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-3-72-88.
Дополнительные файлы
