Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Только для подписчиков

Том 36, № 3 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Программе «Философская антропология» Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ — 15

В зеркале теорий

Руткевич А.М.
Человек. 2025;36(3):7-12
pages 7-12 views

Время человека в философии Н.А. Бердяева: образ и смысл

Жукова О.А.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности философско-антропологической концепции Н.А. Бердяева. Ее конструктивно-смысловым элементом выступает проблема существования человека в истории и вечности. Бердяев предъявляет свою философию как опыт постижения реальности свободного духа, символизацией которого выступает исторический и культурный процесс. В «Смысле творчества» Бердяев толкует человека в религиозно-метафизическом ключе, в «Смысле истории» формулирует продуманную эсхатологическую концепцию философии истории. Русский мыслитель развивает тему времени человека и метаистории в главных книгах 1930–1940-х годов, которые демонстрируют процесс сложения экзистенциально окрашенной системы эсхатологической метафизики Бердяева. Все проблемы, значимые в период, когда он активно поддерживал общественно-политические и религиозно-философские споры русской интеллигенции, после революции Бердяев будет решать с точки зрения духовного смысла исторического процесса и культурного творчества человека. В статье анализируется характерное для Бердяева переосмысление индивидуального и общественного модуса бытия человека в метафизической и эсхатологической перспективе, где время личностного существования понимается философом как персональный, исторический и метаисторический Апокалипсис. Выдвигается тезис, что утверждение Бердяева о творческом вкладе человека в метаисторический процесс имеет этический смысл и является морально-волевым преодолением кризиса христианства, философски осмысленного им. Согласно Бердяеву, выражением этого кризиса стали русская революция, мировые войны, свидетельствующие об отказе современного общества и человека от следования по пути Богочеловечества. По мнению автора, дискурс Бердяева о времени существования человека дает возможность обсудить метафизический поворот в истории философской антропологии и его онтологические, этические и философско-исторические следствия.
Человек. 2025;36(3):13-29
pages 13-29 views

Третье пространство социальных событий

Филиппов А.Ф.

Аннотация

В статье обсуждается понятие третьего пространства, встречающееся в работах исследователя постколониализма Хоми Баба и географа Эдварда Соджи с преимущественным вниманием к первому. Его аргументы не складываются у него в стройную концепцию, но позволяют делать новые шаги в разных исследовательских областях. Сначала проблематизируется идея единой и гомогенной политической нации. Она укоренена в традиции, но плохо работает в ситуации постколониального кризиса, когда в бывшие метрополии устремляются потоки людей со своими представлениями об истории, территориальных границах, нации и культуре. Происходит столкновение старых понятий о классовой борьбе и противостоянии колониализму с новыми тенденциями, в том числе феминизмом и постколониализмом. Размываются представления о прочных социальных «вещах» вроде государств, наций, классов, у которых есть единое гомогенное пространство и время, история и границы. Вопрос упирается не только в борьбу больших повествований, но и малых, событий высказывания, постоянно совершающихся в социальной жизни. Это становится поводом для развития и существенной корректировки теории социальных событий, ранее предложенной автором. В новой версии теория больше говорит о реально происходящей в социальной жизни борьбе, конфликте микронарративов, которые мешают формированию устойчивого сообщества наблюдателей, в том числе и тех, что создают солидарную дискурсивную общность, повествующую о логически связанных событиях, образующих неподвижный узор социальности.
Человек. 2025;36(3):30-47
pages 30-47 views

Теоретические основания философско-антропологического концепта В.В. Розанова

Глебов О.А.

Аннотация

В академической среде широко распространена рецепция творчества В.В. Розанова как несвязного и бессистемного. Такая оценка обусловлена малой изученностью раннего теоретического творчества Розанова («Исследование идеи счастья как идеи верховного начала человеческой жизни», «О понимании»). Однако в данных произведениях определяются теоретико-методологические установки автора, сохраняющиеся и развивающиеся им на протяжении всего дальнейшего творчества. Антропологические аспекты творчества Розанова изучены в розановедении более подробно, однако упущение идейной преемственности теоретических установок не позволяет системно реконструировать взгляды автора. Статья посвящена изучению теоретико-методологических оснований творчества Розанова, в срезе которых системно выявляются общие антропологические коннотации в трех периодах его творчества (теоретический, публицистический, художественно-эстетический). В первой части статьи рассматривается ранний теоретический этап творчества Розанова, характеризуемый разработкой основного теоретико-методологического аппарата. Во второй части показывается, каким образом розановская проблематика преломляется и развивается в публицистическом творчестве автора, сфокусированном на обращении к чувственным формам миросозерцания. В третьей части изучается специфика художественного творчества Розанова в контексте ранее разработанных теоретических установок. В итоге автор приходит к выводу о том, что горизонтом всего творчества Розанова является антропологическая проблематика, заключающаяся в экзистенциальном понимании человека.
Человек. 2025;36(3):48-63
pages 48-63 views

К вопросу о человеке в религиозно-философском творчестве В.И. Иванова

Доронина А.А.

Аннотация

В статье выдвигается гипотеза о наличии в творчестве философа-символиста В.И. Иванова оригинальной религиозно-антропологической концепции, с которой соотносятся все темы его религиозно-философского творчества. Автор рассматривает эволюцию понимания человека в трудах В.И. Иванова, начиная с исторического исследования «Эллинская религия страдающего бога» и заканчивая более поздними текстами. Автор показывает, что первые попытки поставить вопрос о человеке и сформулировать предварительный ответ на него обнаруживаются уже в исследованиях Иванова, посвященных древнему культу Диониса. Дальнейшие попытки во многом основаны на его ранних идеях и не противоречат им. Показано, какую роль, по мнению Иванова, играет религия в самоопределении личности. Отдельное внимание в статье уделено одному из наиболее загадочных произведений Иванова — мелопее «Человек». Рассмотрена проблема самосознания в контексте русской философии конца XIX века. Показано, что сформулированные Ивановым в мелопее представления о сущности человека учитывают контекст, но отличаются своеобразием и несводимостью ни к одной из существовавших теорий. Рассмотрена диалектика отношений Я и Ты как основание человеческой самости. Также в статье затронута проблема любви и ее роль в отношениях между Я и Другим. Кроме того, автор рассматривает один из главных символов в тезаурусе Иванова — символ гостя — и приходит к выводу, что свою задачу символист видит в переосмыслении нововременного представления о субъекте и смещении акцента с Я на Другого.
Человек. 2025;36(3):64-78
pages 64-78 views

Научные исследования

Пространство диалога и время выбора

КАШИРИН А.Ю., БОЛЬШАКОВА А.С.

Аннотация

Диалог и выбор — это инструменты выстраивания перспективы человечности, оптика, позволяющая вести речь о свободе как возможности выбора быть несамотождественным, что отражено в гуманистической природе диалога. Это ценности, задающие нравственный континуум и маркирующие его распад в цифровом мире. Их рискогенный характер обусловливает формирование горизонта понятия «аксиологический риск» через возможность делегирования собственной ответственности и диффузию диалога. Авторы проводят параллель между кантовской оптикой «пространство — время» и оптикой «диалог — выбор». Выбор — предельно внутреннее переживание, заставляющее с особой остротой ощущать временность, диалог — форма внешней чувственности, а пространство диалога — это местность, где Другой выступает залогом частичной объективации внутреннего мира. Рассматривая бинарные соотношения «пространство как форма внешней чувственности — диалог» и «время как форма внутренней чувственности — моральный выбор», авторы отмечают возможность их цифровой деструкции. Овнешнение морального выбора в ходе его делегирования ведет к аннигиляции высшей ценности — жизни/смерти, детерминированной остротой выбора в силу единственности последнего. Виртуальность устраняет случайность, формирующую диалог. Риск делегирования выбора артикулирует попытку элиминировать время, страх перед ответственностью, которая снимается в процессе делегирования. Отказавшись от времени (выбора), субъект ищет спасения в пространстве (диалоге), которое также уже не может быть сконструировано. В этой связи авторами вводится понятие «эффект морального бессмертия», означающее отказ от неповторимости поступка и, как следствие, возможность выступать от лица источника нравственности, не будучи носителем последней, — не нуждаться в собственном «лице».
Человек. 2025;36(3):79-96
pages 79-96 views

Эволюционное значение идентичности и перспективы ее развития в глобальной коммуникативной среде

Дряева Э.Д., Канаев И.А.

Аннотация

В статье поднимается вопрос об эволюционном значении идентичности человека и перспективах ее трансформации в условиях формирования глобальной коммуникативной среды. Исследование основано на современном понимании эволюции сознания и культурных практик в нейрофизиологии, антропологии и философии. Рассматривается ключевая роль коммуникации, которая на ранних этапах эволюции способствовала выживанию человека и развитию его когнитивных способностей, а в дальнейшем сделала возможным формирование устойчивых социальных структур через культурные практики, такие как ритуалы и межгрупповое сотрудничество. С развитием технологий процессы формирования идентичности ускоряются, что влечет за собой новые вызовы — дезорганизацию, рост социальной энтропии и угрозу утраты культурной самобытности. Данное обстоятельство позволило концептуализировать идентичность человека в контексте достижений современной науки как принцип системной организации, который возникает в процессе коммуникации, обеспечивает устойчивость системы на протяжении жизни и преемственность передачи знания в процессе культурного развития и по силе может превышать естественные реакции и определять выбор человека, давая возможность свободного выбора. Особое внимание в статье уделяется противоречию между ускорением коммуникации и необходимостью сохранения устойчивых культурных ритмов, обеспечивающих социальную сплоченность. В заключение подчеркивается значимость философского анализа перспектив эволюции человека, включая разработку этических принципов гармонизации технологий и культурных традиций. Таким образом, в статье рассматривается философское понятие идентичности с точки зрения современной науки. Подобное понимание необходимо для гармоничного взаимодействия человека и технологий в условиях глобализации.
Человек. 2025;36(3):97-116
pages 97-116 views

Влияние цифровизации на познание мира и на самосознание человека. Работы победителей конкурса философских сочинений Института философии РАН

Человек в цифровом диапазоне различий и повторений

Добронравов К.О.

Аннотация

В статье феномен цифровизации осмысляется в контексте системы моды и логики потребления. Современные достижения технического прогресса контролируются крупным капиталом и подчиняются законам рекламы, что ведет к расширению вторичных нефункциональных систем. Существуя в координатах потребления, техника делает робкие шаги по удовлетворению характерных черт современности: желаний скорости, ускорения, дифференциации. Она оформляет повседневные привычки человека, ставит их в зависимость от потребления. Частное и публичное соревнуются, соблазняя технологиями как отдельного потребителя, так и целые институты, обещая оптимизацию времени и ресурсов. Благодаря этому цифровой реальности удается поглотить и трансформировать все сферы жизни общества: от экономики и досуга до городской среды и человеческих отношений. Цифровая реальность становится тотальной в антропологическом измерении, а значит потребность в аналоге и ручном производстве становится элементом игры различий и повторений, необходимой для существования системы моды. Возможно, пока наши фантазии о прогрессе остаются в рамках простых потребностей в комфорте и удовольствии, кинематограф так и будет рисовать нам мрачную картину будущего в наказание за впустую растраченный человеческий потенциал. Однако выход можно найти в публичном использовании технологий для призыва к осмыслению самих себя.
Человек. 2025;36(3):117-131
pages 117-131 views

Искусство искусственного интеллекта в перспективе философской антропологии: как творящие машины повлияли на самосознание человека?

Ван В.

Аннотация

Цель данной работы заключается в прояснении понимания значения искусства искусственного интеллекта (ИИ) с точки зрения философской антропологии и объяснении того, как искусство ИИ может влиять на самосознание человека. В настоящее время, с развитием ряда соответствующих технологий, генеративный ИИ уже широко используется в художественном творчестве, и многие произведения, созданные с его помощью, привлекли внимание как арт-сообщества, так и исследователей. Однако вокруг произведений искусства, созданных ИИ, существует множество споров. Одна из ключевых проблем заключается в том, что сама способность к творению ИИ вызывает сомнения: традиционное понимание искусства утверждает, что ИИ не может обладать способностью к творению, однако эксперименты уже показали, что люди не могут отличить работы, созданные ИИ, от работ, созданных художниками. Многие современные философы полагают, что способность к творению не является исключительно человеческим качеством, следовательно, нет препятствий для признания творчеством работ ИИ. Автор статьи считает, что вопрос о природе творческих способностей ИИ не может быть разрешен так просто, и это не помогает нам понять искусство ИИ. В своем подходе автор развивает философскую антропологию Ф.И. Гиренка, ориентированную на рассмотрение наших галлюцинаций и галлюценозов. Это, в свою очередь, может помочь нам лучше понять художественность творчества ИИ и его влияние на наше самосознание.
Человек. 2025;36(3):132-143
pages 132-143 views

Социальные практики

Субъект в биоэтике: индивидуальный и коллективный

Белялетдинов Р.Р.

Аннотация

Рассматривается проблема коллективной и индивидуальной субъектностей в биоэтике. Полноценное признание субъекта в биоэтике происходит через феномен автономии уже в начале XX века. Однако нельзя сказать, что создание концепции субъектности осуществляется исключительно на основе уважения принципа персональной автономии. Цель исследования состоит в анализе противопоставления коллективного и индивидуального субъектов в биоэтике. Для решения этой задачи рассматриваются генезис концепции субъектности в биоэтике и ее адаптация к современным биомедицинским технологиям. Традиционно в медицине субъект подвергался телесным и интеллектуальным манипуляциям под гарантии добродетельной интенции врача. Осознание различения автономии и блага восстановления здоровья происходит в результате возрастания значения субъектности, меняющего само содержание медицины как добродетели оказания помощи и спасения человеческой жизни посредством признания активного субъекта, который самостоятельно определяет собственное благо, используя критическое мышление и личный опыт. Обосновывается предположение о возможном рассмотрении субъектного подхода, основанного на уважении автономии, в двух модусах — критическом, использующем рефлексию, и доверительном, следующем сопереживанию коллективным ценностям, которые репрезентируются в коллективном субъекте, а также на различении в биоэтике концепций автономии и свободы. Делается вывод о том, что коллективная и индивидуальная субъектности структурно скорее взаимосвязаны, нежели противостоят друг другу, поскольку используют аутентификацию как способ процедурной организации действия. Индивидуальный субъект всегда сохраняет за собой субстантивистскую автономию, что позволяет ему строить и реконфигурировать коллективные формы автономии, пользуясь врожденной свободой. Устойчивость коллективной субъектности основывается на доверии и сопереживании; без соблюдения этих условий коллективная субъектность распадается. Различение свободы и автономии в современной биоэтике позволяет одновременно описывать субъекта как коллективного и индивидуального актора.

Человек. 2025;36(3):144-162
pages 144-162 views

Времена. Нравы. Характеры

«Платон тоже… советовал сажать в тюрьму современных ему Ахматовых»: Неизвестная полемика А. Кожева с Н. Бердяевым о свободе творчества в контексте послевоенной советской цензуры

Шмелев Д.А.

Аннотация

В статье, предваряющей публикацию текста А. Кожева «О творческой свободе и фабрикации душ. (Ответ проф. Н.А. Бердяеву)», исследуется малоизвестная полемика знаменитого интерпретатора Гегеля с выдающимся русским мыслителем на тему творческой свободы, вызванная послевоенной советской кампанией по борьбе с безыдейностью и аполитичностью в искусстве («ждановщиной»). Реконструируется исторический контекст, окружающий написание работ философов (бердяевская статья «О творческой свободе и фабрикации душ» и кожевовская рукопись «Ответ проф. Н.А. Бердяеву»): рассматриваются постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», и тезисы доклада А.А. Жданова перед ленинградскими писателями, подчеркивается главенствующая роль И.В. Сталина в советской культурной программе после войны (ввиду сталинистских симпатий Кожева данный факт признается особенно важным). Воссоздаются бердяевские аргументы против практики советской цензуры (тождество свободы и творчества, несравнимость человеческой души с фабричным производством, первостепенность духовной жизни, угроза творческого бесплодия), истоки которых находятся еще в доэмигрантском творчестве Бердяева. Представляется кожевовская контраргументация (первичность производственного базиса, факт создания произведений искусства в менее свободных эпохах прошлого, совместимость творческого своеобразия с социальным заказом), восходящая к его ранним публикациям в просоветском журнале «Евразия» («Философия и В.К.П.»), в которых советская цензура обосновывалась во имя «новой культуры будущего». Указывается, что фактором, объясняющим жесткость реакции Кожева на текст Бердяева выступает тот факт, что статья русского философа вышла в момент разгара антисоветской кампании в западной прессе. Утверждается, что фундаментальной причиной кожевовского ожесточения является то, что полемика с Бердяевым являлась для Кожева эпизодом в его критике интеллектуалов («умные животные»), уклоняющихся от труда и борьбы посредством «творчества». В заключение полагается, что наиболее существенным различием в позициях Бердяева и Кожева выступает разность их отношения к творчеству (высшая и богоподобная духовная деятельность / сублимированная и аисторичная форма «желания признания»). Также высказывается гипотеза, что Кожев не стал публиковать свой текст, поскольку опасался, что публичное выражение просоветской позиции в те годы могло означать для него конец только что начавшейся политической карьеры во Франции.
Человек. 2025;36(3):163-180
pages 163-180 views

О творческой свободе и фабрикации душ. (Ответ проф. Н.А. Бердяеву)

Кожев А.

Аннотация

Текст «О творческой свободе и фабрикации душ. (Ответ проф. Н.А. Бердяеву)», написанный Александром Кожевом, вероятно, в конце 1946 года, впервые публикуется на русском языке. Он является критическим ответом известного интерпретатора Гегеля на статью Николая Бердяева «О творческой свободе и фабрикации душ», опубликованную 4 октября 1946 года в 73-м номере эмигрантской парижской газеты «Русские новости». Работа русского философа представляла собой негативный комментарий по поводу деятельности советского правительства, в августе 1946-го года подвергшего осуждению творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Выступая в роли защитника СССР, Кожев подвергает в своем тексте резкой критике бердяевскую апологию свободного творчества. Частично воспроизводя аргументацию Бердяева против практики советской цензуры, он приводит несколько контраргументов (первичность производственного базиса, факт создания произведений искусства в менее свободных эпохах прошлого, совместимость творческого своеобразия с социальным заказом), призванных доказать обоснованность действий правительства Советского Союза. В сопровождающей публикацию вступительной статье описывается исторический контекст, окружающий написание работ Бердяева и Кожева, и характеризуется место реплики последнего в контексте остального кожевовского творчества.
Человек. 2025;36(3):181-191
pages 181-191 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».