Основы педагогики: дисциплина или уклад?
- Авторы: Медведев А.М.1, Жуланова И.В.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: № 4 (2025)
- Страницы: 26 - 42
- Раздел: ПЕДАГОГИКА
- URL: https://medbiosci.ru/2782-2575/article/view/359885
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2025-4-26-42
- ID: 359885
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается одна из ключевых проблем, сложившихся в истории педагогики под влиянием двух концепций образования и способов его организации. Это механистический и гуманистический подходы. Противопоставление естественннучной парадигмы и гуманитарной парадигмы для педагогики не ново. В данном случае актуальность обращения к проблеме определяется необходимостью рефлексии отношения к наследию классической дидактики. Анализируются исторические условия возникновения дидактики, когда научное объяснение опиралось на достижения механики и математики. Именно математические и механистические способы понимания мира и его законов предопределили подход Я.А. Коменского к построению дидактической системы. Из всего наследия философии рационализма мы выбрали научные построения В.Г. Лейбница. Это яркий образец претензии математического подхода к пониманию всего мироустройства. Механическое устройство и числовой порядок легли в основу организации времени и пространства в школе, в основу школьной дисциплины. Обобщенная характеристика дисциплинарной системы образования дана с привлечением работ М. Фуко. Различия дисциплинарной педагогики и гуманистической педагогики представлено противопоставлением «механизм – организм», «механический агрегат – органическая система». Для объяснения этого противопоставления использована аргументация, данная российским философом и психологом А.С. Арсеньевым. Проекты школы как органической системы рассмотрены на примерах экспериментальной школы № 91 г. Москвы и школы «Универс» г. Красноярска. Для понимания особенностей организации образования в этих школах использовано понятие «уклад», введенное основателем «Школы самоопределения» А.Н. Тубельским. Уклад школы ассоциируется с теми феноменами, которые определяются как «скрытое образование» – это влияние среды школы, ее неформальной жизни на становление мировоззрения ее учеников. В завершение приведено описание проекта И.Д. Фрумина и Б.Д. Эльконина, реализованного в школе «Универс» и названного «Школой взросления». Основная идея проекта состоит в разграниченгиии возрастного и невозрастного пространств школы. Возрастное пространство строится в соответствии с идеей взросления, особенности возраста отражены в регламентации занятий, в архитектуре и дизайне учебных помещений. Невозрастное пространство это пространство общения всех возрастов, место их встречи.
Ключевые слова
Об авторах
Александр Михайлович Медведев
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: al.medvedeff2009@yandex.ru
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Москва, Россия
Ирина Викторовна Жуланова
Московский городской педагогический университет
Email: irina.julanova2010@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент дирекции образовательных программ Москва, Россия
Список литературы
- Vеšкеré Spisy Jana Amosa Komenského. Sv. IV v. Brno, 1913. 324 p. (Russ. ed.: Komenskii Ya.A. Velikaya didaktika. T. 1. [Great Didactics. Vol. 1.] Moscow, Gosudarstvennoe Uchebno-pedagogicheskoe izdatel’stvo Narkomprosa RSFSR Publ., 1939. 318 p.).
- Leont’ev A.A. Pedagogicheskoe obshchenie. 2-e izd., pererab. i dop. [Pedagogical Communication. 2nd ed., revised and enlarged]. Moscow, Nal’chik, Izd. tsentr “El’-Fa” Publ., 1996. 93 p. (in Russian).
- Leibniz G.V. Istoriya idei universal’noi kharakteristiki [History of the idea of a universal characteristic]. In: Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 3 [Works in four volumes. Vol. 3]. Moscow, Mysl’ Publ., 1984. Pp. 412–417 (in Russian).
- Leibniz G.V. Ob universal’noi nauke, ili filosofskom ischislenii [On Universal Science, or Philosophical Calculus]. In: Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 3 [Works in four volumes. Vol. 3]. Moscow, Mysl’ Publ., 1984. Pp. 494–500 (in Russian).
- Foucault M. Naissance de la clinique: une archéologie du regard médical. Presses universitaires de France, Paris, 1963, 398 p. (Russ. ed.: Fuko M. Rozhdenie kliniki: Arkheologya vrachebnogo vzglyada [The Birth of a Clinic: Archaeology from a Medical Perspective]. Moscow, Logos Publ., 1998. 422 p.).
- Foucault M. Surveiler et punir. Naissance de la prison. Edition GALIMARD 1975, Paris, 398 p. (Russ. ed.: Fuko M. Nadzirat’ i nakazyvat’. Rozhdenie tyur’my [Discipline and Punish. The Birth of Prison]. Moscow, Muzei sovremennogo iskusstva “Garazh” Publ., 2022. 416 p.).
- Savin M.V. Istoriko-pedagogicheskie vozzreniya Mishelya Fuko. [Historical and Pedagogical Views of Michel Foucault]. Istoriko-pedagogicheskii zhurnal – Historical and Pedagogical Journal. 2012, no 3, pp. 102–14 (in Russian).
- Gal’perin P.YA. Vvedenie v psikhologiyu: Uchebnoe posobie dlya vuzov. 2-e izd. [Introduction to Psychology: A Textbook for Universities. 2nd ed.]. Moscow, Knizhnyi dom “Universitet” Publ., 2000. 336 p. (in Russian).
- Nuttin J. Motivation, Planning, and Action: a relational Theory of Behavior Dynamics. Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, Leuven,1984. Future Time Perspective and Motivation. Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, Leuven, 1985. (Russ. ed.: Nyutten Zh. Motivatsiya, deistvie i perspektiva budushchego [Motivation, Action, and future Perspective]. .Moscow, Smysl Publ., 2004. 608 p.).
- Tolstykh N.N. Razvitie vremennoi perspektivy lichnosti: kul’turno-istoricheskii podkhod: avtoreferat dissertatsii dok. psikhol. nauk [Development of the temporal perspective of the individual: a cultural-historical approach. Abstract of the dis. doct. of psychol. sci.]. Moscow, 2010. 54 p. (in Russian).
- Marks K. Ekonomichesko-filosofskie rukopisi 1844 goda [Economic and philosophical manuscripts of 1844]. In: K. Marks i F. Engel’s. Sochineniya. Izdanie vtoroe. T. 42 [K. Marx and F. Engels. Works. Second edition. V. 42]. Moscow, Izdatel’stvo politicheskoi literatury Publ., 1974. Pp. 41–51 (in Russian).
- Il’enkov E.V. V kakom prostranstve sushchestvuet lichnost’? [In what space does the personality exist?]. In: S chego nachinaetsya lichnost’ [Where does the Personality begin]. Moscow, Politizdat Publ., 1984. Pp. 344–358 (in Russian).
- Nartova-Bochaver S. K. Psikhologicheskoe prostranstvo lichnosti [Psychological space of Personality]. Moscow, Prometei Publ., 2005. 312 p. (in Russian).
- Arsen’ev A.S. Logika organicheskikh sistem i psikhologiya. Filosofskie tezisy s psikhologicheskim kommentariem [Logic of organic systems and psychology. Philosophical theses with psychological commentary]. Razvitie lichnosti – Development of personality. 2013. no 2, pp. 84– 09 (in Russian).
- Komenskii Ya.A. Vseobshchii sovet ob ispravlenii del chelovecheskikh [General Council on the Correction of Human Affairs]. URL: https://roerich-lib.ru/komenskij/6577-vseobshchij-sovet-ob-ispravlenii-del-chelovecheskikh?ysclid=mcvrw1eusz681022439 (accessed 16 July 2025) (in Russian).
- Leibniz G.V. Vil’gel’ma Patsidiya Leibniza Avrora, ili nachala vseobshchei nauki, iskhodyashchie ot Bozhestvennogo sveta na blago chelovecheskogo schast’ya [Wilhelm Pacidius Leibniz Aurora, or the principles of universal science emanating from the Divine light for the benefit of human happiness]. In: Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 3 [Works in four volumes. Vol. 3]. Moscow, Mysl’, 1984. Pp. 401–403 (in Russian).
- Leibnits V.G. Novye opyty o chelovecheskom razumenii avtora sistemy predustanovlennoi garmonii [New experiments on human understanding by the author of the system of pre-established harmony]. In: Sochineniya v 4 t. T.2. [Works in 4 volumes. Vol. 2]. Moscow, Mysl’ Publ., 1983. Pp. 49–547 (in Russian).
- Kant I. Kritika chistogo razuma [Critique of pure reason]. Transl. from German by N. Lossky. Moscow, Mysl’ Publ., 1994. 592 p. (in Russian).
- Serikov V.V. Lichnostnyi podkhod v obrazovanii: kontseptsiya i tekhnologii [Personal approach in education: concept and technology]. Volgograd, Peremena Publ., 1994. 152 p. (in Russian).
- Yamburg E.A. Sovremennyi vzglyad na vechnye problemy vospitaniya v kontekste pedagogicheskogo opyta XX veka [Modern view on the eternal problems of education in the context of the pedagogical experience of the XX century]. In: Izuchenie pedagogicheskoy real’nosti v kontekste kontseptsiy istoricheskogo i prakticheskogo proshlogo [Studying pedagogical reality in the context of concepts of historical and practical past]. Moscow, KURO Publ., 2025. Pp. 272–279 (in Russian).
- Arsenyev A.S. Problema tseli v vospitanii i obrazovanii [The problem of the goal in upbringing and education]. In: Filosofsko-psikhologicheskie problemy razvitiya obrazovaniya [Philosophical and psychological problems of education development]. Moscow, INTOR Publ., 1994. Pp. 35–49 (in Russian).
- Bibler V.S. Dialog kul’tur i shkola XXI veka [Dialogue of cultures and school of the 21st century]. In: Shkola dialoga kul'tur: Idei. Opyt. Problemy [School of dialogue of cultures: Ideas. Experience. Problems]. Kemerovo, “ALEF” Gumanitarnyi tsentr Publ., 1993. Pp. 3–22 (in Russian).
- Mamardashvili M.K. Neobkhodimost’ sebya. Lektsii. Stat’i. Filosofskie zametki [The Necessity of Oneself. Lectures. Articles. Philosophical Notes]. Moscow, Labirint Publ., 1996. 432 p. (in Russian).
- Petrovskii A.V., Slobodchikov V.I., Bim-Bad B.M., Gromyko Yu.V. Zadachi i napravleniya perestroiki pedagogicheskoi nauki [Tasks and Directions of Restructuring Pedagogical Science]. Voprosy psikhologii – Questions of Psychology. 1989, no. 2, pp. 14–19 (in Russian).
- V serdtse 91 [In the Heart 91]. URL: https://www.calameo.com/read/00541115421df6767340b (accessed 20 July 2025) (in Russian).
- Tubel’skii A.N. Uklad shkol’noi zhizni – skrytoe soderzhanie obrazovaniya [The Way of School Life – the Hidden Content of Education]. Voprosy obrazovaniya, 2007, no. 4, pp. 177– 181 (in Russian).
- Jackson F. Life in the Classroom, Teachers College Press, Teachers College, Columbia University, New York, NY, 1968 (Russ. ed.: Dzhekson F. Zhizn’ v klasse in the Classroom. Moscow, Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki Publ., 2016. 248 p.).
- Frumin I.D., El’konin B.D. Obrazovatel’noe prostranstvo kak prostranstvo razvitiya (“shkola vzrosleniya”) [Educational Space as a Development Space (“School of Growing Up”)]. Voprosy psikhologii – Questions of Psychology. 1992, no. 1, pp. 24–33 (in Russian).
- Frumin I.D. Univers – shkola vzrosleniya [Universe – School of Growing Up]. Vesti obrazovaniya. 22.08.2018. URL: https://vogazeta.ru/articles/2018/8/22/quality_of_education/4366-univers__shkola_vzrosleniya?ysclid=mdbdrbxhmu20487778 (accessed 20 July 2025) (in Russian).
Дополнительные файлы



