Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов (на примере представителей стран центрального азиатского региона)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление роли межкультурной компетентности как предиктора успешности социально-психологической и академической адаптации иностранных студентов из стран Центрального Азиатского региона (ЦАР) – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Объем выборки составил 106 человек. Проведен корреляционный анализ, выявивший статистически значимые положительные связи между показателями межкультурной компетентности и различными аспектами адаптации. Результаты исследования подтверждают гипотезу о межкультурной коммуникации как важном предикторе адаптационного потенциала студентов из ЦАР. При этом выявлены некоторые специфические особенности связи компонентов межкультурной компетентности с адаптационными параметрами. Полученные данные подчеркивают необходимость целенаправленного развития межкультурной компетентности в программах поддержки иностранных студентов из ближнего зарубежья.

Об авторах

Сергей Анатольевич Иванчин

Пензенский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: iv-serg@bk.ru
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры «общая психология» Пенза, Россия

Всеволод Валентинович Константинов

Пензенский государственный университет

Email: konstantinov_vse@mail.ru
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой «общая психология» Пенза, Россия

Список литературы

  1. Grigor’eva A.A. Kommunikativnaya adaptatsiya inostrannykh studentov v rossiyskom vuze: teoriya i praktika [Communicative adaptation of foreign students in a Russian university: Theory and practice]. Moscow, RUDN Publ., 2006. 210 p. (in Russian).
  2. Grigor’eva A.A. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptatsii inostrannykh studentov [Psychological and pedagogical support of foreign students’ adaptation]. Moscow, Flinta; Nauka Publ., 2013. 168 p. (in Russian).
  3. Lebedeva N.M. Sotsial’naya psikhologiya akkulturatsii etnicheskikh grupp: Teoreticheskie i empiricheskie issledovaniya. Dis. dokt. psikhol. nauk [Social psychology of acculturation of ethnic groups: Theoretical and empirical research. Dr. psych. sci. diss.]. Moscow, 1997. 476 p. (in Russian).
  4. Ivanchin S.A., Konstantinov V.V. Priekhavshiye uchit’sya: Formirovanie adaptatsionnoy gotovnosti k uchebnoy deyatelnosti u inostrannykh studentov [Coming to study: Developing adaptive readiness for academic activities among foreign students]. Penza, Penza State University Publ., 2023. 200 p. ISBN 978-5-907752-27-6 (in Russian).
  5. Lebedeva N.M. Strategii mezhkul’turnogo vzaimodeystviya migrantov i naseleniya Rossii [Strategies of intercultural interaction between migrants and the population of Russia]. Moscow, RUDN Publ., 2009. 423 p. (in Russian).
  6. Ivanchin S.A., Konstantinov V.V., Romanova M.V. Nastol’naya kniga kuratora inostrannykh studentov: metodicheskie rekomendatsii [Handbook for curators of foreign students: Methodological recommendations]. Penza, Penza State University Publ., 2024. 84 p. (in Russian).
  7. Pavlenko V.N., Taglin S. A. Adaptatsiya migrantov: kognitivnyy i lichnostnyy aspekty [Adaptation of migrants: Cognitive and personality aspects]. Psikhologicheskiy zhurnal – Psychological Journal, 2013, vol. 34, no. 4, pp. 89–101 (in Russian).
  8. Platonov Yu.P. Etnicheskaya psikhologiya [Ethnic psychology]. St. Petersburg, Rech’ Publ., 2001. 320 p. (in Russian).
  9. Van de Vijver F.J.R., Leung K. Methods and Data Analysis for Cross-Cultural Research. Thousand Oaks, CA, Sage Publications, 1997. 188 p.
  10. Ward C., Kennedy A. The Measurement of Sociocultural Adaptation. International Journal of Intercultural Relations, 1999, vol. 23, no. 4, pp. 659–677.
  11. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. New York, Springer Publishing Company, 1984. 456 p.
  12. Deardorff D.K. (ed.) The SAGE Handbook of Intercultural Competence. Thousand Oaks, CA, Sage Publ., 2009. 542 p.
  13. Berry J.W. Immigration, Acculturation, and Adaptation. Applied Psychology: An International Review, 1997, vol. 46, no. 1, pp. 5–34.
  14. Ward C. Acculturation. In: Landis D., Bhagat R. S. (eds.) Handbook of intercultural training. 2nd ed. Thousand Oaks, CA, Sage Publications, 1996, pp. 124–147.
  15. Ward C., Kennedy A. Psychological and Sociocultural Adjustment during Cross-Cultural Transitions: A Comparison of Secondary Students Overseas and at Home. International Journal of Psychology, 1993, vol. 28, no. 2, pp. 129–147.
  16. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. New York, W.H. Freeman, 1997. 604 p.
  17. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Resilience at Work: How to Succeed No Matter What Life Throws at You. New York, AMACOM, 2005. 256 p.
  18. Cohen S., Wills T.A. Stress, social support, and the buffering hypothesis. Psychological Bulletin, 1985, vol. 98, no. 2, pp. 310–357.
  19. Berry J.W. (ed.) Mutual Intercultural Relations. Cambridge, Cambridge University Press, 2017. 438 p.
  20. Berry J.W. Family and Youth Development: Some Concepts and Findings Linked to The Ecocultural and Acculturation Models. Societies, 2022, vol. 12, no. 6, p. 181. doi: 10.3390/soc12060181
  21. Byram M. Teaching and Assessing Intercultural Communicative Competence. Clevedon, Multilingual Matters, 1997. 124 p.
  22. Deardorff D.K. The Identification and Assessment of Intercultural Competence as a Student Outcome of Internationalization at Institutions of Higher Education in the United States. PhD diss. Raleigh, North Carolina State University, 2004. 265 p.
  23. Sam D.L., Berry J.W. (eds.) The Cambridge Handbook of Acculturation Psychology. Cambridge, Cambridge University Press, 2006. 536 p.
  24. Searle W., Ward C. The prediction of psychological and sociocultural adjustment during cross-cultural transitions. International Journal of Intercultural Relations, 1990, vol. 14, no. 4, pp. 449–464.
  25. Spitzberg B.H. A model of intercultural communication competence. In: Samovar L.A., Porter R.E. (eds.) Intercultural communication: A reader. 9th ed. Belmont, CA, Wadsworth, 2000, pp. 375–387 (Original work published 1983).
  26. Lebedeva N.M., Tatar’ko A.N. Tsennosti kul’tury i razvitie obshchestva [Values of culture and social development]. Moscow, GUP VShE Publ., 2007. 527 p. (in Russian).
  27. Lebedeva N.M., Plotka I.D. (eds.) Mezhkul’turnye otnosheniya v usloviyakh sotsial’noy neustoychivosti [Intercultural relations in conditions of social instability]. Moscow, RUDN Publ., 2017. 352 p. (in Russian).
  28. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya: Uchebnik dlya vuzov [Pedagogical psychology: University textbook]. 2nd ed., revised and supplemented. Moscow, Logos Publ., 2000. 384 p. (in Russian).
  29. Slastenin V.A., Kashirin V.P. Psikhologiya i pedagogika: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Psychology and pedagogy: Textbook for university students]. Moscow, Akademiya Publ., 2001. 480 p. (in Russian).
  30. Stephanenko T.G. Etnopsikhologiya: uchebnik dlya vuzov [Ethnopsychology: University textbook]. 3rd ed., revised and supplemented. Moscow, Aspect Press Publ., 2004. 368 p. (in Russian).
  31. Stephanenko T.G. Sotsial’naya psikhologiya v kul’turno-istoricheskoy perspektive [Social psychology in cultural-historical perspective]. Moscow, Yurayt Publ., 2015. 431 p. (in Russian).
  32. Fantini A.E. A Central Concern: Developing Intercultural Competence. SIT Occasional Papers Series. Brattleboro, VT, School for International Training, 2000, 18 p.
  33. Li J., Xue E., He Y. Adjustment to Chinese Culture and Mental Health Issues among International students on Chinese University Campuses during the COVID-19
  34. Li J., Xue E., He Y. Adjustment to Chinese Culture and Mental Health Issues among International students on Chinese University Campuses during the COVID-19 Pandemic: A Collaborative Ethnographic Study. Behavioral Sciences, 2023, vol. 13, no. 7, p. 526. doi: 10.3390/bs13070526
  35. Deardorff D.K. Identification and Assessment of Intercultural Competence as a Student Outcome of Internationalization. Journal of Studies in International Education, 2006, vol. 10, no. 3, pp. 241–266.
  36. Khukhlaev O.E., Chibisova M.Yu., Kuznetsov I.M., Shelkova E.N. Osnovy mezhkul’turnoy kompetentsii: uchebno-metodicheskoe posobie [Fundamentals of intercultural competence: Educational and methodological guide]. Moscow, MGPPU Publ., 2014. 64 p. (in Russian).
  37. Khukhlaev O.E., Pavlova O.S., Chibisova M.Yu. (eds.) Polikul’turnoe obrazovanie i etnokul’turnoe razvitie [Multicultural education and ethnocultural development]. Moscow, MGPPU Publ., 2019. 224 p. (in Russian).
  38. Soldatova G.U. Psikhologiya mezhetnicheskoy napryozhennosti [Psychology of interethnic tension]. Moscow, Smysl Publ., 1998. 389 p. (in Russian).
  39. Soldatova G.U., Shaygerova L.A., Sharova O.D. Zhit’ v mire s soboy i drugimi: Trening tolerantnosti dlya podrostkov [Living in peace with yourself and others: A tolerance training program for adolescents]. 2nd ed., revised and reprinted. Moscow, Genеzis Publ., 2001. 112 p. (in Russian).
  40. Pluzhnik I.L. Formirovanie mezhkul’turnoy kompetentnosti studentov v protsesse obucheniya v vuze. Dis. dokt. ped. nauk [Formation of intercultural competence of students in the process of university education. Diss. doct. of ped. sci.]. Tyumen, 2003. 398 p. (in Russian).
  41. Pluzhnik I.L. Mezhkul’turnaya kommunikatsiya v kontekste sovremennoy obrazovatel’noy paradigmy [Intercultural communication in the context of the modern educational paradigm]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta – Tyumen State University Herald, 2010, no. 1, pp. 181–188 (in Russian).
  42. Pochebut L.G. Sotsial’naya psikhologiya tolernntnosti [Social psychology of tolerance]. St. Petersburg, St. Petersburg University Publ., 2005. 286 p. (in Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».