Социальные механизмы управления в Китае под воздействием глобализации
- Авторы: Zhao Y.1
-
Учреждения:
- МГУ имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 5, № 1 (2025)
- Страницы: 90-103
- Раздел: СОЦИОЛОГИЯ
- URL: https://medbiosci.ru/2782-2966/article/view/313805
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2025-5-1-90-103
- ID: 313805
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению эволюции социального управления в Китае в условиях глобализации, начиная с дореформенного периода и заканчивая современным этапом. Для достижения этой цели решаются задачи, состоящие в анализе научной и учебной литературы о трансформации механизмов социального обеспечения, влиянии глобализации на социальную политику, а также роли социокультурных факторов в формировании системы социального управления. Подчеркивается, что в литературе уделяется внимание как традиционным аспектам китайского общества, таким как коллективизм, иерархичность и семейные связи, так и современным тенденциям, связанным с развитием гражданского общества, волонтерством и патриотизмом. Наиболее перспективным направлением исследования авторы считают изучение влияния 20-го Национального съезда Коммунистической партии Китая на совершенствование системы социального управления, концепцию объединения власти и акцент на верховенстве закона. В статье анализируются примеры конкретных социальных механизмов, таких как реформы в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и пособий по безработице. Особое внимание уделяется переходу от модели социального контроля к социальному управлению, основанному на демократии, верховенстве закона и плюралистическом сотрудничестве между государством и обществом. Авторы приходят к выводу, что социальное управление в Китае в условиях глобализации направлено на создание гармоничного и процветающего общества, где каждый гражданин может реализовать свой потенциал, а государство обеспечивает стабильность и развитие на основе принципов демократии и верховенства закона. В заключение подчеркивается важность дальнейшего изучения социокультурных факторов и адаптации системы социального управления к новым вызовам и условиям глобализации для обеспечения долгосрочной стабильности и развития китайского общества.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
С конца 1970-х годов Китай претерпел фундаментальные экономические преобразования,
перейдя от социалистической модели к рыночной экономике. Этот переход оказал глубокое влияние на систему социального обеспечения страны, которая ранее была неотъемлемой частью социалистической системы. По мере того как Китай интегрировался в мировую экономику, силы глобализации все больше влияли на реформу его социальной политики. До реформ городская система социального обеспечения была тесно переплетена с экономической системой государственных предприятий (ГП). Государственные предприятия служили основой социалистической экономики Китая, одновременно участвуя в экономическом производстве и обеспечивая социальную защиту. Правительство осуществляло централизованный контроль за экономической деятельностью и предоставляло социальные пособия через эти государственные предприятия.
В отличие от этого, сельские районы опирались на коллективные организации, где фермеры совместно владели сельскохозяйственными угодьями, что служило основой как для экономического производства, так и для социальной защиты. Коллективные структуры играли жизненно важную роль в обеспечении благосостояния сельских общин.
Переход к рыночной экономике и растущее влияние глобализации потребовали внесения существенных изменений в механизмы социального управления в Китае. Ликвидация традиционной системы государственных предприятий и переход к индивидуальной ответственности за экономическое благополучие поставили новые задачи в области социального обеспечения. Более того, приток мирового капитала, технологий и идей еще больше усложнил ситуацию с социальным управлением в Китае.
Социальные механизмы, которые Китай использует для решения проблем, а именно реформы в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и пособий по безработице. Важным моментом, который следует признать, является то, что, несмотря на относительно низкий уровень экономического развития Китая до проведения реформ, дореформенная система социального обеспечения явно правлялась с необходимой социальной защитой китайского населения, а именно меры по обеспечению элементарных средств к существованию, которые эффективно предотвратили массовый голод и способствовали обеспечению начального образования, заложив основу для будущего развития человеческого капитала. После начала экономических реформ в конце 1970-х годов китайское правительство проводило четкую политику реформ, адаптированную к конкретным условиям городских и сельских районов, признавая структурные различия, присущие этим сферам общества.
Методы и критерии отбора литературных источников
Дореформенная система социального управления в Китае развивалась в особом политическом и социально-экономическом контексте, определявшемся несколькими факторами.
Во-первых, ее идеологическая направленность была прочно укоренена в социалистической программе, подчеркивающей равенство и социальную справедливость и поощряющей коллективный подход как к экономической, так и к социальной жизни. Социалистическая идеология требовала, чтобы правительство брало на себя основную, если не полную ответственность за социальную защиту граждан, граждая их от таких социальных последствий, как голод и нищета. Обязательство правительства распространялось на различные формы оказания социальной помощи нуждающимся лицам, отражая всестороннюю приверженность социального обеспечения. Как отмечает X. Guan, социальная политика Китая в этот период была направлена на создание «развивающегося государства всеобщего благосостояния», где государство играло центральную роль в предоставлении социальных услуг (Guan 2005).
Во-вторых, обязательство было политически оформлено как первостепенный императив Коммунистической партии и социалистического правительства. Особенно в эпоху холодной войны, в условиях идеологической и политической конкуренции между капиталистическим и коммунистическим блоками, система социального обеспечения служила инструментом демонстрации предполагаемого превосходства коммунистического режима в обеспечении минимального уровня жизни своего населения, тем самым укрепляя его легитимность. E. Laurent подчеркивает, что в период холодной войны социальное обеспечение было важным элементом идеологической борьбы между двумя блоками (Laurent 2020).
В-третьих, социалистическая модель экономического развития, господствовавшая в этот период, существенно повлияла на структуру и функционирование системы социального обеспечения. Государственные предприятия (ГП) были основной движущей силой программы индустриализации Китая, при этом экономическая деятельность планировалась централизованно и контролировалась правительством. Следовательно, для работников, занятых на госпредприятиях, как заработная плата, так и социальные пособия подлежали централизованному планированию и регулированию, что еще больше укрепило роль государства как основного поставщика социального обеспечения. Такой централизованный контроль арантировал определенную степень единообразия и всесторонности социального обеспечения, хотя и в рамках ограничений, налагаемых преобладающей экономической моделью.
О.А. Дамбаева, В.С. Морозова отмечают, что
китайская модель социального управления до реформ характеризовалась централизацией и всеобъемлющим контролем со стороны государства (Дамбаева, Морозова 2013).
В рамках дореформенной системы неразрывная связь между занятостью и социальным обеспечением делала их практически неразделимыми. Государственные служащие получали относительно низкую заработную плату, которая, однако, компенсировалась полным пакетом социальных пособий, обеспечивающих определенную степень экономической безопасности, несмотря на скромную заработную плату. В сельской местности организационная структура народной коммуны, коллективного хозяйствующего субъекта, играла решающую роль. Членство в коммуне, охватывающее практически всех фермеров, гарантировало равный доступ к находящимся в коллективной собственности сельскохозяйственным угодьям, фактически обеспечивая прожиточный минимум для всех членов общины. Кроме того, эта коллективная экономическая база способствовала развитию некоторых универсальных социальных услуг, в частности базового образования и здравоохранения, наряду с созданием системы социальной помощи в сельской местности. А.Г. Рунова анализирует модель социального управления в Китае и подчеркивает важность коллективных форм хозяйствования в дореформенный период (Рунова 2020).
Помимо этих формальных структур, китайское правительство также уделяло значительное внимание роли семьи и родственных связей в оказании поддержки тем, кто не может активно участвовать в экономической деятельности. Следовательно, доступ к социальным пособиям, предоставляемым коллективными организациями, был в первую очередь ограничен лицами, не имеющими структур семейной поддержки, такими как одинокие пожилые люди, что подчеркивает важность поддержки семьи в рамках более широкой системы социального обеспечения. Такая опора на семью и родственные связи служила дополнением к официальной системе социального обеспечения и подчеркивала взаимосвязь между формальными и неформальными механизмами социальной поддержки. Л.С. Веселова, П.П. Дерюгин, Л.А. Лебединцева считают, что китайская социология всегда уделяла большое внимание роли семьи и традиционным ценностям в социальной организации общества (Веселова, Дерюгин, Лебединцева 2018).
Выявление основных социальных механизмов управления, действующих в современном Китае. В контексте модернизации системы государственного управления в Китае целью социального управления является формирование социального механизма, основанного на взаимодействии правительства и народа в процессе принятия решений по вопросам государственной важности. Данный механизм призван стимулировать и укреплять доверие к народу, а также мотивировать чувство ответственности за общество и государственные дела, обеспечивая тем самым максимизацию общественных интересов и повышение уровня общественного сознания. Как отмечает M. Wang, модернизация социального управления в Китае направлена на создание «гармоничного социалистического общества», где интересы государства и народа совпадают (Wang 2018).
Расширение участия народа и общества в управлении государственными делами способствует укреплению доверия и сотрудничества между людьми и обществом, а также между обществом и правительством. Иными словами, социальное управление должно активизировать энтузиазм и инициативу людей и общества, создавая условия для полной реализации инновационного потенциала и социальной жизнеспособности. Важно вовлечь каждого человека в сеть общественного сотрудничества, усилив при этом поддержку, доверие и взаимодействие народа с партией и правительством для повышения эффективности и потенциала государственного управления в целом. Y. Ding подчеркивает важность «мысли Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху» для развития современного социального управления (Ding 2018). Q. Ma и H. Zhou исследуют концепцию «совместного строительства, совместного управления и совместного использования» в социальном управлении, которая предполагает широкое участие общественности в управлении государственными делами (Ma 2018; Zhou 2016).
Однако необходимо отметить, что практика и теория современного управления в Китае находятся на начальной стадии развития. S. Guo и T. Jiang отмечают, что Китай переходит от «социального контроля» к «социальному управлению», что требует новых подходов и механизмов (Guo, Jiang 2017). H. Snape также подчеркивает важность анализа дискурса партии и правительства для понимания изменений в социальном управлении (Snape 2019).
J. Tang указывает на необходимость разделения функций правительства и общества для эффективного социального управления (Tang 2015). J. Yan исследует теоретические основы и практические инновации в социальном управлении Китая (Yan 2017). H. Zhou рассматривает социальное управление в контексте реформы управления в Китае (Zhou 2018).
Для успешной реализации новых подходов Китай создает и адаптирует различные социальные механизмы управления, которые призваны обеспечить эффективное функционирование общества в условиях модернизации. В таблице 1 представлены основные социальные механизмы управления в Китае.
Механизм социального управления в Китае постоянно развивается и адаптируется к новым вызовам и условиям глобализации. В последние годы Китай столкнулся с увеличением числа локальных массовых протестов, что свидетельствует о наличии социальных напряжений, обусловленных, как правило, не недовольством центральным правительством, а конкретными практиками и политикой местных органов власти. Протесты часто выявляют разногласия между гражданами и местными властями, что подчеркивает необходимость эффективного управления социальными конфликтами. В данном контексте, отчет 17-го съезда КПК предлагает потенциальное решение, заключающееся в создании процедур и механизмов, основанных на принципах демократии и верховенства закона (Ding 2018).
Предполагается, что внедрение социального управления в практику, достижение самоуправления, обеспечение гражданских прав и привлечение всех заинтересованных сторон общества к участию в социальном управлении могут способствовать предотвращению или разрешению многих возникающих проблем. В случае возникновения социального конфликта правительство и все заинтересованные стороны могут обратиться к заранее достигнутым договоренностям для решения проблемы. Такой подход снижает вероятность того, что протесты будут направлены непосредственно против правительства, поскольку правила и механизмы разрешения конфликтов были согласованы между различными участниками на основе принципов демократии и верховенства закона. Важно отметить, что в такой системе те, кто нарушает установленные правила, несут ответственность за последствия своих действий и подвергаются соответствующему наказанию, юридическому или финансовому. Таким образом, создание прозрачных и демократических механизмов социального управления может способствовать снижению социальной напряженности и укреплению стабильности в обществе (Snape 2019).
На 18-м съезде Коммунистической партии Китая (КПК) произошли значительные изменения. Третий пленум Центрального комитета КПК 18-го созыва включил понятия «демократия» и «верховенство закона» в число основных ценностей китайского социализма и поставил цель модернизации системы государственного управления и потенциала государственного управления. Это привело к формированию новой концепции управления, что представляет собой не простое изменение терминологии, а скорее существенное концептуальное преобразование. Новые идеи, такие как «управление, основанное на верховенстве закона», «управление, основанное на конституции» и «общество верховенства закона», были дополнительно развиты на четвертом пленуме ЦК КПК 18-го созыва, что ознаменовало начало «новой нормы» в эпоху Си Цзиньпина (Wang 2018).
В условиях перехода к модели управления в Китае фундаментальная цель социального управления заключается в трансформации от социального контроля к социальному управлению, основанному на демократии и верховенстве закона, а также на плюралистическом сотрудничестве между государством и обществом. Современное государственное управление или надлежащее управление направлено на повышение эффективности и качества государственных услуг, социальное управление, напротив, призвано создать открытое, свободное, демократическое, равноправное, справедливое и современное общество, в котором каждый гражданин (а не избранные) обладает свободами и правом стремиться к счастью, имея для этого соответствующие возможности.
Особенностью социального управления в Китае является не столько осуществление социального контроля или поддержание стабильности любыми средствами, сколько создание условий для всестороннего развития личности и общества. Предполагается поощрение и доверие к гражданам, стимулирование их чувства ответственности за общество и общественные дела, укрепление их общественного и гражданского сознания, а также активизацию их участия в общественной жизни. Главным является содействие доверию и сотрудничеству между государством и обществом, которое создает основу для гармоничного развития.
Социальное управление, таким образом, должно стимулировать жизнеспособность и инновации людей и общества, вовлекая их в сеть общественного сотрудничества и усиливая поддержку, доверие и сотрудничество людей с правительством. Поощрение участия общественности и общества в государственных делах направлено на повышение потенциала государственного управления, что, в свою очередь, способствует улучшению качества жизни граждан.
В то же время правительство должно придерживаться принципа верховенства закона и регулировать осуществление власти, общественный порядок, участие в общественной жизни и управление на основе закона. Последующее улучшение потенциала государственного управления и предоставление более качественных и эффективных государственных услуг, а также содействие и улучшение способности общества к самоуправлению направлены на достижение долгосрочной стабильности государства и общества.
Полученные результаты и выводы
Социальное управление в Китае в условиях глобализации направлено на создание гармоничного и процветающего общества, где каждый гражданин может реализовать свой потенциал, а государство обеспечивает стабильность и развитие на основе принципов демократии и верховенства закона. В условиях глобализации трансформация традиционных механизмов социального контроля в современные модели социального управления в Китае детерминирует необходимость комплексной переоценки и модификации фундаментальных концепций, методов и средств, применяемых партией и правительством в данной сфере. Эволюция социального управления, в первую очередь, предполагает отказ от устаревших парадигм и стереотипов мышления, присущих традиционному социальному контролю. Вместе с тем требуется переосмысление и обновление систем и моделей социального управления, с акцентом на легитимизацию и стандартизацию соответствующих процессов. В этой связи анализ социокультурных факторов, влияющих на социальное управление в Китае, становится ключевым для понимания перспектив развития страны. Далее представлена табл. 2, в которой систематизированы основные социокультурные факторы, оказывающие влияние на социальное управление в Китае (Laurent 2020).
Представленная таблица демонстрирует многообразие социокультурных факторов, оказывающих существенное влияние на систему социального управления в Китае. Анализ данных факторов выявил, как традиционные устои, формирующие уникальную модель управления, так и современные тенденции, обусловленные процессами глобализации и модернизации китайского общества.
Структура социальных отношений, характеризующаяся коллективизмом, играет ключевую роль в формировании социальной политики государства, где приоритет общественных интересов над индивидуальными способствует реализации масштабных проектов и достижению социальной стабильности. Примером проявления данного фактора служит система «даньвэй», подчеркивающая значение трудовых коллективов в социальной организации. Иерархичность, пронизывающая все уровни общественных отношений, от семейных уз до государственной иерархии, обуславливает уважение к авторитету и подчинение вышестоящим, что находит отражение в конфуцианской этике и системе государственного управления. Семейные связи, традиционно играющие важную роль в китайском обществе, могут как способствовать социальной мобильности и экономическому развитию (например, через традицию «гуаньси»), так и создавать риски клановости и коррупции (Савченко, Кремнёв 2023).
Общественная деятельность, включающая участие в общественных организациях и волонтерство, свидетельствует о развитии гражданского общества в Китае. Деятельность таких организаций, как Всекитайская федерация женщин и Всекитайская федерация профсоюзов, способствует представлению интересов различных социальных групп и участию граждан в управлении государством. Развитие волонтерского движения, особенно в условиях стихийных бедствий и социальных кризисов, демонстрирует готовность китайского общества к самоорганизации и взаимопомощи.
Образование и национальная культура, основанные на многовековых традициях, играют важную роль в формировании системы ценностей и социального поведения. Конфуцианство, с его культом образования, уважением к знаниям и моральным принципам, оказало глубокое влияние на социальное управление в Китае. Традиционные искусства и литература, отражая культурные ценности и идеалы, способствуют формированию эстетического вкуса и духовного развития личности. Патриотизм, являясь важным элементом национальной идентичности, способствует консолидации общества и поддержке государственной политики.
Общественные традиции, ценности и моральные нормы, такие как отмечание традиционных праздников, уважение к труду, скромность, коллективизм, гармония и справедливость, формируют систему ценностей, отраженную в государственной идеологии и социальной политике. Соблюдение моральных норм и правил поведения, таких как честность, порядочность и ответственность, является важным фактором социальной стабильности и эффективного управления. Стиль жизни, привычки и отношение к труду, характеризующиеся трудолюбием, бережливостью и ответственным отношением к работе, способствуют экономическому развитию и социальному благополучию страны. Культ труда, высокая производительность труда и рациональное использование ресурсов являются важными факторами успеха Китая в современном мире.
Однако, несмотря на достигнутые успехи, глобализация и внутренняя трансформация общества ставят перед Китаем новые вызовы, требующие модернизации системы социального управления. Одним из направлений модернизации социального управления является расширение и гарантирование участия граждан в политической жизни страны, обеспечение их права на получение информации, участие в обсуждении и принятии решений, а также контроль за разработкой и реализацией социальной политики.
Анализ концепции и практики социального управления в Китае в эпоху правления Ху Цзиньтао демонстрирует, что, несмотря на определенные успехи, данная модель во многом сохраняла черты традиционного социального контроля, где доминирующая роль отводилась государству. Приоритетными задачами, декларируемыми в тот период, являлись обеспечение стабильности и гармонии в обществе, что, по сути, сводилось к попыткам контролировать потенциальные факторы нестабильности и нивелировать дисгармоничные явления. Однако, подобный подход, основанный на применении временных решений, не способен обеспечить долгосрочный мир и устойчивое развитие общества (Рунова 2020).
Следует отметить, что в период глобализации, Китай сталкивается с новыми вызовами и угрозами, которые требуют адекватной трансформации системы социального управления. В этой связи, возникает необходимость в разработке и имплементации новых, более эффективных механизмов, способных обеспечить баланс между интересами государства и общества, а также создать условия для устойчивого развития страны в условиях динамично меняющегося мира.
Характеризующейся возрастающей сложностью социальных противоречий и вызовов, 20-й Национальный съезд Коммунистической партии Китая, состоявшийся в октябре 2022 года, принял ряд стратегически важных резолюций, направленных на совершенствование системы социального управления. Нововведением стала концепция социального управления, основанная на принципе объединения власти, что предполагает комплексный подход к управлению государством, сочетающий централизованное руководство с принципами верховенства закона.
В соответствии с данной концепцией, Коммунистическая партия Китая осуществляет всестороннее управление страной в соответствии с законом, стремясь к построению правового государства, где законность и справедливость являются основополагающими принципами.
Управление страной, основанное на верховенстве закона и централизации, рассматривается как глубокая революция в системе государственного управления, поскольку обеспечивает эффективное руководство страной, способствует ее процветанию, гарантирует мирную и счастливую жизнь народа, а также создает условия для долгосрочной стабильности партии и государства.
Заключение
Китай придает особое значение повышению роли верховенства закона в укреплении фундаментальных основ государства, стабилизации общественных ожиданий и обеспечении долгосрочных интересов общества. Подчеркивается необходимость следования по пути социалистического верховенства закона с китайской спецификой, формирования социалистической системы верховенства закона с китайской спецификой и создания социалистического правового государства, которое будет гарантировать справедливость в обществе и способствовать управлению страной в соответствии с законом.
Китай стремиться к построению правового государства, правового правительства и правового общества, что предполагает создание эффективной системы правового регулирования, обеспечение неукоснительного исполнения законов и формирование правовой культуры в обществе. В рамках данного подхода, особое внимание уделяется всестороннему развитию научного законодательства, строгому правоприменению, справедливой судебной системе, законопослушности всех граждан и укреплению верховенства закона во всех сферах жизни государства.
Таким образом, принятые решения, касающиеся социального управления, отражают стремление страны к модернизации системы государственного управления, укреплению законности и обеспечению стабильного развития в условиях глобализации.
Об авторах
Yunhui Zhao
МГУ имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: 462010@qq.com
ORCID iD: 0009-0008-9118-7355
стажер кафедры социальных технологий, социологический факультет
Россия, 119234, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1. стр. 33Список литературы
- Veselova, L.S., Deryugin, P.P., Lebedintseva, L.A. (2018), Vectors of the formation of Chinese sociology: pragmatic orientation, preservation of tradition, Sociological research, no. 7 (411), pp. 124–134.
- Dambaeva, O.A., Morozova, V.S. (2013), The Chinese model of social management: formation practice, features, contexts, Modern high-tech technologies, no. 7–1, pp. 11–12.
- Runova, A.G. (2020), Models of social management in China, EScio, no. 4 (43), pp. 1–4.
- Savchenko, I.A., Kremnev, E.V. (2023), Discursive trichotomy in urban studies: models of social management in China, Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science, no. 74, pp. 113–125.
- Ding, Y. [丁元竹] (2018), A study on Xi jinping thought for new era socialism with Chinese characteristics on social governance, (Xi Jinping xinshidai zhongguo tese shehuizhuyi shehui zhili sixiang yanjiu), Journal of Chinese Academy of Governance,
- pp. 14–27.
- Laurent E., (2020). Power struggle between China and the United States, Vestnik MGIMO-University, vol. 13(1), pp. 82–99.
- Guan, X. (2005), China’s social policy: reform and development in the dontext of marketization and globalization, Kwon, Hj. (eds), Transforming the developmental welfare state in East Asia, social policy in a development context, Palgrave Macmillan, London, pp. 231–256, DOI: https://doi.org/10.1057/9780230523661_11.
- Guo, S., Jiang, T. (2017), China’s “New Normal”: from social control to social governance, Journal of Chinese Political Science, vol. 22(3), pp. 327–340, DOI: https://doi.org/10.1007/s11366-017-9485-8.
- Ma, Q. [马庆钰] (2018), An interpretation of the ionnotations of the co-construction, co-governance, co-sharing social governance setup, (Gongjian gongzhi gongxiang shehui zhili geju de yihan jiedu), Xingzheng guanli gaige, pp. 103–108.
- Shang, Y. [汤云刚] (2016), Social governance and the guiding role of the core socialist values, (Shehuizhili chuangxin yu shehuizhuyi hexinjiazhiguan de yinling zuoyong), Nanfang Lunkan, (8), pp. 59–61.
- Snape, H. (2019), Social management or social governance: a review of party and government discourse and why it matters in understanding chinese politics, J OF CHIN POLIT SCI, vol. 24, pp. 685–699, DOI: https://doi.org/10.1007/s11366-019-09605-2.
- Sun, T. [孙涛] (2015), Using the development of social organizations to promote innovation in the social governance system, (Yi shehuizuzhi jianshe tuijin shehuizhili tizhi chuangxin xilun), Lilun Daokan, (7): pp. 11–15.
- Tang, J. [唐钧] (2015), Social governance and separation between government and society, (Shehuizhili yu zhengshefenkai), Dangzheng yanjiu, (1),
- pp. 97–101.
