Качество образования: контроль и оценка образовательных результатов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Качество образования является одной из важнейших и актуальных проблем в современном образовательном мире. С появлением новых технологий, глобальных вызовов и изменений в социокультурной среде образование приобретает все большее значение как фактор успешной интеграции в общество и достижения личных и профессиональных целей. Качество образования определяет не только уровень знаний и навыков, но и формирует компетенции, развивает критическое мышление и способствует личностному росту студентов. В данном контексте вопросы качества образования становятся предметом всеобщего интереса и обсуждения как среди образовательных учреждений, так и в обществе в целом. Как обеспечить высокое качество обучения? Как оценивать и измерять это качество? Как адаптировать образовательные стандарты к изменяющимся потребностям студентов и рынка труда? В данной статье рассматриваются исследования, посвященные качеству образования, поиску оптимальных путей модернизации образовательных практик и достижения высоких стандартов качества обучения. Автор рассматривает различные аспекты качества образования, его влияние на личное и профессиональное развитие студентов, а также способы повышения качества образовательного процесса в соответствии с современными требованиями и вызовами, способами оценки компетенций студентов в современной образовательной системе. В статье акцентируется внимание на стандартизации и персонализации оценочных процедур, мониторинге образовательных результатов. Предлагаются рекомендации по совершенствованию внутривузовской системы контроля и оценки образовательных результатов обучающихся.

Полный текст

Введение

На всех этапах образования в высшей школы актуальной проблемой стало поддержание и повышение качества образования и уровня знаний обучающихся. Государство и сами высшие учебные организации предъявляют требования к качеству образования, которые формулируются разными сторонами (родители, обучающиеся, работодатели и общество), и их совокупность способствует поддержанию и улучшению образовательных стандартов. Инструментом реализации этих требований является преподаватель, именно на него возлагается ответственность за качество образовательных результатов обучающихся. Значимым становится осмысление проблем качества образования и качества обучения. Таким образом, наряду с классическими функциями по обучению, воспитанию и развитию обучающихся у преподавателей высшей школы появляются новые инновационные функции.

К новым инновационным функциям преподавателей относятся: проектирование программ учебных дисциплин в соответствии с образовательными стандартами; анализ образовательных результатов, достигаемых использованием методов обучения; осуществление объективного контроля и проведение процедур оценки качества обучения в ходе внутривузовского мониторинга образовательных результатов обучающимися высших учебных заведений.

Данные функции обуславливают необходимость знаний и умений преподавателей использовать вариативные методы оценки образовательных результатов студентов, методически целесообразно примененять технологии, принципы и приемы обучения студентов в вузах. Преподаватель вуза должен быть осведомлен как о внешнем (нормативно-правовом) состоянии оценки качества образования, так и о способах проведения оценки результатов собственной профессиональной деятельности. Данное положение подтверждается процессами, проходящими при реализации образовательных реформ, в основе которых заложены процедуры оценки качества образования на различных уровнях управления, соответственно нормативно-правовым основам оценочной деятельности.

Исследователи рассмативают процесс становления единой системы оценки качества (ЕСОКО), начиная с Закона «Об образовании» 1992 года, когда были озвучены проблемы поиска методов государственного управления качеством образования [Болотов 2017; Минияров, Лосев 2015]. В тот момент закон «Об образовании» поставил задачу осуществления индивидуального учета успешности обучающихся в освоении содержания образовательных программ, возложив на учебные заведения ответственность за качество обучения своих выпускников.

Дальнейшая веха трансформации представлений о качестве образования в РФ происходит в соответствии со стратегическими документами, в которых определялись основные направления развития оценки качества образования (Национальная доктрина образования 2000).

Значительным шагом в развитии представлений о качестве образования в Российской Федерации стала разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Федеральные государственные образовательные стандарты систематизировали предъявляемые к образовательным организациям требования в части реализации основных образовательных программ, способствуя формированию критериальной оценки, необходимой для оценки успешности обучающихся. Образовательные стандарты учитывали планируемые результаты и показатели в оценке качества системы образования (О Концепции… 2001).

Документ, который обеспечивает завершенное представление о качестве образования и подходы к его оценке, закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где определяются компетенции, непосредственно связанные с оценкой качества образования. Документ наделяет исключительными полномочиями образовательную организацию в обеспечении качества образования: организации проводят текущий контроль и промежуточную аттестацию обучающихся; создают и осуществляют внутреннюю систему оценки качества обучения студентов.

Степень разработанности проблемы

Между тем возникает необходимость теоретического обоснования сущности содержания оценочной деятельности преподавателей и администрации вузов и ее значения в обеспечении качества обучения. Обратимся к исследованиям, позволяющим оценить степень разработанности проблемы измерения качества образования и качества обучения.

Качество образования представляет собой комплексную характеристику образовательной деятельности обучающихся, которая учитывает множество аспектов и факторов, влияющих на процесс обучения и достижение образовательных результатов. Измеряются достижения обучающимися образовательных целей, включая уровень знаний, навыков и способностей, полученных в результате обучения. Важной частью обеспечения качества образования являются постоянное измерение, оценка результатов процесса обучения, что помогает образовательным учреждениям адаптироваться к изменяющимся потребностям общества. Качество образования является важным фактором в развитии личности и общества, поскольку образование осуществляет подготовку людей к профессиональной деятельности, способствует развитию критического мышления и активному участию в культурной и гражданской жизни.

Рассмотрим исследования, связанные с понятием «управление качеством». Деминг первым ввел понятие «управление качеством в образовании», обсуждая принципы управления качеством [Deming 2000]. Он отмечал важность руководства, которое поддерживает и стимулирует персонал к внедрению средств и созданию условий для качественного образования. Исследователь выделил несколько важных принципов, которые могут быть применены к образованию: рассмотрение образовательных систем в целом и анализ взаимосвязей между их разными элементами; зависимость качества образования от внутренних процессов и внешних факторов; значение обучения и профессионального развития преподавателей для улучшения качества образования; использование системы оценки и обратной связи для измерения качества образования и проведения необходимых корректив. Согласно идее Роберта Морзано, учет результатов оценки в образовательной практике позволяет улучшать качество обучения и повышать уровень знаний и навыков студентов [Marzano 2011].

Наряду с мнениями исследователей и в соответствии с действующим российским законодательством за основу государственного управления качеством образования берется оценка результатов деятельности образовательных организаций, что может быть обеспечено средствами мониторинга и внутренней оценкой качества [Христофорова, Краснова 2017].

Исследователи (К.А. Баранников, А.А. Беликов, С.Г. Косарецкий, В.П. Панасюк, Ф.Э. Шереги) отмечают, что в системе оценки результатов обучения обучающихся отсутствуют соответствующие механизмы и методики ее проведения [Косарецкий 2019; Панасюк 2018; Шереги, Арефьев 2019]. Соответственно, решение данной задачи возлагается на педагогических и руководящих работников образовательных организаций. Социально-педагогические предпосылки и нормативно-правовые основания участия преподавателей в проектировании внутренней системы оценки качества образовательных результатов свидетельствуют о необходимости подготовки преподавателей вуза к данной деятельности. Отметим, что готовность преподавателя к оценочной деятельности является составляющей его педагогической компетенции в соответствии с требованиями профессионального стандарта [Магомедов, Гамзаева 2020]. Таким образом, организация внутривузовского мониторинга деятельности преподавателями является одним из инновационных направлений их деятельности в современных условиях [Рубцова 2022].

Результаты исследования

В исследованиях об овладении преподавателями оценочной деятельностью констатируется недостаточный уровень владения инновационными функциями, в частности проведением внутривузовского мониторинга качества образовательных результатов обучающихся, требуется повышение квалификации педагогов. Наше исследование проводилось в системе дополнительного образования Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева. Результаты констатирующего эксперимента показали, что затруднения при проведении мониторинга качества обучения испытывают 72 % преподавателей (выборка 112 человек); не готовы анализировать качество обучения (образовательные результаты) 88 % преподавателей, осознавая необходимость управления процессом достижения качества освоения учебной дисциплины (67 % преподавателей). В ходе формирующего эксперимента была разработана система формирования готовности преподавателей к проведению внутривузовского мониторинга качества образовательных результатов обучающихся.

Cодержательный элемент системы был представлен пятью модулями в соответствии с выбранной каждым преподавателем траекторией обучения в системе повышения квалификации. Процессуальный элемент системы представляется средствами формирования готовности преподавателей к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения студентов. Результативный элемент системы интегрировал виды готовности, о сформированности которых можно судить по динамике их показателей.

Теоретически значимым является определение структуры готовности преподавателей к решению инновационных методических задач, которая интегрирует информационно-исследовательскую, операционально-деятельностную, аналитическую, рефлексивную и управленческую виды готовности преподавателя к оценке образовательных результатов.

В нашем исследовании предпринята попытка подготовки преподавателей в системе повышения квалификации к решению инновационных задач. Разработанная программа и отобранные средства ее реализации показали рост значений всех видов готовности преподавателей к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения студентов дисциплине. Одновременно усилилась их потребность в решении инновационных задач по совершенствованию профессиональной подготовки студентов.

 Заключение

В настоящее время требуется разрешение назревшего противоречия между необходимостью решать методические задачи преподавателями в инновационной образовательной среде и отсутствием их готовности к проведению внутривузовского мониторинга качества образовательных результатов студентов.

×

Об авторах

Т. П. Рубцова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: rubcova.tp@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-1037-1502

старший преподаватель кафедры информатики и вычислительной математики

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Deming 2000 – Deming W.E. The New Economics for Industry, Government, Education. Cambridge, MA: MIT Press, 2000. 247 p. URL: https://oceanofpdf.com/authors/w-edwards-deming/pdf-epub-the-new-economics-for-industry-government-education-download/?id=001451448830.
  2. Marzano 2011 – Marzano R.J. Formative Assessment & Standards-Based Grading. Bloomington, IN: Marzano Resources, 2011. 248 p. URL: https://books.google.ru/books?id=3hbnBgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false.
  3. Болотов 2017 – Болотов В.А. Жаркие дебаты на экспертном рынке // Аккредитация в образовании. 2017. № 7 (99). С. 26–28. URL: https://fepo.i-exam.ru/sites/default/files/sites/default/Hot %20debate %20in %20the %20expert %20ring.pdf?ysclid=lp15dw742e190684516.
  4. Косарецкий 2019 – Косарецкий С.Г., Баранников К.А., Беликов А.А. [и др.] Российская школа: начало XXI века / под ред. С.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 432 с. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1955-4. EDN: https://elibrary.ru/kozjzw.
  5. Минияров, Лосев 2015 – Минияров В.М., Лосев А.Л. Характеристика компонентов профессиональной педагогической деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10–2. С. 353–356. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24107077. EDN: https://elibrary.ru/uhnxor.
  6. Панасюк 2018 – Панасюк В.П. Оценка качества общего образования: состояние, проблемы, перспективы // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2018. № 3. С. 16–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37741214. EDN: https://elibrary.ru/wslsbd.
  7. Рубцова 2022 – Рубцова Т.П. Подготовка преподавателя вуза к решению инновационных методических задач в системе повышения квалификации // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2022. Т. 28, № 3. С. 77–81. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-3-77-81.
  8. Христофорова, Краснова 2017 – Христофорова Л.В., Краснова Е.А. Правовые аспекты контроля качества образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 5. С. 169–176. URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/19931778_2017_-_5_unicode/22.pdf?ysclid=lp170295c0769677142.
  9. Шереги, Арефьев 2019 – Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Соцология труда. Условия труда педагогов: монография. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2019. 298 с. URL: https://urait.ru/bcode/454730.
  10. Магомедов, Гамзаева 2020 – Магомедов Г.М., Гамзаева М.В. Оценочная деятельность как основа управления качеством практической подготовки будущих специалистов в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 182–184. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnaya-deyatelnost-kak-osnova-upravleniya-kachestvom-prakticheskoy-podgotovki-buduschih-spetsialistov-v-vuze/viewer (дата обращения: 07.09.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Рубцова Т.П., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».