Проводник идеи воспитания без принуждения
- Авторы: Руднева Т.И.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 31, № 1 (2025)
- Страницы: 11-15
- Раздел: Мои университеты
- URL: https://medbiosci.ru/2542-0445/article/view/311907
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2025-31-1-11-15
- ID: 311907
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен жизненный путь Николая Михайловича Магомедова от вхождения в педагогическую деятельность до заведующего кафедрой педагогики и психологии Самарского государственного университета, ученого, пытавшегося своими научными трудами и личным педагогическим опытом ответить на вопрос, где границы человеческой ответственности за самого себя. Тема свободного воспитания – заглавная в его педагогической судьбе, не только обсуждаемая в педагогическом сообществе, со студентами, но и проверяемая им на практике. Утверждается, что оценка научного вклада в педагогическую науку невозможна без воспоминаний о его призывах вернуться к первоисточникам педагогических теорий. Прослежены этапы организационной деятельности педагога Н.М. Магомедова: открытие аспирантуры по педагогическим наукам, диссертационного совета, психологического факультета
Полный текст
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов. <...>
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица.
Но быть живым, живым и только,
Живым и только – до конца.
Борис Пастернак
Судьба педагога
Николай Михайлович Магомедов родился 16 июля 1947 года в Дагестане, а в Самару приехал в четырехлетнем возрасте. По национальности даргинец, он плохо говорил по-русски, но через полгода, пойдя в школу с семи лет, стал в классе лучшим учеником. Непростое детство: рано осиротел, соседи не отдали его в детский дом, а принявшая его в Самаре тетя Фира вырастила как сына в доме на пересечении улиц Венцека и Галактионовской. В школе № 13 окончил десять классов. Потом были педагогическое училище, педагогический институт, работа вожатым и учителем (рис. 1). Грамотный, начитанный, деликатный, с чувством собственного достоинства, он с болезненным пристрастием помогал сестрам и всем, кто нуждался в его помощи.В Куйбышевском педагогическом институте в 1983 году Николай Михайлович становится родоначальником непрерывной педагогической практики студентов – будущих учителей и общественной педагогической лаборатории. В аспирантуру поступает в Москве в 1985 году и защищает кандидатскую диссертацию по нравственному потенциалу атеизма: его волнует философская проблема -– границы человеческой ответственности за самого себя, что было вызовом общепринятым взглядам. Пафос научной работы выражался глубокой верой в человеческую сущность. Любимым его высказыванием из Н.А. Достоевского было: «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны. И происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно более и сколько возможно лучше». Он призывал вернуться к первоисточникам педагогических теорий Руссо, Толстого, Вентцеля, Френе. Был убежден, что наши учителя без специального социального заказа могут учить на уровне мировых стандартов, «находя удовольствие в развитии и движении как собственном, так и своих учеников» (Дистервег).
Университет и научная жизнь
Вернувшись из Москвы, Николай Михайлович начинает работать в госуниверситете, заведовать кафедрой педагогики и психологии с 1987 года, готовить молодых преподавателей к защите кандидатских диссертаций. Воскресными вечерами в его квартире молодые коллеги обсуждали научные идеи о воспитании личности. Так под его руководством вошли в педагогическую наукуК. Лисецкий, А. Волчкова, Е. Шестун, С. Березин, А. Долгополова, И. Пилипец, О. Черкасова.
Сегодня многие вспоминают Магомедова, успешно совмещающего педагогическую теорию с практикой: по субботам он вел в университете в своем кабинете прием всех желающих получить совет и помощь. Формально он был психологом-консультантом, альтруистом, на то время – лучшим психологом в Самаре. Его волновало будущее педагогической школы: в фойе университета появились школьники, которые шли на встречу с ним (рис. 2).
Его особой заботой была научно-исследова- тельская работа кафедры, ее статус, поэтому он ориентирует своих коллег на научный рост. Так, была им поддержана инициатива доцента кафедры Татьяны Ивановны Рудневой о работе методологического семинара для начинающих исследователей в области педагогики и факультета повышения квалификации преподавателей университета.
Работая над докторской диссертацией («Методологические и социально-педагогические основы теории и практики свободного воспитания») в непростые для нашей страны 90-е годы, Николай Михайлович раскрывал истоки идеи о свободном воспитании в своих книгах: «Воспитание без принуждения», «Методика свободного воспитания», «Творить в счастье. Записки педагога» [Магомедов 1993; 1994; 1995; 1996], и на лекциях (рис. 4). Не все тогда принимали его взгляды. Его диссертацию академик Г.Н. Филонов назвал «предупреждением экспериментаторам в педагогике: теория свободного воспитания – ее результат частично показал, что один из недостатков – ситуативная тревожность, нерешительность, незащищенность ребенка». Отсутствие или ослабление управляющих воздействий со стороны педагогов приводит к конфликту. А самороспуск пионерской и комсомольской организаций, отсутствие классных руководителей – это не новаторство, это разрушение традиций без их замены: «В воспитании революции не нужны, новации не должны вредить детям».
Защитив докторскую диссертацию в Москве, Николай Михайлович ставит перед кафедрой глобальную задачу: развитие научной школы, чему будет положено начало защитой докторских диссертаций по педагогике доцентом Т.И. Рудневой и доцентом М.Д. Горячевым (рис. 3). Открывается аспирантура по двум специальностям: 13.00.01 – общая педагогика, история образования; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. На кафедре появляются аспиранты (С.Н. Козлова, С.В. Сердюк), защиты которых состоялись в июне 1998 года в совете, созданном как перспектива для тех, кто на практике имел уникальный опыт и теперь получил возможность облечь его в научную форму, сделав достоянием других учителей.
На кафедре ведется разработка теории и практики социальной педагогики. Был открыт в 1989 году спецфакультет, где можно было получить второе, психологическое образование на базе высшего образования. А в 1994 году был осуществлен первый набор студентов на дневное отделение специальности «Психология», востребованной жизнью.
Общественная деятельность
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Самарского университета Николай Михайлович Магомедов как общественный деятель ведет цикл радиопередач о семейном воспитании, пишет статьи в «Волжскую коммуну» о реформах образования, о социальных проблемах, становится гостем телепрограммы «Студия два» в прямом эфире, дает интервью корреспонденту «Самарской газеты», высказывая свое мнение о реформах образования в Самаре. В это же время он пишет «Педагогические заметки» о судьбах людей в просвещении: о Сенеке, которого погубил его ученик Нерон. Почему? О Квинтилиане, отдавшем детям все, но оставшемся одиноким. Почему? О Макаренко – величайшем гуманисте нашего времени, чью систему применяли там, где «перемалывали» людей. Почему? Самая положительная черта Магомедова – подвергать все сомнению. Однако он верил, что школу ничто не заменит. Но она должна выделить главные идеи, вокруг которых и надо строить воспитание. Ученик не должен догадываться о том, что учитель его воспитывает. Регулятор естественных сил и способностей ребенка – его интерес; насилие педагога – почти всегда следствие недостаточно качественной работы. «Уметь вести диалог – проблема профессиональной компетентности педагога». Николай Михайлович организовал работу с сиротами, ездил по приютам, шефствовал над детскими домами, положил начало борьбе с наркоманией в Самаре. Не пафосными были слова его коллег на заседании кафедры в честь профессора Магомедова: «Спаситель душ интернатских детей, великий проводник идеи воспитания без принуждения, отец и покровитель молодой научной поросли, основатель педагогической научной школы кафедры» (рис. 5).
У педагога Магомедова был не только свой язык, но и особый психолого-педагогический стиль, переворачивающий сознание. Через десяток лет все, кто встречался с ним, продолжали ощущать в себе своеобразное «присутствие Магомедова». Его идеальная представленность заставляла меняться в лучшую сторону. К нему обращались за психологической поддержкой и помощью известные в регионе люди. А студенты разных специальностей (не его студенты) шли к нему на лекции, где он в большей степени демонстрировал не знания, а свои сомнения, вызывая у присутствующих интеллектуальный труд размышления и желание совершенствовать мир. Для всех он находил нужные слова:
Возьмите слово за основу
И на огонь поставьте слово.
Возьмите мудрости щепоть,
Наивности большой ломоть.
Немного звезд, немного перца,
Кусок трепещущего сердца
И на комфорке мастерства
Прокипятите раз и два,
И много-много раз все это.
Теперь пишите! Но сперва
Родитесь все-таки поэтом.
Раймон Кено
Магомедов, конечно, поэт в педагогике, следующий завету Руссо: «Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту».
Наследие профессора Н.М. Магомедова
Наследием профессора Н.М. Магомедова является атмосфера совместной творческой деятельности, в которую вовлечены преподаватели и студенты, которая поддерживается сегодня на факультете психологии благодаря его профессионализму и человеческому авторитету. Все, кто начинал с ним путь в развитие Самарского госуниверситета, отличаются похожестью на своего учителя: он продолжает жить в других, чья память хранит его уроки, смыслы и ценности жизни. В последователях он обретает свое продолжение. В статьях он дарил надежду на справедливость, спасал от алчности, учил добру и нравственности. Он просто любил своих учителей, сотрудников, учеников, ничего не требуя взамен. «Он жил для Вечности, потому что знал цену мгновения» (С. Березин).16 сентября 1997 года были разосланы «искренние» приглашения на 50-летие Н.М. Магомедова в клубе «Лидер».
Обратившись к гостям в своей пламенной речи, он заметит: «У меня нет врагов. И не потому, что ничего не стою, а по той простой причине, что мне некогда и неинтересно воевать... Понятие возраста относительное, жить – в принципе не так много дано и надо так много успеть». Его жизненный путь – всего 51 год.Что в основе педагогической судьбы Николая Михайловича Магомедова? Труд, труд разума и сердца, самостоятельность и природа. Полагаю, что он был бы согласен с оценкой своей судьбы, подобной той, что дал себе Дистервег: «Учитель – мое имя, педагог – мое прозвище». Для близких он был дядя Коля, любящий людей, всегда идущий на помощь, скромный и тактичный в общении, с тонким чувством юмора, душевный даргинец и мудрый русский, завещавший похоронить его рядом с отцом в горах Дагестана[1].
[1] При подготовке статьи были использованы следующие материалы: Талькова Н. Воспитание свободой // Самарская газета; Самарские судьбы. 2007. № 8. С. 34–41; Березин С.В. Памяти учителя. 1 сентября 1998 год. Личный архив автора; Студенческие эссе о Магомедове Н.М. (Исаева О., Сахно П., Сидорова В.). Личный архив автора; Иванец О. Легендарные люди Самары. Дядя Коля // Интернет-журнал LIVEJORNAL. 10 сентября 2020.
Об авторах
Т. И. Руднева
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: rudneva07@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5777-4950
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики профессионального образования образования
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Список литературы
- Магомедов 1994 – Магомедов Н.М. Воспитание без принуждения. Самара: Самарский университет, 1994. 250 с. URL: https://repo.ssau.ru/handle/Uchebnye-izdaniya/Vospitanie-bez-prinuzhdeniya-109035?mode=full&ysclid=m6rp64uxtz645663975.
- Магомедов 1995 – Магомедов Н.М. Методология и методика свободного воспитания. Самара: Самарский институт управления, 1995. 230 с. ISBN 5-230-059997-4. URL: https://repo.ssau.ru/handle/Monografii/Metodologiya-i-metodika-svobodnogo-vospitaniya-109149?mode=full&ysclid=m6rsv64ujt61297654.
- Магомедов 1993 – Магомедов Н.М. Неизвестная школа / отв. ред. О.С. Богданова. Самара: Самарский университет, 1993. 233 с. ISBN 5-230-05994-X. URL: https://repo.ssau.ru/handle/Uchebnye-izdaniya/Neizvestnaya-shkola-ucheb-posobie-dlya-vuzov-Tekst-elektronnyi-82616?ysclid=m6rt9d6sal934825413.
- Магомедов 1996 – Магомедов Н.М. Творить в счастье: Записки педагога. Самара: СИУ, 1996. 360 с. ISBN 5-230-0664 K-4.
Дополнительные файлы
