Научно-исследовательская работа студентов как результат внедрения образовательной методики «Обучение служением»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность темы заключается в необходимости профессиональной рефлексии опыта участия
в российском эксперименте по внедрению образовательной методики «Обучение служением» в университете (начальный этап). Данная методика внедряется в различных форматах, одним из которых выступает научно-исследовательская работа студентов. Фокус научного интереса автора статьи сосредоточен на особенностях организации научно-исследовательской работы выпускников направления «Социальная работа» в форме выпускных квалификационных работ. Результаты получены на основе теоретического анализа и синтеза научной литературы, применения эмпирических и праксиметрических методов, структурного способа интерпретации результатов обработки научных материалов, полученных в ходе выполнения выпускных квалификационных работ. Выделены и охарактеризованы адаптационно-диагностический этап и средства активизации мотивации студентов к научно-исследовательской работе. Определены форматы организации социологических исследований на концептуальном этапе внедрения образовательной методики «Обучение служением». Уточнены результаты научно-исследовательской работы студентов на рефлексивном и результативно-оценочном этапе. Рекомендации по совершенствованию научно-исследовательской работы студентов сводятся к необходимости поиска и комплексной разработки педагогических технологий, организации условий в образовательной среде вуза, направленных на развитие мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности, а также организации дополнительной работы с социальными заказчиками в различных формах (круглые столы, лекции и семинары, научно-практические конференции, практика). Определение перспектив организации научно-исследовательской работы студентов при внедрении методики «Обучение служением» сводится к изучению готовности будущих специалистов социальной работы к научно-исследовательской работе в профессии; выявлению творческого потенциала преподавателей и его влиянию на научно-исследовательскую работу студентов; проведению мониторинга научно-исследовательской работы студентов разных курсов обучения с целью поиска средств ее оптимизации. 

Полный текст

Введение

В 2023 г. в российских вузах был начат эксперимент по внедрению образовательной методики «Обучение служением» (Service Learning), до этого времени успешно апробированной в зарубежной педагогической практике. В эксперименте приняли участие 135 российских вузов, 65 862 студента, 1837 преподавателей. Одним из форматов реализации данной методики выступает научно-исследовательская работа студентов, специфика которой сводится к непосредственной связи проблемы научного исследования и будущей профессии студентов.

Для будущих специалистов социальной работы научно-исследовательская работа представляется тем видом деятельности, который составляет основу разработки социальных прогнозов, моделирования и проектирования социальной работы с разными группами населения. Анализ организации профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы позволяет констатировать, что научно-исследовательская работа носит сквозной характер, т. е. на каждом году обучения студенты приобщаются к этому виду работы. При этом научно-исследовательская работа старшекурсников становится своего рода апофеозом их профессиональной подготовки, поскольку в выпускных квалификационных работах находят отражение сформированные за время обучения компетенции, направленность личности студента, заинтересованность в будущей профессии.

К настоящему времени накоплено значительное число научных публикаций, посвященных анализу, обобщению, систематизации опыта реализации образовательной методики «Обучение служению» в российских вузах. Однако ученые в большей степени сосредотачивают фокус своего внимания на отражении результатов проектной деятельности студентов, при этом не рассматривая возможности их научно-исследовательской работы в рамках образовательного эксперимента.

Организация научно-исследовательской работы студентов

Научно-исследовательская работа студентов является особым видом учебной деятельности, реализуемой в различных формах на всем протяжении профессиональной подготовки. Эффективность профессиональной деятельности будущих специалистов социальной работы зависит от синтеза теоретических и технологических основ социальной работы и социальной работы как науки. Для специалиста социальной работы объектом его профессиональной деятельности выступает клиент (человек, группа, сообщество, находящиеся в трудной жизненной ситуации); при осуществлении научно-исследовательской работы объектом становится социальная проблема.

В организации научно-исследовательской работы будущих специалистов социальной работы актуальным представляется учет значения этой деятельности: позволяет установить связь обучения с реальными проблемами науки, профессии, познания. Теоретический анализ научной литературы дает возможность выделить в качестве самостоятельного исследовательского направления изучение применения этой методики в Европе, Северной Америке, Азии, Африке, Китае [Гаете Сепулведа 2022; Галкина 2024, с. 143; Горлова, Старовойтова 2023]. В отечественной образовательной практике один из форматов реализации этой методики предполагает выполнение выпускной квалификационной работы [Горлова, Старовойтова 2023; Никольский 2023, с. 15].

Организация научно-исследовательской работы представляется творческим процессом. Не случайно она реализуется в разных форматах: данная работа встраивается в учебный процесс; дополняет этот процесс; осуществляется «параллельно» учебному процессу [Яркова 2022, с. 189]. Творческая составляющая проявляется и во времени организации научно-исследовательской работы студентов: она может проводиться в учебное время и свободное от него [Вакджира 2022, с. 140]. Кроме этого, организация научно-исследовательской работы представляется поэтапным процессом, в котором учитываются деятельностные компоненты (мотив, цель, объект, предмет, процесс, продукт научно-исследовательской работы) [Голубева 2022; Колдина 2014, с. 1], а также атмосфера учебного заведения, личность научного руководителя, формы и методы ведения научно-исследовательской работы [Матерова 2012, с. 134; Люткин 2005, с. 123].

В 2023/2024 учебном году образовательная методика «Обучение служением» внедрена в Самарском университете. Конкретизация сущности научно-исследовательской работы будущих специалистов социальной работы в форме выпускных квалификационных работ при внедрении данной методики возможна при анализе основных этапов научно-исследовательской работы будущих специалистов социальной работы, что способствует разработке рекомендаций по совершенствованию научно-исследовательской работы будущих специалистов социальной работы.

Выпускные квалификационные работы выполнялись студентами уровней подготовки бакалавриата направления «Социальная работа» и магистратуры направления «Социальная работа с разными группами населения» на базе кафедры теории и технологии социальной работы Самарского университета. Все работы представляют собой социальный заказ от социальных служб. Последующие материалы представлены на основе организации научно-исследовательской работы в форме выпускных квалификационных работ на темы: «Квест как форма социальной профилактики табакокурения подростков», «Профориентация как средство социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Клуб как форма социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях».

Прокомментируем суть основных этапов научно-исследовательской работы будущих специалистов социальной работы при реализации образовательной методики «Обучение служением».

Первый этап «адаптационно-диагностический». На данном этапе студенты осуществляют поиск и уточняют сущность актуальных проблем, находящихся в «проблемном поле» социальной работы. Связь с будущей профессией прослеживается в выбранных студентами социальных технологиях (социальная профилактика; социальная адаптация; социальная реабилитация). Использован комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (теоретический анализ научной литературы, сравнение, синтез, обобщение) и эмпирические методы исследования (анализ документов, проектирование, анкетирование, интервью).

Одна из задач, решаемых на этом этапе, сводится к активизации мотивации студентов «погрузиться» в научно-исследовательскую работу. Это достигается с помощью методического сопровождения научно-исследовательской работы студентов, которое проявляется в следующем:

– модульное обучение (внедрение модуля «Обучение служением» в ряд учебных курсов («Искусство общения», «Управление проектами в социальной работе», «Организация социально-культурной деятельности», «Проектная культура специалиста социальной работы» и др.) способствует разработке программ эмпирических исследований студентов;

– основной метод проектов позволяет студентам обосновать актуальность таких форм, как квест для подростков; профориентационная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на предприятиях; клуб общения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы обосновать проектные идеи, студентам требуется провести теоретический анализ научной литературы, сравнить, синтезировать, обобщить полученную информацию, проанализировать документы, регламентирующие деятельность социальных заказчиков и т. п. Результат научного поиска является основой для дальнейшего социального проектирования научно-исследовательской работы студентов.

Психолого-педагогическое сопровождение, выраженное в индивидуальных и групповых консультациях студентов, позволяет поддержать мотивацию студентов к научно-исследовательской работе.

Второй этап «концептуальный». Методологической основой студенческих исследований выступают структурно-динамическая концепция девиантного поведения Е.В. Змановской, теория развития личности Л.С. Выготского, теория инвалидности Е.Р. Смирновой-Ярской и др. Научная новизна исследования, реализованного студентом на уровне магистратуры, заключается в создании авторской классификации форм социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по слуху и конкретизации клуба как формы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по слуху в образовательных организациях.

Социологические исследования, составившие основу эмпирической части выпускных квалификационных работ, реализованы в следующих форматах:

– исследование предвосхищает разработку социального проекта. Так, результаты анкетирования детей с ограниченными возможностями по слуху стали основанием для разработки программы клуба общения для данной категории детей в образовательных организациях Самарской области;

– исследование проводится после реализации социального проекта (по итогам проекта «Первый шаг» (разработчик: Самарская областная организация профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации; проект реализован при поддержке Фонда Президентских грантов));

– исследование осуществляется до и после реализации социального проекта. Социальный заказ на создание коворкинг-пространства для подростков на базе государственного казенного учреждения Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» (подразделение Советского района) предполагает разработку и реализацию квеста «Свобода от дыма». Анкетирование подростков проводится до их участия в квесте и после прохождения этой интерактивной формы социальной профилактики табакокурения подростков.

Третий этап «рефлексивный». Результаты исследований апробированы на вузовской молодежной научной конференции (одна из работ была признана победителем на специализированной секции студенческой научно-практической конференции), научно-методической конференции; включены в методическое пособие по одному из социальных проектов.

Четвертый этап «результативно-оценочный». Студенты представляют результаты научно-исследовательской работы на предзащитах и защитах выпускных квалификационных работ. В первом случае оценки проставляются комиссией в составе преподавателей выпускающей кафедры. Во втором случае результаты оцениваются государственной аттестационной комиссией, в состав которой входят не только преподаватели, но и работодатели, представители учреждений и организаций – социальных заказчиков.

По итогам организации научно-исследовательской работы будущих специалистов социальной работы в форме выпускных квалификационных работ при реализации образовательной методики «Обучение служением» разработаны следующие рекомендации:

– осуществить поиск и комплексную разработку педагогических технологий, организовать в образовательной среде вуза условия, способствующие развитию мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности. Особое место занимает студенческое научное общество, на базе которого могут обсуждаться теоретические основы социальной работы, проектные идеи и результаты научно-исследовательской работы;

– организовать дополнительную работу с социальными заказчиками – представителями учреждений и организаций социальной сферы в следующих формах: круглые столы, на которых обсуждаются проектные идеи обучающихся; лекции и семинары, тематика которых соотносится с проблемами научно-исследовательской работы студентов; научно-практические конференции; руководство отдельными видами практики студентов.

Заключение

Выполнение научно-исследовательской работы будущих специалистов социальной работы в форме выпускной квалификационной работы носит комплексный характер, поскольку в этой работе находят отражение не только знания теории и технологий социальной работы, но и компетенции, сформированные в проектной деятельности, а также компетенции, имеющие исследовательскую направленность. В ходе реализации образовательной методики «Обучение служением» смоделирована трехкомпонентная структура научно-исследовательской деятельности будущих специалистов социальной работы, включающая теорию, практику (проект) и непосредственно социологическое исследование. Эффективность реализации этой модели обеспечивается сквозным характером профессиональной подготовки, когда научно-исследовательская работа осуществляется в разных формах на протяжении всего периода обучения студентов в вузе. Внедрение разнообразных форм способствует развитию мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности и последующему формированию готовности к научно-исследовательской работе в будущей профессии. В этом процессе велика роль преподавателя, организующего творческий научно-исследовательский процесс, что может стать предметом дальнейших научных исследований, а также роль специалиста – представителя социального заказчика. Требуется сравнительный анализ реализации этапов научно-исследовательской работы студентов на разных курсах обучения с последующим выявлением их специфики и поиска средств, оптимизирующих научно-исследовательскую работу студентов.

×

Об авторах

Л. В. Вандышева

независимый исследователь

Автор, ответственный за переписку.
Email: vandyshevalyudmila@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9894-491X

кандидат педагогических наук, доцент

Россия

Список литературы

  1. Вакджира 2022 – Вакджира М.Б. Организация научно-исследовательской деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (34). С. 139–141. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov; https://elibrary.ru/item.asp?id=17927353. EDN: https://elibrary.ru/pchxnt.
  2. Гаете Сепулведа 2022 – Гаете Сепулведа М.А. Обучение служением через проектно-прикладную деятельность / АНО «Агентство социальных инвестиций и инноваций»; отв. ред. М.Ю. Славгородская. Москва: Грифон, 2022. 90 с. URL: https://spb.hse.ru/data/2023/01/10/2039158792/Обучение%20служением_на%20печать.pdf.
  3. Галкина 2024 – Галкина А.Д., Никольский В.С. «Воспитание чувства долга и ответственности перед обществом»: специфика подхода «Oбучение служением» в Китае // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 3. С. 141–161. DOI: http://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-3-141-161.
  4. Голубева 2022 – Голубева И.А. Научно-исследовательская деятельность студентов: попытка определения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022. Т. 8 (74), № 2. С. 73–86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-studentov-popytka-opredeleniya.
  5. Горлова, Старовойтова 2023 – Горлова Н.И., Старовойтова Л.И. «Обучение служением (действием)» как эффективная методика организации учебного процесса через социально-полезную деятельность в современном образовательном учреждении // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 226–235. URL: https://ma123.ru/ru/2023/05/id-0442-ru/. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.19.
  6. Колдина 2014 – Колдина М.И. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения // Концепт. 2014. № 04. С. 36–40. URL: http://e-koncept.ru/2014/14086.htm (дата обращения: 01.02.2024).
  7. Люткин 2005 – Люткин Н. Научно-исследовательская деятельность студентов // Высшее образование в России. 2005. № 3. С. 122–124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-studentov; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9571476. EDN: https://www.elibrary.ru/ibltwx.
  8. Матерова 2012 – Матерова А.В. Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 1. С. 132–137. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov.
  9. Никольский 2023 – Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 12. С. 9–28. DOI: http://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28.
  10. Яркова 2022 – Яркова Т.Я. Научные основы организации научно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2013. С. 215–228. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-osnovy-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-v-pedagogicheskom-vuze/viewer.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вандышева Л.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».