Структурно-композиционные приѐмы инфотейнмента в медиатекстах региональных печатных СМИ
- Авторы: Карпенко И.И.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
- Выпуск: Том 9, № 3 (2023)
- Страницы: 641-656
- Раздел: МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА
- URL: https://medbiosci.ru/2587-6953/article/view/295738
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-641-656
- ID: 295738
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Новизна исследования обусловлена необходимостью систематизации приѐмов инфотейнмента, применяемых в работе печатных средств массовой информации. Эмпирическим исследовательским материалом для работы послужил корпус журналистских материалов белгородского регионального молодѐжного журнала «ОнОнас» за период с 2013 по 2021 г. Актуальность исследования состоит в необходимости теоретизации ценного эмпирического материала и классификации невербальных приѐмов инфотейнмента применительно к практике печатных СМИ. Актуальность и новизна исследования обусловлены также недостаточной изученностью феномена инфотейнмента применительно к практике региональных печатных средств массовой информации, так как у современных исследователей всѐ ещѐ сохраняется устойчивая ассоциация инфотейнмента с телевизионными практиками в ущерб другим видам СМИ. К методам, использованным в ходе исследования, относится системный анализ с акцентом на конструктивном и структурно-функциональном подходе, применяется также метод типологизации. Сформулированы выводы о том, что использование невербальных структурно-композиционных приѐмов инфотейнмента позволяет повысить визуальную привлекательность журналистского материала, включить элементы развлекательности с целью информационной разгрузки текста, визуализировать статистическую информацию или смысловую часть текста, увлечь аудиторию новыми формами визуализации и репрезентации журналистской информации.
Ключевые слова
Об авторах
И. И. Карпенко
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: KarpenkoIrina@bsu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0964-6679
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики
308015, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Победы, 85Список литературы
- Игнатьев В.И., Пальцева Е.А. Человек в виртуальных сетях. Жизнь после «информационного взрыва» // Информационный резонанс в социальных структурах: Избранные труды. Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 2018. С. 548-561. https://elibrary.ru/xugybn
- Медийный текст: социальные практики, технологии, теории / А.В. Белоедова, М.Ю. Казак, И.И. Карпенко. Белгород: Изд. дом «Белгород», 2018. 296 с. https://elibrary.ru/yyaqxr
- Безгина А.А. Возникновение и развитие понятия «инфотейнмент» в зарубежных и отечественных исследованиях массмедиа // Стратегия развития региональных СМИ: проблемы и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.И. Степыкин. Курск: Юго-Западный гос. ун-т, 2020. С. 12-19. https://elibrary.ru/mmwjvq
- Драгун Е.М. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры: дис. … канд. культур. наук. М., 2015. 175 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007932333
- Евдокимов В.А. Инфотейнмент в масс-медиа: панацея от скуки и эрзац дискуссии // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. № 5. С. 214-219. https://elibrary.ru/mtzsev
- Нильсен Якоб, Лоранжер Хоа. Web-дизайн: удобство использования Web-сайтов. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. 368 с. https://books.4nmv.ru/books/web-dizain_udobstvo_ispolzovaniya_web-saitov_3643726.pdf
- Картозия Н. Программа «Намедни»: русский инфотейнмент // Меди@льманах. 2003. № 3 (3). С. 3. https://elibrary.ru/lhmzkj
- Ширяева Д. Новости в стиле «инфотейнмент»: проект «Страна и мир» телеканала НТВ // Меди@льманах. 2004. № 2-3 (6). С. 9. https://elibrary.ru/lhnakn
- Кофман А.А. Инфотейнмент на телевидении: проблемы и перспективы развития формата // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: материалы 6 Всерос. науч.-практ. конф. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2015. С. 102-106. https://elibrary.ru/vyqdob
- Богданова Е.М. Феномен инфотейнмента на телевидении // Наука телевидения. 2012. Т. 9. С. 219-223. https://elibrary.ru/yitelx
- Кочутина Д.С. Приѐмы инфотейнмента и характер их проявлений в информационно-аналитических программах // Медиасреда. 2011. № 6. С. 77-86. https://elibrary.ru/zftnur
- Лебедев А.А. Инфотейнмент как приѐм организации аналитических телевизионных программ (на примере телеканала «Звезда») // Журналист. Социальные коммуникации. 2017. № 4 (28). С. 46-54. https://elibrary.ru/yttpgf
- Карпенко И.И., Лобановская Е.Ю., Ельникова О.Е., Горборукова Л.С. Использование метода инфотейнмента в практике современного российского телевидения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 28 (277). С. 97-105. https://elibrary.ru/ylspxc
- Белякаева П.Д. Инфотейнмент на современном телевидении как один из основных методов удержания внимания зрителя // Неделя науки и творчества − 2020: материалы Междунар. науч.-практ. форума студентов, аспирантов и молодых учѐных. СПб.: С.-Петерб. гос. ин-т кино и телевидения, 2020. С. 76-79. https://elibrary.ru/ecsduy
- Щербаль С.С. Инфотейнмент как метод создания телевизионного контента // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 1. № 4 (36). С. 247-261. https://doi.org/10.51965/20767919_2021_1_4_247, https://elibrary.ru/vrvwdx
- Долгова Н.В. Просвещение и инфотейнмент в популяризации науки (на примере российских общественно-политических интернет-СМИ) // Общество и государство в зеркале социологических измерений (8 Рязанские социологические чтения): материалы Нац. науч.-практ. конф. с междунар. уч. / отв. ред. Р.Е. Маркин, А.В. Проноза. Рязань: ООО «Изд-во Ипполитова», 2018. С. 307-312. https://elibrary.ru/ywsmkt
- Водянникова О.И. Форматы инфотейнмента в интернет-издании «Медуза»*: на примере Арктической повестки // Русский Север и Арктика: фундаментальные проблемы истории и современности: сб. науч. ст. / сост. О.В. Зарецкая. Выпуск III. Архангельск: Северный (Арктический) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2019. С. 97-101. https://elibrary.ru/ndjuwk
- Кузьмина М.А. Интерпретация термина «инфотейнмент» в российских исследованиях масс-медиа (на примере интернет-порталов «Look At Me» и «Лайфхакер») // Мультимедийная журналистика Евразии – 2016: национальные медиасистемы в условиях новой медиареальности Востока и Запада: материалы 10 Междунар. науч.-практ. конф. Казань: Казан. (Приволж.) федер. ун-т, 2016. С. 413-419. https://elibrary.ru/msnxvl
- Тирацуян А.Ю. Глянцевый дискурс о культуре как инфотейнмент // Культура. Наука. Интеграция. 2012. № 2 (18). С. 74-78. https://elibrary.ru/ozcblb
- Маслова А.А. Концепция инфотейнмента в научно-популярном журнале «Кот Шрѐдингера» // Культура. Литература. Язык: материалы конф. «Чтения Ушинского». Ярославль: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2016. С. 167-171. https://elibrary.ru/xwdcoz
- Карпенко И.И. Конвергенция жанров и форм в современной журналистике // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2021. № 3. С. 110-114. https://elibrary.ru/qwsspb
- Жарашуева А.Э. Информационное наполнение современных молодѐжных СМИ // Инновационный потенциал молодѐжи: глобализация, политика, интеграция: сб. ст. участников Междунар. молодѐжной науч.-исслед. конф. Екатеринбург: Уральский федер. ун-т им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2016. С. 182-189. https://elibrary.ru/yjsbnt
- Стойков Л. Гедонистическая функция медий: инфотейнмент и реалити-шоу // Электронный научнокультурологический журнал Relga. 2007. № 4. URL: http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?textid=1729&level1=main&level2=articles (дата обращения: 21.01.2023).
- Карпенко И.И., Сабылинская О.А. Эдьютейнмент как метод подачи информации в практике телевизионного вещания: невербальные приѐмы (часть 1) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 14 (235). С. 75-87. https://elibrary.ru/whjvvj
- Красавина А.В., Ржендинская И.А. Особенности применения технологий дополненной реально- сти (AR) в журналистике: ограничения формата и перспективы развития // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2022. Т. 22. № 4. С. 106-116. https://doi.org/10.14529/ssh220413, https://elibrary.ru/xqmtix
- Короченский А.П. Гибридизация медиатекстов как тенденция трансформации современной журналистики // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. 2017. № 1. С. 22-26. https://elibrary.ru/miyoix
- Евдокимов В.А. Инфотейнмент в масс-медиа: панацея от скуки и эрзац дискуссии // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. № 5. С. 214-219. https://elibrary.ru/mtzsev
- Федотова Н.А. Рекреативный контент СМИ как инструмент политического влияния // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. Т. 1. № 9. С. 68-72. https://elibrary.ru/pjzmwl
Дополнительные файлы
