Russian psychological periodicals of the 1901–1950's: possibilities of historical and psychological analysis

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

The problem of psychological periodicals as a special source of historical and psychological research is defined. The possibilities of its analysis on the material of 1031 journal and 48 newspaper articles of leading Russian psychologists of the first half of the 20th century are discussed. The author presents a review of 130 magazines and 22 newspapers that published articles by psychologists for half a century and the history of the opening and closure of specialized psychological magazines. She identifies the main areas of development of psychological science and practice, based on the results of comparative-synchronistic and diachronic analysis of the topics and frequency of journal and newspaper publications. Conclusions are made about the possibilities of studying social determination and the collective aspect of the development of psychology. There is a higher sensitivity of newspaper publications to a change in the socio-economic and ideological conditions for the development of psychological practice.

Texto integral

ВВЕДЕНИЕ

Психологическое источниковедение является одним из наименее разработанных и вместе с тем “важных разделов методологии истории психологии” [8, с. 286]. Несмотря на значительный вклад В.А. Кольцовой, определение возможностей использования конкретных источников в историко-психологическом исследовании остается открытой исследовательской проблемой. В публикациях А.А. Костригина, Н.Ю. Стоюхиной и др. раскрываются возможности и трудности использования архивных источников для реконструкции развития отечественной психологии и ее персоналистического аспекта [9]. В работах С.А. Богданчикова и др. показаны возможности анализа таких источников данных о развитии советской психологии, как словари [4]. Кроме того, в статьях О.А. Артемьевой и С.А. Богданчикова в качестве важных историко-психологических источников анализируются рецензии на работы отечественных и зарубежных авторов ХХ в. [1–3]. Однако приходится констатировать, что, используя определенные источники в своих исследованиях, историки психологии далеко не всегда обосновывают их выбор, релевантность решаемым задачам, определяют их место среди других источников.

Одним из специальных психологических источников, возникших в конце XIX в., является психологическая периодика [8]. Использование журналов и газет как историко-психологических источников имеет свою специфику и сферу применения. Исторически научные периодические издания являются основными “информационными площадками научной коммуникации” [10, с. 105]. Поэтому анализ тематики и содержания публикаций в периодических изданиях позволяет наиболее дифференцированно подойти к изучению динамики психологического познания. Журнальные и газетные статьи психологов в силу ограниченности своего объема издаются значительно чаще, чем книги; требуют меньше времени для подготовки, чем научные публикации в виде монографий и даже сборников научных трудов. Соответственно, и излагаемые в них идеи отличаются большей актуальностью, чувствительностью к социальному контексту развития психологии. Журнальные статьи в большей степени отражают достижения исследовательской психологии. Со страниц газет авторы обращаются к максимально широкой неподготовленной аудитории; необходимость изложения материала в более доступной форме, способной заинтересовать достаточно широкую читательскую аудиторию, требует от авторов ориентации на общественные потребности сегодняшнего дня. В связи с этим журнальные статьи могут выступать важным источником данных о последних научных достижениях, а газетные — об актуальных социально значимых идеях и достижениях практической психологии.

Применение количественного анализа данных о публикационной активности психологов в периодических изданиях и цитируемости их работ на достаточно объемном массиве данных позволяет проследить тенденции и основные направления развития отечественной психологии [5–7; 10]. Объективность и подтверждаемость (confirmability) результатов в таких исследованиях обеспечиваются применением триангуляции данных, качественного анализа и др. Проверим возможности качественного и количественного анализа направленности периодических изданий и тематики статей для исследования развития и детерминации психологической теории и практики в России в первой половине ХХ в.

МЕТОДИКА

По результатам анализа библиографических списков 41 ведущего отечественного психолога 1901–1950 гг. источниковую базу исследования составила 1031 журнальная публикация 28 ведущих психологов и 48 газетных статей 13 из этих авторов [2]. Для обеспечения включенности (dependability) результатов исследования в изменяющийся социальный контекст сравнительно-синхронистический и диахронический анализ (см.: [8]) журнальных и газетных публикаций проведен по периодам. Их выделение осуществлено с учетом влияния наиболее значимых социальных и научно-социальных событий этих лет: революций 1905 г. и 1917 гг., мировых и гражданской войн; введения новой экономической политики (1921) и коллективизации (1928); открытия и закрытия специализированных журналов по психологии (1928, 1932–1934); проведения дискуссий по вопросам рефлексологии и реактологии (1929–1931); выхода постановлений ЦК ВКП(б) «О журнале “Под знаменем марксизма”», “О постановке производственно-технической пропаганды”, “Об издательской работе” (1931), “Об ученых степенях и званиях” (1934), “О педологических извращениях в системе наркомпросов” (1936); публикации фундаментальной работы “Основы общей психологии” (1940) С.Л. Рубинштейна; введения преподавания психологии в школах (1947) и других событий в истории науки и образования (см. [2]). Анализ тематики публикаций проводился посредством контент-анализа заголовков с опорой на Рубрикатор отраслей, направлений и проблем психологии В.А. Кольцовой и Н. Шишловой [2; 8]. Проанализируем число, географический охват, направленность изданий и тематику статей психологов; частоту и особенности их публикаций в 130 журналах и 22 газетах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Начало XX в. (1901–1904 гг.). Среди публикаций русских психологов начала XX в. обнаружены 94 журнальные статьи (в среднем 23,5 статьи в год) и только 3 газетные. Их издавали:

1) психологические журналы (“Вопросы философии и психологии”, “Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии”, “Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма”);
2) журналы по вопросам просвещения, образования и воспитания (“Русская школа”, “Русский начальный учитель”);
3) иные научно-популярные и научные журналы (“Научное обозрение”, “Мир Божий”);
4) общественно-политический журнал “Южные записки”.

Среди авторов статей были не только известные ученые и опытные организаторы науки и образования В.М. Бехтерев и Г.И. Челпанов, но и молодые, только что вернувшиеся после обучения за границей А.П. Нечаев и Г.Г. Шпет. Свои статьи они издавали в журналах, созданных для обсуждения проблем психологии еще в XIX в. Так, Московское психологическое общество начало издавать “Вопросы философии и психологии” в 1889 г. Под реакцией В.М. Бехтерева в Санкт-Петербурге с 1896 г. выходил журнал “Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии”, а с 1904 г. — “Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма”.

Основная часть обнаруженных статей была посвящена теоретическим вопросам философии и теории познания, анализу случаев психиатрической помощи, а также возможностям экспериментального метода. Кроме того, выходили рецензии на философские и психологические работы европейских мыслителей. Также психологи публиковали свои работы в литературных и общественно- политических журналах, таких как “Южные записки” (Одесса) и “Мир Божий” (Санкт-Петербург), участвуя в общественной жизни страны.

Среди публикаций начала века обнаружены три газетных статьи Н.Н. Ланге в “Одесских новостях” (1901) под общим названием “Великие мыслители XIX века: Разрушение метафизики и нравственная философия Канта”.

Обсуждение проблем философии в изданиях начала XX в. свидетельствует как об интересе читательской аудитории к философскому знанию, запросе в самообразовании, так и об участии психологов в широкой просветительской деятельности.

Между революциями (1905–1917 гг.). В сложный период между двумя революциями и Первой мировой войны постепенно увеличивалось число журналов и газет, освещающих вопросы психологической тематики. Обнаружено 362 статьи психологов (в среднем 27,8 статьи в год), размещенных на страницах журналов, и 12 статей в газетах. Ведущие психологи публиковали статьи:

1) в психологических журналах (“Вопросы философии и психологии”, “Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии”, “Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма”1, “Психотерапия”, “Психологическое обозрение”, “Психология и дети”, “Ежегодник экспериментальной педагогики”);
2) в журналах по вопросам просвещения, образования и воспитания (“Образование”, “Журнал Министерства народного просвещения”, “Вестник воспитания”, “Педагогический листок”, “Учитель”, “Педагогический сборник”, “Народное образование”, “Русская школа”);
3) в философских журналах (“Логос. Международный ежегодник по философии культуры”, “Мысль и слово. Философский ежегодник”, “Критическое обозрение”, “Вера и разум”);
4) в иных научно-популярных и научных журналах (“Неврологический вестник”, “Голос и речь”, “Природа”, “Гермес”);
5) в литературно-политических журналах (“Русская мысль”, “Новое слово”, “Вестник Европы”, “Московский еженедельник”, “Запросы жизни”).

В изданиях, посвященных проблемам воспитания, образования и просвещения, несколько раз в год выступали П.П. Блонский, А.П. Нечаев, М.М. Рубинштейн. Литературно-политические журналы представляли идеи В.М. Бехтерева, В.А. Вагнера, М.М. Рубинштейна. В работе изданий философской направленности принимали активное участие П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн и Г.Г. Шпет. Ведущим периодическим изданием, публиковавшим философские и психологические работы, оставался журнал “Вопросы философии и психологии”.

Значительное число журналов издавалось под редакцией ведущих психологов, среди которых не только В.М. Бехтерев. С 1908 г. под редакцией А.П. Нечаева выходил “Ежегодник экспериментальной педагогики”. Г.И. Челпанов, создавший Институт психологии в 1912 г., в 1916 г. начал издавать “Психологическое обозрение”. В 1917 г. увидел свет первый выпуск ежегодника по проблемам философии “Мысль и слово” Г.Г. Шпета.

Очевидно, расцвет периодической печати и публикационная активность психологов в начале XX в. свидетельствуют об активизации общественно-политической жизни страны и участия в ней исследователей психического. На страницах журналов, издававших работы по психологической тематике, появлялась информация о таких событиях в жизни психологического сообщества, как открытие Союза отечественных психиатров (1902) и Психоневрологического института (1907), первый съезд по борьбе с пьянством (1910), всероссийские съезды по педагогической психологии (1911), экспериментальной педагогике (1913), образованию женщин (1913), вопросам народного образования (1914), семейному воспитанию (1915) и др.

Издавалось значительное число рецензий на работы отечественных и зарубежных психологов и философов. Отдельное внимание уделялось новым методам психологического исследования. Увеличилось число статей психологов по проблемам воспитания и возрастной психологии. Существенная часть публикаций была посвящена вопросам реформы образования, в том числе статьи В.А. Вагнера “Старые идеалы университетской науки и новые запросы просвещения” (1908), М.М. Рубинштейна “К реформе средней школы” (1915) и др. Среди других актуальных психолого-социальных проблем, обсуждаемых авторами, были кризис семьи, алкоголизм, самоубийства.

Также значительно расширилось число газет, публикующих работы ведущих психологов. Среди них:

1) общественно-политические газеты (“Известия”, “Русские ведомости”, “Биржевые ведомости”, “Утро России”, “Сибирь”);
2) медицинские газеты (“Русский врач”, “Врачебная газета”);
3) педагогическая газета “Школа и жизнь”.

Статьи психологов в общественно-политических газетах либерального толка носили преимущественно просветительский характер. Примерами могут служить публикации М.М. Рубинштейна “К характеристике современной философии” (1909) в “Русских ведомостях” и Г.И. Челпанова “Об организации экспериментально-педагогических лабораторий в России” (1917) в газете “Утро России”. Важные случаи общественной практики обсуждались в статьях “Революция скрещенных рук: Всеобщая политическая забастовка” в журнале “За свободу” (1906) Н.Н. Ланге, “Убийство Ющинского и психиатро-психологическая экспертиза” (1913) В.М. Бехтерева во “Врачебной газете” и др.

Последствия Первой мировой войны нашли отражение лишь в нескольких журнальных статьях: В.М. Бехтерева “Война и психозы” (1914–1915), М.М. Рубинштейна “Война и дети” (1915) и др. Данных о газетных выступлениях психологов по этой теме не обнаружено.

В этот период психологи направляли свои усилия на участие в обсуждении и решении социальных и психологических проблем; делились опытом психологического сопровождения учебного процесса, организации психиатрической и психологической экспертизы.

После революции (1918–1928 гг.). Среди работ ведущих психологов, опубликованных в этот период, обнаружено 227 журнальных статей (в среднем 20,6 статьи в год) и 19 газетных. Статьи психологов издавали:

1) психологические журналы (“Обозрение психиатрии, неврологии и рефлексологии”2, “Психология”, “Педология”, “Психофизиология труда и психотехника”, “Вопросы изучения и воспитания личности”, “Вопросы психофизиологии, рефлексологии и гигиены труда”, “Современная психоневрология”);
2) журналы по вопросам просвещения, образования и воспитания (“На путях к новой школе”, “Народный учитель”, “Народное просвещение”, “Народное образование”, “Вестник просвещения”, “Бюллетень отдела народного просвещения МСРД. (Трудовая школа)”, “Педагогическая мысль”, “Свободное воспитание и свободная школа”, “Социальное воспитание”, “Массовое профессиональное образование”, “Политработник”, “Педагогическая квалификация”, “Голос работника просвещения”, “Просвещение на транспорте”, “Сибирский учитель”);
3) журналы по вопросам охраны, организации труда и народного хозяйства (“Время”, “Организация труда”, “Вопросы труда”, “Система и организация”, “Железнодорожная техника и экономика”, “Горный журнал”, “Военный вестник”, “Война и техника”);
4) медицинские журналы (“Русско-немецкий медицинский журнал”, “Клиническая медицина”, “Научная медицина”);
5) иные научно-популярные и научные журналы (“Научное слово”, “Научные известия” Академического центра Наркомпроса РСФСР, “Русский физиологический журнал”, “Русский евгенический журнал”, “Журнал прикладной физики”, “Музыка и революция”, “Вестник знания”, “Искра”);
6) литературно-художественные журналы (“Революция и культура”, “Молодая гвардия”, “Огонек”, “Красная новь”, “Советское искусство”, “Печать и революция”, “Мастерство театра”, “Рабочий мир”, “Искусство”.

Несмотря на общественно-политические изменения и трудную экономическую ситуацию, после революции 1917 г. увеличилось число журналов, освещающих проблемы психологического сопровождения образования. Вместе с тем в 1917–1918 гг. было закрыто большинство не только остросоциальных литературных, но и научных и научно-популярных журналов. Основной утратой для психологического сообщества стал журнал “Вопросы философии и психологии”. Помимо этого, в 1918–1921 гг. были закрыты созданные накануне революции “Психологическое обозрение” Г.И. Челпанова и “Мысль и слово” Г.Г. Шпета.

Новые периодические издания были посвящены решению задач построения новой школы и системы образования в целом. Психологи участвовали в издании журналов “На путях к новой школе”, “Народный учитель” и др. Публикации ведущих психологов выходили и в региональных изданиях, таких как “Вестник просвещения” (Чита), “Журнал Министерства народного просвещения” (Омск) и др.

Появились новые психологические журналы: под редакцией В.М. Бехтерева в 1919 г. в Петрограде стали выходить “Вопросы изучения и воспитания личности”, а в 1926 г. в Казани — “Вопросы психофизиологии, рефлексологии и гигиены труда”. В 1926 г. благодаря его инициативе вновь стало издаваться “Обозрение психиатрии, неврологии и рефлексологии”.

С 1921 г. издавались журналы “Организация труда” и “Вопросы труда”. С 1922 г. нерегулярно выходил журнал “Психология, неврология и психиатрия”. В 1928 г. начали издаваться “Психология”, “Психофизиология труда и психотехника”, “Педология”.

Важной особенностью этого периода является открытие в 1922 г. журнала “Под знаменем марксизма”. После выхода в свет первых двух номеров этого философского общественно-экономического издания В.И. Ленин определил основные задачи его работы в статье “О значении воинствующего материализма” (1922). Первой собственно психологической статьей-откликом на ленинские призывы к борьбе против различных форм идеализма стала статья К.Н. Корнилова “Современная психология и марксизм” (1923).

Психологи страны принимали активное участие в культурно-просветительской деятельности, в частности, выступали на страницах литературно-художественных журналов “Молодая гвардия”, “Красная новь”, “Революция и культура” и др. с такими статьями, как “Половая жизнь и современная молодежь” (1923) А.Б. Залкинда, “Что такое психология” (1927) В.М. Боровского, “Выбор профессии как социальная проблема” (1928) И.Н. Шпильрейна и др.

Статьи психологов публиковали:

1) общественно-политические газеты (“Известия”, “Петроградская правда”, “Наш труд”, “Наше дело”, “Власть труда”, “Дело”);
2) университетские газеты (“Иркутский университет”, “Университетское слово”, “Университетский клич”).

Участие в издании прежде всего общественно-политических газет способствовало распространению психологических знаний, решению задач дошкольного, школьного и вузовского образования. Так, обнаружены статьи М.М. Рубинштейна “Проект о показательных школах при педфаке университета” (1922), И.В. Страхова “Работа в школе ликвидации неграмотности” (1926) и т.п. Были выступления и по более широкому кругу общественных вопросов, например “Протест по поводу продовольственной блокады” В.М. Бехтерева в “Петроградской правде” (1920). Подобные публикации являются свидетельством гражданской ответственности ученых. Статьи ведущих психологов публиковались не только в Москве и Петрограде, но и в других губернских центрах. Их авторы — М.М. Рубинштейн и И.В. Страхов — участвовали в организации молодых университетов в Иркутске и Ярославле.

В целом тематика публикаций психологов в периодической печати этих лет отличается широтой и прикладной направленностью. Они являлись откликом на потребности молодого советского общества, оформившиеся в форме социального заказа на реформу школы, интенсификацию труда и т.д.

После “великого перелома” (1929 г. — 1-я половина 1936 г.). В период, следующий за годом “великого перелома”, и пришедшийся на первую “пятилетку”, при максимально высоких показателях публикаций журнальных статей психологов — 192 (в среднем 25,6 статей в год) — обнаружено минимальное число газетных статей (всего 2).

Кроме собственно психологических журналов, еще существовавших в конце 1920-х — начале 1930-х гг., психологические статьи печатались в изданиях, появившихся на волне поиска новых путей организации образования и трудовой деятельности. Это:

1) психологические журналы (“Психология”, “Педология”, “Психофизиология труда и психотехника”, “Вопросы изучения и воспитания личности”, “Обозрение психиатрии, неврологии и рефлексологии”, “Советская психоневрология”, “Журнал невропатологии и психиатрии”);
2) журналы по вопросам просвещения, образования и воспитания (“На путях к новой школе”, “Народный учитель”, “Вопросы дефектологии”, “Просвещение национальностей”, “За политехническую школу”, “Жизнь рабочей школы”, “Детский дом”, “Искусство в школе”, “Учебно-педагогическая литература”, “Методика политехнической школы”);
3) журналы по вопросам охраны, организации труда и народного хозяйства (“За промышленные кадры”, “Кадры социалистической промышленности”, “Бюллетень Института промкадров”, “Гигиена, безопасность и патология труда”, “Известия текстильной промышленности”, “Малярное дело”, “Электричество”);
4) иные научно-популярные и научные журналы (“Научное слово”, “Естествознание и марксизм”, “Под знаменем марксизма”, “ВАРНИТСО”, “Бюллетень бюро связи Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской”, “Литература и марксизм”, “Библиография”, “Архив биологических наук”);
5) литературно-художественные журналы (“Революция и культура”, “Хочу все знать”).

В целом для тематики журналов и публикаций отечественных психологов этого времени характерны те же тенденции, что и в предыдущий период. Авторы обсуждали вопросы педагогической, возрастной, общей и дифференциальной психологии, педологии, психотехники, зоопсихологии и т.д. Вместе с тем статьи психологов приобрели критический характер, о чем свидетельствуют их заголовки: “Против формализма в психологии” (1930) И.В. Страхова, “Кризис буржуазной психологии” (1932) А.Р. Лурия и т.п. Одновременно с критикой буржуазной науки, шло осмысление истории и достижений советской психологии. Одним из первых опытов рефлексии стала статья А.Р. Лурия “Пути советской психологии за 15 лет” (1931) в журнале “Советская психоневрология”.

После выхода в 1931 г. постановлений ЦК ВКП(б) «О журнале “Под знаменем марксизма”», “О постановке производственно-технической пропаганды”, “Об издательской работе” было закрыто множество журналов, возникших в предыдущий период, в том числе психологических. В 1931 г. А.Б. Залкинд и К.Н. Корнилов были отстранены от редакторской деятельности в московских журналах “Педология” и “Психология”, в свою очередь закрытых в 1932 г. Их участь разделил “Журнал невропатологии и психиатрии”. В 1933 г. был закрыт харьковский журнал “Современная психоневрология”. Ленинградское “Обозрение психиатрии, неврологии и рефлексологии”, основанное В.М. Бехтеревым, в 1931 г. слилось с “Журналом невропатологии и психиатрии”. В 1934 г. после нескольких переименований был закрыт журнал “Советская психотехника”. Вопрос о существовании собственного печатного органа поднимался психологами на совещании при редакции журнала “Под знаменем марксизма” в 1936 г., но получил свое решение только в 1955 г., когда был основан журнал “Вопросы психологии”.

В эти годы психологи использовали возможности публикации статей в журнале Коммунистической академии ЦИК СССР “Естествознание и марксизм”3, учрежденном в 1929 г. Среди статей этого журнала обнаружен целый ряд работ К.Н. Корнилова, Л.С. Выготского, В.Н. Колбановского, М.Я. Басова, А.Р. Лурия, С.Г. Геллерштейна, А.Н. Леонтьева, И.В. Страхова. В 1933 г. было закрыто и это издание. Еще одним журналом научного профиля, принимавшим статьи психологов, был печатный орган Всесоюзной ассоциации работников науки и техники для содействия социалистическому строительству в СССР (ВАРНИТСО), функционировавшей с 1928 по 1939 г.

Реформа печати коснулась и газет. Среди публикаций этого периода обнаружены лишь две статьи 1930 г.: заметка А.Б. Залкинда о прошедшем “поведенческом съезде” во “Врачебной газете” и статья А.В. Запорожца “Сон и сновидение” в газете “Безбожник”. Факт отсутствия данных о публикации других статей в эти годы также может быть интерпретирован как результат действия цензурных ограничений.

После Постановления 1936 г. (2-я половина 1936 г. 1-я половина 1941 г.). В последовавшее за выходом Постановления ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе наркомпросов” (от 4 июля 1936 г.) пятилетие выявлено значительное снижение числа журнальных публикаций: всего 35 статей (в среднем 7 статей в год). Этот показатель сопоставим только с издательской активностью следующего военного периода. Вместе с тем число известных газетных статей ведущих психологов максимально возросло — до 11 публикаций (2,2 статьи в год).

Редкие статьи психологов обнаружены:

1) в журналах по вопросам просвещения, образования и воспитания (“Коммунистическое просвещение”, “Советская педагогика”, “Начальная школа”, “Педагогическое образование”, “Вестник высшей школы”, “Советское студенчество”);
2) в журналах по смежной научной тематике (“Советская невропсихиатрия”, “Физиологический журнал СССР им. И.М. Сеченова”, “Бюллетень экспериментальной биологии и медицины”, “Вестник офтальмологии”);
3) в иных научно-популярных и научных журналах (“Фронт науки и техники”, “Под знаменем марксизма”);
4) в общественно-политическом журнале “Общественница”.

Половина журнальных статей второй половины 1936 г. была посвящена обсуждению вопросов, поднятых в Постановлении ЦК ВКП(б). Четыре из них подготовлены директором Государственного института психологии В.Н. Колбановским и нацелены на осмысление задач, стоящих перед советской психологией “на новом этапе”. Задачи построения “передовой” психологической науки обсуждались на страницах журналов “Фронт науки и техники” и “Под знаменем марксизма”.

Однако основная часть статей психологов в эти годы издавалась в журналах, освещающих вопросы образования. Это были работы по общей, педагогической, дифференциальной психологии. Результаты физиологических исследований Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Теплова, С.В. Кравкова представляли “Вестник офтальмологии”, “Физиологический журнал СССР им. И.М. Сеченова” и др. Особо следует отметить публикации, посвященные рефлексии истоков и задач психологической науки в СССР: статьи Б.Г. Ананьева “Из истории психологических воззрений в России в XVIII столетии” (1938), К.Н. Корнилова “О положении и задачах психологии” (1938), Н.А. Рыбникова “Тематика советской психологии (1938–1939 гг.)” (1940) и др. в журнале “Советская педагогика”, основанном в 1937 г.

В первое полугодие после выхода Постановления 1936 г. все шесть газетных статей психологов были посвящены проблеме перестройки психологической науки. Основным печатным органом, на страницах которого проходило обсуждение, стала газета “За коммунистическое просвещение”. До конца 1936 г. в ней были опубликованы покаянные статьи П.П. Блонского и А.Б. Залкинда под одинаковым заголовком “Мои ошибки”; близкое им по духу выступление П.П. Блонского “В плену буржуазной науки”; статьи “Вытравить буржуазный хлам из психологии” К.Н. Корнилова и “Состояние и задачи советской психологии” В.Н. Колбановского. Кроме того, В.Н. Колбановский выступил на страницах “Известий” со статьей “Так называемая психотехника”.

Более поздние газетные публикации этого периода также содержали отголосок Постановления 1936 г. В 1941 г. К.Н. Корнилов, в поиске новых точек приложения психолого-педагогических идей, подготовил статью “Воспитание моральных качеств: Что такое воля” для газеты Вооруженных сил СССР “Красная звезда”. Также накануне войны на страницах “Учительской газеты”4 увидели свет рецензия А.Р. Лурия на книгу С.Л. Рубинштейна “Основы общей психологии” (1940), статья самого С.Л. Рубинштейна “О задачах советской психологии” (1941) и статья 20 психологов “Задачи психологии в создании марксистской науки о детях” (1941). Последняя публикация была подписана К.Н. Корниловым, Б.М. Тепловым, А.А. Смирновым и другими известными психологами и представляла достижения в развитии отечественной психологии после выхода Постановления 1936 г., в частности, подготовку ряда учебных пособий по марксистской психологии, прежде всего книги С.Л. Рубинштейна.

В целом значительное снижение частоты публикации журнальных статей на фоне роста числа газетных выступлений психологов в эти годы может быть показателем изменения статуса психологии в стране. Наука оказалась в центре идеологической борьбы и общественного внимания. Социальный заказ к психологии состоял не столько в построении моделей психического, сколько в теоретическом обосновании достоинств психологии советского человека и решения практической задачи — воспитания “нового человека”.

Военные годы (2-я половина 1941 г. 1-я половина 1945 г.). Несмотря на трудные условия Великой Отечественной войны, ведущие психологи страны подготовили не менее 39 журнальных статей (в среднем 7,8 статьи в год) для таких изданий, как:

1) журналы по вопросам просвещения, образования и воспитания (“Советская педагогика”, “Начальная школа”, “Дошкольное воспитание”);
2) журналы военной и тыловой тематики (“Военная мысль”, “Госпитальное дело”);
3) журналы по смежной научной тематике (“Советская невропсихиатрия”, “Невропатология и психиатрия”, “Физиологический журнал СССР им. И.М. Сеченова”, “Проблемы физиологической оптики”).

В условиях военных действий и решения тыловых задач продолжалась не только практическая, но и исследовательская работа. Целый ряд ученых публиковали статьи по психологическим проблемам педагогики: К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Н.А. Рыбников, Л.И. Божович, М.М. Рубинштейн, Н.А. Менчинская. В этом же русле выполнена единственная газетная публикация А.А. Смирнова и Н.Д. Левитова “О психологических особенностях мальчиков и девочек” (1943). В статьях Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Н.А. Рыбникова, Б.М. Теплова и др. продолжалась разработка историко-психологических и методологических проблем отечественной психологии.

Прежде всего в виде журнальных статей представлялся опыт реабилитации раненых: “Проблемы восстановления мозговых функций при поражении нервной системы” (1943) А.Р. Лурия, “Некоторые вопросы восстановительной терапии после ранений головного мозга” (1943) Б.Г. Ананьева и др. Военная проблематика определяла содержание статей: “Из оборонного опыта советской психологии” (1942) Б.Г. Ананьева, “Дети-дошкольники и Отечественная война” (1943) Н.А. Менчинской, “Ум и воля военачальника” (1943) Б.М. Теплова и др.

После войны (2-я половина 1945–1950 г.). После войны обнаружен рост числа статей психологов: не менее 82 (в среднем 14,9 статьи в год) — в журналах и 10 (1,8 статьи в год) — в газетах. Их публиковали:

1) журналы по вопросам просвещения, образования и воспитания (“Советская педагогика”, “Начальная школа”, “Дошкольное воспитание”, “Семья и школа”);
2) общественно-политические и агитационные журналы (“Большевик”, “Культура и жизнь”, “Партийная жизнь”, “Вожатый”, “Пропаганда и агитация”);
3) иные научно-популярные и научные журналы (“Физиологический журнал СССР им. И.М. Сеченова”, “Вопросы философии”, “Наука и жизнь”, “Научный бюллетень Ленинградского государственного ордена Ленина университета”);
4) критико-библиографический журнал “Советская книга”.

Основная часть публикаций была нацелена на решение задач воспитания и школьного образования. Популяризации психологического знания способствовали статьи в научно-популярных журналах “Партийная жизнь”, “Большевик”, “Наука и жизнь”. На волне послевоенного патриотического подъема в них обсуждались психологические идеи целого ряда русских ученых и мыслителей: Л.Н. Толстого, И.М. Сеченова, К.Д. Ушинского, И.П. Павлова и др.

В ходе апрельского заседания Политбюро 1946 г. было положено начало “устранению недостатков в идеологической работе”, в августе издано критическое Постановление ЦК ВКП(б) о журналах “Звезда” и “Ленинград”. Как отклик на них в журнале “Советская педагогика” вышла статья Б.Г. Ананьева “О задачах преподавания психологии в высшей школе (в связи с решением по вопросам идеологической работы)” (1947). Выполнению поставленных партией задач в значительной степени способствовали журналы, публиковавшие критические статьи на художественные и научные произведения.

Ряд журналов учрежден в первые послевоенные годы. Так, в 1946 г. начал издаваться журнал “Советская книга”, представлявший книжные новинки. В этом же году в нем появилось не менее пяти рецензий психологов. Знаковым событием 1947 г. стало учреждение Институтом философии АН СССР журнала “Вопросы философии”. В первом же выпуске была опубликована речь С.Л. Рубинштейна, участвовавшего в дискуссии по книге “История западноевропейской философии” Г.Ф. Александрова.

Для возросшего числа газетных публикаций психологов свойственны те же тенденции, что и для журнальных. Обнаружены статьи в таких изданиях, как:

1) общественно-политические газеты (“Известия”, “Труд”, “Комсомольская правда”, “Культура и жизнь”);
2) педагогическая “Учительская газета”;
3) медицинская газета “Медработник”.

В них также значительное внимание уделялось вопросам воспитания и обучения. На страницах “Учительской газеты” обсуждались новые учебники психологии для педагогических училищ и средней школы К.Н. Корнилова и Б.М. Теплова. Психолого-педагогические проблемы формирования “духовного облика советского человека” и “коммунистической морали” освещались на страницах общественно-политических газет “Известия”, “Труд” и др.

В целом содержание статей, изданных ведущими психологами в журналах и газетах в послевоенные годы, свидетельствует об их участии в решении задач не только науки, но и практики, идеологического и пропагандистского характера.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Данные анализа журнальных и газетных статей как результатов научной и практической деятельности психологов в первой половине ХХ в. позволяют дополнить представления об особенностях развития и социальной детерминации отечественной психологии, выявить неизвестные закономерности развития русской и советской психологической периодики. Обращение к малодоступным источникам историко-психологического знания обеспечивает новизну полученных результатов. Вместе с тем при их использовании следует оговаривать необходимость триангуляции данных, полученных из разных источников.

Участие в издании 130 журналов и 22 газет и содержание публикаций свидетельствует о выраженной ориентации статей психологов на социальный заказ. Если в начале XX в. авторы преимущественно освещали достижения философской и научной мысли Запада, то уже в 1920-е годы активно участвовали в решении практических задач социалистического строительства.

В результате революционных социальных преобразований изменилась направленность периодических изданий, публиковавших статьи психологов: место философских журналов “Мысль и слово”, “Вопросы философии и психологии” и др. заняли общественно-политические “Большевик”, “Под знаменем марксизма” и т.п. К концу 1930-х годов основными изданиями, освещающими вопросы психологии, стали журнал “Советская педагогика” и “Учительская газета”.

Частота публикаций психологов в периодической печати обнаруживает чувствительность к изменениям научной политики и административно-партийного контроля науки и поэтому является важным показателем их влияния на развитие психологии в разные периоды. Так, несмотря на значительные изменения возможностей публикации после революции, вплоть до 1930 г. выявлен рост числа журнальных статей психологов. Это можно объяснить высокой активностью по разработке предметного поля и методологических основ отечественной психологии и относительной свободой от административно-партийного контроля. Максимальный показатель (46–58 работ) характерен для 1928–1930 гг. В эти годы психологи публиковались преимущественно в собственных специализированных журналах. Минимальные показатели (от 3 до 13 работ) приходятся на 1918–1920, 1941–1944 гг. периодов Гражданской и Великой Отечественной войн, а также 1935–1938 и 1949–1950 гг., связанные с усилением административно-партийного контроля науки.

Влияние последнего прослеживается и в динамике газетных публикаций. Если до 1927 г. издавались философско-психологические, просветительские, дискуссионные статьи, то после, вплоть до Победы в 1945 г., выступления психологов были посвящены исключительно особым событиям в жизни научного сообщества, таким как Педологический съезд 1930 г., выход Постановления 1936 г. и “Основ общей психологии” (1940) С.Л. Рубинштейна. Поэтому газетные статьи психологов могут выступать в качестве основного первичного источника данных о социальной детерминации науки.

О большей чувствительности газетных публикаций к изменению социального контекста развития психологической практики свидетельствуют противоположные тенденции выхода журнальных и газетных статей психологов в 1924–1935 гг., когда при сохранении высоких показателей издания журнальных статей число газетных выступлений максимально снизилось.

Результаты сравнительного анализа тематики публикаций позволяют говорить о том, что основная проблематика психологических публикаций в российских журналах и газетах в 1901–1950 гг. связана с вопросами просвещения, образования и воспитания и, очевидно, отражает ведущие области развития психологических исследований и практики в России. Кроме того, на страницах периодики психологи делились опытом решения вопросов интенсификации труда, пропаганды, организации психологической экспертизы и др. Предположительно благодаря такому широкому спектру решаемых практических задач они, лишившись профессиональных периодических изданий в 1930-х годах, сохранили возможность публикации в журналах медицинской, педагогической и общественно-политической направленности.

Итоги проведенного исследования согласуются с результатами реконструкции развития отечественной психологии, реализованными современными исследователями, отмечающими влияние социально-политического фактора на развитие советской психологии [2; 11]. И, кроме того, обнаруживают активную роль отечественных психологов и их объединений как субъектов общественной жизни и психологического познания в России и СССР.

ВЫВОДЫ

Анализ отечественной психологической периодики 1901–1950-х гг. позволяет выделить в качестве ее основной проблематики вопросы просвещения, образования и воспитания, а также проследить значение социальных условий и коллективного аспекта развития психологии в России. Именно на страницах газет и журналов нашли отражение такие достижения и события социальной истории психологии, как научные съезды, организация образовательных центров, партийные постановления в отношении психологической науки и т.п.

Выявлено, что после расцвета психологической печати 1920-х годов в ходе идеологизации научной политики и реформы печати начала 1930-х годов произошла перестройка системы периодических изданий, освещающих вопросы психологии и смежных отраслей знания. За 20 лет научное сообщество лишилось специализированных психологических журналов. Вместе с тем центростремительные тенденции в организации науки способствовали объединению ученых, приобретению коллективного характера выступлений психологов на страницах периодической печати в ходе полемики о задачах психологии.

Представленные результаты позволяют рассматривать психологическую периодику как самостоятельный вид историко-психологических источников, особенно чувствительный к смене социально-экономических и идеологических условий развития психологии. В то время как публикации в журналах представляют результаты научных исследований, газетные статьи российских психологов отражают прежде всего развитие в стране психологической практики в таких сферах, как обучение, просвещение, терапия, экспертиза, консультирование, пропаганда.

 

 

1 С 1912 г. — “Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии”.”

2 До 1918 гг. — “Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии”.

3 В 1931–1933 гг. — “За марксистско-ленинское естествознание”.

4 В 1930–1937 гг. называлась “За коммунистическое просвещение”.

×

Sobre autores

O. Artem'eva

Irkutsk State University

Autor responsável pela correspondência
Email: oaartemeva@yandex.ru

ScD (Psychology), Professor, Chair of General Psychology

Rússia, 664003, Irkutsk, Karl Marx str., 1

Bibliografia

  1. Artemieva O.A. “Oruzhiem kritiki” (Analiz recenzij otechestvennyh psihologov pervoj poloviny HH stoletija). Voprosy psihologii. 2015. № 1. Р. 123–132. (In Russian)
  2. Artemeva O.A. Social’no-psihologicheskaja determinacija razvitija rossijskoj psihologii v pervoj polovine XX stoletija. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2015. (In Russian)
  3. Bogdanchikov S.A. Sravnitel’nyj analiz sovetskih i zarubezhnyh recenzij na knigu T.R. Pejna o sovetskoj psihologii. Istorija, sovremennost’ i perspektivy razvitija psihologii v sisteme Rossijskoj akademii nauk: mat-ly konf. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2022. P. 114–116. (In Russian)
  4. Bogdanchikov S.A. Stat’i po psihologii v pervom izdanii “Bol’shoj sovetskoj jenciklopedii” (1926–1947). Voprosy psihologii. 2018. № 2. P. 122–132. (In Russian)
  5. Zhuravlev A.L., Kostrigin A.A. Kolichestvennyi analiz zhurnal’nykh publikatsii Instituta psikhologii RAN po nauchnomu napravleniyu psikhologii nravstvennosti v 2002-2021 gg. Chast’ 1: Вibliometricheskii analiz // Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial’naya i ekonomicheskaya psikhologiya. 2024. T. 9. № 1 (33). S. 216-239.
  6. Zhuravlev A.L., Kostrigin A.A. Razrabotka problem psihologii nravstvennosti v Institute psihologii AN SSSR v 1972–1991 gg. Sovetskaya psihologiya: etap istorii nauki i mentalitet Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2024. P. 434–470. (In Russian)
  7. Zuev K.B., Nestik T.A. Bibliometricheskij analiz razvitiya osnovnyh napravlenij psihologicheskih issledovanij (po dannym WoS i statistike poiskovyh zaprosov Google). Psihologicheskoe znanie: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2018. P. 671–697. (In Russian)
  8. Koltsova V.A. Istorija psihologii. Problemy metodologii. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2008. (In Russian)
  9. Kostrigin A.A., Stojuhina N. Ju. Arhivnye materialy kak istochnik psihologicheskogo znanija. Psihologicheskoe znanie: vidy, istochniki, puti postroenija. Ed. by A.L. Zhuravlev, A.V. Jurevich. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2021. P. 359–384. (In Russian)
  10. Morgun A.N., Olejnik Yu.N., Zhuravlev A.L. Citiruemost’ “Psihologicheskogo zhurnala” v informacionnom prostranstve vedushchih mirovyh nauchnyh izdanij. Psikhologicheskii zhurnal. 2022. V. 43. № 6. P. 105–118. (In Russian)
  11. A History of Marxist Psychology: The Golden Age of Soviet Science. Ed. by A. Yasnitsky. London: Routledge, 2020.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Артемьева О.A., 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».