Перспективные направления дидактических исследований в России

Обложка
  • Авторы: Осмоловская И.М.1, Иванова Е.О.2, Кларин М.В.3
  • Учреждения:
    1. Институт стратегии развития образования РАО
    2. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
    3. Научно-исследовательский институт урбанистики и глобального образования МГПУ
  • Выпуск: № 3(114) (2023)
  • Страницы: 12-21
  • Раздел: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • URL: https://medbiosci.ru/2587-6090/article/view/306836
  • DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2023-114-03-12-21
  • ID: 306836

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье приводятся результаты проведённого по проекту РФФИ исследования «Перспективные направления дидактических исследований в России». Охарактеризованы социокультурные вызовы дидактике, среди которых — нестабильность, нестандартность жизненных и профессиональных ситуаций, динамичность профессиональной сферы, рез-кое усложнение профессиональных задач и другие. Показано расширение её исследовательского поля от выявления закономерностей школьного, затем высшего образования к охвату дошкольного, постдипломного, корпоративного, семейного образования, репетиторства, обучения людей «серебряного возраста». Поставлены вопросы дидактике в связи с цифровой трансформацией образования. Охарактеризовано изменение методологического регулятива дидактических исследований на основе представлений В. С. Стёпина о типах научной рациональности: классической, неклассической, постнеклассической. Подробно рассмотрены дидактические исследования в высшем образовании на основе интеграции компетентностного и ценностно-смыслового подходов, что ориентирует обучение на поиск и осуществление личностных смыслов как в самом образовании, так и в последующей деятельности. Указаны специфические черты образовательных практик в сфере образования взрослых и вызовы, которые они ставят перед дидактикой: вызов изменившихся субъектов, полисубъектности в образовательном процессе, множественности «точек сборки», «некогнитивных» видов опыта, смены позиции педагога, связности и сложностности дидактической теории.

Об авторах

И. М. Осмоловская

Институт стратегии развития образования РАО

Автор, ответственный за переписку.
Email: irmos77@list.ru

доктор педагогических наук, заведующая лабораторией дидактики общего и профессионального образования 

Россия, Москва

Е. О. Иванова

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Email: didact@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики

Россия, Ярославль

М. В. Кларин

Научно-исследовательский институт урбанистики и глобального образования МГПУ

Email: consult@klarin.ru

доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник

Россия, Москва

Список литературы

  1. Макарова Н.С. Концепция развития дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14729 (дата обращения: 09.03.2023).
  2. Тарханова И.Ю. Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2 (107). С. 45–52.
  3. Стёпин В.С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историче-ская эволюция // Вопросы философии. 2012. № 5. С. 18–26
  4. Осмоловская И.М. Дидактика: от классики к современности. М.; СПб: Нестор-История, 2020.
  5. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990.
  6. Мироненкова Н.Н. Многоуровневая структура опыта учащегося в контексте смыслообразования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 2 (159). С. 43–51.
  7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
  8. Medwell, Medwell, D. Wray Concept-Based Teaching And Learning: A Review Of The Research Literature, ICERI2020 Proceedings, 2020 pp. 486-496. doi: 10.21125/iceri.2020.0144 [Электронный ресурс] https://www.researchgate.net/publication/347245389_CONCEPT-BASED_TEACHING_ AND_LEARNING_A_REVIEW_OF_THE_RESEARCH_LITERATURE (дата обращения 16.02.2023).
  9. Иванова Е.О. Формирование содержания высшего педагогического образования при концептуально-ориентированном обучении // Отечественная и зарубежная педаго-гика. 2022. Т. 1. № 1 (82). С. 64–77. doi: 10.24412/2224-0772-2022-82-64-77.
  10. Смыслова С. Проектирование образовательного опыта. М.: Изд-во ??, 2022.
  11. Сериков В.В. Некогнитивные виды опыта в структуре содержания образования // Образование и общество. 2017. № 4 (105). С. 17–21.
  12. Баранников К.А. Компетенции в образовательной практике // Деятельностный подход в образовании. Кн. 1 / Сост. В.А. Львовский. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2018. С. 37–55.
  13. Wang Q., Lai Y.-L., Xu X., McDowall A. The effectiveness of workplace coaching: a meta-analysis of contemporary psychologically informed coaching approaches // Journal of Work-Applied Management. 2022. Vol. 14 No. 1. Pp. 77–101. [Электронный ресурс] https://doi.org/10.1108/JWAM-04-2021-0030 (дата обращения 09.03.2023).
  14. Кларин М. В. Наследие Выготского и основы коучинга. Зона ближайшего разви-тия // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: Сборник до-кладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. / Отв. за вып. Л.М. Валиуллина Н.В. Вострухина. М.: Знание-М, 2020. С. 63–68. doi: 10.38006/907345-57-7.63.68.
  15. Швец Тэнэта-Гурий О.А. Формирующее оценивание в обучении взрослых на примере курсов подготовки преподавателей в системе дополнительного профессио-нального образования // Деятельностная педагогика и педагогическое образование: Сборник тезисов X Международной конференции «ДППО-2022» (Воронеж, 9–13 сен-тября 2022 г.) / Под ред. А.В. Боровских. Воронеж: Воронежский институт развития образования им. Н.Ф. Бунакова, 2022. С. 253–255.
  16. 16 Аршинов В., Буданов В. Становление методологии сложностно-семиотического мышления в диалоге с квантовой механикой // Вопросы философии. 2022. Т. № 8. С. 77–85.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Осмоловская И.М., Иванова Е.О., Кларин М.В., 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».