Методология и технология индивидуализации в инклюзивном образовании
- Авторы: Кузьмичева Т.В.1, Афонькина Ю.А.2
-
Учреждения:
- Институт педагогики и психологии Мурманского арктического университета
- Мурманский арктический университет
- Выпуск: № 3(114) (2023)
- Страницы: 61-71
- Раздел: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
- URL: https://medbiosci.ru/2587-6090/article/view/306910
- DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2023-114-03-61-71
- ID: 306910
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обеспечение качества инклюзивного образования продолжает оставаться одной из важнейших проблем, требующих проведения фундаментальных научных исследований. В статье представлены результаты исследования «Индивидуализация образовательной среды как фактор развития инклюзивных процессов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проживающих на городских и сельских территориях», проведённого по проекту РФФИ в 2020–2022 гг. Исследование направлено на решение фундаментальной научной задачи современной педагоги-ческой науки, связанной с теоретико- методологической разработкой и эмпирическим анализом педагогических механизмов и условий индивидуализации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ. Индивидуализация в авторской интерпретации раскрыта в контексте интегративного подхода и рассмотрена в качестве фактора, обеспечивающего включённость обучающихся с ОВЗ в социально- образовательную среду и, соответственно, достижение доступности и качества инклюзивного образования. В статье отражены разработанные авторами методологические основания индивидуализации, обоснованы её психолого- педагогические механизмы и условия, повышающие ресурсную оснащённость инклюзивного образования и обеспечивающие «сонастройку» педагогической деятельности и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных спецификой их индивидуального психосоциального развития. Описаны авторские диагностические инструменты, позволившие изучить готовность педагога к индивидуализации образовательного процесса, и типология такой готовности, выявленная в ходе исследования. Раскрыты понятие инклюзивной методической компетентности педагога и её операциональные аспекты с точки зрения повышения квалификации педагогических кадров в вопросах индивидуализации. Представлены авторская технология и организационные модели педагогически целесообразного командного взаимодействия разнопрофильных педагогов по индивидуализации образовательного процесса.
Об авторах
Т. В. Кузьмичева
Институт педагогики и психологии Мурманского арктического университета
Автор, ответственный за переписку.
Email: tvkuzmicheva@gmail.com
доктор педагогических наук, директор
Россия, МурманскЮ. А. Афонькина
Мурманский арктический университет
Email: julia3141@rambler.ru
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и коррекционной педагогики
Россия, МурманскСписок литературы
- Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Карабанова О.А., Кантор В.З. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах института коррекционной педагогики. 2019. № 36 «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020–2030 годы». URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-developmentof-education-of-children-with-disabilities (дата обращения:23.04.2023).
- Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10. № 2. С. 239–252. DOI: 10.17759/ cpse.2021100213.
- Кукушкина О.И. Развитие культурно-исторической традиции в коррекционной педагогике // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 39. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/the-development-of-cultural-and-historicaltraditions-in-correctional-pedagogics. (дата обращения: 23.04.2023).
- Соловьева Т.А. Системный подход к организации процесса включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду // Монография. М., 2018.
- Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А., Морозова Д.А. Индивидуализация в инклюзивном образовании: методология и педагогические инструменты. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2020.
- Коробейников И.А., Кузьмичева Т.В. Освоение профессиональных компетенций будущими педагогами и психологами в ходе совместной подготовки в вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 97–106.
- Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А. Механизмы индивидуализации образовательной среды в условиях инклюзии // Наука и школа. 2020. № 6. С. 158–164
- Кузьмичева Т.В. Педагогическая рефлексия как механизм индивидуализации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ // Дефектология. 2020. № 6. С. 42–49.
- Афонькина Ю.А. Ожидания родителей как субъектов инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 11. С. 27–40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ozhidaniya-roditeley-kak-subektov-inklyuzivnogo-obrazovaniya-obuchayuschihsya-s-ovz (дата обращения: 23.04.2023).
- Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А., Морозова Д.А Психолого-педагогическая оценка индивидуализации образовательной среды в условиях инклюзивного образования: коллективная монография. Красноярск. 2021.
- Кузьмичева Т.В. Стратегия взаимодействия педагогов в процессе мониторинга психосоциального развития ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Дефектология. 2021. № 6. С. 66–73.
- Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А. Повышение эффективности подготовки учителей к осуществлению индивидуализации образовательной среды в условиях инклюзивногообразования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 4 (49). С. 135–145.
- Кузьмичева Т.В. Индивидуализация образовательного процесса: «девять шагов» к командному взаимодействию в процессе мониторинга// Дефектология. 2022. № 6. С. 15–23.
- Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А., Морозова Д.А. Проектирование психолого-педагогических инструментов индивидуализации в инклюзивном образовании. СПб: Скифия-принт, 2022.
- Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А. Разработка адаптивных педагогических инструментов как средства индивидуализации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 12. С. 35–46.
Дополнительные файлы
