Основы педагогики: дисциплина или уклад?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается одна из ключевых проблем, сложившихся в истории педагогики под влиянием двух концепций образования и способов его организации. Это механистический и гуманистический подходы. Противопоставление естественннучной парадигмы и гуманитарной парадигмы для педагогики не ново. В данном случае актуальность обращения к проблеме определяется необходимостью рефлексии отношения к наследию классической дидактики. Анализируются исторические условия возникновения дидактики, когда научное объяснение опиралось на достижения механики и математики. Именно математические и механистические способы понимания мира и его законов предопределили подход Я.А. Коменского к построению дидактической системы. Из всего наследия философии рационализма мы выбрали научные построения В.Г. Лейбница. Это яркий образец претензии математического подхода к пониманию всего мироустройства. Механическое устройство и числовой порядок легли в основу организации времени и пространства в школе, в основу школьной дисциплины. Обобщенная характеристика дисциплинарной системы образования дана с привлечением работ М. Фуко. Различия дисциплинарной педагогики и гуманистической педагогики представлено противопоставлением «механизм – организм», «механический агрегат – органическая система». Для объяснения этого противопоставления использована аргументация, данная российским философом и психологом А.С. Арсеньевым. Проекты школы как органической системы рассмотрены на примерах экспериментальной школы № 91 г. Москвы и школы «Универс» г. Красноярска. Для понимания особенностей организации образования в этих школах использовано понятие «уклад», введенное основателем «Школы самоопределения» А.Н. Тубельским. Уклад школы ассоциируется с теми феноменами, которые определяются как «скрытое образование» – это влияние среды школы, ее неформальной жизни на становление мировоззрения ее учеников. В завершение приведено описание проекта И.Д. Фрумина и Б.Д. Эльконина, реализованного в школе «Универс» и названного «Школой взросления». Основная идея проекта состоит в разграниченгиии возрастного и невозрастного пространств школы. Возрастное пространство строится в соответствии с идеей взросления, особенности возраста отражены в регламентации занятий, в архитектуре и дизайне учебных помещений. Невозрастное пространство это пространство общения всех возрастов, место их встречи.

Об авторах

Александр Михайлович Медведев

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: al.medvedeff2009@yandex.ru
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Москва, Россия

Ирина Викторовна Жуланова

Московский городской педагогический университет

Email: irina.julanova2010@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент дирекции образовательных программ Москва, Россия

Список литературы

  1. Vеšкеré Spisy Jana Amosa Komenského. Sv. IV v. Brno, 1913. 324 p. (Russ. ed.: Komenskii Ya.A. Velikaya didaktika. T. 1. [Great Didactics. Vol. 1.] Moscow, Gosudarstvennoe Uchebno-pedagogicheskoe izdatel’stvo Narkomprosa RSFSR Publ., 1939. 318 p.).
  2. Leont’ev A.A. Pedagogicheskoe obshchenie. 2-e izd., pererab. i dop. [Pedagogical Communication. 2nd ed., revised and enlarged]. Moscow, Nal’chik, Izd. tsentr “El’-Fa” Publ., 1996. 93 p. (in Russian).
  3. Leibniz G.V. Istoriya idei universal’noi kharakteristiki [History of the idea of a universal characteristic]. In: Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 3 [Works in four volumes. Vol. 3]. Moscow, Mysl’ Publ., 1984. Pp. 412–417 (in Russian).
  4. Leibniz G.V. Ob universal’noi nauke, ili filosofskom ischislenii [On Universal Science, or Philosophical Calculus]. In: Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 3 [Works in four volumes. Vol. 3]. Moscow, Mysl’ Publ., 1984. Pp. 494–500 (in Russian).
  5. Foucault M. Naissance de la clinique: une archéologie du regard médical. Presses universitaires de France, Paris, 1963, 398 p. (Russ. ed.: Fuko M. Rozhdenie kliniki: Arkheologya vrachebnogo vzglyada [The Birth of a Clinic: Archaeology from a Medical Perspective]. Moscow, Logos Publ., 1998. 422 p.).
  6. Foucault M. Surveiler et punir. Naissance de la prison. Edition GALIMARD 1975, Paris, 398 p. (Russ. ed.: Fuko M. Nadzirat’ i nakazyvat’. Rozhdenie tyur’my [Discipline and Punish. The Birth of Prison]. Moscow, Muzei sovremennogo iskusstva “Garazh” Publ., 2022. 416 p.).
  7. Savin M.V. Istoriko-pedagogicheskie vozzreniya Mishelya Fuko. [Historical and Pedagogical Views of Michel Foucault]. Istoriko-pedagogicheskii zhurnal – Historical and Pedagogical Journal. 2012, no 3, pp. 102–14 (in Russian).
  8. Gal’perin P.YA. Vvedenie v psikhologiyu: Uchebnoe posobie dlya vuzov. 2-e izd. [Introduction to Psychology: A Textbook for Universities. 2nd ed.]. Moscow, Knizhnyi dom “Universitet” Publ., 2000. 336 p. (in Russian).
  9. Nuttin J. Motivation, Planning, and Action: a relational Theory of Behavior Dynamics. Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, Leuven,1984. Future Time Perspective and Motivation. Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, Leuven, 1985. (Russ. ed.: Nyutten Zh. Motivatsiya, deistvie i perspektiva budushchego [Motivation, Action, and future Perspective]. .Moscow, Smysl Publ., 2004. 608 p.).
  10. Tolstykh N.N. Razvitie vremennoi perspektivy lichnosti: kul’turno-istoricheskii podkhod: avtoreferat dissertatsii dok. psikhol. nauk [Development of the temporal perspective of the individual: a cultural-historical approach. Abstract of the dis. doct. of psychol. sci.]. Moscow, 2010. 54 p. (in Russian).
  11. Marks K. Ekonomichesko-filosofskie rukopisi 1844 goda [Economic and philosophical manuscripts of 1844]. In: K. Marks i F. Engel’s. Sochineniya. Izdanie vtoroe. T. 42 [K. Marx and F. Engels. Works. Second edition. V. 42]. Moscow, Izdatel’stvo politicheskoi literatury Publ., 1974. Pp. 41–51 (in Russian).
  12. Il’enkov E.V. V kakom prostranstve sushchestvuet lichnost’? [In what space does the personality exist?]. In: S chego nachinaetsya lichnost’ [Where does the Personality begin]. Moscow, Politizdat Publ., 1984. Pp. 344–358 (in Russian).
  13. Nartova-Bochaver S. K. Psikhologicheskoe prostranstvo lichnosti [Psychological space of Personality]. Moscow, Prometei Publ., 2005. 312 p. (in Russian).
  14. Arsen’ev A.S. Logika organicheskikh sistem i psikhologiya. Filosofskie tezisy s psikhologicheskim kommentariem [Logic of organic systems and psychology. Philosophical theses with psychological commentary]. Razvitie lichnosti – Development of personality. 2013. no 2, pp. 84– 09 (in Russian).
  15. Komenskii Ya.A. Vseobshchii sovet ob ispravlenii del chelovecheskikh [General Council on the Correction of Human Affairs]. URL: https://roerich-lib.ru/komenskij/6577-vseobshchij-sovet-ob-ispravlenii-del-chelovecheskikh?ysclid=mcvrw1eusz681022439 (accessed 16 July 2025) (in Russian).
  16. Leibniz G.V. Vil’gel’ma Patsidiya Leibniza Avrora, ili nachala vseobshchei nauki, iskhodyashchie ot Bozhestvennogo sveta na blago chelovecheskogo schast’ya [Wilhelm Pacidius Leibniz Aurora, or the principles of universal science emanating from the Divine light for the benefit of human happiness]. In: Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 3 [Works in four volumes. Vol. 3]. Moscow, Mysl’, 1984. Pp. 401–403 (in Russian).
  17. Leibnits V.G. Novye opyty o chelovecheskom razumenii avtora sistemy predustanovlennoi garmonii [New experiments on human understanding by the author of the system of pre-established harmony]. In: Sochineniya v 4 t. T.2. [Works in 4 volumes. Vol. 2]. Moscow, Mysl’ Publ., 1983. Pp. 49–547 (in Russian).
  18. Kant I. Kritika chistogo razuma [Critique of pure reason]. Transl. from German by N. Lossky. Moscow, Mysl’ Publ., 1994. 592 p. (in Russian).
  19. Serikov V.V. Lichnostnyi podkhod v obrazovanii: kontseptsiya i tekhnologii [Personal approach in education: concept and technology]. Volgograd, Peremena Publ., 1994. 152 p. (in Russian).
  20. Yamburg E.A. Sovremennyi vzglyad na vechnye problemy vospitaniya v kontekste pedagogicheskogo opyta XX veka [Modern view on the eternal problems of education in the context of the pedagogical experience of the XX century]. In: Izuchenie pedagogicheskoy real’nosti v kontekste kontseptsiy istoricheskogo i prakticheskogo proshlogo [Studying pedagogical reality in the context of concepts of historical and practical past]. Moscow, KURO Publ., 2025. Pp. 272–279 (in Russian).
  21. Arsenyev A.S. Problema tseli v vospitanii i obrazovanii [The problem of the goal in upbringing and education]. In: Filosofsko-psikhologicheskie problemy razvitiya obrazovaniya [Philosophical and psychological problems of education development]. Moscow, INTOR Publ., 1994. Pp. 35–49 (in Russian).
  22. Bibler V.S. Dialog kul’tur i shkola XXI veka [Dialogue of cultures and school of the 21st century]. In: Shkola dialoga kul'tur: Idei. Opyt. Problemy [School of dialogue of cultures: Ideas. Experience. Problems]. Kemerovo, “ALEF” Gumanitarnyi tsentr Publ., 1993. Pp. 3–22 (in Russian).
  23. Mamardashvili M.K. Neobkhodimost’ sebya. Lektsii. Stat’i. Filosofskie zametki [The Necessity of Oneself. Lectures. Articles. Philosophical Notes]. Moscow, Labirint Publ., 1996. 432 p. (in Russian).
  24. Petrovskii A.V., Slobodchikov V.I., Bim-Bad B.M., Gromyko Yu.V. Zadachi i napravleniya perestroiki pedagogicheskoi nauki [Tasks and Directions of Restructuring Pedagogical Science]. Voprosy psikhologii – Questions of Psychology. 1989, no. 2, pp. 14–19 (in Russian).
  25. V serdtse 91 [In the Heart 91]. URL: https://www.calameo.com/read/00541115421df6767340b (accessed 20 July 2025) (in Russian).
  26. Tubel’skii A.N. Uklad shkol’noi zhizni – skrytoe soderzhanie obrazovaniya [The Way of School Life – the Hidden Content of Education]. Voprosy obrazovaniya, 2007, no. 4, pp. 177– 181 (in Russian).
  27. Jackson F. Life in the Classroom, Teachers College Press, Teachers College, Columbia University, New York, NY, 1968 (Russ. ed.: Dzhekson F. Zhizn’ v klasse in the Classroom. Moscow, Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki Publ., 2016. 248 p.).
  28. Frumin I.D., El’konin B.D. Obrazovatel’noe prostranstvo kak prostranstvo razvitiya (“shkola vzrosleniya”) [Educational Space as a Development Space (“School of Growing Up”)]. Voprosy psikhologii – Questions of Psychology. 1992, no. 1, pp. 24–33 (in Russian).
  29. Frumin I.D. Univers – shkola vzrosleniya [Universe – School of Growing Up]. Vesti obrazovaniya. 22.08.2018. URL: https://vogazeta.ru/articles/2018/8/22/quality_of_education/4366-univers__shkola_vzrosleniya?ysclid=mdbdrbxhmu20487778 (accessed 20 July 2025) (in Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».