Рефотография как документация и осмысление «грязной войны» в Аргентине: фотопроект Г. Джермано «Отсутствие»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается особая форма фотографической практики, которая может быть востребована в социологии, — повторная фотография, или рефотография. Это акт повтора фотографии одного и того же места/персонажа/практики с временным лагом между двумя изображениями, взгляд на определенный объект «тогда и сейчас». Рефотографию можно рассматривать: 1) как повседневную фотопрактику; 2) как художественную практику, обыгрывающую прием смещения; 3) как метод научного исследования. Возможностями рефотографии в первую очередь воспользовались исследователи урбанистической среды, демонстрирующей яркую изменчивость. В социальных науках рефотография объектов и субъектов может служить целям обучения, политики, практики и адвокации. Формат рефотографии может быть эвристичен в направлении инструментализации темпоральности и социальных изменений. Практика рефотографии обнаруживает рефлексивный потенциал процедурной последовательности приемов: отрефлексированного и социально означенного фокуса сравнения; архивных подтверждений; технически оправданного standpoint; представления о прикладной задаче. Но также присутствуют этические проблемы, которые возникают при рефотографировании индивидов. Полевые исследования с помощью рефотографии в социальных науках преследуют множественные цели — документировать ритм изменений конкретной локации на основе первичного изображения, инструментализировать взаимодействия с вещной средой в повседневности, генерировать социальные смыслы в разорванной ткани социальных событий и т.д. В отношении последних в статье анализируется аргентинский фотопроект Г. Джермано «Отсутствие», тематизирующий последствия диктатуры военной хунты (1976‒1983) в Аргентине. Используемый Джермано в серии диптихов прием рефотографии производит аффект разорванного травматическим событием времени, в котором кому-то суждено исчезнуть и не состариться вместе с близкими. Диптихи потенциально вызывают не только индивидуальный «пунктум», они также предоставляют формат открытой культурной сцены, через которую зрители могут получить доступ к коллективным формам горевания и сочувствия. Проект рефотографии Джермано вписывается в разнообразные стратегии художественной практики как сопротивления, отыгрывающие избывание коллективной травмы посредством создания новых эстетических предложений. Искусство фотографии реполитизируется, стремясь подорвать социальные и культурные репрезентации поставторитарного дискурса, так и не предоставившего аргентинскому обществу исчерпывающий исторический гранд-нарратив.

Об авторах

Елена Юрьевна Мещеркина (Рождественская)

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: erozhdestvenskaya@hse.ru
ORCID iD: 0000-0001-6874-2404
SPIN-код: 4270-8133
ResearcherId: B-1687-2014
Доктор социологических наук, профессор кафедры анализа социальных институтов департамента социологии факультета социальных наук; ведущий научный сотрудник Москва, Россия

Список литературы

  1. Blejmar J. (2022) Mineral Memories: Photography and Disappearance in Argentina. MAI Feminism & Visual Culture. P. 1–20. URL: https://maifeminism.com/mineral-memories-photography-disappearance-in-argentina/ (дата обращения: 08.10.2024).
  2. Didi-Huberman G. (2008) Images in Spite of All: Four Photographs from Auschwitz. Chicago: University of Chicago Press.
  3. Grant C.A. (2003) Still Moving Images: Photographs of the Disappeared in Films about the Dirty War in Argentina. In: A. Hughes, A. Noble (eds.) Phototextualities: Intersections of Photography and Narrative. Albuquerque: University of New Mexico Press. P. 63–86.
  4. Guy N.K. (2012) The Lens: A Practical Guide for the Creative Photographer. Sebastopol: Rocky Nook.
  5. Harper D. (2003) Reimaging Visual Methods: Galileo to Neuromancer. In: N.K. Denzin, Y.S. Lincoln (eds.) Collecting and Interpreting Qualitative Materials (2nd ed.). Thousand Oaks: Sage. P. 176–198.
  6. Kallemeyn L.M. (2018) Expanding the Role of Digital Photographs in Evaluation Practice: Documenting, Sense-making, and Imagining. Canadian Journal of Program Evaluation. Vol. 33. No. 1. P. 114–134. DOI: https://doi.org/10.3138/cjpe.31106
  7. Klett M. (2011) Repeat Photography in Landscape Research. In: E. Margolis, L. Pauwels (eds.) The SAGE Handbook of Visual Research Methods. Thousand Oaks: Sage. P. 114–130.
  8. Klett M. (2010) Three Methods of Presenting Repeat Photographs. In: R.H. Webb, D.E. Boyer, R.M. Turner (eds.) Repeat Photography: Methods and Applications in the Natural Sciences. Washington: Island Press. P. 32–45.
  9. Klett M., Lundgren M. (2006) After the Ruins, 1906 and 2006: Rephotographing the San Francisco Earthquake and Fire. Berkeley: University of California Press.
  10. Metcalfe A.S. (2016) Repeat Photography and Educational Research. In: Visual Research Methods in Educational Research. London: Palgrave Macmillan. P. 153–171. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137447357_9
  11. Miles M. (2016). Rephotography and the Era of Witness. Photographies. Vol. 9. No. 1. P. 51–69. DOI: https://doi.org/10.1080/17540763.2016.1138995
  12. Moreno N.F.M. (2022). Photography and Memory. Design, Arts, Culture. Vol. 3. No. 1. P. 26–32. DOI: https://doi.org/10.12681/dac.31214
  13. Pauwels L. (2010) Visual Sociology Reframed: An Analytical Synthesis and Discussion of Visual Methods in Social and Cultural Research. Sociological Methods and Research. Vol. 38. No. 4. P. 545–581. DOI: https://doi.org/10.1177/0049124110366233
  14. Ryan H.E. (2019) Political Street Art in Social Mobilization: A Tale of Two Protests in Argentina. In: The Aesthetics of Global Protest. Amsterdam: Amsterdam University Press. P. 99–120. DOI: https://doi.org/10.1515/9789048544509-008
  15. Rieger J.H. (2011) Rephotography for Documenting Social Change. In: E. Margolis, L. Pauwels (eds.) The SAGE Handbook of Visual Research Methods. Thousand Oaks: Sage. P. 132–149.
  16. Schirillo J.A., Goldstein B. (2010) Gestalt Approach. In: E.B. Goldstein (ed.) Encyclopedia of Perception. Thousand Oaks: Sage. P. 469–472.
  17. Smith T. (2007) Repeat Photography as a Method in Visual Anthropology. Visual Anthropology. Vol. 20. No. 2–3. P. 179–200. DOI: https://doi.org/10.1080/08949460601152815
  18. Tinkler P. (2013) Using Photographs in Social and Historical Research. Los Angeles: Sage.
  19. Van Dembroucke C. (2010) The Absence Made Visible: The Case of Ausenc ̇as, Gustavo Germano’s Photographic Exhibition. Tensions. No. 4. P. 1–29. DOI: http://dx.doi.org/10.25071/1913-5874/37351

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Канал журнала в Telegram: t.me/inter0000

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».