№ 3 (2025)
ПЕДАГОГИКА
ESG-образование в Российских университетах
Аннотация
Успешная реализация концепции устойчивого развития (далее – УР) зависит от активного взаимодействия представителей общества во всех направлениях деятельности человечества, в которой важную роль предопределяют образованию. Особенно выделяются университеты, которые способствуют становлению и внедрению высшего образования в области УР, опираясь на принципы ESG, иными словами, действуют в экологическом (E (англ. абб.) – environment), социальном (S (англ. абб.) – social) и управленческом (G (англ. абб.) – governance) направлениях УР. Начиная с 2015 г. российские университеты разрабатывают собственные стратегии УР и трансформируют организационные структуры, способствующие реализации Целей устойчивого развития ООН (далее – ЦУР). Российские образовательные организации высшего образования (далее – ООВО) также накопили определенный опыт реализации образовательных программ по формированию компетенций для специалистов в области УР. В представленной сравнительной аналитике рассмотрены образовательные программы бакалавриата, магистратуры, дополнительного профессионального образования и повышения квалификации, по таким профилям как экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление, юриспруденция и экология. В результате исследования установлено, что фундамент образования в интересах устойчивого развития (далее – ОУР) был заложен в России еще в 1990-х годах, однако как массовое явление фиксируется в последние 5 лет. На момент становления наибольшую активность проявляли ведущие университеты, которые в основном сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. На текущий момент возросло количество образовательных программ магистерской подготовки, при этом доля региональных университетов в их реализации в последнее время значительно возросла, достигнув почти 40–45%.
5 - 28
Анализ аспектов цифровой трансформации образовательной системы России
Аннотация
Статья посвящена комплексному анализу цифровой трансформации системы образования, которая рассматривается как кардинальное изменение педагогической парадигмы под влиянием современных технологий. Авторы выделяют ключевые аспекты цифровизации, включая техническое оснащение, развитие цифровых ресурсов, формирование цифровой культуры и нормативно-правовой базы. Особое внимание уделяется преимуществам цифровых технологий, таким как персонализация обучения, повышение наглядности учебного материала и развитие критического мышления у учащихся. Рассматриваются основные проблемы цифровой трансформации: региональные различия в доступе к технологиям, недостаточная подготовка педагогических кадров и необходимость методологического обоснования эффективности цифровых инструментов. Авторы подчеркивают важность баланса между технологическими инновациями и педагогической целесообразностью, а также необходимость междисциплинарных исследований для оценки долгосрочного влияния цифровизации на качество образования. Перспективными направлениями развития являются создание адаптивных образовательных сред, внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности, а также прозрачность образовательных процессов. Статья представляет интерес для исследователей, педагогов и менеджеров образования, занимающихся вопросами цифровой трансформации.
29 - 43
Исследование развития китайского образования для пожилых людей с помощью искусственного интеллекта
Аннотация
Китай стремительно вступает в эпоху стареющего общества. Традиционные модели образования для пожилых сталкиваются с такими проблемами, как нехватка ресурсов, однообразие методов и ограниченный охват, что затрудняет удовлетворение растущих потребностей в обучении пожилого населения. Быстрое развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) предоставляет новые идеи и решения для преодоления этих трудностей. Искусственный интеллект способен обеспечить персонализацию обучения, ассистировать в преподавании, создавать погружающий учебный опыт, оптимизировать образовательный процесс через анализ больших данных, тем самым способствуя образовательной справедливости и активному старению. Однако глубокая интеграция ИИ в образование для пожилых сталкивается с рядом вызовов. Китай уже начал изучать применение ИИ в этой сфере. В будущем необходимо усилить стратегическое планирование, увеличить финансовые вложения, усовершенствовать учебные программы, укрепить преподавательский состав и углубить интеграцию технологий ИИ в сферу образования для пожилых. Это позволит создать более комфортные условия для обучения старшего поколения, повысить качество образования и реализовать концепцию активного старения.
44 - 57
ПСИХОЛОГИЯ
Проявления эскапизма в молодежной среде
Аннотация
В статье исследуется феномен эскапизма, рассматриваются его основные свойства. Подчеркивается сложный и амбивалентный характер эскапизма как социального, культурного и психологического явления, анализируется характер его востребованности реалиями подлинной и виртуальной жизни. Прослеживается идея о том, что жизнь современного индивида, в особенности молодого, протекает в пространстве двух миров – реального и виртуального, что придает существованию противоречивые смыслы и неоднозначные по своим воздействиям последствия. Обращается внимание на то, что эскапизм, как образ жизни, мышления и соответствующие социальные действия, всегда присутствует в человеческой истории, испытывая влияние специфики исторического и культурного контекста. Гибридное существование в реальном и виртуальном мире противоречивым образом сказывается на когнитивных способностях молодых людей и подростков, выборе ими поведенческих стратегий. Исследуются отличия между реальным и виртуальным эскапизмом, показываются содержащиеся в каждом из них позитивные и негативные смыслы. Отмечается, что чрезмерное пребывание в пространстве Интернета и социальных сетей приводит к минимизированию способностей к критическому мышлению, адекватному восприятию процессов, происходящих в подлинном мире. Указывается на то, что неопределенность современных форм жизни, их все большее усложнение имеют своим следствием «бегство» от реалий мира в мир иллюзий и симулякров, которыми изобилует виртуальность, столь привлекательная для молодежи. Обращается внимание на то, что бытие в виртуальном мире становится для многих молодых людей своеобразным мейнстримом и ценностным ориентиром. Подчеркивается, что с помощью цифровых инструментов становится возможным преодоление негативных аспектов реальной жизни, обладающих травмирующим эффектом, с чем не желают мириться многие подростки и молодые люди. Прослеживается мысль о том, что бытие в виртуальности, и в особенности цифровая зависимость, создают многочисленные риски эскапизма, одной из форм выражения которого становится одиночество как наиболее комфортная и эффективная стратегия выживания.
58 - 68
Психолого-педагогический анализ доступности и проектировочных решений цифровой образовательной среды для обучающихся с нарушениями зрения
Аннотация
В эпоху глобальной цифровизации особую актуальность приобретают проблемы проектирования веб-контента, ориентированного на потребности разных категорий пользователей, в том числе и лиц с нарушениями зрения. В России данная деятельность регламентируется ГОСТ Р 52872-2019 и приказами Минцифры России. Однако в нашей стране соблюдение норм, определяющих проектирование доступной цифровой образовательной среды, носит добровольный характер. В результате слепые и слабовидящие пользователи нередко сталкиваются с трудностями, возникающими у них при доступе к цифровым образовательным, развлекательным и социальным сервисам. Сложившаяся ситуация обусловила необходимость выявления актуального состояния доступности онлайн-платформ для слепых и слабовидящих пользователей, поиска оптимальных решений, обеспечивающих доступность цифровой образовательной среды лицам с нарушениями зрения. При работе свое применение нашли методы (эвристический, анализ данных, тестирование, обобщения полученных результатов, статистической обработки данных (критерий Колмогорова-Смирнова), методики оценки индекса клиентских усилий (Customer Effort Score) и элементы построения карты-пути пользователя (Customer Journey Map, CJM). Пользователям предлагалось решить 8 стандартных пользовательских задач. В исследовании на добровольной основе задействовались 10 слепых и 10 слабовидящих обучающихся в возрасте от 15 до 20 лет из городов Москва, Ульяновск и Чебоксары. Результаты исследования позволяют расширить представления об особенностях работы слепых и слабовидящих пользователей в условиях цифровой образовательной среды. Согласно полученным данным, проектирование цифровой образовательной среды предусматривает необходимость учета международного и отечественного опыта; создание общей нормативной базы для всех стран; анализа доступности веб-инструментов; ориентации на особенности восприятия информации слепыми и слабовидящими, их навигации в цифровом пространстве, функционирования программ экранного доступа и программ увеличения экрана; принятия общих для всех разработчиков критериев доступности контента. Представленные данные найдут применение у разработчиков и исследователей, решающих проблемы создания цифровых инструментов для лиц с нарушениями зрения и других категорий пользователей.
69 - 88


