Слово Бога и Книга Природы в фокусе человеческого познания: предварительные замечания о периоде поздней Античности
- Авторы: Курдыбайло Д.C.1,2
-
Учреждения:
- Институт теологии СПбГУ
- РГПУ им. А.И. Герцена
- Выпуск: № 2(121) (2025)
- Страницы: 59-70
- Раздел: ТЕОЛОГИЯ, ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ: АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- URL: https://medbiosci.ru/2587-6090/article/view/304567
- ID: 304567
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проект посвящён разработке новой концепции истории науки, учитывающей роль теологического знания в становлении знания научного. Развитие естественных наук в высоком Средневековье и в последующие эпохи противопоставило метафорический образ «книги Природы» и Библии как книги Откровения. Однако сама эта пара понятий возникла ещё в поздней Античности, но в тот период она мыслилась в рамках не противопоставления, но взаимной дополнительности. Особого внимания заслуживает период III–IV вв. н.э., когда впервые происходит концептуализация «теологии» и «физики» в виде, близком к нашему современному пониманию. Если до этого времени «теологический» дискурс, как правило, ограничивался метафизической моделью той или иной философской школы, а «физический» — соответствующей моделью космологии, то теперь начинается поиск оснований для синтеза всего многообразия мифологического и естественно- научного опыта, собранного за период тысячелетнего развития эллинской культуры. Одним из таких оснований синтеза становится переосмысление роли материи и материальных предметов в их соотношении с умопостигаемым миром, что, в свою очередь, выводит на первый план понятие «символ». В статье показывается, как символический метод позволяет встроить сумму естественно- научных знаний в мировоззренческую модель теургического неоплатонизма и в христианскую философию Александрийской школы.
Ключевые слова
Об авторах
Д. C. Курдыбайло
Институт теологии СПбГУ; РГПУ им. А.И. Герцена
Автор, ответственный за переписку.
Email: theoreo@ya.ru
доцент, старший научный сотрудник
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Традиции и революции в истории науки / Под ред. П.П. Гайденко. М.: Наука, 1991.
- Микулинский С.Р. Очерки развития историко-научной мысли. М.: Наука, 1988.
- Ольшки Л. История научной литературы на новых языках / Пер. с нем. Т. 1–2. М., Л.: Гос. тех.-теор. изд-во, 1933–1934.
- Катасонов В.Н. Христианская теология и принцип инерции в физике // Вопросы теологии. 2022. Т. 4. № 3. С. 352–375.
- Храмов А.В. «Тварь покорилась суете не добровольно»: Дискуссия о влиянии грехопадения на живую природу в свете развития палеонтологического знания // Во-просы теологии. 2022. Т. 4. № 3. С. 376–397.
- Дмитриев И.С. Бог-Пантократор и Бог-Координатор: статус чуда в эпоху науч-ной революции раннего Нового времени // Философия. Журнал Высшей школы эконо-мики. 2021. Т. 5. № 4. С. 116–137.
- Дмитриев И.С. «Прикосновение холодной философии» (теологический фактор научной революции раннего Нового времени) // Социология науки и технологий. 2022. Т. 13. № 2. С. 28–49.
- Дмитриев И.С. Теологические ипостаси натуральной философии в эпоху Про-свещения // Социология науки и технологий. 2023. Т. 14. № 2. С. 40–60.
- Albinos. Épitomé / Éd. P. Louis. Paris: Les Belles Lettres, 1945.
- Курдыбайло Д.С. Куррикулум для теурга. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2024.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 2. Софисты. Сократ. Платон. М.: Изд-во АСТ; Харьков: Фолио, 2000.
- Procli Diadochi in primum Euclidis elementorum librum commentarii / Ed. G. Friedlein. Leipzig: Teubner, 1873.
- Светлов Р.В. Рациональная теология: казус Филона Александрийского // Вопросы теологии. 2020. Т. 2. № 1. С. 65–74.
- Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. СПб.: Изд. С.-Петербургского ун-та, 1996.
- Grégoire le Thaumaturge. Remerciement à Origène suivi de la lettre d’Origène à Grégoire / Éd. H. Crouzel (Sources chrétiennes 148). Paris: Cerf, 1969.
- Творения святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского / Пер. Н. Сагарда. Петроград: типогр. М. Меркушева, 1916.
- Серёгин А.В. Трактат Оригена «О началах» // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 2. С. 44–55.
- Origène. Traité des principes, t. 1 / Éd. H. Crouzel, M. Simonetti (Sources chrétiennes 252). Paris: Cerf, 1978.
- Кулиев О.И. Полемика Оригена с Гераклеоном // Начало: журнал Института богословия и философии. 2013. Т. 27. С. 68–83.
- Щукин Т.А. Человечество как инструмент Слова: начало монофелитских спо-ров и интерпретации Аристотеля в VI веке // Вопросы теологии. 2024. Т. 6. № 2. С. 213–228.
- Ориген. О началах. Против Цельса / Пер. Л. Писарев. СПб.: Библиополис, 2008.
- Курдыбайло Д.С. О природе имени и именования у Оригена и Ямвлиха // Наука как общественное благо: Сборник научных статей. Т. 4 / Ред. и сост. Л.В. Шиповалова, И.Т. Касавин. М.: Русское общество истории и философии науки, 2020. С. 147–152. http://rshps.ru/books/congress2020t4.pdf.
- Приходько М.А. Разграничение магии и религии в трактате Оригена «Против Цельса» // Vir hermeneuticus: Сборник статей к 60-летию профессора Р.В. Светлова / под ред. Л.Е. Артамошкиной, И.Г. Гурьянова, Д.С. Курдыбайло, А.А. Синицына. СПб.: МОО «Платоновское философское общество», Изд-во РХГА, 2024. С. 179–193.
- Shaw G. Theurgy and the Soul: The Neoplatonism of Iamblichus. University Park, PA: The Pennsylvania State University Press, 1995.
- Poster C. Silence as a rhetorical strategy in Neoplatonic mysticism // Mystics Quarter-ly. 1998. Vol. 24 (2). P. 48–73.
- Тахо-Годи А.А. Термин «символ» в древнегреческой литературе // А.А. Тахо-Годи, А.Ф. Лосев. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб.: Алетейя, 1999. С. 329–361.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 8: Итоги тысячелетнего развития. Кн. I. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000.
- Kurdybaylo D. Proclus on Indivisible and Continuous: Aristotelian Physics vs Platon-ic Theology // Platonic Investigations. 2022. Vol. 17 (2). P. 89–100.
Дополнительные файлы
