№ 3 (2024)
Обращение председателя ИППО С.В. Степашина к читателям журнала



АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ
Российско-Палестинская Иерихонская археологическая экспедиция и Музейно-парковый комплекс РФ в Иерихоне: перспективы развития
Аннотация
В статье даётся общий обзор процесса формирования Иерихонской экспедиции Института археологии РАН и её деятельности начиная с 2010-х гг. Показано развитие задач этой небольшой группы учёных, собранной для осуществления полевой работы при строительстве на участке Музейно-паркового комплекса РФ в Иерихоне. Демонстрируются издательская и аналитическая деятельность, взаимодействие с системой РФФИ, основные достижения. Показаны расширение задач, которые охватывают сейчас работу по изучению русского присутствия и – особенно – участие в жизни Иерусалима середины – второй половины XIX в.; изучение материалов византийского и исламского периодов в Иерихоне; проработка ранних музейных коллекций представителей России на Святой Земле и широкий круг общих вопросов. Акцентируются влияние, которое Экспедиция оказала на развитие интереса к восточно-средиземноморской тематике для исследования Северного Причерноморья, а также включение в число практических задач Экспедиции историографического обзора древностей «русских участков».



Керамика Иерихона V–XV веков: опыт составления каталога-определителя
Аннотация
В статье рассматривается комплекс керамики из раскопок на участке Музейно-паркового комплекса РФ в Иерихоне. Его изучение позволило выделить три периода его использования: поздневизантийский, омейядский и мамлюкский. Освоение участка, скорее всего, следует относить ко второй половине/концу IV – первой половине V в. Именно этим временем датируется самая ранняя выявленная на участке керамика. Время застройки участка соответствует общей ситуации в Иерихоне, который в IV–V вв. переместился в зону современного города. Скорее всего, на участке сразу возникает паломническо-монастырский комплекс. Предположительно во второй половине VI в. за пределами монастырской ограды возникает гончарная мастерская, построенная на прежде пустовавшей территории: раскопки, доведённые в 2017 г. на квадрате 7 до материка, показали отсутствие здесь более ранних культурных слоёв. В 659 г. мастерская была разрушена в результате сильного землетрясения, но вскоре была восстановлена и функционировала до середины VIII в. Выпускала обширный ассортимент сосудов хозяйственного назначения, столовой посуды и имитации красного лака. Прекращение функционирования мастерской связано, видимо, с катастрофическим землетрясением 749 г., после которого территория Русского участка была заброшена на несколько столетий. Новый этап использования участка относится к мамлюкскому времени, от которого сохранились фундаменты и остатки кладок из камня, печи/тандыры, хозяйственные ямы. Однако Иерихон того времени не был полноценным городом. Его место занимают небольшие деревушки, отдельные усадьбы и наделы.



АНТИЧНОСТЬ, ВИЗАНТИЯ, БЛИЖНИЙ ВОСТОК В СРЕДНИЕ ВЕКА
Ранневизантийские описания Палестины
Аннотация
В статье даётся обзор ранневизантийских свидетельств об Иерусалиме и других центрах Святой Земли периода до арабских завоеваний Палестины. В обзоре рассматриваются данные о византийском Ближнем Востоке в сравнении с хронологически близкими им материалами латиноязычных и восточных текстов, которым посвящены специальные публикации. Статья написана в рамках работы над темой госзадания ИВИ РАН по Программе фундаментальных научных исследований по направлению «Россия и Ближний Восток: исторические, политические и культурные контакты и взаимосвязи» Минобрнауки Российской Федерации и МОО «ИППО» в 2024 г.



РОССИЯ И ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОСТОК
Россия и Палестина в последний век Российской империи (по материалам Отдела рукописей Российской национальной библиотеки)
Аннотация
В статье излагаются основные результаты реализации проекта по введению в научный оборот документов из фондов Отдела рукописей РНБ, относящихся к истории русского присутствия в Палестине с начала XVIII до начала XX в. Наибольший интерес исследователей Русской Палестины вызывает комплекс документов, относящихся к организации русского присутствия на Святой Земле. В первую очередь, это письма начальников Русской духовной миссии к А.С. Норову. Эти письма свидетельствуют об острейшем кризисе, в котором находилась Русская духовная миссия в Иерусалиме. Переписка А.С. Норова с выдающимся библеистом Константином Тишендорфом в 1857–1864 гг. затрагивает ряд важнейших тем, среди которых финансирование российским правительством путешествия немецкого учёного на Синай и в Палестину, приобретение Императорской публичной библиотекой коллекции принадлежавших ему рукописей, а главное – неизвестные подробности приобретения знаменитой «Синайской Библии». Одним из результатов работы по выявлению материалов стало обнаружение рукописи, созданной в период Крымской войны и связанной со «Святогробским делом», которое стало одним из поводов вооружённого противостояния мировых держав. Речь идёт о неизвестном рукописном экземпляре перевода сочинения католического аббата Ж.-И. Мишона. При описании материалов, связанных с темой проекта, члены научного коллектива обнаружили список перевода сочинения иерусалимского патриарха Хрисанфа Нотары «История и описание Святой Земли и Святого града Иерусалима», являющегося важнейшим источником по истории Палестины XVIII в. Всего же в результате работы над проектом исследовательский коллектив подготовил 20 публикаций, в которых введено в научный оборот множество ценнейших источников по истории русского присутствия в Святой Земле.



Россия и Антиохийская церковь: опыт взаимодействия в XVIII–ХХ веках
Аннотация
Статья посвящена исследованию новых документов о связях России с православной Антиохийской патриархией с эпохи Петра I до начала Первой мировой войны. В ходе исследования были проведены изыскания в российских архивах, во время которых обнаружено значительное количество новых документов, позволяющих проследить историю российской политики в отношении Антиохийской церкви на протяжении более чем двух столетий. Грамоты и письма Антиохийских патриархов, донесения российских консулов, дипломатическая и межведомственная переписка раскрывают ранее неизвестные страницы истории двусторонних отношений.



Русская Палестина. Недвижимость архимандрита Антонина (Капустина)
Аннотация
В результате серии реформ середины XIX в. в Османской империи появилось земельное законодательство, позволившее де-юре оформить иностранную недвижимость, ранее сформировавшуюся де-факто. Русская Палестина, возникшая в острой конфессиональной конкуренции в середине XIX в. и включавшая палестинские приобретения начальника Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина, 1817–1894) (ил. 1), зависела от внешнеполитических условий и позиций российских государственных институтов. Отсутствие стратегии и планомерной работы в использовании имущественного фактора во внешней политике, а также настроений в российских властных структурах на Ближнем Востоке приводило к упущениям. В статье показано, как верные решения архимандрита Антонина, принятые им вопреки мнению чиновников МИД, повлияли на способ оформления недвижимого имущества, благодаря которому храмы, монастыри, паломнические подворья и земельные участки во многом сохранились и сегодня принадлежат России и Русской Церкви.
Ил. 1. Архимандрит Антонин (Капустин) — создатель Русской Палестины



ИСТОРИЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА
Эрнст Густав Шульц — учёный, дипломат и исследователь Святой Земли
Аннотация
В статье делается попытка реконструкции неизвестной научной биографии одного из пионеров в исследовании Палестины, первого прусского консула в Иерусалиме Э.Г. Шульца. На основании анализа привлечённых материалов показано участие правительства Пруссии в постановке научных задач и обеспечении условий для научного изучения Библейского региона. Систематический сбор информации и фиксация памятников эпохи Крестовых походов позволяет сделать вывод о существовании имущественных интересов Пруссии в Святой Земле, которые опирались на археологические свидетельства. Привлечённые в качестве источников труды других немецких учёных, задействованных в общей с Э.Г. Шульцем правительственной программе исследований Святой Земли, позволили уточнить вклад консула в изучение библейской топографии и памятников израильтян в Галилее, а также его роль в построении новых современных карт местности.



Палестинские чтения как форма культурно-просветительской работы епархиальных отделов Императорского Православного Палестинского Общества с середины 1890-х по 1917 год
Аннотация
В статье рассмотрены основные направления культурно-просветительской деятельности епархиальных отделов Императорского Православного Палестинского Общества в середине 1890-х – 1917 г., заключавшиеся в организации чтений о Святой Земле и русском паломничестве. В проведении Палестинских чтений выделены четыре этапа: 1) 1894–1896 гг.; 2) 1897–1905 гг.; 3) 1906 – первая половина 1914 г.; 4) середина 1914 – начало 1917 г. Отмечено, что наибольших масштабов данная работа достигла в первые годы ХХ в. Показана постепенная эволюция тематики религиозно-нравственных чтений для народа, в которую посвящённые Святой Земле сюжеты включаются в качестве одного из органических элементов. Обозначены проблемы и недостатки, с которыми приходилось сталкиваться при подготовке чтений: растущая конкуренция со стороны других просветительских, общественно-политических и иных организаций, исчерпание тематики, отсутствие координации по распространению наиболее эффективных приёмов просветительской работы. Делается вывод, что Палестинские чтения способствовали распространению духовного просвещения, росту паломничества в Святую Землю.



ПАЛОМНИЧЕСТВО
История развития паломничества русских православных богомольцев в Святую Землю в XIX – начале ХХ века
Аннотация
Представленная статья основана на научном исследовании «История русского православного паломничества в XIX в.», которое было проведено по гранту РФФИ и по замыслу автора является продолжением его известной монографии «История русского православного паломничества в X–XVII веках», изданной в 2007 г.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей русского православного паломничества к святым местам Вселенского Православия в XIX столетии. В тысячелетней истории русского православного паломничества богомольные путешествия в XIX в. занимают особое место и во многом отличались от предшествующих столетий, прежде всего, своей массовостью. На основе изучения архивных и литературных источников анализируются причины значительного увеличения паломнических потоков в Святую Землю именно в тот период. Автор предлагает рассмотреть основные аспекты истории паломничества в XIX в. с позиции как внутренней, так и внешней политики Российской империи. Особое значение в развитии паломничества во второй половине столетия играло Императорское Православное Палестинское Общество.



МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
«Дело о ремонте Купола храма Гроба Господня»: дипломатический проект России XIX века
Аннотация
Процесс реконструкции Большого купола храма Гроба Господня в Иерусалиме — так называемое «Дело о Куполе» — является важнейшим проектом русско-французского сотрудничества второй трети XIX в. В условиях острого соперничества великих держав в Святой Земле в период обострения Восточного вопроса, вызванного спором о святых местах между основными христианскими конфессиями (православными греками, католиками и армянами), по инициативе российских светских и церковных дипломатов был осуществлён ремонт Большого купола храма Гроба Господня. В статье прослеживаются несколько этапов этого процесса — от обострения спора о святых местах (1830-е гг.) до заключения соглашения между Францией, Россией и Османской империей о совместном ремонте Купола (5 сентября 1862 г.). Показана роль российской дипломатии в успешном завершении «Дела о Куполе», несмотря на противостояние французской дипломатии и конфессиональное соперничество.
Актуальность исследования определяется тем, что этот проект, являвшийся выдающимся примером международной кооперации, практически не нашёл отражения в историографии. Между тем изучение опыта взаимодействия России и Франции в ближневосточном регионе имеет большое значение в современных условиях.



Влияние Иерусалима на культуру России
Аннотация
Иерусалим и Россию связывают не годы, а века. Со времён Крещения Руси Иерусалим ассоциировался со средоточием мироздания и духовных основ всего человечества, с центром зарождения трёх основных монотеистических религий. Начиная с XI в. тысячи паломников направлялись из русской земли на Восток «в Иерусалим Град помолитися, Господню Гробу поклонитися». История Иерусалима и библейские сказания о нём нашли свое отражение в древнерусском фольклоре, полотнах известных русских живописцев, произведениях классиков отечественной литературы, воспоминаниях прославленных представителей российской культуры и общественной мысли. В статье раскрываются некоторые сюжеты и аспекты этой необъятной темы.


