Российско-Палестинская Иерихонская археологическая экспедиция и Музейно-парковый комплекс РФ в Иерихоне: перспективы развития
- Авторы: Беляев Л.А.1
-
Учреждения:
- Институт археологии РАН
- Выпуск: № 3 (2024)
- Страницы: 11-24
- Раздел: АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ
- URL: https://medbiosci.ru/2587-6090/article/view/268557
- DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2024-118-03-11-24
- ID: 268557
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье даётся общий обзор процесса формирования Иерихонской экспедиции Института археологии РАН и её деятельности начиная с 2010-х гг. Показано развитие задач этой небольшой группы учёных, собранной для осуществления полевой работы при строительстве на участке Музейно-паркового комплекса РФ в Иерихоне. Демонстрируются издательская и аналитическая деятельность, взаимодействие с системой РФФИ, основные достижения. Показаны расширение задач, которые охватывают сейчас работу по изучению русского присутствия и – особенно – участие в жизни Иерусалима середины – второй половины XIX в.; изучение материалов византийского и исламского периодов в Иерихоне; проработка ранних музейных коллекций представителей России на Святой Земле и широкий круг общих вопросов. Акцентируются влияние, которое Экспедиция оказала на развитие интереса к восточно-средиземноморской тематике для исследования Северного Причерноморья, а также включение в число практических задач Экспедиции историографического обзора древностей «русских участков».
Полный текст
С момента, когда для работ на участке Музейно-паркового комплекса (МПК) Российской Федерации в Иерихоне была создана Российско-Палестинская Иерихонская археологическая экспедиция ИА РАН (далее — Экспедиция), возобновившая, спустя почти 150 лет, работы на бывшем Иоасафовском участке, полученном Православным Палестинским обществом в 1880-х гг., прошло более десятилетия (работы ведутся с 2010 г.). Экспедиция появилась как структура, призванная сопроводить строительные работы, которые затронули культурные слои древнего поселения Эр-Риха.
Однако наряду с научно-охранными исследованиями почти сразу были инициированы подготовка материалов для устройства на участке археологической экспозиции (каталогизация и реставрация собранных находок, оформление прав на их использование как части культурного наследия Палестины), формирование предварительной концепции, разработка дизайн-проекта, а затем и реализация его на месте. Эти работы нельзя назвать профильными для археологической экспедиции, но они стали логическим продолжением проведённых фундаментальных научных исследований, и Экспедиция с ними справилась.
Более того, Экспедиция изначально видела свои задачи как предельно широкие, включённые в деятельность по подготовке в России научной группы, которая сможет самостоятельно работать на памятниках Святой Земли, адекватно изучать в лабораторных условиях получаемый материал и анализировать полученную информацию на уровне, сравнимом с современным мировым. Идея такой группы — очень старая. Она восходит ко второй половине XIX – началу XX в., когда в ходе Первой мировой войны была осознана необходимость иметь в Иерусалиме собственный археологический институт, подобный устроенному в Стамбуле. Это должно было обеспечить России научное присутствие наряду с давно устроившими такие институты в Иерусалиме Англией, Германией, Францией и США. В советский период идею прочно забыли, но мысль начала подспудно оживать в 1990-х гг. «Иерихонский проект» оказался первым практическим шагом в этом направлении.
Конечно, речь с самого начала шла не только о знании как наборе фактов, но и об антропологии науки и культурной среды в Палестине, а также и о политике. Необходимо было научиться выходить за рамки собственно археологии. Для нас оказались важными не только сведения о памятниках древности позапрошлого века на Святой Земле. Ценны и новые сведения по истории того международного сообщества, которое начало складываться ещё в рамках библейских исследований, на базе общего интереса к отражённому в мифологии прошлому региона [1–3 и др.]. В будущем из этого неформального коллектива вырастет целая сеть в большей или меньшей степени связанных с государствами и конфессиями институций, и сегодня благополучно существующих в Иерусалиме. Среди них, однако, нет российской группы. В то время как на первом этапе, особенно в третьей четверти XIX в., эта группа начала складываться, её роль была достаточно заметна, причём не только в развитии национальной науки, но и в мировой — в тот момент почти исключительно западной — археологии и библеистике.
Таким образом, чтобы уверенно пойти вперёд, потребовалось вернуться к наследию дореволюционной русской науки, в сущности заброшенному почти на столетие. Интерес наших предшественников в значительной мере был сосредоточен на освоении тех памятников, что были расположены на «русских участках», т.е. земельных владениях, приобретённых Россией при посредстве Русской Духовной миссии с помощью связанных с ней местных жителей (поскольку в Османской империи владеть землёй иностранным подданным запрещалось). В составе научного наследия оказалось совсем немного работ профессиональных археологов. Зато общий объём архивных и опубликованных, но прочно забытых источников можно оценить как чрезвычайно значительный. К тому же функции исследователей в XIX в. брали на себя путешественники, деятели Церкви, дипломаты и вообще все, кто по тем или иным поводам оказывался в Сиро-Палестинском регионе.
Наконец, Экспедиции потребовалось заполнить те пробелы в академической археологии Иерихонского оазиса, которые сохранялись несмотря на постоянный и, можно сказать, всемирный интерес к прошлому земли трёх авраамических религий. Такие лакуны обнаружились для эпохи Византии и, в особенности, для периода развития здесь исламской культуры. Так, на средства гранта РФФИ (19-09-41021 «Керамика и её производство в Палестине I – начала II тыс. н.э. По материалам исследований в Иерихоне, ИА РАН 2017–2019») была глубоко изучена полученная при раскопках в Иерихоне коллекция и опубликован каталог-определитель фрагментов византийского и исламского периода, созданный на самом современном научном уровне [4].
Изучение этой последней коллекции, в значительной части ещё сохраняющейся в современной Палестине, вызывает понятный интерес. Но его трудно развивать в силу того, что собственной научной школы палестинцы пока не имеют, а институты Израиля до XXI в. этой темой занимались неохотно, и, хотя определённое оживление наметилось, сделано пока сравнительно немного. Для Экспедиции оказалось достаточно логичным работать именно с этими двумя периодами: во-первых, к ним относятся слои, здания и производственные инсталляции на Участке МПК; во-вторых, археология Византии и исламская археология в России хорошо развиты и имеют по-настоящему богатый опыт.
Первый этап работ Экспедиция закончила открытием археологической экспозиции и выпуском монографии по результатам работ 2010–2013 гг. Издание содержало итоговый отчёт о первых годах раскопок, целый ряд каталогов и других исследований (осуществлено на средства гранта РГНФ № 16-01-16096д) [5].
Далее работы продолжались при финансовой поддержке РФФИ («Русская археология в Святой Земле: история исследований, современное состояние и дальнейшее развитие», ИА РАН, 2019–2021; 18-09-40075). Это было логично, ведь задачи Экспедиции за первые годы расширились и полностью вошли в сферу фундаментальной науки, особенно в части встраивания её в общую мировую систему изучения Святой Земли, которая существует в рамках рационального научного прогресса, по крайней мере с начала XIX в., а как часть системы религиозного знания о прошлом, архаических формах исторической географии и топографии, хронологии, изучения Библии и связанного с нею круга источников — на несколько столетий дольше.
В ходе выполнения проекта публиковалось много работ, в числе которых две отчётные статьи: одна из них посвящена новому направлению в археологии Святой Земли, памятникам русского присутствия [6], вторая — итогам полевой работы 2019–2021 гг. в Иерихоне [7]. Это даёт возможность не останавливаться здесь подробно на изложении конкретных результатов раскопок и наблюдений (далее см.: [8–10] и др.).
Постепенно из «экспедиции одного раскопа», каким начиналась Иерихонская экспедиция, выросла скромная по числу участников, но достаточно сложная и многогранная исследовательская система, включающая не только изучение постримских древностей Иерихонского оазиса, не только работы по истории изучения «русских участков» и даже не только историографию Святой Земли в отечественной науке XIX–XX вв.
В круг интересов Экспедиции вошла относительно новая, родившаяся фактически в ходе наших собственных работ сфера археологии русского присутствия в Новое время (прежде всего в Иерусалиме, см. первые статьи в этой серии: [11–13] и более поздние) (ил. 1). Туда же были включены экспертная работа по разбору «русских коллекций» в Палестине, публикация архивов русской науки XIX–XX вв., анализ её антропологии как пространства формировавшейся контактной международной научной зоны. Наконец, продвижение в сферу интересов Израиля тех исследований в России, которые могут оказаться полезными для коллег.
Ил. 1. Памятные таблички православных паломников в Иерусалиме, XVIII–XIX вв. (Архангельский монастырь в Старом городе, съёмка 2018 г.): а — коллаж на основе фотографий Экспедиции; б — граффити паломника с условным изображением Гроба Господня; в — таблички на парапете галереи с кириллическими надписями XIX в.
Последнее обусловлено тем, что работы в далёком, казалось бы, от России Иерихоне удивительным образом способствовали активизации изучения возможных торговых контактов и всякого рода связей, которые основаны на морских путешествиях в Средние века. Это объяснимо — ведь сотрудники Экспедиции, базовые компетенции которых лежали в сфере классической культуры и, отчасти, византийских древностей Причерноморья, получили возможность на практике изучить и материалы Сиро-Палестинского региона. А это самым естественным образом позволило им, во-первых, замечать сходные и, возможно, родственные группы древностей, а во-вторых — проявлять интерес не только к исламскому и византийскому материалу, но и к иудаике (особенно в работах Л.А. Голофаст). Распространившись, этот интерес привлёк к авраамической тематике и тех коллег, кто, не работая в Палестине, столкнулся с иудейскими древностями античного и раннесредневекового времени на юге России. Думаю, что в блестящих находках последних лет при масштабных работах в Крыму, особенно на обоих берегах Боспора [14], и, прежде всего, в недавнем открытии синагоги в Фанагории отражён и тот интерес к древностям Святой Земли, который возник благодаря работе нашей Экспедиции.
Но дело не только в раскрытии возможных связей Святой Земли и Северного Причерноморья. Для коллег в Израиле интересными оказываются такие, казалось бы, чисто российские темы, как археология монастырей, — во всяком случае тех монастырей, которые отражают в своём устройстве мотивы евангельской топографии и реальной организации пространства объектов Иерусалима. Это позволяет включать доклады Экспедиции в базовые мероприятия по истории великого города, такие как летняя конференция университета Ицхака Бен-Цви в 2023 г., а ранее — сессия, посвящённая русскому присутствию в археологии Святой Земли.
Работы в Иерихоне получили продолжение в исследованиях Иерусалима. Это было неизбежно уже потому, что древности столицы Иудеи невозможно обойти, изучая палестинские памятники, это подлинный нервный узел как паломнических путешествий, так и научной работы в Святой Земле. Здесь были куплены ценнейшие в историческом отношении участки земли в районе храма Воскресения, на Елеоне, в деревне Силуан и другие (см. в том числе об их современном состоянии: [15–17]) (ил. 2).
Ил. 2. Страницы из дневника архимандрита Антонина (Капустина) с обмерным планом Большой (Гранатовой) пещеры в Румание (скальная гробница римского времени, Восточный Иерусалим). 1875 г. Один из первых примеров исследовательских работ на «русских участках». 1872–1875 гг. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 26. Л. 230–231
Здесь последовательно сложились несколько коллекций древностей отца Антонина (Капустина), последняя из которых сохраняется в монастыре на Масличной горе [18–20]. Экспедиция, заключив договор со священноначалием, взялась за каталогизацию «музея отца Антонина» на новом уровне (ил. 3). Хотя процесс был, как и вообще работы в Святой Земле, прерван сначала эпидемией, а затем событиями в Газе, мы успели сделать несколько важных открытий, в числе которых реатрибуция ранее неверно идентифицированных предметов [21–23] (рис. 4, 5).
Ил. 3. Сотрудники Экспедиции Л.А. Голофаст и А.Н. Ворошилов за работой по каталогизации коллекции на Масличной горе. 2018 г.
Ил. 4. Фрагмент рельефного керамического сосуда с буколической сценой из «Музея архимандрита Антонина». Фото 2018 г. Считавшийся позднеантичным сосуд определён как подделка XIX в. Фото О.М. Ворошиловой [22]
Ил. 5. Карточка каталога Государственного Эрмитажа с атрибуцией артефакта как фрагмента каменного рельефа. Фрагмент определён как часть свинцового иерусалимского саркофага [23]
Возникли и новые исследовательские инструменты. Прежде всего это серия изданий, которые специально посвящены публикации древностей Сиро-Палестинского региона в самом широком смысле этого понятия: от археологических каталогов и отчётов до дневников путешественников и комментированных трудов учёных XIX в., таких как двухтомник «Материалы к истории научной экспедиции Императорского Православного Палестинского Общества в Сирию и Палестину в 1891 г.» [24, 25], вышеупомянутый каталог-определитель керамики, наконец, исчерпывающая история исследований на месте Александровского подворья [26] (кстати, также изданная по гранту РФФИ № 21-19-00044 «Русские раскопки у Храма Воскресения в Иерусалиме: источники, дискуссии, современная интерпретация») (ил. 6). Подготовка таких изданий, разумеется, способствует дальнейшему развитию Экспедиции как научной группы, активизирует работу в архивах, музеях и — при благоприятных условиях — на самих объектах в Палестине (ил. 7).
Ил. 6. Типовая обложка издательской серии «Россия и древности Восточного Средиземноморья: источники, историография, памятники»
Ил. 7. Первая детальная схема маршрута экспедиции ИППО под руководством Н.П. Кондакова 1891 г. Разработана А.А. Астайкиным и М.Н. Бутырским в рамках комментирования материалов экспедиции (см.: Путевой дневник Н.П. Кондакова по Сирии и Палестине... 2021)
Кроме того, деятельность Экспедиции оказалась полезной на том не вполне обычном для науки поприще, каким является деятельность Русской Духовной миссии в Иерусалиме, часть практической работы которой составляют сохранение и развитие некоторых приобретённых в XIX в. на Святой Земле русских участков. Экспедиция не раз сотрудничала с Миссией, оказывала (и получала от неё) посильную помощь, а также стимулировала появление важнейшего для работы научного труда по богословию, основанного на сведениях архива Миссии, в котором отложился комплекс владельческих документов по русским участкам (материалы архива легли в основу кандидатской диссертации о. Никона (Головко), подготовленной под руководством автора статьи; изначально работой руководил Н.Н. Лисовой) [27].
Экспедиция сотрудничала и с «Православной энциклопедией», одним из наиболее фундаментальных исследовательских проектов XXI в. Глубокая вовлечённость в изучение древностей Святой Земли позволила вывести на современный научный уровень содержание всего блока наиболее исторически и культурно значимых разделов: «Распятие» [28], «Крест» [29], «Фавор» [30], «Храм Иерусалимский» [31] и других. В краткосрочной перспективе Экспедиция планирует издание труда по средневековой иконографии Гроба Господня как области встречи западных восточных христианских традиций в восприятии евангельской топографии, её включения в литургику и художественную среду «паломнического искусства» (см. текст доклада [32], там же – основная литература).
Сегодня рано утверждать, что Экспедиции удалось сформировать российскую научную группу для самостоятельных и постоянных работ в Сиро-Палестинском регионе. Наш молодой проект пока слишком зависим от таких мощных препятствий, как политические неурядицы последних лет в насыщенном энергией пространстве Ближнего Востока, от всякого рода случайностей мирового развития (таких как пандемия 2019 г.), да и от самой системы формирования научных программ в России, краткосрочный характер которых в самой основе губителен для науки. Эти помехи внесли изменения в работы Экспедиции, которые в определённом смысле претерпели благотворную трансформацию, привели к расширению задач (что удалось, в значительной степени, благодаря поддержке со стороны РФФИ).
Прошедшие с 2010 г. годы показали, что построить российскую научную «группу Святой Земли» возможно. Даже в пределах начатых проектов у неё обширные перспективы. Задуманы и готовятся новые тома серии «Россия и древности Восточного Средиземноморья: источники, историография, памятники». Планируются продолжение обработки коллекции «Музея отца Антонина» и параллельное исследование памятников русского присутствия в Иерусалиме (граффити, погребения и др.); для того и другого потребуются ежегодные выезды Экспедиции на место, в Иерусалим. В Иерихоне, правда, придётся ждать разрешения противостояния Израиля с палестинскими движениями, после чего следует провести хотя бы пилотное обследование на участке Русской Духовной миссии. Мы имели возможность подробно познакомиться с ним de visu, но полевые работы не проводились уже более столетия [33]. Не менее важно, конечно, завершить работы на раскопе МПК РФ, без чего наши представления о нём остаются гипотетическими. Завершить здесь полевые исследования необходимо уже потому, что для экспозиции раскопа под открытым небом спроектирован и построен великолепный музейный шатёр, внутри которого очень удобно вести раскопки, а рядом с ним находится археологическая лаборатория с небольшим хранилищем для находок (ил. 8). Рядом с этим комплексом располагается одно из драматических свидетельств освоения участка его первыми жителями, тщательно оберегаемое русское кладбище 1880-х гг. (ил. 9).
Ил. 8. Шатёр над раскопом Российско-Палестинской экспедиции в МПК РФ (Иерихон)
Ил. 9. Историческое кладбище первых владельцев Иоасафовского участка (участок МПК РФ) в Иерихоне, 1880-е гг. Одно из ярких свидетельств русского присутствия на Святой Земле
Нужно заметить, что Экспедиция даже на время пандемий и войн не прерывала связей с Иерихонским участком. Это время использовано, в частности, для того, чтобы привлечь к проекту коллег из других институтов и университетов. Они помогли с углублённой атрибуцией материалов, прежде всего нумизматической коллекции в части позднеримских и, особенно, малоизученных мелких номиналов медных монет исламской эпохи [34, 35], и в ряде других областей, таких как эпиграфика и музейная атрибуция. К проекту были привлечены и крупные учёные, работавшие по другим грантам РФФИ, но с готовностью сосредоточившие усилия на разработке темы древностей Иерусалима в трудах российских учёных XIX в. (см.: [36]).
Особо важным оказался совместный проект Экспедиции и факультета истории искусства РГГУ, где группа студентов и преподавателей решилась составить остро необходимый проект новой, постоянной экспозиции МПК РФ в Иерихоне. Для его осуществления создана и уже начала работать научно-исследовательская программа «Музейно-парковый комплекс Российской Федерации в Иерихоне: музейные практики, искусствоведение». Её первым результатом стала совершенно новая по подходу концепция трансформации экспозиции МПК РФ в первый музей истории города Иерусалима (концепция готовится к публикации). Может показаться странным, но в условном «древнейшем городе Земли» до сих пор нет исторического музея — только сайт-экспозиции на всемирно известных объектах – Телль-эс-Султане и Дворце халифа Хишама. Новая экспозиция сделает акцент на совершенно заброшенной, но крайне актуальной тематике истории арабского периода Иерихонского оазиса начиная с позднего византийского времени и заканчивая завершением Второй мировой войны. Это позволит развернуть практическую культурную деятельность МПК РФ лицом к жителям современного Иерихона и окружающих поселений Палестины.
Взятые вместе, эти направления работ Экспедиции обещают уверенное развитие зародившегося научного коллектива, в котором работают и признанные специалисты, и очень молодые учёные (некоторые ещё не закончили магистратуру).
Об авторах
Леонид Андреевич Беляев
Институт археологии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: labeliaev@bk.ru
член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, руководитель отдела Института археологии РАН, руководитель проекта «Керамика и её производство в Палестине I – начала II тыс. н.э. По материалам исследований в Иерихоне» (19-09-41021) и других проектов
РоссияСписок литературы
- Беляев Л.А., Вах К.А. Антонин (Капустин) и Н.П. Кондаков // Иерусалимский православный семинар. Вып. 10. М.: Индрик, 2020. С. 110–125.
- Беляев Л.А., Вах К.А. Люди и раскопки: архимандрит Антонин (Капустин) на Русском месте в Иерусалиме // За синей птицей (антропология академической жизни). Памяти Г.А. Комаровой / Под ред. Э.-Б. Гучиновой и В.А. Шнирельмана. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2022. С. 207–242.
- Вах К.А. Деревянная модель храма Гроба Господня в России и Конрад Шик // Российская археология (РА). 2023. № 2. С. 83–91.
- Голофаст Л.А. Керамика Иерихона позднеантичного и средневекового периодов (V–XV вв.): Справочник-определитель / Под ред. Л.А. Беляева; ИА РАН. М.: Индрик, 2020. — (Россия и древности Восточного Средиземноморья: источники, историография, памятники).
- Беляев Л.А. Византийский Иерихон: раскопки спустя столетие: Материалы Российско-Палестинской археологической экспедиции 2010–2013 гг. / Под ред. Н.А. Макарова. М.: Индрик, 2016.
- Беляев Л.А. Русская археология Палестины // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 2. С. 51–64.
- Беляев Л.А. Работы Иерихонской археологической экспедиции: 2019–2021 годы // Там же. 2021. № 3. С. 137–153.
- Беляев Л.А., Ворошилов А.Н., Ворошилова О.М., Максимова А.А. К 10-летию Иерихонской экспедиции ИА РАН: работы 2019–2020 гг. // РА. 2021. № 3. С. 116–129.
- Беляев Л.А., Голофаст Л.А. Металлические предметы из раскопок на Иоасафовском участке (Иерихон) на фотографии 1880–1890-х годов // РА. 2023. № 3. С. 49–56.
- Ворошилов А.Н., Ворошилов О.М. Археологические свидетельства металлургии железа в византийском и раннеисламском Иерихоне // РА. 2023. № 2. С. 92–107.
- Беляев Л.А., Вах К.А. Памятные надписи славянских паломников XVIII–XIX вв. в Архангельском монастыре в Иерусалиме (предварительная публикация) // Славяноведение. 2019. № 1. С. 94–99.
- Чехановец Я., Вах К.А. Византийский монастырь и Консульский дом в Иерусалиме (по материалам раскопок 2018 г.) // Российская археология. 2019. № 3. С. 147–157.
- Реэм А., Чехановец Я. Русский помянник из Акелдамы // Вестник Свято-Тихоновского православного университета, 2019. № 2 (Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 34). С. 157–170.
- Бейлин Д.В., Рукавишникова И.В., Куликов А.В. О локализации иудейского позднеантичного некрополя близ Павловского мыса в Керчи // РА. 2023. № 2. С. 131–148.
- Чехановец Я. «Силоамский монолит» и «Верхотура»: археология русских участков в граде Давидовом // Российская археология. 2013. № 4. C. 143–152.
- Чехановец Я. Археологические памятники участка РДМ в Хевроне // ИПС. 2012. Т. 3. С. 23–39.
- Вах К.А., Никон (Головко), игумен. Руммание: забытый памятник I тыс. до н.э. – I тыс. н.э. на Русском участке в Иерусалиме // Православный Палестинский сборник. 2023. Т. 212. С. 84–107.
- Гурулева В.В. «В Палестине скоро будет русский музей» (Музей архимандрита Антонина в Иерусалиме) // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. ХХХ. СПб., 2007. C. 384–395.
- Чехановец Я., Беляев Л.А. Палестинский Музей Антонина Капустина: состояние исследований и перспективы изучения // Византийский временник. Т. 103. 2020. С. 228–255.
- Tchekhanovets Y., Belyaev L. The Russian Collection of Antiquities in Jerusalem: A First Reconstruction // Liber Annuus. 2022. № 72. Рр. 587–620
- Голофаст Л.А. Бронзовые вотивные предметы «рука с крестом»: экземпляр из коллекции архимандрита Антонина (Капустина) // РА. 2023. № 2. С. 108–120.
- Ворошилова О.М., Журавлёв Д.В. Рельефный сосуд из коллекции архимандрита Антонина (Капустина) в Иерусалиме // КСИА. 2023. Т. 273. С. 382–394.
- Беляев Л.А. Рельефная пластинка с фигурами богини Победы из коллекции Платона Устинова и свинцовые саркофаги Иерусалима III–V веков // КСИА. 2023. Т. 273. С. 360–371.
- Путевой дневник Н.П. Кондакова по Сирии и Палестине / Подгот. к публ. и коммент. М.Н. Бутырского; Науч. ред. Л.А. Беляев. М.: Индрик, 2021. (Материалы к истории научной экспедиции Императорского Православного Палестинского Общества в Сирию и Палестину в 1891 г. Ч. 1).
- Сирия и Палестина в фотографиях И.Ф. Барщевского (из коллекции Российской национальной библиотеки) / Авт.-сост. Е.В. Бархатова и К.А. Вах; Под ред. Л.А. Беляева. М.: Индрик, 2021. (Материалы к истории научной экспедиции Императорского Православного Палестинского Общества в Сирию и Палестину в 1891 г. Ч. 2).
- Беляев Л.А., Вах К.А., Чехановец Я. Русские раскопки у храма Воскресения в Иерусалиме: источники, дискуссии, современная интерпретация. М.: Индрик; ИА РАН, 2022.
- Никон (Головко), игумен. Владения Русской духовной миссии Московского Патриархата в Святой земле: Церковная значимость, история, современный статус: Дисс. канд. богословия. М., 2023. — http://www.doctorantura.ru/images/dissovet/2022/Golovko /%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%20%D0%BE.%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%202023-01-30.pdf.
- Беляев Л.А., Квлевидзе Н.В. Распятие // Православная энциклопедия. Т. 59. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2020. С. 237–333.
- Беляев Л.А., М[ахонько] М.А. Крест: археология, типология, иконография // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. Т. 38. С. 547–558.
- Беляев Л.А. Фавор // Православная энциклопедия. М., 2023. Т. 70. С. 581–588.
- Беляев Л.А. Храм Иерусалимский // Православная энциклопедия. М., 2024 (в печати).
- Беляев Л.А. Гроб Господень в XII–XIII веках: археология иконографии // Православный Палестинский сборник. 2023. Т. 212. С. 69–83.
- Аникеева О.А., Беляев Л.А. «Розовый» камень на участке Русской Духовной Миссии в Иерихоне: история изучения и петрография // РА. 2022. № 2. С. 91–103.
- Беляев Л.А., Абрамзон М.Г., Ворошилов А.Н., Гончаров Е.Ю. Монеты из раскопок Иерихона в 2017, 2019–2020 гг. // РА. 2022. № 2. С. 104–119.
- Abramzon M.G., Belyaev L.A., Goncharov E.Yu., Voroshilov A.N. The Coins from Jericho // East and West. 2024 (in print).
- Баранова С.И., о. Иоанн Кудласевич, Севастьянова С.К., Смирнова И.Ю., Фёдорова И.В., Черненилова Л.М. От Иерусалима до Нового Иерусалима. К 200-летию со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина) / Отв. ред. Л.А. Беляев. М.: Новый Иерусалим, 2021.
Дополнительные файлы
