Сопряжение интеграционных проектов БРИКС и ЕАЭС в контексте развития экономики России

Обложка

Полный текст

Аннотация

Продолжающаяся трансформация экономики России в условиях внешнего санкционного давления обуславливает развитие интеграционных проектов постсоветского пространства, которые различаются по форме и глубине экономического сотрудничества. Расширение БРИКС, равно как и усиление взаимной торговли с Азией и поиск новых торговых партнеров представляет большую актуальность в контексте изучения торгово-экономической связанности между участниками БРИКС, Россией и странами ЕАЭС.

Работа посвящена анализу перспективных направлений сотрудничества между странами БРИКС и ЕАЭС. Целью статьи является определение наиболее перспективных торговых партнеров из стран БРИКС в контексте расширения организации и присоединения к ней пяти новых участников.

В исследовании выделены оптимальные направления сотрудничества стран ЕАЭС и БРИКС в условиях переориентации торговых потоков. Выводом статьи является необходимость усиления горизонтального взаимодействия между компаниями юрисдикций ЕАЭС и БРИКС в контексте наращивания объемов параллельного импорта наукоемкой продукции и развития инфраструктурных проектов, затрагивающих интересы России и стран-партнеров.

Полный текст

Введение. На сегодняшний день развитие различных многосторонних институтов сотрудничества проходит на фоне ослабления процессов глобализации с одновременным усилением различных региональных интеграционных проектов экономического сотрудничества. МВФ обозначает эту тенденцию как фрагментацию мировой экономики, которая опосредована усилением протекционизма на фоне торговой войны между США и Китаем. Хотя издержки фрагментации оцениваются по-разному, в 2023 г., по данным МВФ, ужесточение международных торговых ограничений может привести к сокращению мирового экономического производства на 7% в долгосрочной перспективе, или примерно на 7,4 трлн долл. по текущему курсу, что эквивалентно совокупному размеру экономик Германии и Франции [1]. Не миновали процессы фрагментации мировой экономики и Россию, что обусловлено масштабными односторонними санкциями со стороны Евросоюза и США, что привело к практически полной остановке торговых потоков со стороны указанных стран и обусловило дальнейшую активизацию России, связанную с поворотом на Восток, а также поиск новых торговых партнеров.

Рассматривая страны БРИКС, которые стали важными торговыми партнерами России, необходимо учитывать и путь развития самой организации, особенностью которой является сам формат международного объединения. В научной литературе можно встретить тезис, что, появившись в результате глобализации, формат сотрудничества БРИКС являет собой диалоговую площадку и не предполагает распространения собственных моделей развития на другие страны, при этом основополагающим фактором сближения выступает сходство в развитии экономик, а не географическая близость [2]. Нельзя не отметить и встречающуюся в литературе трактовку БРИКС как инструмента борьбы с политикой стран Запада, главным инструментом которых выступают односторонние санкции [3]. При большом совокупном экономическом потенциале БРИКС страны-участницы неоднородны, что не позволяет рассматривать объединение в качестве военного блока наподобие НАТО. БРИКС – это прежде всего диалоговый формат равноправных государств, представляющих в том числе крупнейшие цивилизации планеты, – формат, вызванный к жизни необходимостью более широкого участия в глобальном регулировании [4]. Наряду с этим существует и проблема создания наднациональных органов на базе БРИКС, что является предметом обсуждений на фоне идеи создания единой валюты для стран БРИКС. На современном этапе это вряд ли будет реализовано, поскольку делегирование суверенитета в пользу создающих органов не приемлемо для участников организации, многие из которых представляют собой развивающиеся рынки.

Новый этап развития БРИКС, который связан с расширением организации и присоединением к ней пяти новых участников в лице Египта, Эфиопии, Ирана, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов актуализируют развитие интеграционных проектов постсоветского пространства (ПСП) вследствие возросшей роли новых независимых государств (далее – ННГ), которая обусловлена развитием инфраструктурных проектов со странами БРИКС, включая новых участников, что требует более детального исследования экономической связанности рассматриваемых стран.

Расширение БРИКС: новые тренды и перспективы. Исследование экономического сопряжения между странами БРИКС и ЕАЭС осуществляется с применением коэффициента торгово-экономической связанности (КТЭС), предложенной исследователями Отделения международных экономических и политических исследований Института экономики РАН. КТЭС исчисляется как отношение стоимостных объемов взаимного товарооборота к суммарному ВВП (в текущих ценах) взаимодействующих стран и умножения полученной величины на 100. Этот коэффициент позволяет соизмерить связь роста экономики и взаимной торговли стран-партнеров [5, 6]. В табл. 1 анализируется торгово-экономическая связанность в рамках «большой пятерки» стран БРИКС.

 

Таблица 1. Коэффициент торгово-экономической связанности в рамках БРИКС-5

Пары стран

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Изменение за 2022 г. в сравнении с 2018 г.,%

Китай–Россия

0,688

0,695

0,667

0,743

0,94

36,6

Индия–Россия

0,206

0,183

0,18

0,247

0,78

278,6

Бразилия–Россия

0,137

0,149

0,141

0,206

0,235

71,5

ЮАР–Россия

0,045

0,044

0,05

0,046

0,032

–28,8

Китай–Индия

0,576

0,542

0,499

0,599

0,637

10,5

Китай–ЮАР

0,304

0,289

0,24

0,296

0,308

1,3

Китай–Бразилия

0,701

0,714

0,745

0,839

0,862

22,9

Индия–ЮАР

0,342

0,329

0,338

0,475

0,511

49,4

Индия–Бразилия

0,175

0,152

0,166

0,233

0,317

81,1

Бразилия–ЮАР

0,087

0,083

0,088

0,106

0,113

29,8

БРИКС-5 (ср. значение)

0,257

0,249

0,245

0,305

0,38

47,85

БРИКС-10 (ср. значение)

0,062

0,068

0,060

0,091

0,104

67,7

Источник: составлено и рассчитано автором по данным ITC Trade Map [6], Worldometer [7].

 

По приведенным данным за 5 лет можно увидеть, что организация продолжает оставаться еще одним проектом КНР по усилению торгово-экономического сотрудничества с заинтересованными странами. Степень торгово-экономической связанности КНР с остальными странами БРИКС является наиболее высокой с тенденцией к увеличению, несмотря на некоторый спад в 2020 г. в связи с пандемией COVID-19.

Рассматривая торгово-экономическую связанность России и других стран БРИКС, стоит обратить внимание, что после событий февраля 2022 г. активизировалось торгово-экономическое сотрудничество почти всех стран БРИКС, за исключением ЮАР. Рост товарооборота наблюдается не только с КНР, но и с Индией, где товарооборот резко вырос за счет экспорта товаров группы 27 ТН ВЭД (топливо минеральное, нефть и нефтепродукты) и составил почти 280%, в сравнении с 2018 г.; соответственно, повысилась торгово-экономическая связанность России с Индией. В данном случае подобное аномальное увеличение объясняется введением односторонних всеобъемлющих санкций в отношении России, что привело к значительному удорожанию энергоносителей. В научной литературе данное явление получило название как «ловушка большой страны» [9], которая объясняет стремительный рост товарооборота России и Индии за счет экспорта энергоресурсов по 27-й товарной группе. На фоне изменений торговых потоков в 2022 г. рассмотрим, как отразится на странах БРИКС присоединение новых участников к организации. В табл. 2 дается динамика торгово-экономической связанности между присоединившимися к БРИКС странами.

 

Таблица 2. Коэффициент торгово-экономической связанности между новыми участниками БРИКС

Пары стран

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Изменение за

2022 г. в сравнении с 2018 г.,%

Иран–Египет

0,037

0,001

0,001

0,001

0,001

–97,2

Иран–Саудовская Аравия

0

0

0

0

0,001

0

Иран–ОАЭ

1,538

1,455

1,851

2,7

2,679

74,1

Иран–Эфиопия

0,006

0,001

0,001

0,004

0,001

–83,3

Египет–Саудовская Аравия

0,640

0,597

0,492

0,626

0,593

–7,3

Египет–ОАЭ

0,479

0,516

0,572

0,369

0,457

–4,6

Египет–Эфиопия

0,052

0,040

0,019

0,020

0,017

–67

Эфиопия–ОАЭ

0,105

0,118

0,183

0,133

0,121

15,2

Саудовская Аравия–ОАЭ

1,578

1,425

1,642

2,136

1,845

16,9

Саудовская Аравия– Эфиопия

0,028

0,029

0,031

0,031

0,028

0

Среднее значение:

0,446

0,418

0,479

0,602

0,574

28,6

Источник: составлено и рассчитано автором по данным ITC Trade Map [7], Worldometer [8].

 

Среди пятерки новых участников БРИКС самую большую степень торгово-экономической связанности демонстрируют две пары стран: Иран–ОАЭ и Саудовская Аравия–ОАЭ. Указанные страны имеют в достаточной степени взаимодополняемые экономики, которые представлены экспортом энергоносителей со стороны Ирана и Саудовской Аравии и импортом готовых изделий, и в частности машин и оборудования по ТН ВЭД 84 со стороны ОАЭ. Присоединение этих стран наиболее благоприятно скажется на Индии, что можно наблюдать в табл. 3.

 

Таблица 3. Коэффициент торгово-экономической связанности (КТЭС) «большой пятерки» БРИКС с новыми участниками

Пары стран

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Изменение за 2022 г. в сравнении с 2018 г.,%

Иран–Россия

0,08

0,079

0,087

0,102

0,083

3,7

Египет–Россия

0,282

0,192

0,155

0,124

0,142

– 49,6

Саудовская Аравия–Россия

0,049

0,06

0,033

0,055

0,066

34,6

ОАЭ–Россия

0,158

0,17

0,137

0,229

0,389

146,2

Эфиопия–Россия

0,009

0,007

0,004

0,011

0,002

–77,7

Среднее значение:

0,116

0,102

0,083

0,104

0,136

17,2

Иран–КНР

0,134

0,179

0,130

0,182

0,209

55,9

Египет–КНР

0,092

0,086

0,064

0,061

0,069

–25

Саудовская Аравия–КНР

0,215

0,242

0,222

0,433

0,561

160

ОАЭ–КНР

0,3

0,34

0,313

0,335

0,417

39

Эфиопия–КНР

0,030

0,029

0,028

0,023

0,277

–7,6

Среднее значение:

0,154

0,175

0,151

0,207

0,307

99,3

Иран–ЮАР

0,008

0,019

0,008

0,033

0,048

500

Египет–ЮАР

0,047

0,026

0,018

0,020

0,025

– 46,8

Саудовская Аравия–ЮАР

0,104

0,105

0,113

0,368

0,357

243,2

ОАЭ–ЮАР

0,451

0,471

0,645

0,695

0,723

60,3

Эфиопия–ЮАР

0,047

0,040

0,039

0,026

0,035

–25,5

Среднее значение:

0,131

0,132

0,165

0,228

0,238

81,7

Иран–Индия

0,152

0,228

0,105

0,094

0,119

–21,7

Египет–Индия

0,115

0,136

0,111

0,131

0,132

14,7

Саудовская Аравия– Индия

0,256

0,278

0,276

0,849

0,959

274,6

ОАЭ–Индия

1,151

1,279

0,907

1,259

1,343

16,6

Эфиопия–Индия

0,045

0,048

0,052

0,077

0,068

51,1

Среднее значение:

0,344

0,394

0,290

0,482

0,524

52,3

Иран–Бразилия

0,023

0,031

0,023

0,037

0,026

13

Египет–Бразилия

0,154

0,132

0,114

0,094

0,124

–19,4

Саудовская Аравия–Бразилия

0,104

0,105

0,121

0,219

0,264

153,8

ОАЭ–Бразилия

0,104

0,124

0,133

0,149

0,175

68,2

Эфиопия–Бразилия

0,004

0,001

0,002

0,002

0,001

–75

Среднее значение:

0,078

0,079

0,079

0,1

0,118

51,2

Источник: составлено и рассчитано автором по данным ITC Trade Map [7], Worldometer [8].

 

Из приведенных данных можно увидеть, что присоединение новых участников наиболее положительно будет сказываться на торговых отношениях между парами стран Индия–Саудовская Аравия, Саудовская Аравия–КНР, Саудовская Аравия–ЮАР, которые демонстрируют наиболее быструю динамику роста торгово-экономической связанности. Подобную динамику можно объяснить инициативами Индии, ОАЭ, Саудовской Аравии и США по созданию инфраструктурного мегапроекта экономического коридора из Индии в Европу, который мог бы служить альтернативой инициативе КНР «Пояс и Путь» [10], чему был посвящен саммит G20 в Нью-Дели в сентябре 2023 г. [11]. Отдельно стоит обратить внимание на страны Африки, в частности ЮАР и Эфиопию, которые также демонстрируют хорошую динамику торгово-экономической связанности с Индией, что говорит о возможном использовании БРИКС в качестве диалоговой площадки в рамках еще одной инициативы Индии, под названием «Африканский коридор роста», направленной на продвижение совместных инфраструктурных проектов в африканских странах, имеющих выход к Индийскому океану [12].

Развитие интеграционного проекта ЕАЭС в контексте расширения БРИКС. Необходимо также подчеркнуть усиливающуюся роль ННГ, равно как и интеграционных проектов ПСП в экономическом сотрудничестве со странами БРИКС. В среднем торгово-экономическая связанность между странами БРИКС-5 сопоставима с ЕАЭС. Для сравнения: торгово-экономическая связанность внутри интеграционных проектов ПСП за 2022 г. составила 1,873 (СГ); 0,447 (ЕАЭС-5); 0,257 (ШОС-9); 0,241 (СНГ-12). Для большей детализации в табл. 4 приведены данные по торгово-экономической связанности стран ЕАЭС и БРИКС (за исключением РФ).

 

Таблица 4. Коэффициент торгово-экономической связанности между странами ЕАЭС и БРИКС-4

Пары стран

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Изменение за 2022 г. в сравнении с 2018 г.,%

Китай–Белоруссия

0,012

0,019

0,02

0,021

0,029

141,66

Индия–Белоруссия

0,0003

0,0003

0,0003

0,0004

0,0002

–33,34

Бразилия–Белоруссия

0,035

0,038

0,039

0,032

0,019

–45,72

ЮАР–Белоруссия

0,001

0,002

0,003

0,002

0,001

0

Среднее значение:

0,012

0,015

0,016

0,014

0,012

0

Китай–Казахстан

0,137

0,136

0,137

0,133

0,171

24,81

Индия–Казахстан

0,031

0,059

0,054

0,022

0,015

–51,62

Бразилия–Казахстан

0,006

0,009

0,005

0,008

0,009

49,99

ЮАР–Казахстан

0,006

0,006

0,005

0,006

0,01

66,66

Среднее значение:

0,045

0,053

0,05

0,042

0,051

13,33

Китай–Армения

0,004

0,005

0,007

0,008

0,008

100

Индия–Армения

0,001

0,001

0,004

0,006

0,004

300

Бразилия–Армения

0,001

0,001

0,002

0,001

0,0001

–90

ЮАР–Армения

0,0001

0,0001

0,0002

0,0002

0,0009

800

Среднее значение:

0,002

0,002

0,003

0,004

0,003

50

Китай–Киргизия

0,04

0,044

0,02

0,042

0,086

115

Индия–Киргизия

0,001

0,001

0,002

0,001

0,001

0

Бразилия–Киргизия

0,000004

0,000001

0,000023

0,000023

0,00001

150

ЮАР–Киргизия

0,00005

0,00029

0,00044

0,00019

0,00073

1359,99

Среднее значение:

0,01

0,011

0,006

0,011

0,022

119,99

Источник: составлено и рассчитано автором по данным ITC Trade Map [7], Worldometer [8].

 

Торгово-экономическая связанность между странами ЕАЭС и БРИКС (без учета РФ и КНР) невелика. Это объясняется тем, что основным и крупнейшим торговым партнером стран ЕАЭС является Россия, что можно увидеть как из данных по торгово-экономической связанности между странами ЕАЭС и СГ, так и из статистики товарооборота и взаимной торговли. Особенно стоит обратить внимание на показатели России и Белоруссии в рамках СГ, где фиксируется наибольший уровень связанности, которой способствует высокая степень взаимодополняемости экономик [13], политическая конъюнктура и необходимость усиления экономической безопасности обеих стран [14]. Тем не менее даже при относительно низкой степени торгово-экономической связанности можно увидеть некоторый рост товарооборота между странами. Так, произошло значительное увеличение экспорта в Кыргызстан из ЮАР по ТН ВЭД 84 (реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части), что можно наблюдать на рис. 1.

 

Рис. 1. Динамика импорта Киргизии из ЮАР за период 2020–2022 гг. по 84 товарной группе ТНВЭД

Источник: составлено автором по данным ITC Trade Map [7].

 

К причинам аномального роста товарооборота по странам можно отнести использование Россией параллельного импорта, который идет через страны ЕАЭС. При этом, согласно статистике ЮАР, экспорт в Кыргызстан по ТН ВЭД 84 составил 1 млн долл. США с небольшим за 2022 г. Подобную аномальную активность можно наблюдать при исследовании торгово-экономической связанности между странами ЕАЭС и новыми участниками БРИКС в табл. 5.

 

Таблица 5. Коэффициент торгово-экономической связанности между странами ЕАЭС и новыми участниками БРИКС

Пары стран

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Изменение за 2022 г. в сравнении с 2018 г.,%

Иран–Россия

0,08

0,079

0,087

0,102

0,083

3,75

Египет–Россия

0,282

0,192

0,155

0,124

0,142

–49,65

Саудовская Аравия–Россия

0,049

0,06

0,033

0,055

0,066

34,69

ОАЭ–Россия

0,158

0,17

0,137

0,229

0,389

146,2

Эфиопия–Россия

0,009

0,007

0,004

0,011

0,002

–77,78

Среднее значение:

0,116

0,102

0,083

0,104

0,136

17,24

Иран–Белоруссия

0,007

0,007

0,01

0,006

0,011

57,14

Египет–Белоруссия

0,033

0,029

0,019

0,009

0,017

48,49

Саудовская Аравия–Белоруссия

0,001

0,001

0,002

0,01

0,006

500

ОАЭ–Белоруссия

0,009

0,026

0,017

0,017

0,02

122,22

Эфиопия–Белоруссия

0,031

0,077

0,042

0,046

0,059

90,32

Среднее значение:

0,016

0,028

0,018

0,018

0,023

43,75

Иран–Казахстан

0,043

0,05

0,05

0,048

0,055

27,9

Египет–Казахстан

0,013

0,014

0,012

0,011

0,016

23,07

Саудовская Аравия–Казахстан

0,001

0,002

0,002

0,004

0,002

100

ОАЭ–Казахстан

0,002

0,003

0,004

0,007

0,003

50

Эфиопия–Казахстан

0,0002

0,0003

0,0006

0,0012

0,0008

300

Среднее значение:

0,012

0,014

0,014

0,014

0,015

25

Иран–Армения

0,053

0,058

0,062

0,087

0,094

77,35

Египет–Армения

0,009

0,001

0,001

0,001

0,001

–88,89

Саудовская Аравия–Армения

0,0002

0,0003

0,0001

0,0002

0,0001

-50

ОАЭ–Армения

0,05

0,058

0,046

0,05

0,531

962

Эфиопия–Армения

0,00004

0,00002

0,00001

0,00002

0

–100

Среднее значение:

0,022

0,023

0,022

0,028

0,125

468,2

Иран–Киргизия

0,013

0,026

0,021

0,022

0,019

46,15

Египет–Киргизия

Саудовская Аравия–Киргизия

0,0001

0,0004

0,0001

0,0001

0,0001

0

ОАЭ–Киргизия

0,002

0,001

0,018

0,038

0,037

1749,99

Эфиопия–Киргизия

Среднее значение:

0,003

0,005

0,008

0,012

0,011

266,66

Источник: составлено и рассчитано автором по данным ITC Trade Map [7], Worldometer [8].

 

Обратим внимание на торгово-экономическую связанность между странами ЕАЭС и новыми участниками БРИКС: при незначительных показателях торгово-экономической связанности выделяются две пары стран, а именно ОАЭ–Армения, связанность между которыми с 2019 г. резко увеличилась, а также ОАЭ и Кыргызстан, где в 2021 г. имела место аналогичная ситуация. На примере рис. 2 и 3 рассмотрим, за счет чего произошло резкое увеличение торгово-экономической связанности между парами стран ОАЭ–Армения и ОАЭ–Киргизия.

 

Рис. 2. Динамика экспорта ОАЭ в Армению по основным товарным группам ТН ВЭД за период 2020–2022 гг.

Источник: составлено и рассчитано автором по данным ITC Trade Map [7].

 

Рис. 3. Динамика экспорта ОАЭ в Киргизию по основным товарным группам ТН ВЭД за период 2020–2022 г.

Источник: составлено и рассчитано автором по данным ITC Trade Map [7].

 

Из приведенных данных видно резкое увеличение экспорта в Армению товаров, относящихся к изделиям полиграфической промышленности, равно как и машин, оборудования и транспорта, в отношении импорта которых США и ЕС наложили санкции и ограничения в первую очередь. Схожую ситуацию можно наблюдать, если рассматривать динамику экспорта ОАЭ в Киргизию (рис. 3).

На примере рассмотренных стран можно сделать вывод, что параллельный импорт оказался не только успешным, но и в 2022 г. произошла его диверсификация сразу по нескольким странам, к которым можно отнести КНР, Индию и ОАЭ. Стоит сказать, что тенденция к диверсификации параллельного импорта по странам продолжится, так как опасение вторичных санкций будет вынуждать некоторые страны блокировать параллельный импорт, как это было с Турцией, которая в 2022 г. являлась крупнейшим транзитным хабом продукции параллельного импорта [15].

Таким образом, дальнейшее развитие ЕАЭС видится в усилении взаимодействия со странами БРИКС, в первую очередь в сфере торгово-экономического сотрудничества. Присоединение новых участников и усиление индийского вектора делают актуальным развитие инфраструктурных проектов. В частности, можно ожидать дальнейшего развития и расширения МТК «Север–Юг», который демонстрирует рост грузопотока с 14,5 млн т в 2022 г. [16] до 15,5 в 2023 г. [17]. Перечисленные тренды увеличивают актуальность цифровизации в сфере деятельности таможенных органов, что видно из недавних инициатив Минтранса России по созданию цифровой транспортной платформы для обмена данными с БРИКС и ШОС, которая находится на стадии научно-исследовательских разработок [18] и является одной из составляющих стратегии развития ФТС до 2030 г. [19], нацеленной на увеличение транзитных грузопотоков и активизацию торгово-экономических связей с БРИКС и ШОС.

Выводы. Современные тенденции развития экономики России в условиях геополитической нестабильности и санкционной войны актуализируют исследование БРИКС и стран «Пояса соседства» России, а также интеграционных проектов на постсоветским пространстве в части улучшения горизонтального взаимодействия между компаниями юрисдикций БРИКС и ЕАЭС на фоне усиления роли таких торговых партнеров, как Индия, ОАЭ и Иран. Это, в свою очередь, требует определенных шагов, к которым экспертное сообщество относит создание альтернативной системы передачи финансовых сообщений и подключение к ней не только стран БРИКС, но и государств, тяготеющих к этой организации [20]. Учитывая возрастающую связанность между участниками в рамках как БРИКС-5, так и БРИКС-10 (или БРИКС-плюс), можно ожидать усиления сотрудничества между странами ЕАЭС и БРИКС в рамках совместной проектной деятельности и в многостороннем, и двустороннем форматах.

×

Об авторах

Илья Медведев

ФГБУН Институт экономики РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: ilya13092@yandex.ru

младший научный сотрудник Центра постсоветских исследований

Россия, г. Москва

Список литературы

  1. IMF BLOG. The High Cost of Global Economic Fragmentation. URL: https://www.imf.org/en/Blogs/Articles/2023/08/28/the-high-cost-of-global-economic-fragmentation (дата обращения 15.01.2024).
  2. Антонов В.А., Секонго Н.Б., Титус Т.Г. Особенности функционирования группы БРИКС как неформального международного объединения // Вестник ГУУ. 2017. № 5. С. 11–16.
  3. Денисова Д.Э. БРИКС: вчера, сегодня, завтра // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2022. № 2 (17). С. 40–54.
  4. Новое направление российской внешней и внешнеэкономической политики – взаимодействие в БРИКС / Отв. ред. С.П. Глинкина; колл. авторов. М.: Институт экономики РАН. 2014. 220 с.
  5. Каспийский регион в процессах регионализации Евразии: Коллективный научный доклад / Отв. ред. Л.Б. Вардомский. М.: Институт экономики РАН. 2023. 74 c.
  6. Пылин А.Г. Проблемы повышения связанности постсоветской Евразийской интеграции // Общество и экономика. 2019. № 11. С. 57–69.
  7. ITC Trade map. URL: https://www.trademap.org/ (дата обращения 15.01.2024).
  8. Worldometer. URL: https://www.worldometers.info/ (дата обращения 15.01.2024).
  9. Ушкалова Д.И. Антироссийские санкции и экспорт России в 2022 г.: риски и перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 6. С. 34–51.
  10. Goulielmos M.A. India’s 2023 “Economic Corridor” versus the “21st Century Chinese Maritime Silk Road”: A Modern David against a Recent Goliath? // Modern Economy. 2023. № 14. P. 1734–1757.
  11. Biden unveils infrastructure project to connect India, Middle East and Europe. URL: https://www.axios.com/2023/09/09/us-saudi-india-uae-railway-deal-middle-east-europe (дата обращения 15.01.2024).
  12. Chaturvedi S., Prakash A., Dash P. (Eds.). (2020). Asia–Africa Growth Corridor Development and Cooperation in Indo-Pacific // Springer Singapore. 257 pp. doi: 10.1007/978–981–15–5550–3
  13. Сипаро К.А. Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Республики Беларусь // Региональная и отраслевая экономика. 2023. № 2 (143). С. 7–13.
  14. Белорусско-китайское торгово-экономическое сотрудничество в аспекте обеспечения национальной экономической безопасности / Отв. ред. Т.С. Вертинская. Минск: Белорусская наука, 2022. 117 с.
  15. Что известно про запрет Турцией транзита санкционных товаров в Россию // Российская газета [электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/03/10/chto-izvestno-pro-zapret-turciej-tranzita-sankcionnyh-gruzov-v-rossiiu.html (дата обращения 15.01.2024).
  16. Началось расширение Международного транспортного коридора «Север–Юг» // Российская газета [электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/05/11/reg-skfo/nachalos-rasshirenie-mezhdunarodnogo-transportnogo-koridora-sever-iug.html (дата обращения 15.01.2024).
  17. Железная дорога Решт–Астара позволит увеличить объем транзитных грузоперевозок до 15 млн тонн // Azertag [электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20231203191038/http://azertag.az/ru/xeber/zheleznaya_doroga_resht___astara_pozvolit_uvelichit_obem_tranzitnyh_gruzoperevozok_do_15_mln_tonn-2839637 (дата обращения 15.01.2024).
  18. Минтранс создает цифровую транспортную платформу для обмена данными с БРИКС и ШОС // ФТС России [электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/pressa-o-nas/document/408095 (дата обращения 15.01.2024).
  19. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 г. № 1388-р «О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС Консультант (дата обращения 15.01.2024).
  20. Российский «пояс соседства» в условиях санкционной войны: Научный доклад / Под ред. Л.Б. Вардомского (отв. ред.), И.А. Коргун, Н.В. Куликовой, А.Г. Пылина. М.: Институт экономики РАН. 2022. 118 c.

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».