Трудности решения задач социализации одарёнными старшеклассниками: причины возникновения и возможности преодоления

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современные образовательные реалии демонстрируют увеличение внимания педагогов к работе с одарёнными детьми. При этом основной акцент сделан на создании условий для развития и реализации специальных способностей ребёнка. Итогом данной работы становится участие такого обучающегося в конкурсах и олимпиадах, создание творческих продуктов в разных областях деятельности. Мы видим внешне успешного ребёнка, который при этом может страдать от трудностей в самоопределении, неумения самопрезентовать себя, тяготиться сложными взаимоотношениями с микросоциумом и т.д. Данные сложности могут стать причиной виктимизации одарённого ребёнка, препятствуя его успешному будущему. Источником названных проблем для данной категории детей нередко становятся отсутствие решения или несвоевременное решение задач социализации (по А.В. Мудрику). Особую значимость данная проблема приобретает в старшем школьном возрасте. Цель исследования: выявить трудности одарённых старшеклассников в решении естественно-культурных, социально- культурных и социально- психологических за-дач социализации и определить социально-педагогические условия по преодолению и предупреждению трудностей в решении ими задач социализации. Исследованием были охвачены старшеклассники Многопредметной школы КГУ «Вектор развития», г. Кострома (n = 11); участники смен ОЦ «Сириус», г. Сочи (n = 22); воспитанники ГБНОУ «Академия талантов», г. Санкт- Петербург (n = 22); обучающиеся кафедры довузовской подготовки ОмГТУ, г. Омск (n = 48). Общая выборка — 103 человека. Диагностический инструментарий: методика «Гендерная автобиография» И.С. Клециной, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, анкета «Изучение активности ребёнка по отношению к школьной и внешкольной деятельности» В.С. Юркевич, анкета для друзей (авторская), опросник «Субъектная позиция» В.К. Зарецкого, «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантилеева, методика «Коммуникативные и организатор-ские способности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина, методика «Опросник профессиональных установок подростков» И.М. Кондакова. На основе выявленных трудностей решения задач социализации у одарённых старшеклассников сформулированы социально-педагогические условия их преодоления и предупреждения.

Об авторах

О. С. Щербинина

Костромской государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: shcherbinina-olga@list.ru

кандидат педагогических наук,  доцент кафедры психолого-педагогического образования

Россия, Кострома

И. Н. Грушецкая

Костромской государственный университет

Email: i-grushetskaya@ksu.edu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования

Россия, Кострома

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б., Артеменков С.Л., Жукова Е.С. Лонгитюдное исследование становления одарённости // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 3. С. 122–137. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140309. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47196293.
  2. Щербинина О.С. Преодоление трудностей социального развития одарённых де-тей: теоретико-методические основания. Кострома: Костромской государственный университет, 2021. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47555286.
  3. Савенков А.И. Представления о детской одарённости как психическом явлении в современной образовательной практике // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2019. №. 6. С. 6–10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38592503.
  4. Casino-García A.M., Llopis-Bueno M.J., Llinares-Insa L.I. Emotional Intelligence Profiles and Self-Esteem/Self-Concept: An Analysis of Relationships in Gifted Students // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18 (3): 1006. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18031006.
  5. Ismail M.J., Anuar A.F., Yusuf R. Exploring Giftedness: Traits of Cognitive and Prac-tical Skills of a Gifted Child // International Journal of Education, Psychology and Counsel-ing. 2020. Vol. 5 (34). P. 189–196. DOI: http://dx.doi.org/10.35631/IJEPC.5340015.
  6. Matheis S., Keller L.K., Kronborg L., Schmitt M., Preckel F. Do stereotypes strike twice? Giftedness and gender stereotypes in pre-service teachers’ beliefs about student char-acteristics in Australia // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2020. Vol. 48 (2). P. 213–232. DOI: https://doi.org/10.1080/1359866X.2019.1576029.
  7. Meyer M.S., Plucker J.A. What’s in a name? Rethinking «gifted» to promote equity and excellence // Gifted Education International. 2022. Vol. 38 (3). P. 366–372. DOI: https://doi.org/10.1177/02614294211038988.
  8. Ogurlu U. Are Gifted Students Perfectionistic? A Meta-Analysis // Journal for the ed-ucation of the gifted. 2020. Vol. 43 (3). P. 227–251. DOI: https://doi.org/10.1177/0162353220933006.
  9. Özbey F., Ellibeş Cerrah H., Arpaz Ünsal Özel Yetenekli Çocukların Kendi Arkadaşlık İlişkilerine Yönelik Görüşleri // Ankara Üniversitesi Eğitim Bilimleri Fakültesi Özel Eğitim Dergisi. 2021. Vol. 22 (1). P. 113–145. DOI: https://doi.org/10.21565/ozelegitimdergisi.621484.
  10. Preckel F., Golle J., Grabner R., Jarvin L., Kozbelt A., Müllensiefen D., Olszewski-Kubilius P., Schneider W., Subotnik R., Vock M., Worrell F. C. Talent Development in Achievement Domains: A Psychological Framework for Within- and Cross-Domain Research // Perspectives on Psychological Science. 2020. Vol. 15(3). P. 691–722. DOI: https://doi.org/10.1177/1745691619895030.
  11. Tercan H., Bıçakçı M. Y. Exploring the link between Turkish gifted children’s percep-tions of the gifted label and emotional intelligence competencies // Scientifc Reports. 2022. – 12 (13742). DOI: https://doi.org/10.1038/s41598-022-17966-7.
  12. Thomas M.S.C. A neurocomputational model of developmental trajectories of gifted children under a polygenic model: when are gifted children held back by poor environments? // Intelligence. 2018. Vol. 69, № 7-8. P. 200–212. DOI: https://doi.org/10.1016/j.intell.2018.06.008.
  13. González-Cabrera J., Tourón J., Ortega-Barón J., Montiel I., Machimbarrena J.M. Are Gifted Students More Victimized than Nongifted Students? A Comparison in Prevalence and Relation to Psychological Variables in Early Adolescence // The Journal of Early Adolescence. 2023. № 43 (1). P. 90–109. DOI: https://doi.org/10.1177/02724316211058065.
  14. Lee L.E., Meyer M.S., Crutchfield K. Gifted Classroom Environments and the Crea-tive Process: A Systematic Review // Journal for the Education of the Gifted. 2021. Vol. 44 (2). P. 107–148. DOI: https://doi.org/10.1177/01623532211001450.
  15. Sureda Garcia, I., López Penádes, R., Rodríguez Rodríguez, R., Sureda Negre, J. Cyberbullying and Internet Addiction in Gifted and Nongifted Teenagers // Gifted Child Quarterly. 2020. Vol. 64 (3). P. 192–203. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986220919338.
  16. Zaboski B.A., Kranzler J.H., Gage N.A. Meta-analysis of the relationship between ac-ademic achievement and broad abilities of the Cattell — Horn — Carroll theory // Journal of School Psychology. 2018. Vol. 71. № 12. P. 42–56. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsp.2018.10.001.
  17. Щебланова Е.И. Концепция А.М. Матюшкина о творческой одарённости как предпосылке развития творческой личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. Вып. 1. С. 26–29. doi: 10.18500/2304-9790-2018-7-1-26-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32542288.
  18. Юркевич В.С. Потребностно-инструментальный подход в обучении одарённых детей и подростков // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 6. С. 128–138. DOI: doi: 10.17759/pse.2021260610. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47455541.
  19. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: ИЦ «Академия», 2000.
  20. Щербинина О.С., Грушецкая И.Н., Захарова Ж.А. Исследование психолого-педагогических условий решения социально-культурных задач социализации одарён-ными подростками // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 2. С. 7–24. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2302.01.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Щербинина О.С., Грушецкая И.Н., 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».