Ethnocultural and Ethnopsychological Principles of Working with Foreign Students
- Авторлар: Lazutova N.M.1
-
Мекемелер:
- Lomonosov Moscow State University
- Шығарылым: Том 35, № 1 (2024)
- Беттер: 123-140
- Бөлім: Social practices
- URL: https://medbiosci.ru/0236-2007/article/view/255792
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0236200724010096
- ID: 255792
Толық мәтін
Аннотация
Ethnocultural and ethnopsychological features of interaction with foreign students require the creation of certain educational technologies and creative trajectories of communication in the learning process. In this case, cognition is based on understanding as a result of cognitive operations, and education is based on “confirmation” of reality as a condition for the formation of a professional’s personality. These are two wings for mastering independent creative flight. The purpose of the work is to demonstrate the principles of information modeling in the educational process with the cooperation of representatives of different ethnic cultures. The teaching of professional disciplines involves, depending on the subject, creative modeling of the structure, the actual algorithm and the compositional solution of effective knowledge transfer. The game principle in such modeling is expressed in the elements of the training that remove linguistic barriers. Each component of such a model is largely correlated with the content of the ethnocultural space and the ethnopsychological field of foreign students at the group and individual levels. The teacher becomes a kind of “guide” not only to the profession, but also to the culture and traditions of the country in which students receive their education. In the classroom, an intellectual atmosphere is created through the disclosure of various cultural codes that manifest themselves in the process of communication and reflect the original perception of reality. The professional worldview is formed as a result of the synthesis of ethnocultural ideas about the world, that is, monocultural concepts are fused into multicultural systems that define the individual author’s handwriting of a professional.
Толық мәтін
Этнокультурное и этнопсихологическое пространство
В образовательном процессе иностранные студенты сталкиваются с трудностями адаптации знаний: от необходимости точного восприятия сложной информации на неродном языке до включения в незнакомую социальную среду, несущую определенные этнопсихологические и этнокультурные смыслы. Это справедливо применительно и к традиционному обучению, которое активизирует все интеллектуальные и психологические возможности студента, и к инновационному, которое обогащено новыми электронными форматами, частично нивелирующими подачу информации и ее восприятие.
Характер, темперамент, скорость интеллектуальной реакции, глубина эмоционального отклика и множество других индивидуальных составляющих личности каждого студента определяют психологический настрой группы, который подкрепляет когнитивную готовность к работе с информацией. Воспитание в определенной этнической традиции особым образом влияет на становление личности, поэтому вряд ли возможно профессиональное обучение вне этнических культурных ценностей. Этнопсихологическое поле образуется благодаря личностным особенностям представителей группового взаимодействия. Этнокультурное и этнопсихологическое пространства в идеале должны быть соразмерны, так как гипертрофированность одного из них может исказить понимание и затруднить процесс познания.
Классическая западная модель передачи знаний предполагает абсолютное информационное доминирование, когда новые данные формируют определенное представление о мире для обеспечения конкурентного преимущества. Традиционная восточная модель основана на переменном доминировании. В первой системе обучения важна функция наставника как демиурга новой реальности для неофита, во второй — для достижения высокой степени осознанности и обретения мастерства необходимо совпадение психотипов учителя и ученика.
В современных условиях информационной глобализации наиболее конструктивной для работы с иностранными студентами является модель кодоминирования, когда познавательное взаимодействие позволяет выражать не смешивающиеся, а иногда и полярные признаки складывающегося представления. Такая модель обучения поддерживается принципом объективности познания многообразного, но все же единого мира.
На психологическом уровне поиск «идеальной» авторской позиции при разнородности элементов этнокультур усложняется и часто выражается в компромиссном решении. На этическом уровне такой процесс напоминает непрерывный аристотелевский поиск «золотой середины» на шкале ценностей не только индивидуальных и общественных, но и профессиональных. Такой поиск коррелирует с профессиональными операциями на технологическом уровне: например, с определением масштабности ситуации на фоне горизонта как известных, так и предполагаемых разнородных событий.
Успешному освоению профессиональных компетенций способствует знание преподавателем этнокультурных особенностей студенческой группы, а также определение в поведении ее представителей уровня ориентации на партнерскую и патерналистскую модели взаимодействия.
В случае полинациональной студенческой группы любой предмет отображения, событие или явление становится многогранным благодаря сопряжению различных смыслов при рассматривании его сквозь линзы различных культур. Например, в западной традиции ответственность в конфликтной ситуации рассматривается с позиций спутанности в трансактных отношениях при формально-ролевом общении, согласно Э. Берну [Берн, 2019]. Например, когда контакт «взрослый — взрослый» преобразуется во «взрослый — ребенок» или личностный ролевой паттерн не вписывается в социальную фабулу, общение становится деструктивным. Таким образом, в профессиональной сфере, предполагающей отношения «взрослый — взрослый», любая другая межличностная конфигурация провоцирует конфликт прежде всего из-за неадекватности функциональной ответственности при ролевом сбое, иногда инспирируемом недостаточной компетентностью играющих эти роли специалистов. В представлении восточного мастера, чтобы избежать конфликта, необходимо знать свою функцию при любых обстоятельствах и выполнять ее максимально точно, не тратя времени на выбор ролей.
В кодоминирующей модели преподаватель и студенты одновременно отвечают за качество учебного процесса, если общение обусловливается, например, принципом творчества, когда каждый может генерировать креативный импульс. Но необходимо иметь в виду, что в восточной традиции ценится этико-функциональное взаимодействие в соответствии с семейно-иерархической системой, и конфликт возникает, когда утрируются или игнорируются статусы. В западной культуре любое взаимовлияние регулируется правовыми отношениями на основе личностно-конархической системы, предполагающей безуровневый союз, и деструкция при таких условиях возможна как следствие отрицания или регресса функций. Отсюда взгляды на причины и суть одной и той же проблемы у носителей западной и восточной культур могут быть разные.
Поколенческие и личностные границы поведения
Важный психологический фактор взаимопонимания в познавательном процессе — характер целей и планирование средств их достижения в те или иные периоды жизни участников. В западной культуре у разных представителей одной возрастной категории принято отмечать гомогенные признаки поколения. В связи с этим рассматриваются, например, психологические кризисы в соответствии с диффузией ценностной системы в определенном возрасте.
Согласно концепции восьми кризисов Э. Эриксона [Эриксон, 1996; Эриксон, 2019], двадцатилетний человек — средний возраст студента — начинает испытывать «кризис четверти жизни», когда стремление к близости с другими людьми ради преодоления индивидуальной изоляции и чувство невозможности единения превращаются в страдание от одиночества. В восточной традиции существует более тонкий подход, когда учитывается не возрастной настрой, а состояние личности в соответствии с фазами ее социализации, своеобразный природно-социальный алгоритм жизни в социуме, как сложный график активности и покоя в разновеликих временных интервалах.
Теория поколений американского историка У. Штрауса и экономиста Н. Хоува [Howe, Strauss, 1991; Howe, Strauss, 1997] аккумулировала элементы западного и восточного подходов. Они предложили четверичную цикличную систему смены мировоззренческой и психологической парадигм у новых поколений с шагом в двадцатилетие и описали повторяющийся алгоритм развития каждого поколения. Образы героя, художника, пророка и странника отражают психотипы соответствующих поколений.
В учебном процессе важно учитывать особенности восприятия и интерпретации информации представителями определенного поколения. Неожиданный результат, который наблюдается в группах иностранных студентов: актуальная установка на освоение иной культуры активизирует гибкость восприятия и позволяет аккумулировать ценностные стереотипы и поведенческие паттерны как сверстников, так и людей других поколений.
Для лучшего взаимопонимания можно составлять психологический профиль группы. Студенческие презентации своих интересов, а также анализ «автопортретов» в меняющихся «интерьерах» с использованием обновляющихся «техник» позволяют делать это довольно точно.
Самодиагностику динамики личностного роста можно проводить при помощи психологических тестов, которые будут полезны студентам прежде всего для самоидентификации, поскольку осознанная перегруппировка известных черт иногда обнаруживает новое свойство. Так, литературные и поэтические упражнения помогают не только освоить профессиональную технику письма, но и проявляют психологические особенности авторов благодаря возможности, например, выразить эмоцию в поэтической форме «ши» или смысл происходящего в стиле «хокку».
В медиапсихологии предлагаются различные типологии личности профессионалов в соответствии с темпераментом, характером и другими признаками индивидуальной структуры. Учебный процесс обусловлен когнитивными (восприятие, память, представление, воображение, внимание), эмоциональными (чувства, настроения, аффекты) и волевыми (выбор целей, мотивов, решений) особенностями психических процессов его участников. Под влиянием психологических качеств личности формируются и профессиональный имидж, и амплуа. Вариативность профессиональных стратегий зависит не только от индивидуальных характеристик, но и от поведенческих моделей. В конечном итоге они становятся залогом создания авторского стиля.
Можно помогать студентам осваивать ресурсы всех поведенческих моделей, чтобы в соответствии со склонностями у каждого сложилась индивидуальная профессиональная метамодель с определенной доминантой и степенью выраженности компонентов других моделей.
Поведенческая модель | Ценностная концентрация |
Новатор | Поиск нового информационного импульса |
Художник | Создание образа по достоверным признакам |
Контактер | Организация информационного взаимодействия |
Архивист | Накопление массива данных |
Вдохновитель | Вовлечение в интеллектуальный процесс |
Систематизатор | Аналитическая схематизация данных |
Эстет | Соотнесение реалий с идеалами |
Испытатель | Исследование сути явлений |
Идеолог | Определение общественных целей и социальных идей |
Критик | Проверка состоятельности тенденций |
Концептуалист | Моделирование глобальных процессов |
Ниспровергатель | Девальвирование стереотипов |
Необходимо выделить еще один психологический тренд, опосредованно регулирующий учебный процесс. На Западе культивируется ценность молодости в ущерб другим возрастным группам. Обесценивание мудрости и опыта искажает значение преемственности профессиональной культуры и наставничества. И если восточные студенты еще следуют паттерну уважения старших как более сведущих и искусных, то западные отрицают эти преимущества в силу абсолютизации ювенальной новизны. Результаты познавательного процесса могут зависеть от субъективных представлений студента о необязательности профессиональных знаний согласно модному сегодня эффекту дилетанта: возжелай — возьмись — разберешься потом. Для минимизации подобных настроений можно предлагать задачи, которые решались ошибочно из-за низкой компетентности журналиста. Повторенная студентом ошибка будет наглядным аргументом для понимания пользы обучения. В таких случаях незаменим опыт преподавателя, помогающего студентам формировать профессиональные установки, когда важно активизировать не только специальное поведение, но и мышление, чтобы достоверно отображать действительность.
Творческое мышление
Главная особенность профессионала — профессиональное мышление. Оно развивается при любом превалирующем типе (предметное, символическое, знаковое, образное, креативное, согласно Д. Брунеру) [Брунер, 1977]; магическое, рациональное, позитивистское, гуманистическое, драйв-мышление, net-мышление, согласно Е.Е. Прониной [Пронина, 2003], но наиболее успешно — при оттачивании творческого, или латерального, мышления, по определению Эдварда де Боно [Боно, 1997]. Именно он постулировал: «Цель культуры — внедрение в жизнь идей. Цель образования — обмен этими воспринятыми идеями».
Идеи изменяются в результате конфликта: либо появившаяся подавляет старую, либо устаревшая обновляется благодаря влиянию новой. Такую борьбу идей можно экстраполировать на процессы развития любых профессий. Профессионал с высоким латеральным мышлением в ситуации неопределенности знает, какие данные, где и как нужно найти. Информационный поиск — его перманентное состояние. И даже в условиях ограниченного доступа к информации он может понимать происходящее не за счет последовательного анализа, а благодаря ментальному прыжку через информационную лакуну.
Тренировать такое мышление можно благодаря нелинейным вариантам существующих методов решения проблем, предлагая вариативные возможности с помощью дополнения новых данных или коллажирования актуальных и старых, осмысления сути сложности, переоценки имеющейся информации или классификации ее необычным способом, отказа от резкого очерчивания или поляризации данных. Благодаря такой вариативности профессионалы минимизируют принятие ошибочных решений.
Конечно, иностранные студенты не знают в совершенстве язык, на котором ведется обучение. Согласно концепции Е.Е. Прониной [Пронина, 2003] о соответствии типов текста определенным видам мышления, можно заметить, что представители восточных культур быстрее понимают мифологический, смысловыводящий и прагматический (статусный) текст, а представители западных — убеждающий, прагматический (функциональный) и гедонистический.
Объяснением такого положения дел может стать очевидный факт: на востоке преобладает символическое мышление, выраженное в иероглифическом письме. Историзм («В древнем черепе — ясный зрачок», «Не познав длинного, не познаешь короткого») определяет бытие социума, когда важен процесс как цель (понятие «дао» в «Дао дэ цзин»). Традиционное западное мышление в основном прагматично, знаком его стала цифра. Утилитаризм организует общественную жизнь, когда результатом становится полезное достижение. «Творчество состоит в том, чтобы не создавать бесполезных комбинаций» — оценка математика Ж.А. Пуанкаре [Пуанкаре, 1983: 312]. Следовательно, «в преподавании хорошим определением является то, которое понятно ученикам» [там же: 353].
Современный контент с технологической стороны представляет собой в основном креолизованный текст, а в семантическом плане — гипертекст, и предполагает иное чтение, не горизонтальное (западное) или вертикальное (восточное), а разветвляющееся, рассеивающееся в пространстве и с «точками бифуркации» (термин И.Р. Пригожина) во времени [Пригожин, 2005]. Гипертекст дает «разъезжающееся сознание», согласно определению Т.В. Черниговской [Черниговская, 2016]. Можно заблудиться на «тропинках», которые образуются линками, что примыкают к основному смысловому «тракту», и попасть не только в пространство другой идеи, но и вообще — другой сферы. Нет целостности, создаваемой линейной логикой, вместо постепенного развития мысли выхватываются смысловые фрагменты, пропускаются значимые этапы, исчезает определенность, а с ней и объективность представлений.
При формировании профессиональной установки на информацию необходимо учитывать, что в интернет-среде, например, ускоряется то, что ускорять нельзя, так как скорость понимания текста не равна скорости восприятия, ведь что-то увидеть — не означает это понять, иначе создается иллюзия понимания. При этом эксплуатируются визуальные, аудиальные и сенсорные особенности памяти. Не случайно на востоке подтверждением высшего понимания считали неспешное искусство каллиграфии и стихосложения. Техника прорисовки фабулы события или рифмованная форма выражения его смысла может помочь пониманию не только происходящего, но и породившей эту ситуацию проблемы. Профессиональный тренинг с подобными составляющими актуален не только для гуманитарного направления.
Искусство профессии
Искусство профессионала — это определенный образ жизни, особый тип когнитивной деятельности, специальные ментальные паттерны. Обучаться любой профессии студентам с различным культурологическим опытом сложно не только потому, что для этого необходимо разбираться в иных традициях, но и потому, что в идеале нужно освоить творческие методы профессиональной деятельности, основанной на другой культурной парадигме. То есть при изучении профессиональных стратегий необходимо не отказываться от особенных знаний в пользу общих, но благодаря конкретизации данных находить их соответствия на более высоких уровнях.
К специализации можно привести студента не только с помощью тестов, но и способами, стимулирующими его креативность. Один из них — объявить войну ложной очевидности, меняя образующие ее предпосылки. Для этого подойдет, например, «детская» игра в «почемучку», когда задаются вопросы по теме до тех пор, пока не девальвируется кажущаяся ясность каких-то вещей, когда, казалось, очевидное станет сомнительным и требующим других обоснований, которые и нужно найти. Научить не торопиться с оценкой, а исследовать то, что ее требует, чтобы не допустить неверного суждения о существе явления, о потенциале человека, об общей или частной пользе предмета, события, процесса.
Подвигнуть студента на попытки создать функциональную конструкцию — способ реализации существующих возможностей. Например, театральный режиссер В.Э. Мейерхольд проектировал мизансцены спектаклей, расчерчивая на бумаге геометрические фигуры перемещений актеров на сцене и размечая направления их движений. Чтобы студенты четко излагали свои мысли, можно подобным образом иерархически расположить каждую и найти связующий их фактор. При этом стоит ориентировать внимание с одного признака на другой, искать аналогии в чертах, генерировать случайные информационные импульсы для рождения новых идей. Можно использовать любой способ отдельно, кооперировать их произвольно или в зависимости от темы.
Интерес у иностранных студентов неизменно вызывают интервью с профессионалами: учеными, писателями, художниками и другими — когда те представляют свои взгляды. Для более полного осознания информации при разборе подобных материалов имеет значение не столько близость духовных категорий, сколько сопоставление символических образов в орнаментах различных культур.
Трудно переоценить верно выбранный темп обучения при языковом барьере. Например, экспресс-анализ текстов позволяет оценить только характер идеи, для понимания ее полноты необходимо дополнительное время. Больше усилий уходит на то, что слабо понимается: содержание иногда не вполне ясно, потому что силы потрачены на восприятие композиции или стиля.
Сложнее всего в группах иностранных студентов равномерно распределить непосредственное общение с каждым. Но это необходимо, потому что воспроизведение ими увиденного, услышанного или прочитанного обнаруживает смысловые и логические ошибки в передаче фактического материала. Живая реакция при общении тренирует способность концентрироваться на главном. Так, самостоятельное действие в игровой ситуации, отражающей реальную, облегчает и ускоряет освоение профессионального навыка.
Сложный этап работы профессионала — верный выбор экспертов. Для этого они должны знать, что такое экспертное мышление, и развивать его в себе, чтобы оценить в других. То есть нужно учить их вырабатывать представление о проблемной ситуации на основе стратегий решения и самоуправления.
Когда благодаря цифровым технологиям появилась интерактивность в различных вариантах, оказалось, что в таких условиях журналисту нужно уметь работать. Очень сложно моментально обрабатывать информацию из различных спонтанных источников. Сформировалась устойчивая профессиональная позиция либо отрицать интерактивные данные, либо игнорировать их. Стоит научить студентов относиться к таким «подаркам» профессиональной судьбы как минимум с благодарностью, а как максимум внимательно анализировать такую информацию, которая может расширять тематические границы.
При этом необходимо обучать студентов искусству диалога и полилога. Информационный процесс в таких случаях может быть выстроен по платоновской схеме. Участники на определенных этапах могут меняться ролями вопрошающего и отвечающего.
Вопрос о предмете | Ответ-мнение о предмете |
Вопрос о части предмета, который противоречит ответу-мнению | Ответ-рассмотрение части предмета |
Вопрос о другом свойстве предмета, не совпадающем со смыслом ответа-рассмотрения | Ответ-рассмотрение другого свойства предмета |
Вопросы о других качествах предмета с целью обнаружения неточности или неполноты мнения | Ответы-суждения о других качествах предмета в зависимости от мнения |
Сборка представления о предмете на основе открывшихся в результате диалога данных | Осознание неверности первоначального представления |
В таком интеллектуальном поединке активизируется внимание, когнитивная гибкость, скорость ментальной реакции, память. Ум быстро переключается с одной проблемы на другую, проходит многоуровневая оценка происходящего, сознание одновременно решает несколько задач. Не следует бояться отвлеченных или поверхностных, на первый взгляд, рассуждений студентов. Согласно когнитивной психологии, бесцельные размышления — почва, на которой вырастают открытия.
Коммуникация и этнокультура
Этнокультурная составляющая любого контента воспринимается студентами в соответствии с традициями их народов. Культура — это прежде всего комплекс требований к человеку с позиций нормы и образца.
Следование идеалу психофизически осуществляется благодаря открытым Д. Риццолатти и его коллегами [Риццолатти, Синигалья, 2012] так называемым зеркальным нейронам, которые сравнивают внешние сигналы с памятью об эталоне. Считается, что они способствуют освоению новых навыков через имитацию, что помогает точно запоминать и воспроизводить поведенческие программы, то есть обучаться, подражая.
Способность к экстраполяциям и оформляющим их синтаксическим процедурам требует развитой оперативной и долговременной памяти. Вот почему нужно предлагать студентам повторять лучшие образцы профессионального поведения мэтров. Они должны пройти через свою психодраму, имея подсказки для успешного ее преодоления. Ведь неопровержим постулат: выигрывает тот, кто видит на шаг вперед. Хороша групповая игра «Что мне делать?», когда задается ситуация и каждый предлагает варианты наиболее перспективного ее развития, а «коллегия экспертов» оценивает последствия не только для героя, но и для круга участников, среды, сферы и т.д.
Различия в этнокультурных моделях могут способствовать образованию нескольких «ядер» в группе. Но преобладание представителей какой-либо национальности препятствует размежеванию по национальному признаку. Малочисленных студентов других национальностей не исключают из общего круга общения, а иногда даже опекают. Тогда «ядра» формируют студенты противоположных взглядов (например, патриоты и космополиты), либо харизматики, втягивающие в свои орбиты конформистов, либо увлеченные одной деятельностью (например, игроки компьютерных игр). Принцип солидарности ближе студентам с востока: обобщенность достигается благодаря центростремительной модели социального влияния. Ретро-мышление инициирует мотив «соответствовать» доминирующей норме коллектива, а основным ценностным ориентиром является «общее дело» как цель. Восточный поведенческий паттерн — привлекательность благодаря доброжелательности и внешнему согласию.
Западные студенты предпочитают строить отношения по принципу «равный среди равных», что предполагает инспирирующую разобщенность, равноудаленную дистанцию в соответствии с центробежной моделью. Футур-мышление транслирует мотив «опережать» с помощью преобладающей роли личности и ценностного ориентира «частный интерес», являющийся средством, выдаваемым за цель. Западный поведенческий паттерн — демонстративность и отрицание. Разнонаправленная мотивация двух этнокультурных подходов приводит к противоположным результатам: видеть свое — подчинять или видеть чужое — адаптировать.
Следует отметить проблему иерархических отношений. Для студентов восточной традиции авторитет педагога, как правило, высок. Имеется некоторое противоречие с современным трендом смены вертикальных отношений на горизонтальные, в которых преподаватель выступает в большей степени в роли модератора учебного процесса. Для восточных студентов в большей степени свойственно ощущать себя объектами образовательного процесса, нежели субъектами: то есть следовать четким инструкциям и доверять наставнику. С одной стороны, их надо ориентировать на более близкую профессии субъектно-субъектную модель отношений, с другой — использовать весь потенциал их восприятия. Выражать мнение, одобрять, критиковать, просить, отказывать, соглашаться, отвергать — весь спектр межличностных взаимодействий должен быть включен в образовательный процесс.
Профессиональная репутация во многом определяется поведенческой культурой. Она начинает формироваться уже с традиционного университетского приветствия студентов и преподавателя на занятиях. Например, для носителей конфуцианской культуры обращение к человеку — почти сакральный церемониал, в котором аккумулированы этические и иерархические линии общения. Важно и то, как студенты общаются друг с другом и с преподавателем на занятиях и при переписке по электронной почте или в мессенджерах. Старания студентов стоит особо отмечать и благодарить их. Вообще, благодарение — за работу, за усердие, успехи — хорошая практика в плане следования и восточной, и западной традициям, и современным гуманистическим принципам. Уважение достоинства, ответственность, стойкость, гибкость — такие качества профессионалов, по мнению студентов, позитивно оценивают коллеги.
Моделирование занятий
Структура занятия подчинена следующим целям: изучать профессионально значимую информацию, формировать профессиональные установки, осваивать профессиональные навыки. Смена активности на семинаре соответствует трем сегментам познавательного процесса: информирование, осмысление, освоение. Информирование (тематические тезисы, демонстрация аудио- и видеоматериалов) предполагает обмен профессиональными данными. Осмысление (обсуждение позиций, выявление противоречий или консенсуса, опрос мнений) выражается в понимании данных. Освоение (технологические приемы, игровые элементы и тренинговые роли) проявляется в поиске и нахождении решения профессиональных проблем с помощью изучаемых данных.
Композиция занятия в соответствии с темой может включать преамбулу в виде принципиального эпизода (номинация предмета изучения), демонстрацию темы на основе понятий и концепций (базовые профессиональные знания), анализ проблемы с помощью информации о развитии тенденций, трансформации процессов, эволюции смыслов, результатов деятельности (актуальные профессиональные и междисциплинарные данные). Завершающим элементом этой системы может стать резюмирование особенностей, преимуществ и перспектив развития объекта изучения как информация для размышления.
Подобная форма приемлема для освоения тактико-реактивного и стратего-аналитического подходов. Кстати, стратагемы студенты могут осваивать на классических примерах, например, из философских древнегреческих («Диалоги» Платона), китайских («Искусство войны» Сунь-Цзы) или японских («Бусидо») трактатов.
При освоении профессионального поиска информации для понимания любой проблемы можно показать студенческой аудитории на примере игры «Нарисуй реальность», когда в качестве изображаемого предмета выступает проблемная ситуация, а в качестве компонентов рисунка — например, факты в виде геометрических фигур. Такой подход к освоению профессиональных навыков хорош тем, что прочерчивается алгоритм поиска информации, понимание соотношения имеющихся и недостающих данных, их пространственно-смысловая организация. Логика причинно-следственных связей усваивается с помощью графического расположения событий по «стреле времени» или изображения параллельных контекстов в виде сегментов сферы.
Для понимания имиджа и амплуа профессионала плодотворен пример героев компьютерных игр. Построение карьеры, например, легко воспринимается на примерах аккумулирования достижений персонажей игр и переход их на более высокие уровни. Игровые формулы для поколения Z — наиболее приемлемый вариант передачи знаний. Они «художники», и виртуальная среда как своеобразный образ реальности отвечает их эстетическим запросам. Психопрограммирование этого поколения эффективно начиналось с детства именно через образы на экранах разнообразных электронных устройств.
Геймеризация занятий позволяет студентам с большей вовлеченностью в процесс осваивать теорию и технологию профессии. Ролевые игры разрешают преодолеть страх ошибки, так как все можно начать заново и выбрать верный вариант действий. В игре доступно освоить навык или преодолеть вызов, так как для мозга важно, что задача решена, и не важно — реальная она или игровая. Заданные преподавателем или предложенные студентами игровые позиции учебного процесса могут сопровождаться использованием необходимых, по мнению преподавателя, и доступных, по мнению студента, цифровых возможностей — от интерактивных карт до видеосъемки.
Вариативная модель занятия может быть представлена в форме профессионального контакта. Преподаватель предлагает предварительный тематический анонс: с информационным ситуативным поводом, с современной или ретроспективной интригой. Студенты развивают тему на основе прослушанной лекции и изученной презентации к ней, синхронных комментариев преподавателя к текстам, фото-, аудио- и видеоматериалам, анализа самостоятельно найденных на семинаре дополнительных данных. Отбираются концептуальные и технологические варианты по силе их глубины, убедительности и конструктивности. Состоятельность предложенных версий проверяется ролевыми траекториями, выбранными студентами.
Преподаватель работает как модератор: организует дискуссию (например, ролевую) об определенном событии или актуальной тенденции, поддерживая ее с помощью «вброса» дополнительной информации или «ввода» новых «героев», предлагает структурировать видение проблемы (например, в виде графического изображения), просит продемонстрировать результаты изысканий в приемлемой наглядной форме (например, интеллект-карты, фото- или видео-коллажа), резюмирует поиск ответов на конкретные вопросы (например, генерируя прогностический подход). В зависимости от ситуации или в качестве эксперимента он может делегировать студентам функцию модератора или арбитра.
Этические аспекты
В учебном процессе необходимо учитывать проблему оценивания студенческой работы. Например, глубоко укорененная в восточной культуре концепция «потерять лицо» способна в определенном смысле затруднить учебный процесс. «Потерять лицо» соотносится с риском потерять репутацию и воспринимается, как правило, очень остро. Безжалостной критики, публичного порицания результатов работы без согласия студента на обнародование их стоит избегать. Даже конструктивная критика маркируется, например, конфуцианской этикой как конфликт, агрессия. То, что в отечественной системе образования присутствует на уровне интроектов (нерефлексируемых внутренних установок), может выступить триггером переживания социального стыда у представителя другой культуры. При общении со студентами лучше избегать резких определений и даже не повышать голос.
Все эти рекомендации соотносятся с гуманистической личностно-ориентированной концепцией современной педагогики, согласно которой не следует оценивать работу обучающегося в категориях «ошибка», «правильно-неправильно». В целом, к иностранным студентам применим весь арсенал гуманистической педагогики: «я-высказывание», фокусировка на удачах, подчеркивание позитивных моментов и т.д.
Цифровые технологии помогают студентам в восприятии информации, фокусировании внимания на значимых данных. Легче им дается и визуальная презентация своих идей при помощи компьютерных графических и фото-редакторов, платформ для интеллект-карт, инфографики, интерактивных визуальных эффектов и т.д.
На занятиях в режиме online есть своя этическая специфика. Обратная связь как обязательный элемент профессиональной установки на информацию может быть реализована в качестве мониторинга реальности и отклика на ее вызовы. Например, студенты быстро осознают несостоятельность «черного экрана» со своей стороны, не дающего преподавателю информацию, а возможность нахождения в необычной среде может быть использована для повышения эффективности усвоения знаний.
Мысленный эксперимент также представляет конструктивную возможность для занятий такого рода. Он незаменим для понимания реальных процессов в условиях, которые можно моделировать в зависимости от индивидуального выбора и доступных ресурсов. При этом повышается ценность преподавательского такта при оценке всех принимаемых, исходя из обстановки, решений студентов. Например, при «конструировании» предмета исследования из поступающих через произвольные временные интервалы данных, когда необходимо определять основные и второстепенные факты, смысл и логику происходящего, возможные причины и последствия.
Установку на «подтверждение» реальности в сознании профессионала поддерживает чувство профессионального долга. Поведение человека, согласно теории межличностной коммуникации и теории групп Р.Д. Лэйнга [Лэйнг, 2002], суть функция переживаний событий внешнего мира. Таким образом, коммуникационный процесс осуществляется, когда есть ситуация, переживший ее человек и другой, тоже способный ее пережить. Следовательно, можно достичь понимания, если максимально реалистично представить свой опыт. Медиапространство объединяет людей все большим количеством связей, унифицируя их представления. Задача преподавателя обновлять на основе знаний эти представления так, чтобы подкреплять ценность индивидуального опыта в сознании иностранных студентов, опираясь на разнообразие этнокультурных традиций и своеобразие этнопсихологических особенностей.
Авторлар туралы
Natalya Lazutova
Lomonosov Moscow State University
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: n.m.rom@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7524-1907
Senior Researcher at the Digital Journalism Chair, Faculty of Journalism
Ресей, 9 Mokhovaya Str., Moscow 125009Әдебиет тізімі
- Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Эксмо, 2019.
- Bern E. Lyudi, kotoryye igrayut v igry. Psikhologiya chelovecheskoy sud’by [People Who Play Games. Psychology of Human Destiny]. Moscow: Eksmo Publ., 2019.
- Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977.
- Bruner Dzh. Psikhologiya poznaniya. Za predelami neposredstvennoy informatsii [The Psychology of Knowing. Beyond Immediate Information]. Moscow: Progress Publ., 1977.
- Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997.
- De Bono E. Lateral’noye myshleniye [Lateral Thinking]. St. Petersburg: Piter Publ., 1997.
- Лэйнг Р.Д. Я и другие. Узелки. М.: Эксмо-Пресс, 2002.
- Leyng R.D. Ya i drugiye. Uzelki [Self and Others. Nodules]. Moscow: Eksmo-Press Publ., 2002.
- Пригожин И.Р. Определено ли будущее? Москва; Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2005.
- Prigozhin I.R. Opredeleno li budushcheye? [Is the Future Determined?] Moscow; Izhevsk: Institut komp`yuternykh issledovanii Publ., 2005.
- Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
- Pronina E.E. Psikhologiya zhurnalistskogo tvorchestva [Psychology of Journalistic Creativity]. Moscow: Moscow Stаte Univ. Publ., 2003.
- Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983.
- Puankare A. O nauke [About Science]. M.: Nauka Publ., 1983.
- Риццолатти Д., Синигалья К. Зеркала в мозге: О механизмах совместного действия и сопереживания. М.: Языки славянских культур, 2012.
- Ritstsolatti D., Sinigal’ya K. Zerkala v mozge: O mekhanizmakh sovmestnogo deystviya i soperezhivaniya [Mirrors in the Brain: On the Mechanisms of Joint Action and Empathy]. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul’tur Publ., 2012.
- Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание. М.: Языки славянских культур, 2016.
- Chernigovskaya T.V. Cheshirskaya ulybka kota Shredingera: yazyk i soznaniye [Cheshire Smile of Schrödinger’s Cat: Language and Consciousness]. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul’tur Publ., 2016.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
- Erikson E. Identichnost’: yunost’ i krizis [Identity: Youth and Crisis]. Moscow: Progress Publ., 1996.
- Эриксон Э. Трагедия личности. М.: Алгоритм, 2019.
- Erikson E. Tragediya lichnosti [Personal Tragedy]. Moscow: Algoritm Publ., 2019.
- От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России / под ред. Е.Л. Вартановой: колл. моногр. М.: Изд-во Моск. ун-та; фак. журн. МГУ, 2019.
- Ot teorii zhurnalistiki k teorii media. Dinamika mediaissledovaniy v sovremennoy Rossii [From Journalism Theory to Media Theory. Dynamics of Media Research in Modern Russia] / pod red. E.L. Vartanovoy: koll. monogr [ed. by E.L. Vartanova: coll. monograph]. Moscow: Moscow Stаte Univ. Publ.; Faculty of Journalism MSU Publ., 2019.
- Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1991.
- Howe N., Strauss W. The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. New York: Broadway Books, 1997.
