№ 1 (30) (2025)

Обложка

Весь выпуск

Теология и религиозная философия

История науки и теология

Катасонов В.Н.

Аннотация

В статье обсуждается вопрос о необходимости введения в высшей школе специальной учебной дисциплины - истории науки для осознания зависимости развития различных научных отраслей от метафизических и богословских представлений. Актуальность статьи обусловлена тем, что автор намечает методы и способы трансляции христианских духовных ценностей в современной научной и студенческой среде в условиях усиливающейся секуляризации и дегуманизации общества. Цель работы состоит в обосновании генетической связи гуманитарных технологий с традицией библейской герменевтики и теологией как наукой. На примере теории Рене Декарта, архитектонических принципов Готфрида Лейбница, понятия номинальной сущности Джона Локка и других научных идей прослеживается зависимость начал естествознания Нового времени от христианского богословия. Автор придерживается мнения, что опора на естественные науки без обращения к духовным законам, опирающимся на Божественные заповеди, приводит к идеям, отдающим приоритет физическому развитию в ущерб духовно-нравственному. В заключение сделан вывод о необходимости утверждения в современной науке принципа целостного познания, а также о пользе изучения в высшей школе курса истории науки, посредством которого данный принцип будет разъясняться молодому поколению.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(1 (30)):14-24
pages 14-24 views

Влияние идей В. С. Соловьева и священника Павла Флоренского на формирование богословских воззрений протоиерея Сергия Булгакова

Сибгатуллин М.Р.

Аннотация

Объектом исследования в данной работе являются богословские воззрения протоиерея Сергия Булгакова, формировавшиеся под влиянием идей философа Владимира Соловьева и священника Павла Флоренского. Актуальность темы обусловлена значительным интересом к русской религиозно-философской мысли начала XX века, а также к ее роли в развитии современного православного богословия. Цель исследования - выявить, как Булгаков воспринимал учение о Софии-Премудрости Божией, заимствованное у В. С. Соловьева, а также определить, в чем выражалось влияние критики и переработки этих идей отцом Павлом Флоренским. В качестве основного метода исследования применялся сравнительно-исторический анализ, позволяющий проследить эволюцию взглядов протоиерея Сергия Булгакова от первоначального увлечения идеями В. С. Соловьева к более самостоятельному богословскому синтезу. В результате установлено, что в ранний период творчества отец Сергий заимствовал фундаментальные тезисы всеединства и софиологии у В. С. Соловьева, но затем, столкнувшись с их «редакцией» у отца Павла Флоренского, изменил восприятие и адаптировал их к собственной системе. Полученные результаты могут применяться в исследованиях по богословию и русской религиозной философии XX века. Сделан вывод о том, что наиболее зрелые работы протоиерея Сергия Булгакова
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(1 (30)):25-40
pages 25-40 views

Протоиерей Г. В. Флоровский и К. Н. Леонтьев: религиозное начало «византизма» в культурно-историческом процессе и первые предпосылки для неопатристического синтеза

Паутов Г.В.

Аннотация

В статье поднимается актуальный вопрос о существовании вероятной связи между идеей культурно-исторического идеала (византийское Православие) русской нации, которую развивал Г. В. Флоровский в евразийский период творчества, и «византизмом» К. Н. Леонтьева. Методологической базой для настоящего исследования, в главном, послужили средства сравнительного анализа творчества указанных авторов и научного синтеза полученных теоретических положений и идей. Подчеркивается, что затрагиваемый вопрос представляет интерес в контексте современных исследований, трактующих евразийский период в качестве базового для процесса формирования концепции неопатристического синтеза, в которой Флоровский опирался на идею возвращения к традиции византийского святоотеческого богословия. Установлено, что концептуальные идеи Леонтьева присутствовали в евразийстве, где получили своеобразную интерпретацию, в том числе со стороны одного из лидеров движения, Флоровского, в части, касающейся критики европейского рационализма и славянофильства, а также обращения к мысли А. И. Герцена. Показано, что развиваемая Флоровским идея подлинного культурно-исторического идеала русской нации по своей специфике имела сходство с религиозным началом «византизма» Леонтьева. Выдвинута и аргументирована гипотеза о том, что Флоровский мог обратить внимание на религиозное начало «византизма» Леонтьева под влиянием В. С. Соловьева, а также в связи с аполитичностью своих взглядов, проявившейся при осмыслении причин и последствий русской революции 1917 г. В результате демонстрируется, что на фоне остальных евразийцев идеи Флоровского были наиболее близкими к концепции «византизма» Леонтьева. Причем, как представляется, именно она легла в основание мысли Флоровского о необходимости создания новой синтетической философии, определенно напоминающей его будущую концепцию неопатристического синтеза.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(1 (30)):41-66
pages 41-66 views

Историческая теология и отечественная история

Служение Церкви и Отечеству: деятельность святителя Кирилла (Смирнова) в условиях Первой мировой войны (по материалам «Тамбовских епархиальных ведомостей» 1914-1915 гг.)

Васнев Ф.

Аннотация

В статье представлен исторический очерк деятельности архиепископа Кирилла (Смирнова) на Тамбовской кафедре в условиях начавшейся Первой мировой войны. Актуальность темы обусловлена возрастающим научным интересом к наследию новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также востребованностью на современном этапе российской истории опыта церковно-общественного взаимодействия в военное время. Архипастырское и социальное служение святителя Кирилла в период пребывания в Тамбовской епархии представляет собой яркий образец истинного патриотического служения. Материалом исследования послужили публикации в «Тамбовских епархиальных ведомостях» «Обозрений Высокопреосвященнейшим Кириллом, Архиепископом Тамбовским и Шацким, церквей и монастырей епархии» по итогам архипастырских поездок по приходам 1914-1915 годов, а также опубликованные в том же журнале проповеди владыки. В работе использованы научные методы: контент-анализ, историко-хронологический, идеографический. В результате проведенного исследования сформирована целостная картина архипастырского служения святителя Кирилла (Смирнова) на тамбовской земле, выявлены основные направления его патриотической деятельности, среди которых материальная и духовная поддержка фронта, повышение национального самосознания посредством объединения общества вокруг традиционных духовно-нравственных ценностей. Представленные в статье исторические факты позволяют проецировать опыт организации церковно-общественного взаимодействия в современной деятельности Русской Православной Церкви.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(1 (30)):67-84
pages 67-84 views

Первая ревизия Тамбовской духовной семинарии: обстоятельства и итоги

Широков Ф.

Аннотация

В статье представлен анализ контрольно-ревизионной деятельности Учебного комитета при Святейшем Синоде и его вклада в развитие духовного образования на примере ревизии Тамбовской духовной семинарии, произведенной в 1874 году ревизором И. К. Зинченко. Предметом исследования является ревизия Тамбовской семинарии, впервые осуществленная после реформы системы духовного образование 60-х гг. XIX века и в то же самое время до преобразования духовной школы в Тамбове, что было осуществлено в 1877 году. Принципы всестороннего анализа, историзма и научной объективности легли в основу методологии исследования и позволили охарактеризовать положение семинарии, которое обнаружил ревизор и зафиксировал в своем отчете. Особое внимание уделено влиянию итогов ревизии на дальнейший ход развития жизни духовной семинарии, из чего можно представить концепцию о роли контрольно-ревизионной деятельности в развитии духовного образования в целом. В ходе исследования установлено, что ревизия Тамбовской духовной семинарии, осуществленная в 1874 году, обнаружила целый ряд недочетов учебно-воспитательного и административного характера. Для ревизора большое значение имело выявление имевшихся в семинарии проблем, что было важно не только для их устранения, но и для подготовки циркулярных определений по всем духовно-учебным заведениям. В ходе ревизии И. К. Зинченко установил, что отрицательное влияние на учебный и воспитательный процесс оказывают разногласия между начальствующими лицами. По итогам ревизии были сделаны предписания, которые правлению семинарии необходимо было устранить к следующей проверке, состоявшейся сразу же после преобразования семинарии. В результате исследования, проведенного на примере Тамбовской духовной семинарии, удалось установить, что контрольно-ревизионная деятельность Учебного комитета при Святейшем Синоде играла важную роль в становлении и развитии духовных школ и являлась важным фактором в выявлении и устранении недочетов как в отдельных семинариях, так и в системе духовного образования в целом.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(1 (30)):85-98
pages 85-98 views

Губернские традиции общественного служения и сохранения духовно-нравственных ценностей (на материале эпистолярного наследия семьи князя Н. Н. Чолокаева)

Швыркин А.А.

Аннотация

В данной статье проанализированы письма губернского предводителя дворянства, гофмейстера двора Его Императорского Величества князя Н. Н. Чолокаева и его супруги княгини Е. В. Чолокаевой к своим друзьям и соратникам Б. Н. Чичерину и А. А. Чичериной в период с 1893 по 1915 год с целью выявления нравственных основ мировоззрения отдельных представителей дворянства и их актуальности в условиях нарастающего революционного движения. В работе приведены краткие биографические данные, некоторые сведения об общественной и государственной деятельности авторов писем. Научные результаты получены путем взаимодействия метода диахронического анализа, анализа исторических источников, вторичных источников, сравнительно-исторического метода с соответствующими им предметами исследования. Объектом исследования при изучении эпистолярного наследия семьи князей Чолокаевых стали идеи общественного служения во время революционных событий в России начала XX века. Особый интерес представляет отношение дворянства к реформам Александра II, так называемым контрреформам Александра III, движению за введение конституции и парламентской системы управления 1905-1907 годов в столице и провинциях, личностное отношение дворян к этим событиям и предвидение перспектив исторического процесса. В результате анализа содержания писем князей Чолокаевых показана противоречивая общественная позиция представителей аристократии по отношению к происходящим историческим процессам, основанная на их непонимании и безуспешности прилагаемых ими усилий в попытках сохранения стабильности в стране и предотвращения трагических революционных событий.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(1 (30)):99-127
pages 99-127 views

Новгородские архиереи в годы русской церковной смуты XIV века

Кадура Н.Д.

Аннотация

Статья посвящена изучению последствий смуты в Русской митрополии для Новгородской архиепископии. Предметом исследования является деятельность новгородских архиереев в годы смуты и их позиция в борьбе различных кандидатов за русский митрополичий престол. Актуальность данной темы состоит в том, что в историографии время церковной смуты XIV в. обычно рассматривается с позиции её центральных участников (прежде всего, Москвы), а другие княжества и участники событий остаются без внимания. Настоящая статья, как и череда других наших публикаций, призвана заполнить данную исследовательскую лакуну. В статье использованы следующие методы: синтез данных, полученных из различных видов исторических источников, историко-системный, историко-сравнительный, а также принцип историзма. Цель исследования - рассмотреть участие новгородских архиереев Алексия и Иоанна в событиях церковной смуты XIV в. Для достижения данной цели автором был проанализирован комплекс исторических источников и выделено несколько сюжетов, иллюстрирующих изучаемый в статье вопрос. В результате рассмотрения нескольких сюжетов (отказ новгородцев принять митрополита Киприана в 1377 г.; деятельность архиепископа Дионисия в Великом Новгороде и Пскове в 1382 г.; споры между новгородским архиепископом и епископом Пермским Стефаном (Храпом) из-за юрисдикции новообразованной Пермской епархии в 1385-1386 гг.; отказ новгородцев от митрополичьего апелляционного суда в 1385 г.) автором была выявлена позиция новгородских архиереев в годы смуты на Русской митрополии. Полученные результаты исследования могут быть полезны при дальнейшем изучении регионального аспекта истории Русской Церкви и истории церковно-государственных отношений в XIV в.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(1 (30)):128-142
pages 128-142 views

Церковно-практические науки

Позиция митрополита Иерофея (Влахоса) как составляющая «теории первенства власти» Константинопольского патриархата

Шлёнов Д.

Аннотация

В статье рассматриваются взгляды одного из выдающихся греческих богословов митрополита Иерофея (Влахоса) как составляющая «теории первенства власти» Константинопольского патриархата в связи с так называемым украинским вопросом. После того как Русская Православная Церковь прервала евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом в октябре 2018 г. митрополит Иерофей изложил свою теорию о предоставлении автокефалии с позиций Константинопольской Церкви. Данная теория, по сути, является искажением православной экклесиологии, поскольку из-за института первенства нарушаются равноправные отношения между Поместными Православными Церквями. В начале статьи рассматривается теория митрополита Иерофея об автокефальной Церкви. Его уверенность в особом праве Константинополя предоставлять автокефалию необоснованна, поскольку одной Поместной Церкви предоставляется чрезмерная привилегия, выходящая за пределы её почётных прав и обязанностей. Подробно рассматривается теория митрополита о поэтапном предоставлении автокефалии: 1) «по икономии» Константинопольским патриархом, а затем 2) «по акривии» всецерковным Собором. В любом случае митрополит поддерживает Константинопольского патриарха в его действиях, ведущих к расколу, что затрудняет возможность восстановления мира между Поместными Православными Церквями. В заключение автор резюмирует: антирусская риторика митрополита Иерофея свидетельствует о его предвзятом и ненаучном подходе к истории России и Русской Церкви. Его искажённое понимание истории позволяет ему «оправдать» решения Константинополя, радикально нарушившие мир и согласие во Вселенской Церкви.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(1 (30)):143-166
pages 143-166 views

Краткий обзор историко-догматических и литургических особенностей Сиро-Яковитской Церкви

Сергунин В.А.

Аннотация

Статья посвящена истории, догматике и современному положению Сирийской Яковитской Церкви, входящей в число Древних Восточных До-халкидонских Церквей. Название Церкви, отделившейся в VI веке от Антиохийской, связано с именем ее основателя Иакова Барадея (505-578). В Сиро-Яковитской Церкви он почитается как святой. С фигурой Барадея также связано создание параллельной иерархии монофизитов в Сирии. В работе при помощи сравнительно-исторического анализа рассмотрено столкновение имперских эллинистических и национальных арамейских традиций в контексте зарождения христианства на территории Сирии в первые века нашей эры. Это противостояние ускорило процесс раскола, связанного с принятием ороса на IV Халкидонском Соборе. При помощи диахронического и синхронического методов в статье представлен краткий обзор истории сирийской духовной культуры. В определённый момент, в силу исторических событий, эпоха расцвета сменилась периодом раздробленности и упадка, вызванного натиском арабских и татаро-монгольских племён. В результате социально-политических преследований и разобщённости сирийских христиан-яковитов многие из них были вынуждены покинуть свои земли и расселиться на территориях современных Турции, Ливана и Ирака. В заключение можно сказать, что в настоящее время в богословском диалоге между Православием и Сиро-Яковитской Церковью не наблюдается результатов. Однако взаимодействие христиан перед лицом внешних испытаний существует.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(1 (30)):167-180
pages 167-180 views

Преемственность педагогических подходов святителя Филарета (Дроздова) и священномученика Фаддея (Успенского) в реформировании системы духовного образования в России: к постановке проблемы

Евтихиев П.Н., Клинков З.

Аннотация

Статья посвящена выявлению идейной преемственности в деятельности святителя Филарета (Дроздова) (пер. пол. XIX в.) и священномученика Фаддея (Успенского) (нач. XX в.) по реформированию системы духовного образования в России. Актуальность темы обусловлена потребностью в изучении опыта предшествующих поколений в области духовно-нравственного воспитания и обучения в целях его использования в современной системе образования. Материалом исследования послужили Уставы духовных академий 1814, 1868 гг., издание «Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Собрание мнений и отзывов» в пяти томах, содержащее воспоминания современников, ставших свидетелями реформирования системы духовного образования середины XIX столетия, а также труд священно-мученика Фаддея (Успенского) «Записки по дидактике». В работе использованы теоретико-аналитический, идеографический, сопоставительный методы научного исследования. В результате исследования выявлено единство мировоззренческого и методологического подходов двух архипастырей в построении единой системы духовного образования в России. Общность подхода к преобразованию образовательной модели отмечается по двум направлениям: а) подготовка педагогических кадров и б) выработка единого понимания цели и задач духовного образования на всех уровнях: от начального (церковно-приходские школы) до высшего (духовные академии). Это позволило к концу XIX века выстроить целостную вертикаль духовного образования. Обоими иерархами была предпринята попытка решения одной из актуальных проблем системы духовного образования - интеграции светских наук и богословия.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(1 (30)):181-201
pages 181-201 views

Духовная словесность

Агиосема как компонент семантической структуры религиозной лексики

Бугаева И.В.

Аннотация

Статья посвящена дискуссионному вопросу классификации религиозной лексики. Представлен критический анализ существующих подходов к классификации и номинации лексики религиозной сферы. Целью данного исследования является обоснование нового подхода к классификации религиозной лексики по критерию наличия в семантической структуре лексемы агиосемы. Агиосема рассматривается как минимальный компонент семантической структуры слова, имеющий значение святости, которое часто выражено имплицитно или контекстуально, и позволяющий отнести лексему к лексико-семантической группе «религия». Агиосема выделяется с помощью методов компонентного, контекстуального и сравнительного анализа, а также функционально-семантического метода. Объектом исследования является православная религиозная лексика. В результате проведенного исследования предложена классификация религиозной лексики по следующим критериям: 1) по религиям (христианская, исламская, буддистская), 2) по конфессиям (православная, протестантская, католическая, старообрядческая и др.), 3) по источнику (библейская, новозаветная), 4) по тематическому принципу, 5) по наличию/ отсутствию агиосемы. Анализ текстов разных функциональных стилей и дискурсов, представленных в Национальном корпусе русского языка, позволил выделить несколько групп лексики с семантикой святости, проанализировать явления десакрализации и сакрализации. Результаты компонентного анализа, выделение агиосемы как маркера религиозного контекста позволяют дифференцировать религиозные и нерелигиозные, сакральные и профанные значения одной лексемы и различать омонимию в разных контекстах.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(1 (30)):202-221
pages 202-221 views

Перевод

«Ἐπιτομὴ Ἱστοριῶν» Иоанна Зонары. Первые христианские императоры: от Константина I Великого (306–337) до Иовиана (363–364) (часть 1)

Хвальков Е.А.

Аннотация

Иоанн Зонара, византийский историк и канонист XII века, оставил после себя значительное историографическое наследие в виде своей «Ἐπιτομὴ Ἱστοριῶν» в восемнадцати книгах, покрывающей период от сотворения мира до вступления на престол императора Иоанна Комнина (1118 г.). Первые шесть книг посвящены библейской истории, следующие шесть - истории римской и финальные шесть - истории христианской империи. Иоанн Зонара в значительной степени основывался на трудах таких античных авторов, как Иосиф Флавий и Дион Кассий. В «римских» главах Зонара уделяет внимание периодам, когда Римская империя сталкивалась с внутренними и внешними вызовами. В фокусе данной работы находятся описания правлений римских императоров от Александра Севера до Юстина I, включая период с 235 по 285 г.н.э., который стал известен как «кризис III века», когда империя вошла в полосу значительной политической и социальной нестабильности. Зонара также обращает внимание на множество «параллельных императоров» - узурпаторов, которые предпринимали попытки захвата власти в различных провинциях. «Ἐπιτομὴ Ἱστοριῶν» подчеркивает те трудности, с которыми империя столкнулась, и то, как они влияли на население. С приходом к власти Диоклетиана и переходом от принципата к доминату началась новая эра: император провел реформы, направленные на усиление административного контроля и восстановление экономики. Он разделил империю на зоны компетенции двух августов и двух цезарей (т.н. тетрархия), что должно было, по его мысли, способствовать более эффективному управлению. Однако, несмотря на успешные реформы, на правление Диоклетиана пришлись жестокие гонения против христиан, также отмечаемые Зонарой. Константин I Великий сделал по Миланскому эдикту христианство дозволенной религией, а фактически - начал процесс придания ему статуса государственной религии. Этот процесс был завершён Фессалоникийским эдиктом “Cunctos populos”, изданным 27 февраля 380 года, который и сделал никейское христианство государственной религией Римской империи. Зонара описывает Константина как полководца и реформатора. Посредством анализа действий и политики императоров Зонара предлагает читателям погрузиться в панораму истории Рима, демонстрируя, как на протяжении веков империя сталкивалась с вызовами и изменениями и как эти изменения формировали современный ему облик ойкумены. Первая часть публикуемого перевода завершается отстранением Ветраниона от власти Констанцием II (дальнейшие события изложены во второй части перевода).
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(1 (30)):222-245
pages 222-245 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».