Методология и технология индивидуализации в инклюзивном образовании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обеспечение качества инклюзивного образования продолжает оставаться одной из важнейших проблем, требующих проведения фундаментальных научных исследований. В статье представлены результаты исследования «Индивидуализация образовательной среды как фактор развития инклюзивных процессов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проживающих на городских и сельских территориях», проведённого по проекту РФФИ в 2020–2022 гг. Исследование направлено на решение фундаментальной научной задачи современной педагоги-ческой науки, связанной с теоретико-  методологической разработкой и эмпирическим анализом педагогических механизмов и условий индивидуализации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ. Индивидуализация в авторской интерпретации раскрыта в контексте интегративного подхода и рассмотрена в качестве фактора, обеспечивающего включённость обучающихся с ОВЗ в социально- образовательную среду и, соответственно, достижение доступности и качества инклюзивного образования. В статье отражены разработанные авторами методологические основания индивидуализации, обоснованы её психолого-  педагогические механизмы и условия, повышающие ресурсную оснащённость инклюзивного образования и обеспечивающие «сонастройку» педагогической деятельности и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных спецификой их индивидуального психосоциального развития. Описаны авторские диагностические инструменты, позволившие изучить готовность педагога к индивидуализации образовательного процесса, и типология такой готовности, выявленная в ходе исследования. Раскрыты понятие инклюзивной методической компетентности педагога и её операциональные аспекты с точки зрения повышения квалификации педагогических кадров в вопросах индивидуализации. Представлены авторская технология и организационные модели педагогически целесообразного командного взаимодействия разнопрофильных педагогов по индивидуализации образовательного процесса.

Об авторах

Т. В. Кузьмичева

Институт педагогики и психологии Мурманского арктического университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: tvkuzmicheva@gmail.com

доктор педагогических наук, директор

Россия, Мурманск

Ю. А. Афонькина

Мурманский арктический университет

Email: julia3141@rambler.ru

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и коррекционной педагогики

Россия, Мурманск

Список литературы

  1. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Карабанова О.А., Кантор В.З. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах института коррекционной педагогики. 2019. № 36 «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020–2030 годы». URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-developmentof-education-of-children-with-disabilities (дата обращения:23.04.2023).
  2. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10. № 2. С. 239–252. DOI: 10.17759/ cpse.2021100213.
  3. Кукушкина О.И. Развитие культурно-исторической традиции в коррекционной педагогике // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 39. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/the-development-of-cultural-and-historicaltraditions-in-correctional-pedagogics. (дата обращения: 23.04.2023).
  4. Соловьева Т.А. Системный подход к организации процесса включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду // Монография. М., 2018.
  5. Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А., Морозова Д.А. Индивидуализация в инклюзивном образовании: методология и педагогические инструменты. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2020.
  6. Коробейников И.А., Кузьмичева Т.В. Освоение профессиональных компетенций будущими педагогами и психологами в ходе совместной подготовки в вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 97–106.
  7. Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А. Механизмы индивидуализации образовательной среды в условиях инклюзии // Наука и школа. 2020. № 6. С. 158–164
  8. Кузьмичева Т.В. Педагогическая рефлексия как механизм индивидуализации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ // Дефектология. 2020. № 6. С. 42–49.
  9. Афонькина Ю.А. Ожидания родителей как субъектов инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 11. С. 27–40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ozhidaniya-roditeley-kak-subektov-inklyuzivnogo-obrazovaniya-obuchayuschihsya-s-ovz (дата обращения: 23.04.2023).
  10. Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А., Морозова Д.А Психолого-педагогическая оценка индивидуализации образовательной среды в условиях инклюзивного образования: коллективная монография. Красноярск. 2021.
  11. Кузьмичева Т.В. Стратегия взаимодействия педагогов в процессе мониторинга психосоциального развития ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Дефектология. 2021. № 6. С. 66–73.
  12. Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А. Повышение эффективности подготовки учителей к осуществлению индивидуализации образовательной среды в условиях инклюзивногообразования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 4 (49). С. 135–145.
  13. Кузьмичева Т.В. Индивидуализация образовательного процесса: «девять шагов» к командному взаимодействию в процессе мониторинга// Дефектология. 2022. № 6. С. 15–23.
  14. Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А., Морозова Д.А. Проектирование психолого-педагогических инструментов индивидуализации в инклюзивном образовании. СПб: Скифия-принт, 2022.
  15. Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А. Разработка адаптивных педагогических инструментов как средства индивидуализации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 12. С. 35–46.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А., 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».