


Том 36, № 3 (2025)
Программе «Философская антропология» Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ — 15
В зеркале теорий



Время человека в философии Н.А. Бердяева: образ и смысл
Аннотация



Третье пространство социальных событий
Аннотация



Теоретические основания философско-антропологического концепта В.В. Розанова
Аннотация



К вопросу о человеке в религиозно-философском творчестве В.И. Иванова
Аннотация



Научные исследования
Пространство диалога и время выбора
Аннотация



Эволюционное значение идентичности и перспективы ее развития в глобальной коммуникативной среде
Аннотация



Влияние цифровизации на познание мира и на самосознание человека. Работы победителей конкурса философских сочинений Института философии РАН
Человек в цифровом диапазоне различий и повторений
Аннотация



Искусство искусственного интеллекта в перспективе философской антропологии: как творящие машины повлияли на самосознание человека?
Аннотация



Социальные практики
Субъект в биоэтике: индивидуальный и коллективный
Аннотация
Рассматривается проблема коллективной и индивидуальной субъектностей в биоэтике. Полноценное признание субъекта в биоэтике происходит через феномен автономии уже в начале XX века. Однако нельзя сказать, что создание концепции субъектности осуществляется исключительно на основе уважения принципа персональной автономии. Цель исследования состоит в анализе противопоставления коллективного и индивидуального субъектов в биоэтике. Для решения этой задачи рассматриваются генезис концепции субъектности в биоэтике и ее адаптация к современным биомедицинским технологиям. Традиционно в медицине субъект подвергался телесным и интеллектуальным манипуляциям под гарантии добродетельной интенции врача. Осознание различения автономии и блага восстановления здоровья происходит в результате возрастания значения субъектности, меняющего само содержание медицины как добродетели оказания помощи и спасения человеческой жизни посредством признания активного субъекта, который самостоятельно определяет собственное благо, используя критическое мышление и личный опыт. Обосновывается предположение о возможном рассмотрении субъектного подхода, основанного на уважении автономии, в двух модусах — критическом, использующем рефлексию, и доверительном, следующем сопереживанию коллективным ценностям, которые репрезентируются в коллективном субъекте, а также на различении в биоэтике концепций автономии и свободы. Делается вывод о том, что коллективная и индивидуальная субъектности структурно скорее взаимосвязаны, нежели противостоят друг другу, поскольку используют аутентификацию как способ процедурной организации действия. Индивидуальный субъект всегда сохраняет за собой субстантивистскую автономию, что позволяет ему строить и реконфигурировать коллективные формы автономии, пользуясь врожденной свободой. Устойчивость коллективной субъектности основывается на доверии и сопереживании; без соблюдения этих условий коллективная субъектность распадается. Различение свободы и автономии в современной биоэтике позволяет одновременно описывать субъекта как коллективного и индивидуального актора.



Времена. Нравы. Характеры
«Платон тоже… советовал сажать в тюрьму современных ему Ахматовых»: Неизвестная полемика А. Кожева с Н. Бердяевым о свободе творчества в контексте послевоенной советской цензуры
Аннотация



О творческой свободе и фабрикации душ. (Ответ проф. Н.А. Бердяеву)
Аннотация


