TASS must know (about the press conference based on the materials of a 10‑year sociological monitoring)
- Issue: No 12 (2024)
- Pages: 150-152
- Section: ACADEMIC EVENTS
- URL: https://medbiosci.ru/0132-1625/article/view/281106
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0132162524120138
- ID: 281106
Full Text
Full Text
Одним из достижений Института социологии ФНИСЦ РАН считается общероссийский мониторинг по репрезентативной выборке, который осуществляется под руководством директора института М. К. Горшкова с 2014 г. Начало мониторинга совпало с началом длинной «полосы препятствий» для российской цивилизации-страны. На старте этого проекта никто не ожидал, что «полоса» затянется более чем на десятилетие, а сотрудникам удастся на протяжении этого периода ежегодно (в некоторые годы по два раза) проводить полномасштабное (каждый раз – не менее 50 вопросов, включая комплексные) анкетирование россиян. Хотя финансирование социологических исследований в современной России трудно назвать щедрым, руководству института удавалось получать от РНФ гранты 1, благодаря которым проводились недешевые общероссийские опросы и комплексно анализировались результаты, которые публиковались в том числе в серии монографий «Российское общество и вызовы времени» 2. Сотрудники института, благодаря этому мегапроекту, сопоставимому по значению, например, с мониторингами РМЭЗ НИУ ВШЭ и ВЦИОМ, получили уникальную возможность отслеживать постепенные и скачкообразные изменения социальной жизни россиян во всех сферах жизни – от семейно-демографической до политической. Читатели СоцИса не раз встречали на страницах журнала аналитические материалы, основанные на этом мониторинге.
В текущем году у данного мегапроекта 10-летний юбилей – повод подвести предварительные итоги и самого проекта, и, главное, развития страны в период «новой социальной повседневности». Эта ситуация, связанная с конфронтацией между Россией и «коллективным Западом», начала формироваться раньше 2014 г., но в активную фазу перешла после Крымской весны, совпавшей с началом долгосрочного мониторинга. Десятилетний юбилей проекта уместно было ознаменовать публичной презентацией общих результатов за десятилетие наблюдений и результатов, полученных при опросе апреля 2024 г. Поэтому 14 ноября 2024 г., в день социолога, в московской штаб-квартире ТАСС на Тверском бульваре состоялась пресс-конференция, посвященная презентации информационно-аналитического доклада Института социологии ФНИСЦ РАН «Российская повседневность сегодня: по материалам социологического мониторинга за 2014–2024 гг.». В этом мероприятии главными докладчиками выступали директор Института социологии ФНИСЦ РАН М. К. Горшков и главный научный сотрудник Н. Е. Тихонова 3.
«Лицом к лицу лица не увидать»: участники многолетнего мониторинга хорошо это осознают, не замахиваясь на решение общих макросоциологических проблем (типа «происходит ли в России постиндустриальный переход?», «насколько результативна сложившаяся модель политической жизни, замкнутой на властную вертикаль?», «желают ли россияне социализма?» и т. д.). Мониторинг дает информацию о настроениях, оценках и поведении массовых слоев россиян, которые мыслят отнюдь не категориями обществоведческих теорий. Тем не менее путем вопросов, рассчитанных на обыденное сознание, можно получать данные, подводящие и к важным макросоциологическим темам. С этой точки зрения, в материалах мониторинга скрыты богатые «залежи» эмпирической информации, которые будут разрабатываться годами, помогая понять характер эпохи. Но конкретно сейчас, в разгар СВО на Украине, можно выявлять актуальные проблемы, связанные с оценкой того, насколько россиянам удается «держать удар», находить эффективные ответы на вызовы.
На пресс-конференции сообщалось, в частности, что хотя подавляющее большинство россиян из опроса в опрос говорят о росте или сохранении социальной напряженности, никаких симптомов социального взрыва нет. В ходе апрельской волны опроса 83% россиян утверждали, что СВО либо вообще не повлияла на их повседневную жизнь, либо повлияла в незначительной степени. Хотя военные события обычно связаны с увеличением «нужды и бедствий», россиянам после 2022 г. удалось этого избежать. Весной 2022 г. был тревожный всплеск кризисного и даже катастрофического восприятия ситуации в стране. Но к настоящему времени показатели вернулись к норме. В целом же за последнее десятилетие удовлетворенность россиян большинством аспектов своей жизни претерпела не негативные, а позитивные изменения. В первую очередь это касается характеристик, связанных с уровнем их жизни, с показателями занятости и обеспеченности общественными благами (хотя восприятие медицинского обслуживания остается «ахиллесовой пятой»).
В то же время надо осознавать, что хотя в России за десятилетие не произошло негативных изменений, но и позитивные успехи тоже были ограниченными. Однозначным успехом является то, что за последнее десятилетие в России примерно в 1,6 раза сократились масштабы бедности. Но других столь же однозначных успехов пока нет. Около 85% россиян уверены, что в стране существуют острые социальные противоречия (прежде всего, между гражданами и чиновниками); во время СВО их «отложили в сторону», но завершение событий на Украине может эти противоречия «разморозить». Что касается демографии, в стране однозначно закрепилась ориентация на малодетность. Средний показатель планируемого числа детей в семье (2,0) недостаточен даже для достижения простого воспроизводства населения. Социальная реальность такова, что россияне не часто стремятся реализовать себя в воспитании детей, хорошо понимая, что многодетность остается тесно связанной если не с бедностью, то однозначно со значительным снижением уровня жизни.
Самым политически актуальным сюжетом, охарактеризованным на пресс-конференции в ТАСС, стал вопрос дифференциации россиян на большинство, согласное с проправительственным концептом российской самобытности, и прозападное меньшинство. Проведение СВО на Украине, как и следовало ожидать, сдвинуло баланс мнений россиян в сторону укрепления доли сторонников самобытности России. В презентации докладов указывалось, что если в 2021 г. соотношение считающих, что Россия должна жить по тем же правилам, что и Запад, и их оппонентов составляло примерно 1:2, то к началу 2024 г. оно приблизилось к пропорции 1:3,5. Но и более чем 1/5 россиян, не согласных с «антизападностью» России, – слишком высокая доля, чтобы игнорировать их мнение. К счастью, и у адептов самобытности России, и у сторонников ее цивилизационной близости с Европой есть общая установка – высокий спрос на социальную справедливость, понимаемую прежде всего как равенство возможностей добиваться успеха личными усилиями. Поэтому курс на социальную справедливость может объединить россиян с противоположными взглядами на то, в контексте каких моделей взаимодействия России с Западом будет происходить движение к желаемому будущему. Хотя в российском обществе много острых противоречий, но именно внутренние противоречия – источник развития.
Начатый в 2014 г. мониторинг руководители Института социологии ФНИСЦ РАН планируют в ближайшие годы продолжать, держа тем самым руку «на пульсе» российской нации. Быть может, через несколько лет читатели СоцИса встретят на страницах журнала заметку о 15-летнем или 20-летнем юбилее этого мониторинга?
1 Речь идет о проектах «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах» (2014–2018) и «Влияние нематериальных факторов на консолидацию российского общества в условиях новых социокультурных вызовов и угроз» (2020–2024).
2 См., напр.: Российское общество и вызовы времени. Книга седьмая / Под ред. М. К. Горшкова и Н. Е. Тихоновой. М.: Весь мир, 2024. В начале 2025 г. ожидается выход из печати восьмой книги.
3 В настоящее время на сервере ФНИСЦ РАН можно не только ознакомиться с презентацией докладов, но и через ссылку «ВКонтакте» увидеть видеозапись этого научного мероприятия (URL: https://www.fnisc.ru/fnisc_news.html?id=14496&rtype=c).
References


