Перспективные направления дидактических исследований в России
- Авторы: Осмоловская И.М.1, Иванова Е.О.2, Кларин М.В.3
-
Учреждения:
- Институт стратегии развития образования РАО
- Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
- Научно-исследовательский институт урбанистики и глобального образования МГПУ
- Выпуск: № 3(114) (2023)
- Страницы: 12-21
- Раздел: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://medbiosci.ru/2587-6090/article/view/306836
- DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2023-114-03-12-21
- ID: 306836
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье приводятся результаты проведённого по проекту РФФИ исследования «Перспективные направления дидактических исследований в России». Охарактеризованы социокультурные вызовы дидактике, среди которых — нестабильность, нестандартность жизненных и профессиональных ситуаций, динамичность профессиональной сферы, рез-кое усложнение профессиональных задач и другие. Показано расширение её исследовательского поля от выявления закономерностей школьного, затем высшего образования к охвату дошкольного, постдипломного, корпоративного, семейного образования, репетиторства, обучения людей «серебряного возраста». Поставлены вопросы дидактике в связи с цифровой трансформацией образования. Охарактеризовано изменение методологического регулятива дидактических исследований на основе представлений В. С. Стёпина о типах научной рациональности: классической, неклассической, постнеклассической. Подробно рассмотрены дидактические исследования в высшем образовании на основе интеграции компетентностного и ценностно-смыслового подходов, что ориентирует обучение на поиск и осуществление личностных смыслов как в самом образовании, так и в последующей деятельности. Указаны специфические черты образовательных практик в сфере образования взрослых и вызовы, которые они ставят перед дидактикой: вызов изменившихся субъектов, полисубъектности в образовательном процессе, множественности «точек сборки», «некогнитивных» видов опыта, смены позиции педагога, связности и сложностности дидактической теории.
Об авторах
И. М. Осмоловская
Институт стратегии развития образования РАО
Автор, ответственный за переписку.
Email: irmos77@list.ru
доктор педагогических наук, заведующая лабораторией дидактики общего и профессионального образования
Россия, МоскваЕ. О. Иванова
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Email: didact@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики
Россия, ЯрославльМ. В. Кларин
Научно-исследовательский институт урбанистики и глобального образования МГПУ
Email: consult@klarin.ru
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник
Россия, МоскваСписок литературы
- Макарова Н.С. Концепция развития дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14729 (дата обращения: 09.03.2023).
- Тарханова И.Ю. Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2 (107). С. 45–52.
- Стёпин В.С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историче-ская эволюция // Вопросы философии. 2012. № 5. С. 18–26
- Осмоловская И.М. Дидактика: от классики к современности. М.; СПб: Нестор-История, 2020.
- Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990.
- Мироненкова Н.Н. Многоуровневая структура опыта учащегося в контексте смыслообразования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 2 (159). С. 43–51.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
- Medwell, Medwell, D. Wray Concept-Based Teaching And Learning: A Review Of The Research Literature, ICERI2020 Proceedings, 2020 pp. 486-496. doi: 10.21125/iceri.2020.0144 [Электронный ресурс] https://www.researchgate.net/publication/347245389_CONCEPT-BASED_TEACHING_ AND_LEARNING_A_REVIEW_OF_THE_RESEARCH_LITERATURE (дата обращения 16.02.2023).
- Иванова Е.О. Формирование содержания высшего педагогического образования при концептуально-ориентированном обучении // Отечественная и зарубежная педаго-гика. 2022. Т. 1. № 1 (82). С. 64–77. doi: 10.24412/2224-0772-2022-82-64-77.
- Смыслова С. Проектирование образовательного опыта. М.: Изд-во ??, 2022.
- Сериков В.В. Некогнитивные виды опыта в структуре содержания образования // Образование и общество. 2017. № 4 (105). С. 17–21.
- Баранников К.А. Компетенции в образовательной практике // Деятельностный подход в образовании. Кн. 1 / Сост. В.А. Львовский. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2018. С. 37–55.
- Wang Q., Lai Y.-L., Xu X., McDowall A. The effectiveness of workplace coaching: a meta-analysis of contemporary psychologically informed coaching approaches // Journal of Work-Applied Management. 2022. Vol. 14 No. 1. Pp. 77–101. [Электронный ресурс] https://doi.org/10.1108/JWAM-04-2021-0030 (дата обращения 09.03.2023).
- Кларин М. В. Наследие Выготского и основы коучинга. Зона ближайшего разви-тия // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: Сборник до-кладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. / Отв. за вып. Л.М. Валиуллина Н.В. Вострухина. М.: Знание-М, 2020. С. 63–68. doi: 10.38006/907345-57-7.63.68.
- Швец Тэнэта-Гурий О.А. Формирующее оценивание в обучении взрослых на примере курсов подготовки преподавателей в системе дополнительного профессио-нального образования // Деятельностная педагогика и педагогическое образование: Сборник тезисов X Международной конференции «ДППО-2022» (Воронеж, 9–13 сен-тября 2022 г.) / Под ред. А.В. Боровских. Воронеж: Воронежский институт развития образования им. Н.Ф. Бунакова, 2022. С. 253–255.
- 16 Аршинов В., Буданов В. Становление методологии сложностно-семиотического мышления в диалоге с квантовой механикой // Вопросы философии. 2022. Т. № 8. С. 77–85.
Дополнительные файлы
