Плазмохимическая модификация поверхности полиэтилена для сополимеризации с хлоридом диаллилдиметиламмония
- Авторы: Смирнов С.А.1, Шикова Т.Г.1, Холодков И.В.1, Мальцев А.А.2, Мисин В.М.2
-
Учреждения:
- Ивановский государственный химико-технологический университет
- Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН
- Выпуск: Том 58, № 4 (2024)
- Страницы: 329-334
- Раздел: ПЛАЗМОХИМИЯ
- URL: https://medbiosci.ru/0023-1193/article/view/274668
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0023119324040135
- EDN: https://elibrary.ru/TPFSEB
- ID: 274668
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследованы изменения состава поверхностного слоя пленки полиэтилена после обработки в положительном столбе тлеющего разряда постоянного тока в потоке кислорода и аргона. Показана возможность сополимеризации мономера хлорида диаллилдиметиламмония и модифицированной в плазме поверхности полиэтилена.
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время полимерные материалы нашли широкое применение в самых различных областях техники. Они используются в виде пленок, волокон, нитей, мембран, деталей различных устройств, отделочных материалов, емкостей для хранения различных жидкостей и других материалов и т.д. В зависимости от конкретного применения к поверхности полимеров предъявляются определенные требования. При использовании в медицине полимер, кроме физиологической безвредности, отсутствия токсичности, аллергенности и канцерогенности, стабильности функциональных и механических характеристик, должен иметь поверхность, биосовместимую с биологическими жидкостями; при хранении и транспортировке жидкостей, особенно пищевых, на поверхности полимера не должны образовываться биопленки; при соединении полимеров с различными материалами их поверхность должна обладать высокой адгезией; полупроницаемая мембрана должна хорошо смачиваться разделяемыми жидкостями, а отдельные виды тканей специального назначения, наоборот, должны иметь гидрофобную поверхность. Создание полимерных материалов, удовлетворяющих всем этим требованиям – длительный и дорогостоящий процесс. Однако можно использовать различные методы направленного изменения поверхностных свойств полимеров, среди которых одним из наиболее эффективным является обработка в низкотемпературной плазме [1−10].
Целью данной работы являлось получение пленки полиэтилена, обладающей антибактериальными свойствами, путем модифицирования поверхности образца в плазме и сополимеризации полимера и мономера хлорида диаллилдиметиламмония (mDDA).
МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
В работе использовалась пленка полиэтилена высокого давления толщиной 150 мкм. Образец исходного полимерного материала располагался в виде кольца по образующей на внутренней поверхности реактора в области положительного столба разряда. Схема экспериментальной установки приведена в работе [11]. Тлеющий разряд постоянного тока (i = 20–110 мА) возбуждали в потоке аргона, кислорода при давлении плазмообразующего газа 100 Па. Линейная скорость потока газа через стеклянный реактор диаметром 3 см составляла 30 см/с. Время обработки в плазме составляло 300 с. В качестве биоцидной реакционно способной полимерной соли использовали mDDA – основной компонент разработанного в России и разрешенного к применению дезинфектанта “Септопол”.
Сразу после извлечения из реактора модифицированную в плазме пленку опускали в 15%-ный водный раствор хлорида диаллилдиметиламмония и выдерживали в течение одного часа для проведения сополимеризации мономера и ПЭ. Далее полимерные пленки выдерживали в течение одного часа в дистиллированной воде с целью удаления не связанного с поверхностью образца мономера. В ряде экспериментов проводилась “активная” промывка, которая заключалась в регулярном “полоскании” образца в воде. Топографию поверхности пленки исследовали методом атомно-силовой микроскопии с использованием электронного микроскопа фирмы NT-MDT типа Solver P47 Pro. Химический состав поверхностного слоя определяли методом ИК-спектроскопии нарушенного полного внутреннего отражения (использовался спектрофотометр фирмы Nicolet марки Avatar-360). Элементом НПВО служил кристалл селенида цинка, угол падения луча 42°, с однократным отражением, применяли режим накопления сигнала по результатам 32 сканирований, разрешение составляло 2 см-1. Краевые углы смачивания mDDA и дистиллированой водой определяли с помощью программы ImageJ по цифровому изображению капли, регистрируемому HD-камерой.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализ поверхности образцов после обработки в плазме аргона и кислорода показал, что в поверхностном слое полимера происходит образование различных кислородсодержащих групп и двойных связей. По сравнению с исходным образцом в ИК-спектрах наблюдается увеличение поглощения в диапазоне 3200–3500 см-1 – область валентных колебаний связи N–Н, в диапазоне 1600–1800 см-1 – область валентных колебаний связи С=О в различном окружении (рис. 1). При обработке полимеров в плазме кислорода поглощение в отмеченных областях спектра несколько выше, чем в плазме аргона. Образование кислородсодержащих групп на поверхности образца при обработке в плазме аргона может быть связано с наличием кислородсодержащих примесей в плазмообразующем газе, а также с их десорбцией со стенок реактора и электродов под действием разряда. Возможно также взаимодействие долгоживущих радикалов, образовавшихся в полимере в плазме аргона, с кислородом и парами воды воздуха – так называемые пост-эффекты [12].
Рис. 1. ИК-спектр пленок ПЭ:
(а) после обработки в плазме; 1 – исходный образец; 2 – образец, обработанный в плазме кислорода; 3 – образец, обработанный в плазме аргона. Условия обработки в плазме: давление 100 Па, ток разряда 80 мА, время обработки 300 с.
(б) после прививки mDDA; 1 – образец, обработанный в плазме аргона при токе разряда 80 мА, после выдержки в растворе mDDA в течение 1 ч; 2 – этот образец после выдержки в дистиллированной воде (1 ч); 3 – этот образец после “активной” промывки в воде.
Наряду с окислением поверхности полимера обработка в плазме приводит к образованию двойных связей [13]. В ИК-спектрах отмечается рост поглощения в области 967, 910, 890 см-1 (рис. 1). Эти частоты отвечают деформационным колебаниям группы С−Н в двойных связях различного типа. Более значительные изменения в этой области спектра наблюдаются при обработке полимеров в аргоне.
Плазмоокислительная деструкция полимера сопровождается изменением топологии его поверхности. Воздействие плазмы приводит к росту шероховатости образца (рис. 2). Средняя шероховатость у исходного образца составляет 18.7 нм; у образца, обработанного в плазме кислорода, – 23.9 нм; в плазме аргона – 23.3 нм.
Рис. 2. АСМ изображения пленок полиэтилена: (а) исходный образец; (б) обработанный в плазме кислорода; (в) обработанный в плазме аргона. Ток разряда 80 мА, давление газа 100 Па.
Поверхность исходного необработанного полимера практически не смачивается водой и раствором mDDA (рис. 3а). Воздействие плазмы аргона и кислорода значительно увеличивает смачиваемость поверхности пленок (рис. 3б). Результаты измерения краевых углов смачивания водой и 30%-ным водным раствором mDDA приведены в табл. 1.
Рис. 3. Фото капель воды и раствора mDDA на поверхности пленки ПЭ: (а) капля воды на исходном образце; (б) капля воды на образце, обработанном в плазме кислорода при токе 50 мА; (в) капля раствора мономера на образце, обработанном в плазме кислорода при токе 50 мА; (г) капля воды на образце, обработанном в плазме кислорода, после прививки и активной отмывке мономера.
Таблица 1. Краевые углы смачивания поверхности ПЭ после различных видов обработки
Условия обработки образца | Краевой угол смачивания после обработки в плазме | Краевой угол смачивания после “активной” промывки в воде | ||
вода | мономер | вода | мономер | |
исходный | 77 ± 4 | 72 ± 4 | – | – |
плазма аргона, 50 мА | 28 ± 3 | 32 ± 3 | 30 ± 2 | <15 |
плазма аргона, 80 мА | 29 ± 3 | 26 ± 2 | 20 ± 3 | <20 |
плазма кислорода, 50 мА | 44 ± 6 | 43 ± 2 | 33 ± 3 | <20 |
плазма кислорода, 80 мА | 44 ± 4 | 36 ± 2 | 24 ± 2 | <15 |
Значительное улучшение смачиваемости поверхности ПЭ позволило погрузить обработанную пленку в раствор мономера и провести необходимую выдержку полимера для его сополимеризации с mDDA. Для успешной прививки мономеров к макроцепям полиолефинов необходимо создать на поверхности последних активные центры, способные инициировать рост привитых ветвей. Обработка в плазме позволяет не только улучшить контакт между мономером и образцом за счет улучшения смачиваемости поверхности, но и активирует поверхность.
Одним из механизмов сополимеризации полиолефинов с различными мономерами является радикальный. Образование свободных радикалов на поверхности полимера возможно как в кислородсодержащей плазме, так и в плазме инертных газов. В первом случае источником их могут быть гидроперекисные группы, образующиеся при плазмохимическом окислении поверхности образца. Воздействие плазмы инертного газа сопровождается распадом ковалентных связей (например, С–Н), что также приводит к появлению свободных радикалов. Таким образом, можно ожидать, что обработка пленки ПЭ в плазме позволит провести прививку к его поверхности DDA.
Исследование методом ИК-спектроскопии НПВО показало, что после выдержки обработанной в плазме пленки в растворе мономера (рис. 1б, кривая 1) на спектрах наблюдается сильная широкая полоса поглощения в области 3200–3600 см-1 (валентные колебания связи Н–N), полосы с максимумом поглощения на 1640 см-1 (валентные колебания связи С=С), на 1020 см-1 (колебания связи C−N), полосы поглощения на 966 и 881 см-1 (деформационные колебания С–Н в двойных связях).
После выдержки этой пленки в воде на поверхности образца остается достаточное количество мономера (рис. 1б, кривая 2). При введении перемешивания на этом этапе (“активная” промывка) спектр пленки практически не отличается от спектра после обработки в плазме (рис. 1а, б, кривые 3). Это может быть следствием полного удаления мономера. В то же время измерение краевых углов смачивания на поверхности пленок после “активной” промывки показывает, что они ниже, чем после обработки в плазме: угол смачивания водой для разных условий обработки в среднем составляет 26 ± 3°, мономером менее 15° (табл. 1). На изображениях в фазовом контрасте (рис. 4), полученных с помощью атомно-силовой микроскопии, видно, что поверхность пленок после отмывки образцов в воде отличается от поверхности после обработки в плазме наличием еще одной фазы. Можно предположить, что этой фазой является привитый к поверхности ПЭ DDA. Этот слой не является сплошным, а оценка его толщины дает значение ~20 нм. Так как при анализе поверхности методом ИК-спектроскопии НПВО излучение проникает в образец на глубину более 1 мкм, чувствительности метода недостаточно для фиксирования изменений в нанометровых слоях.
Рис. 4. АСМ изображения пленки ПЭ в фазовом контрасте: (а) после обработки в плазме аргона при токе разряда 80 мА и давлении 100 Па; (б) после обработки в плазме аргона, прививки и активной отмывке мономера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, обработка ПЭ в плазме кислорода и аргона приводит к росту шероховатости поверхности образца и образованию в поверхностном слое кислородсодержащих функциональных групп. В результате увеличивается смачиваемость полимера мономером DDA. Следствием обработки в плазме является также появление активных центров (радикалов), которые инициируют сополимеризацию mDDA и поверхности ПЭ. Оценки, сделанные на основе результатов атомно-силовой микроскопии, показывают, что привитый слой не является сплошным и имеет толщину не более 20 нм. Полученные результаты показывают принципиальную возможность получения полимера с биоцидной поверхностью путем предварительной активации его в низкотемпературной плазме.
БЛАГОДАРНОСТИ
Исследование проведено с использованием ресурсов Центра коллективного пользования научным оборудованием ИГХТУ.
Об авторах
С. А. Смирнов
Ивановский государственный химико-технологический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sas@isuct.ru
Россия, Иваново
Т. Г. Шикова
Ивановский государственный химико-технологический университет
Email: sas@isuct.ru
Россия, Иваново
И. В. Холодков
Ивановский государственный химико-технологический университет
Email: sas@isuct.ru
Россия, Иваново
А. А. Мальцев
Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН
Email: sas@isuct.ru
Россия, Иваново
В. М. Мисин
Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН
Email: sas@isuct.ru
Россия, Иваново
Список литературы
- Кутепов А.М. Вакуумно-плазменное и плазменно-растворное модифицирование полимерных материалов / А.М. Кутепов, А.Г. Захаров, А.И. Максимов. М.: Наука, 2004. 496 с.
- Сырцова Д.А., Зиновьев А.В., Пискарев М.С., Скрылева Е.А., Гатин А.К., Гильман А.Б., Гайдар А.И., Кузнецов А.А., Тепляков В.В. Воздействие низкотемпературной плазмы на структуру поверхностных слоев и газоразделительные свойства мембран из поливинилтриметилсилана // Мембраны и мембранные технологии. 2023. Т. 13. № 2. С. 117–127. https://doi.org/10.31857/S2218117223020062
- Гильман А.Б., Пискарев М.С., Кузнецов А.А. Модифицирование полиэтилентерефталата в низкотемпературной плазме для использования в медицине и биологии // Химия высоких энергий. 2021. Т. 55. № 2. С. 117–127. https://doi.org/10.31857/S0023119321020066
- Yoshida S., Hagiwara K., Hasebe T., Hotta A. Surface modification of polymers by plasma treatments for the enhancement of biocompatibility and controlled drug release // Surface and Coatings Technology. 2013. V. 233. P. 99–107. https://doi.org/10.1016/j.surfcoat.2013.02.042
- Mária Domonkos, Petra Tichá, Jan Trejbal, Pavel Demo. Applications of Cold Atmospheric Pressure Plasma Technology in Medicine, Agriculture and Food Industry // Appl. Sci. 2021. V. 11. P. 4809. https://doi.org/10.3390/app11114809
- Hom Bahadur Baniya, Rajesh Prakash Guragain, Deepak Prasad Subedi. Cold Atmospheric Pressure Plasma Technology for Modifying Polymers to Enhance Adhesion: A Critical Review // Rev. Adhesion Adhesives. 2021. V. 9. № 2. P. 269–307. https://doi.org/10.1002/9781119846703.ch19
- Chudinov V.S., Kondyurina I.V., Terpugov V.N., Shardakov I.N., Maslova V.V., Solodnikov S.Yu. et al. Plasma Ion Treatment of Polyurethane Implants for Reducing the Foreign Body Rejection Rate // Biomedical Engineering. 2020. V. 54. № 4. P. 255–257. https://doi.org/10.1007/s10527-020-10016-4
- Chi Yang, Xue-Mei Li, Jack Gilron, Ding-feng Kong, Yong Yin, Yoram Oren et al. CF4 plasma-modified superhydrophobic PVDF membranes for direct contact membrane distillation // Journal of Membrane Science. 2014. V. 456. P. 155–161. https://doi.org/10.1016/j.memsci.2014.01.013
- Jelena Peran, Sanja Ercegović Ražić. Application of atmospheric pressure plasma technology for textile surface modification // Textile Research Journal. 2020. V. 90. Issue 9-10. P. 1174–1197. https://doi.org/10.1177/0040517519883954
- Alessio Montarsolo, Monica Periolatto, Marco Zerbola, Raffaella Mossotti, Franco Ferrero. Hydrophobic sol-gel finishing for textiles: Improvement by plasma pre-treatment // Textile Research Journal. 2013. V. 83, Issue 11. P. 1190–1200. https://doi.org/10.1177/0040517512468823
- Kadnikov D.V., Ovtsyn A.A., Shibaev S.A., Smirnov S.A. Feedback in Non-Equilibrium Oxidative Plasma Reacting with the Polyethylene // Plasma Physics and Technology. 2017. V. 4. № 1. P. 104–107. https://doi.org/10.14311/ppt.2017.1.104
- Кувалдина Е.В., Шикова Т.Г., Смирнов С.А., Рыбкин В.В. Поверхностное окисление и деструкция полиэтилена в плазме смеси аргон-кислород // Химия высоких энергий. 2007. Т. 41. № 4. С. 284–287. https://doi.org/10.1134/S0018143907040121
- Титов В.А., Смирнов С.А., Рыбкин В.В. Физико-химические процессы в системе неравновесная плазма – полимер // Химия высоких энергий. 2009. Т. 43. № 3. С. 218–226. https://doi.org/10.1134/S0018143909030047
Дополнительные файлы
