Антропологический поворот этики добродетели: реактуализация этики Аристотеля во второй половине ХХ века

Обложка

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается специфика этики добродетели как антропологического поворота в моральной философии ХХ века основанного на идеях этики Аристотеля. Цель статьи — показать, что характер заимствования этих идей определил направление тематического развития этики добродетели в концептуализации моральной оценки человеческой деятельности, но также стал причиной главного концептуального затруднения — проблематизации природы человека, – которое так и не было преодолено. Для этого проводится аналитический обзор основных работ наиболее значимых представителей этики добродетели, систематизируются проводимые в них отсылки к философии Аристотеля. Показывается, что обращение к философии Аристотеля в первую очередь происходит при разработке способа определения морального содержания действия в конкретной ситуации, где применение универсального правила должно быть дополнено множеством условий данной ситуации, а также при попытках вернуть мотив и личностные качества человека в описание таких условий. Последнее также влечет за собой концептуализацию личностных качеств как морального состояния человека, соотнесенного с его развитием (возможном — по природе, и реальном — во взаимодействии с другими людьми). Делается вывод, что обращение этики добродетели к идеям Аристотеля в целом оказалось фрагментарным, лишенным глубокого анализа его философии, в результате чего так и не была решена задача концептуализации человеческой природы, которая позволила бы прийти к моральным оценкам поступка без их редукции к расчетам последствий, а так же без обращения к трансцендентальному законодателю или абстракции долга. Наработки этики добродетели показывают: 1) нельзя выборочно вернуть в моральную философию отдельные концепции из прошлого, а необходимо комплексное описание феномена морали в деятельности человека, 2) возвращение старых концепции влечет за собой и возвращение проблем прежних моральных теорий (в случае с добродетелью это проблема совершения выбора и формирование нрава).

Об авторах

Роман Сергеевич Платонов

Институт философии РАН

ORCID iD: 0000-0003-2762-1328
Российская Федерация, 109240 Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Список литературы

  1. Агальцев А.М. Аристотель о природе общения // Вестник Томского государственного университета. № 300(1). 2007. С. 39–42.
  2. Апресян Р.Г. Проблема Другого в философии Аристотеля // Этическая мысль. 2014. № 14. С. 65–85.
  3. Аристотель. Никомахова этика / Пер. Н.В. Брагинской // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. Москва: Мысль, 1984. С. 53–294.
  4. Артемьева О.В. Добродетель и ответственность // Проблемы этики. Философско-этический альманах. № 5. 2015. С. 95–108.
  5. Артемьева О.В. Теоретические основания этики добродетели // Философия и этика. Сборник научных трудов к 70-летию академика РАН А.А.Гусейнова. Москва: Альфа-М, 2009. С. 433–445.
  6. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга вторая: История греческой философии // Гегель. Соч. в 14 т. Т. 10. Москва: Типография «Печатный двор», 1932.
  7. Гуторов В.А. Античная социальная утопия: вопросы истории и теории. Ленинград: Издательство Лениниградсткого университета, 1989. 288 с. Gutorov V.A. Antichnaya sotsial'naya utopiya: voprosy istorii i teorii [Ancient social utopia: questions of history and theory]. Leningrad: Leningrad University Publ., 1989.
  8. Дмитриев Т.А. Аласдер Макинтайр: мораль после добродетели // История философии. № 12. 2005. С. 89–123.
  9. Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи / пер. М.Б. Скуратова. Москва: Весь мир, 2011.
  10. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. Д.В. Скляднева. Санкт-Петербург: Наука, 2001.
  11. Эдмондс Д. Убили бы вы толстяка? Задача о вагонетке: что такое хорошо и что такое плохо? / пер. Д. Кралечкина. Москва: Институт Гайдара, 2016.. Edmonds D. Ubili by vy tolstyaka? Zadacha o vagonetke: chto takoe khorosho i chto takoe plokho? [Would you kill a fat man? The trolley problem: what is good and what is bad?], transl. by D. Kralechkin. Moscow: Gaidar Institute Publ., 2016.
  12. Aristoteles. Die Nikomachische Ethik. Griechisch-Deutsch, Üb. von O. Gigon. Berlin: De Gruyter, 2007.
  13. Audi R. Epistemic Virtue and Justified Belief. Virtue epistemology. Essays on Epistemic Virtue and Responsibility. Oxford: Oxford University Press, 2001. Р. 82–97.
  14. Buckle S. Aristotle's Republic or, Why Aristotle's Ethics Is Not Virtue Ethics, Philosophy. 2002. N 77. Р. 565–595.
  15. Crisp R. Modern Moral Philosophy and the Virtues. How One Should Live? Essays on the Virtues. Oxford: Oxford University Press, 1996. N 9. P. 1–18.
  16. Foot Ph. Virtues and vices and other essays in moral philosophy. Oxford: Oxford University Press, 2002. Р. 1–18.
  17. Habermas J. Öffentlicher Raum und politische Öffentlichkeit. Lebensgeschichtliche Wurzeln von zwei Gedankenmotiven. Zwischen Naturalismus und Religion. Philosophische Aufsätze. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 2009. S. 15–26.
  18. Macintyre A. After Virtue: A Study in Moral Theory. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2007.
  19. Newman W. L. The Politics of Aristotle. In 4 vol. Vol. 1. Oxford: Clarendon Press, 1887.
  20. Nussbaum M.C. “Finely Aware and Richly Responsible”: Literature and the Moral Imagination. Love’s Knowledge. Essays on Philosophy and literature. Oxford: Oxford University Press, 1990. P. 148–167.
  21. Nussbaum M.C. The Discernment of Perception: An Aristotelian Conception of Private and Public Rationality. Love’s Knowledge. Essays on Philosophy and literature. Oxford: Oxford University Press, 1990. P. 54–105.
  22. Nussbaum M.C. The Fragility of Goodness. Luck and Ethics in Greek Tragedy and Philosophy. Cambridge; New York: Cambridge University Press 2000.
  23. Nussbaum M.C. Virtue Ethics: a Misleading Category? The Journal of Ethics. 1999. N 3. Р. 163–201.
  24. Roche T.D. On the Alleged Metaphysical Foundation of Aristotle’s Ethics. Ancient Philosophy. 1988. Vol. 8 (1). P. 49–62.
  25. Swanson Ju.A., David C.C. Aristotle’s Politics. A Reader’s Guide. London; New York: Continuum, 2009.
  26. Winter М. Rethinking Virtue Ethics. Heidelberg; London; New York: Springer, 2012. 183 р.

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».