Welf-educational in China: features and role of the segment in the development of human capital

Capa

Texto integral

Resumo

New forms of education are appearing in China in the process of the country’s socio-economic development. As one of the important innovations in the higher education segment, the examination system for part-time students has achieved outstanding results in recent years of its development, resulting in the significant growth of the number of highly qualified specialists. It is obvious that ensuring the implementation of lifelong education and encouraging self-education can be the key to the sustainable development of human capital in China.

Texto integral

Введение

В последние годы вслед за стремительным развитием системы образования в Китае и ростом охвата населения не только базовым, но и высшим образованием власти все чаще говорят о важности непрерывного обучения на протяжении всей жизни как одного из ключевых факторов повышения человеческого капитала и дальнейшего социально-экономического развития страны в целом. В этой связи в КНР все активнее уделяется внимание тем сегментам образовательной системы, которые раньше оставались в тени. Так, новый виток развития сейчас проходят профессиональное обучение, образование для взрослых и пожилых людей, различные формы онлайн-обучения. Наряду с этим, экономическое развитие требует от населения непрерывного профессионального роста и получения все новых навыков. Однако не все готовы в уже зрелом возрасте снова сесть за учебные парты и посещать занятия на регулярной основе. Именно здесь на первый план выходит возможность самостоятельного обучения, или так называемой самообразовательной деятельности. Для начала определим, что подразумевается под этим понятием.

Самообразовательная деятельность — это самостоятельная деятельность личности, направленная на самообучение и самовоспитание, обеспечивающая творческое, конструктивное и эффективное взаимодействие с окружающим миром, способствующая ее социализации. При этом под самообучением понимается процесс и результат получения человеком знаний, умений, навыков посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных методов, форм и средств [1]. Самообразовательная деятельность — один из важнейших элементов непрерывного образования, а также важный аспект в развитии обучающегося общества [2]1. Вслед за стремительным развитием информационных технологий непрерывное образование стало ключевой тенденцией и важным фактором развития человеческого капитала.

В ответ на новые тенденции в Китае была сформирована система сдачи государственных экзаменов для самообучающихся, которая является одной из крупнейших в мире. Она основана на индивидуальном самообучении и подразумевает сдачу соответствующего экзамена на получение диплома об образовании.

С развитием экономики и появлением всех новых сфер для трудоустройства растет и необходимость регулярного повышения квалификации и получения новых навыков; в этой связи люди, получающие образование самостоятельно, имеют определенное преимущество на рынке труда. Подготовка к экзаменам позволяет учащимся заниматься автономно и при гибком графике. Люди, прошедшие процесс самостоятельного обучения и сдачи госэкзаменов, как правило, характеризуются бо́льшими навыками к саморазвитию и самоконтролю, а также довольно богатым опытом практической работы. Именно эти качества и способности ценят работодатели.

Из истории создания системы самообразования

Первые попытки формирования системы самообразования стали появляться в Китае еще в начале XX в., когда страна стала активно изучать опыт развития западных государств в целом и системы европейского образования в частности [3]. Однако фактическое развитие системы самообразования началось после Культурной революции, закончившейся в 1976 г.,2 когда подготовка кадров в стране практически остановилась. Например, после 1976 г. набор в профессиональные колледжи высшей ступени составлял в среднем 300 тыс. человек в год, тогда как выпускников средних школ в то время ежегодно насчитывалось около 6 млн человек. Конец 1970-х гг. знаменовал собой начало реформ и открытости, когда национальная экономика переходила на новый этап своего развития.

В 1981 г. была создана система государственного экзамена для самообучающихся. В 1982 г. в Конституцию КНР была включена «поощряемая самообразовательная деятельность», расцвет которой пришелся на 1980-е гг. [4]. В первые годы подобный формат обучения был внедрен в трех городах центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь), а также в провинции Ляонин. Позднее, в 1985 г., экзамены для самообучающихся стали проводить по всей стране [5].

3 марта 1988 г. Государственный совет КНР официально обнародовал «Временные правила проведения государственных экзаменов для самообучающихся в сфере высшего образования», в которых оговаривались характер экзаменов, их задачи, статус, уполномоченные учреждения, экзаменационные специальности и т. д. Формат экзаменов был четко прописан, что свидетельствует о том, что система была поставлена на путь полноценной легализации, получала общегосударственное значение.

К концу 1997 г. по всей стране было открыто 425 специальностей высшего образования для самообучения, в общей сложности на экзамены было зарегистрировано более 9 млн кандидатов. Кроме того, более 370 тыс. выпускников технических средних школ обучались самостоятельно. К началу 2000-х гг. 1,8 млн человек получили профессиональное образование или степени бакалавра посредством сдачи экзаменов для самообучающихся [6]. Общее число людей, сдавших экзамены за последние 40 лет, превышает 90 млн человек [7].

Будучи открытой формой обучения, самообразовательная деятельность может охватывать разные слои населения: рабочих, фермеров, военнослужащих, сотрудников общественной безопасности и правопорядка, инвалидов, и даже заключенных [8].

Система государственного экзамена для самообучающихся является важной частью высшего образования в Китае. Это формат, сочетающий в себе индивидуальное обучение и национальные экзамены. Кандидаты, готовящиеся сдавать экзамены, могут выбирать соответствующие специальности исходя из своих потребностей и заниматься либо самостоятельно, либо посещая специализированные курсы и не сдавая для этого вступительных экзаменов.

Система самостоятельной подготовки позволяет любому гражданину КНР, вне зависимости от возраста, уровня образования и прописки, начать свое обучение. Сдавать вступительные экзамены не требуется. Тем не менее, чтобы получить диплом о той или иной ступени образования, нужно сдать необходимое количество экзаменов, что требует немало усилий и настойчивости. Исследования показывают, что гибкие форматы обучения (69,98%) и высокое общественное признание (42,12%) являются ключевыми факторами, побуждающими граждан Китая заняться самообразованием. Другими преимуществами такой системы называют более короткое время обучения (40,51%), широкий выбор специальностей (31,81%) и низкую стоимость (29,63%) [9].

Особенности самообразовательной деятельности

Широкий охват специальностей. Экзамены в рамках системы самообучения разрабатываются и готовятся в соответствии с потребностями общества. Специальности, открытые в настоящее время для самостоятельного обучения, охватывают самые разные дисциплины, включая экономику, право, литературу, менеджмент, педагогику, науку и технику, сельское хозяйство, медицину, сестринское дело и многие другие. Кандидаты могут выбирать программы в соответствии со своими интересами, опытом и профессиональными навыками. Экзамены разделены на два академических уровня: профессиональное образование и бакалавриат. Требования к каждому академическому уровню соответствуют требованиям того же академического уровня в общем высшем очном образовании.

Разнообразные и гибкие формы обучения. Кандидаты на сдачу экзаменов могут сосредоточиться на самообучении, исходя из своих личных и профессиональных обстоятельств, а также могут посещать специализированные занятия в соответствующих учебных центрах. Общеобразовательные университеты, университеты для взрослых, профессиональные колледжи и неакадемические учебные заведения, утвержденные Департаментом образования провинции, могут использовать свои собственные кампусы и преподавателей для организации различных форм занятий для помощи в подготовке к экзаменам. Однако что, как и когда изучать и как долго учиться, определяется местными условиями и потребностями слушателей.

Стоимость обучения низкая. Формат обучения выбирается исходя из реальных возможностей соискателя. Если человек обладает высокой степенью самодисциплины и способностью к самообучению, он может сэкономить деньги на очных занятиях и, купив необходимые материалы, начать самостоятельное обучение. Регистрационный взнос по каждому экзамену составляет 30–45 юаней. С учетом цен на учебники и подготовку к защите диплома общая стоимость такого обучения составляет чуть более 1000 юаней. Для сравнения, очное обучение в базовом учебном заведении или другие формы повышения академической квалификации обходятся от 6000 до 20 000 юаней.

Варианты самостоятельного обучения. На сегодняшний день существует два формата самообразовательная деятельности: один из них — обучение в учебных центрах при высших учебных заведениях или вместе с очными студентами ВУЗов (такие учащиеся называются «очные соискатели» — 应用型考生); другой — учиться самостоятельно, либо обращаясь в специальные консультационные центры (таких учащихся называют «социальными соискателями» — 社会型考生). На экзаменах по высшему образованию для самостоятельно обучающихся социальные соискатели составляют 75%, а очные — 25% [10].

Процедура сдачи экзаменов

Государственные экзамены для самообучающихся можно сдать три раза в год: в январе, апреле и октябре. В январе поводится экзамен на уровне провинций, однако охват специальностей на таком экзамене не очень большой. В апреле и октябре проводятся общенациональные экзамены. Каждый раз учащийся может выбрать до четырех предметов. Экзамен по тому или иному предмету можно сдавать не чаще, чем раз в полгода.

Провинции Гуандун и Цзянсу проводят экзамены четыре раза в год. Помимо общих экзаменов в апреле и октябре, есть возможность сдачи в январе и июле. По этой причине многие кандидаты из других провинций предпочитают сдавать экзамены в Гуандуне или Цзянсу, чтобы быстрее получить свой диплом.

Подать заявку на сдачу экзаменов и найти учебные центры для подготовки можно на специальных официальных сайтах провинций (городов центрального подчинения и автономных округов). Аттестаты об окончании выдаются в учебном заведении, в которое подается соответствующая заявка. После завершения курса обучения и сдачи всех экзаменов необходимо подать заявление на прохождение защиты. Как правило, после успешной защиты диплом можно получить уже через 2–3 месяца.

Госэкзамен для самообучающихся подходит тем, кто уже имеет опыт работы, но кому не хватает профильной академической квалификации, а также тем, кому необходимо дальнейшее повышение квалификации. Экзамен включает широкий спектр предметов, охватывающих несколько уровней: от среднего профессионального до степени магистра и доктора наук. Учащиеся разных уровней могут получить соответствующие степени или академическую квалификацию посредством сдачи экзаменов для самостоятельного обучения. Такой тип экзаменов подходит также для тех, кому необходимо учиться самостоятельно из-за нестабильного рабочего графика и невозможности посещать занятия в том или ином учебном заведении на регулярной основе.

Кандидаты могут несколько раз участвовать в государственном экзамене для самообучающихся, выбирая дисциплины, которые будут сдавать, в рамках представленных в регионе специальностей, однако на некоторые специальности кандидатов могут принимать только по заказу от того или иного ведомства (например, системы общественной безопасности, медицинских учреждений и т. д.).

Те, кто успешно сдает экзамен по конкретной дисциплине, получив проходной балл не ниже 60 из 100 (в некоторых провинциях — от 65 до 75 баллов), через месяц после экзамена получают соответствующий сертификат, действительный в течение нескольких лет. Для получения диплома по той или иной академической специальности обычно требуется сдать от 10 до 20 различных дисциплин. Те, кто по какой-либо причине не справляется со сдачей экзамена по тому или иному предмету, могут пересдать его не ранее, чем через полгода, при этом количество пересдач не ограничено.

После сдачи всех экзаменов кандидаты могут защитить дипломную работу и, если они соответствуют квалификационным требованиям, подать заявку на получение степени бакалавра высшего образования. Академическая квалификация, полученная после сдачи госэкзаменов для самообучающихся, признается государством, и такие выпускники приравниваются к выпускникам обычных профессиональных колледжей и университетов. «Закон о высшем образовании Китайской Народной Республики» четко предусматривает, что «государство вводит систему экзаменов для самостоятельного обучения для получения высшего образования, и тем, кто успешно сдает экзамены, выдает соответствующие академические дипломы». Диплом по самообучению можно использовать для вступительных экзаменов в аспирантуру, обучения за границей и др. Высшие учебные заведения Австралии, Великобритании и еще более 20 стран мира признают подобные сертификаты об уровне квалификации.

Самообразование в Китае сегодня

В 2021 г. количество заявок на самостоятельное обучение достигло 6,25 млн что на 810 тыс. больше, чем в 2020 г. Дипломы о высшем образовании получили 489,4 тыс. выпускников. В 2019 г. эти показатели соответственно составляли 5,96 млн и 489,8 тыс. человек. В 2018 г. — 5,44 млн и 487,2 тыс. человек (рис. 1).

 

Рис. 1. Динамика численности зарегистрированных на сдачу государственных экзаменов для самообучающихся (млн человек). Источник: составлено по: «Национальный статистический бюллетень развития образования» [《全国教育事业发展统计公报》(2011–2021)].

 

Из представленных данных мы видим, что самообразовательная деятельность достигла первого своего пика к 2011 г., после чего произошел некоторый спад интереса среди населения к этому виду обучения. Однако уже с 2017 г. мы снова наблюдаем тенденцию роста, которая сохраняется и после периода пандемии коронавируса, негативно сказавшейся на ситуации на рынке труда.

Рост числа сдающих экзамены показывает, что у населения растет спрос на получение академической квалификации. Однако мы можем отметить, что средний процент выпускников, прошедших весь процесс самостоятельного обучения, не превышает 20%, а несколько лет ранее и вовсе составляли около 10% (в 2015 и 2020 гг. данные не публиковались) [11]. Основной причиной является необходимость совмещать учебу с работой или домашними обязанностями. Каждый соискатель, готовящийся к сдаче госэкзамена, учится в среднем 20 ч в неделю, то есть почти 3 ч каждый день, не все справляются с нагрузкой и останавливаются на полпути от завершения процесса обучения.

Тем не менее получение диплома является мотивацией для многих. Как известно, рост заработной платы происходит быстрее у лиц с более высокой академической квалификацией [12]. На предприятиях и в различных учреждениях академическая квалификация учитывается при приеме на работу. Стартовая зарплата в некоторых компаниях напрямую связана с уровнем имеющейся квалификации, поэтому образование в любом случае является определенной инвестицией в будущее.

43% людей, сдававших экзамен для самообучающихся в последние годы, являются низовыми сотрудниками, а 33% — младшими менеджерами. Это подтверждает тот факт, что граждане Китая рассматривают повышение академической квалификации посредством сдачи экзаменов как возможность трудоустройства или более быстрого продвижения по службе и повышения заработной платы.

Наличие диплома дает соискателю уверенность в поиске работы. 38% успешно сдавших экзамены и получивших соответствующий диплом об образовании граждан поменяли место работы в течение одного года.

Более 60% утверждают, что их зарплата в той или иной степени увеличилась после перехода на новую работу, а более 43% соискателей отмечают повышение зарплаты более чем на 2000 юаней (рис. 2).

 

Рис. 2. Рост заработной платы после прохождения полного курса самообучения, сдачи экзаменов и получения диплома. Источник: «Каков процент выпускников после сдачи экзаменов для самообучающихся?» [自考的毕业率是多少?]. URL: http://www.zk985.com/h-nd-447.html (дата обращения: 31.10.2023) (на кит. яз.).

 

Интересен и тот факт, что соотношение мужчин и женщин на экзаменах составляет сегодня 3:7, то есть на женщин приходится наибольшая доля сданных экзаменов. По сравнению с мужчинами, женщины предъявляют более высокие требования к уровню академической квалификации [13]. При этом, если говорить о возрастной структуре, то в связи со сложной ситуацией на рынке труда в последние три года экзаменами для самообучающихся интересуются все больше и больше людей в возрасте 20–30 лет (рис. 3).

 

Рис. 3. Возрастная структура сдающих государственные экзамены для самообучающихся (в %). Источник: «Прошло 39 лет с момента проведения самообучения, а число абитуриентов продолжает расти» [自考至今39年,报考人数不断上涨]. URL: https://m.hqwx.com/news/2020–6/15924642128860.html (дата обращения: 31.10.2023) (на кит. яз.).

 

Одним из объяснений этому может быть тот факт, что после пандемии на рынке труда в Китае возникла достаточно сложная ситуация с трудоустройством именно выпускников высших учебных заведений. По состоянию на июнь 2023 г., безработица среди молодежи до 24 лет впервые достигла рекордных 24% [14]. Вероятно, сложности с поиском работы заставляют молодых людей начинать обучение новым специальностям, чтобы решить, наконец, вопрос с трудоустройством.

Перспективы развития сегмента самообразовательной деятельности

Самообучение, университет «без стен», предоставляет равные возможности для получения образования тем, кто любит и хочет учиться. Несмотря ни на что, этот опыт обучения и запас полученных знаний многие называют залогом успеха в будущем.

С развитием общества и вслед за изменениями, происходящими в образовательной сфере Китая, самообучение также будет следовать наиболее актуальным тенденциям:

  • онлайн-обучение. Благодаря постоянному развитию интернет-технологий экзамены для самостоятельного обучения будут все больше опираться на платформы онлайн-обучения, и студенты смогут учиться так, чтобы можно было сдавать экзамены в любое время и в любом месте. Пандемия дала мощный толчок развитию дистанционного обучения, которое все больше набирает популярность среди разных возрастных групп населения;
  • обучение в разных сферах. В будущем экзамены для самостоятельного обучения станут более междисциплинарными и «разрушат границы» традиционных предметов, побудят учащихся проводить межотраслевые исследования, а также будут способствовать росту общего качества человеческого капитала и уровня способностей работников;
  • персонализированное обучение. Кандидатам на сдачу экзаменов будут предоставляться более персонализированные учебные планы и ресурсы, что позволит более эффективно и целенаправленно готовиться к получению новой специальности;
  • реформа оценивания экзаменов для самообучающихся. Планируется, что методы оценивания на экзаменах для самообучающихся станут более разнообразными и гибкими. В дополнение к традиционным письменным и устным экзаменам планируется введение оценки подготовленных проектов и других видов работы, которые будут носить более практический характер.

Заключение

Самообразование в Китае имеет глубокие традиции. Со временем оно претерпевало различные видоизменения. В настоящее время власти страны уделяют все больше внимания этому виду учебной деятельности, который, безусловно, открывает новые возможности для повышения уровня человеческого капитала и качественного обучения всех слоев населения в новую информационную эпоху. Представляется, что опыт Китая в реализации самообразовательной деятельности учащихся и проведении соответствующих экзаменов может быть интересен для образовательных систем других стран.

 

1 Под обучающимся обществом понимается общество, в центре образовательной политики которого лежит концепция непрерывного образования, позволяющая обеспечить каждому человеку получение и пополнение знаний, развитие, самореализацию и совершенствование личности на протяжении всей жизни в соответствии с ее индивидуальными интересами и склонностями. Термин широко используется для характеристики системы образования в развитых странах.

2 Культурная революция («Великая пролетарская культурная революция») – серия идейно-политических кампаний 1966–1976 гг. в Китае, развернутых и руководившихся лично Председателем Мао Цзэдуном, либо проводившихся от его имени, в рамках которых под предлогами противодействия возможной «реставрации капитализма» в КНР и «борьбы с внутренним и внешним ревизионизмом» выполнялись цели по дискредитации и уничтожению политической оппозиции.

×

Sobre autores

Maria Guleva

Lomonosov Moscow State University

Autor responsável pela correspondência
Email: guleva.m@gmail.com

Ph.D. (Economics), Associate Professor, Faculty of Journalism

Rússia, Moscow

Bibliografia

  1. Кашникова Е.Ю. Подходы к организации самообразовательной деятельности студентов вуза // Педагогическое образование на Урале: история и современность: сборник материалов научно-практической конференции, 15 ноября 2012 г. / Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. Ю.Н. Галагузова. Екатеринбург. 2012. Ч. 2. С. 225–233.
  2. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. Москва: Высш. шк., 2004. 511 с.
  3. Чу Чжаохуэй. Взаимодействие и выбор Го Бинвэнь и Дао Синчжи в модернизации китайского образования [储朝晖. 郭秉文与陶行知在中国教育现代化中的互动与选择] // Нанькин: Вестник Юго-Восточного университета (Издание по философии и общественным наукам). 2014. Т. 16.
  4. Конституция Китайской Народной Республики (1982). URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000–12/06/content_4421.htm 中华人民共和国宪法 (дата обращения: 31.10.2023) (на кит. яз.).
  5. Обзор образования: в 1981 г. пилотный экзамен по самообучению был проведен в трех городах и одной провинции [教育回望:1981年自学考试在三市一省试点]. URL: https://www.edu.cn/edu/jiao_yu_zi_xun/fa_zhan_shi/da_shi_ji/200908/t20090831_403511.shtml (дата обращения: 31.10.2023) (на кит. яз.).
  6. Выступление товарища Чэнь Чжили на встрече в Пекине, посвященной 10-летию со дня выхода «Временного положения о самостоятельных экзаменах в высших учебных заведениях» [陈至立同志在北京市纪念《高等教育自学考试暂行条例》发布十周年大会上的讲话]. URL: https://www.neea.edu.cn/xhtml1/report/1511/7525–1.htm (дата обращения: 31.10.2023) (на кит. яз.).
  7. Новые данные по самообучению: число претендентов на экзамены для самостоятельного обучения каждый год впечатляют [自考大数据揭秘:自考每年的报考人数超乎你想象] URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1725020055853664998&wfr=spider&for=pc&searchword=自考总数的人 (дата обращения: 31.10.2023) (на кит. яз.).
  8. Цзян Гуаньнань. Развитие самообразовательной деятельности в Китае // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 5 (71). С. 7–23.
  9. Каковы тенденции развития самостоятельного обучения? [自考发展趋势是什么]. URL: https://www.eol.cn/baokao/zk-wyw/2023072014729.html (дата обращения: 31.10.2023) (на кит. яз.).
  10. Су Жуй. О состоянии развития и будущих тенденциях Системы китайского Государственного экзамена для самообучающихся [苏锐. 浅谈我国自学考试的发展现状和未来趋势] // Журнал «Китайское образование вне университета». 2012. № 12. URL: https://m.sohu.com/a/620053441_411608 (дата обращения: 31.10.2023) (на кит. яз.).
  11. Данные по экзаменам для самообучающихся: как, оказывается, много сдающих экзамены! [自考大数据:原来有这么多人参加自考!]. URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/453606101?utm_id=0 (дата обращения: 31.10.2023) (на кит. яз.).
  12. Фонд Циндао: анализ гендерного соотношения на экзаменах для самостоятельного обучения [中青基石教育:分析自考性别比例及参考人员职业构成]. URL: https://learning.sohu.com/a/574372165_121287667 (дата обращения: 31.10.2023) (на кит. яз.).
  13. Китай сообщает о падении ВВП во втором квартале и очередном рекордном уровне безработицы среди молодежи [China reports second-quarter GDP miss, another record high in youth unemployment] URL: https://www.cnbc.com/2023/07/17/china-reports-q2-gdp-miss-another-record-high-in-youth-unemployment.html (дата обращения: 31.10.2023) (на англ. яз.).

Declaração de direitos autorais © Russian Academy of Sciences, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».