Ports of Taiwan: Key Infrastructure or Integration Mechanism of Reunification?

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Taiwan (a province of China) has a unique development experience - in a short time, thanks to industrializa­tion, it has gone from ordinary developing economies on the margins of civilization to a developed modern economy. More than 95% of Taiwan’s import and export trade relies on maritime transportation, which is not only the main transport pillar of Taiwan’s foreign trade, but also an important link in the global operations and global deployment strategies of Taiwanese enterprises. With the emergence of new serious regional competitors, Taiwan, although it has lost its position in the port in­dustry, continues to be one of the world’s leading economies. East Asian port competition creates a strong incentive for the modernization, expansion and decarbonization of ports in Taiwan Province. Mainland China has been and remains Taiwan’s main export market. Given that more than 40% of Taiwan’s exports and more than 20% of its imports come from cross-strait trade with mainland China, economic ties with China play a significant role in Taiwan’s economy. Political differences be­tween the island and the mainland directly affect the economic situation between the two sides of the strait.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ

Тайвань является важным перевалочным пунктом для азиатско-тихоокеанских маршрутов глобальной системы судоходства. Уникальное географическое положение этой провинции КНР (далее Тайвань), сделало его транзитным центром для дальних и ближних морских перевозок в Восточной Азии (ВА). В связи с недавним экономическим подъемом Китая и Юго-Восточной Азии, а также развитием торговой системы Большой Восточной Азии конкуренция между азиатскими портами возросла. Природные преимущества и постоянно повышающаяся эффективность тайваньских портов стали важным фактором портовой конкуренции в Азиатско-Тихоокеанской экономике. Провинция Тайвань и связанные с ней острова находятся к юго-востоку от материкового Китая и отделяются от него 160-километровым Тайваньским проливом. Экономика Тайваня имеет уникальный опыт развития – за несколько десятилетий, благодаря индустриализации, которая успешно осуществляется на протяжении последних 3 десятилетий, провинция прошла путь от обычных развивающихся экономик на обочине цивилизации до развитой современной экономики. Согласно экспертной оценке, к основным факторам этого успеха можно отнести: выгодное экономико-георафическое положение1; нахождение у власти автократических режимов, что в течение длительного времени обеспечивало наиболее эффективное управление имеющимися ограниченными ресурсами [1, pp. 25–29]; долгосрочная протекционистская политика2, активное привлечение иностранных инвестиций на протяжении многих лет при низких затратах на оплату труда [2, pp. 821–829]; сотрудничество с США во время холодной войны как с самой платежеспособной державой3; ориентация на развитие высокотехнологичных производств, в основном электроники, пластмасс и полимеров [3, pp. 29–33]; активное развитие экономических отношения с континентальным Китаем4. Более 95% импортной и экспортной торговли Тайваня зависит от морских перевозок, которые являются не только основной транспортной опорой внешней торговли Тайваня, но и важным звеном в глобальных операциях и стратегиях мирового размещения тайваньских предприятий. Вследствие этого основной объем производства в судоходстве обеспечивается морской отраслью Тайваня. Учитывая, что более 40% экспорта и более 20% импорта Тайваня приходится на торговлю с континентальным Китаем «через пролив», экономические связи с КНР играют существенную роль в экономике провинции Тайвань.

ТАЙВАНЬ В РЕЙТИНГАХ МИРОВОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Тайвань – один из четырех т.н. «азиатских тигров», новых индустриальных стран первой волны; по итогам 2021 г. (см. табл. 1) он находился на 7-м месте в портовом рейтинге Восточноазиатской портовой системы (ВАПС) по контейнерообороту. Согласно сообщению швейцарского Международного института развития менеджмента (IMD), в июне 2022 г. экономика Тайваня по индексу конкурентоспособности занимала 7-е место в мире и 3-е – в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)5. В Восточноазиатской портовой системе наблюдается наибольшая активность в мире. Из 12 экономик-участниц рейтинга ВАПС (см. табл. 1) десять входят в списки лидеров по различным показателям морских перевозок. Географические преимущества и строение береговых линий государств ВА обусловило наличие в регионе высокой портовой концентрации, порождающей серьезную конкуренцию между портами ВАПС, что способствует повышению эффективности работы портов. Конкуренция в региональной судоходной отрасли также влияет на развитие портов – под её давлением они вынуждены принимать всё более крупные суда, что стимулирует инвестиционную мотивацию для модернизации терминалов. С появлением новых серьезных региональных конкурентов Тайвань хотя несколько утратил свои позиции в портовой отрасли, но продолжает оставаться одной из ведущих мировых экономик (19-е место в мире в 2020 г.)6 и входит в состав форвардов морской судоходной и портовой индустрии, что подтверждается мировыми отраслевыми рейтингами. А именно: Тайвань занимает 2-е место в рейтинге (2021) экономик по количеству прибытий судов в порты и среднему времени пребывания в порту7, 5-е – по глобальному индексу (2021) эффективности контейнерных портов (CPPI) (порт Гаосюн)8, 7-е – в рейтинге (2022 г.) крупнейших контейнерных морских линий мира9, 11-е – в рейтинге (2021) экономик-лидеров по индексу обслуживания линейного судоходства10, 12-е – в рейтинге (2021) долей крупнейших экономик-судовладельцев мирового флота по грузоподъемности11, 15-е место – в рейтинге (2021) крупнейших экономик-судовладельцев по стоимости торгового флота12.

 

Таблица 1. Показатели пропускной способности и коэффициенты прироста пропускной способности портов экономик ВАПС 2000–2020 гг. (млн TEU*) Table 1. Throughput indicators and throughput growth rates of ports in UAPS economies 2000–2020 (mln TEUs)

Экономика

2000 г.

2010 г.

2020 г.

Коэффициент роста, 2020/2000 (%)

Коэффициент роста, 2020/2010 (%)

1.

КНР

41,00

131,99

245,10

498

86

2.

Сингапур

17,10

29,15

36,87

116

26

3.

Республика Корея

9,03

18,52

28,43

215

53

4.

Малайзия

4,64

16,84

26,66

475

58

5.

Япония

13,10

18,97

21,39

63

13

6.

Гонконг (САР КНР)

18,10

23,60

17,33

–4

–27

7.

Тайвань (провинция КНР)

10,51

12,50

М,59

39

17

8.

Индонезия

3,80

9,01

14,03

269

56

9.

Вьетнам

1,19

5,89

12,42

944

111

10.

Таиланд

3,18

6,82

10,21

221

50

11.

Филиппины

3,03

5,59

7,51

148

34

12.

Камбоджа

0.25

0.29

0.76

205

167

13.

КНДР

Примечание: «*» – двадцатифутовый эквивалент (Twenty-foot equivalent unit, TEU) – условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств; «-» – данные отсутствуют. Данные округлены.

Составлено и рассчитано по: https://www.mardep.gov.hk/hk/fact/pdf/2000 .Pdf (In Chin.); >>>> org/indicator/IS.SHP.GOOD.TU?end=2020&start=2000&view=chart (In Chin.); >>>> portstat_pamphlet05.pdf (In Chin.); >>>> source/world-development-indicators# (accessed 13.01.2023); [5].

 

ТАЙВАНЬСКАЯ ПОРТОВАЯ СЕТЬ. МЕЖДУ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ И СТАГНАЦИЕЙ

На Тайване работают 7 крупных международных торговых портов13, которые, в соответствии с положениями Закона о торговых портах14, управляются Taiwan International Ports Corporation, Ltd. (TIPC). В их числе: Килунг (Цзилун), Тайбэй, Суао, Тайчжун, Гаосюн, Аньпин и Хуалянь. А также 4 внутренних торговых порта, в их числе: Будай, Пэнху, Кинмэнь (Цзиньмэнь) и Мацу. Об уровне тайваньских портов говорит тот факт, что в 2020 г. два из них – Гаосюн и Тайчжун – вошли в Топ-100 лучших портов мира, заняв соответственно 16-е и 95-е место в рейтинге по версии Lloyd’s List Intelligence[15]. В 2021 г. порт Гаосюн на одну позицию улучшил свой рейтинг, порт Тайчжун выбыл из рейтинга Топ-100. Контейнерные перевозки на Тайване осуществляют четыре крупнейших порта: Гаосюн (9,864 млн TEU в 2021 г.), Тайбэй (2,009 млн), Тайчжун (1,979 млн), и Килунг (1,601 млн TEU) (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Контейнерооборот международных торговых портов Тайваня (провинции Китая) (млн TEU) Table 2. Container turnover of international trade ports of Taiwan (Province of China) (mln TEUs)

 

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Гаосюн

9,781

9,937

10,593

10,264

10,465

10,271

10,455

10,428

9,622

9,864

Тайбэй

1,097

1,029

1,258

1,335

1,477

1,562

1,660

1,620

1,618

2,009

Тайчжун

1,395

1,467

1,514

1,447

1,535

1,661

1,744

1,794

1,821

1,979

Килунг

1,607

1,613

1,685

1,445

1,388

1,418

1,471

1,455

1,532

1,601

Другие

0,001

Всего:

13,881

14,046

15,05

14,491

14,866

14,911

15,321

15,298

14,593

15,445

Примечание: данные округлены. Составлено по: file:///C:/Users/Asus/Downloads/ (In Chin.); >>>> =36053A4FF190A925 (In Chin.); >>>> (In Chin.); >>>> (In Chin.) (accessed 15.01.2023)

 

Контейнерооборот портов Тайваня по итогам 2021 г. стал рекордным за десятилетие, при этом среднегодовая динамика показателей по контейнерообороту с 2012 г. составила 1,13%, что указывает на стагнацию в развитии контейнерного сегмента тайваньских портов16. Основной причиной этого явления можно назвать усиление портовой конкуренции в Восточной Азии. Нельзя также сбрасывать со счетов влияние торговой войны США против Китая, несмотря на обособленное от КНР портовое хозяйство Тайваня. Совокупный грузооборот тайваньских портов составил 245,898 млн т (228,42 млн т в 2020 г.)17, показав прирост 7,7% к предыдущему году, при этом обработка внешнеторговых грузов выросла на 6,6% к 2020 г. (см. табл. 3).

 

Таблица 3. Грузооборот международных торговых портов Тайваня в 2012–2021 гг. (млн т) Table 3. Throughput of Taiwan International Trade Ports 2012–2021 (mln t)

Порт

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Гаосюн

123,756

115,034

122,951

110,902

116,621

116,071

118,798

114,025

108,549

120,121

Тайчжун

64,191

70,084

72,305

73,633

75,459

75,348

74,062

69,591

70,883

73,248

Тайбэй

15,205

17,514

18,997

18,776

20,744

23,123

18,735

17,234

17,890

20,733

Килунг

22,188

21,436

21,613

19,367

17,224

17,464

17,282

15,391

16,191

16,587

Хуалянь

10,693

13,069

13,389

12,016

9,689

8,666

8,741

8,834

9,150

9,013

Суао

4,717

4,928

5,002

4,890

4,848

4,192

4,702

4,250

4,174

4,383

Аньпнн

1,167

1,401

1,224

1097

1438

1,620

1,469

1520

1,579

*1,813

Всего:

238,916

243,466

255,481

240,681

246,023

246,484

243,788

230,845

228,417

245,898

Составлено по: file:///C:/Users/Asus/Downloads/10年統計年報.pdf (In Chin.); https://kl.twport.com.tw/su/ Form.aspx?n=67CEBD8D706A0424 (In Chin.); >>>> (In Chin.); >>>> com.tw/chinese/Form.aspx (In Chin.) (accessed 16.01.2023)

 

Динамика грузооборота портов Тайваня также имеет признаки стагнации – за период 2012–2021 гг. среднегодовой прирост составил только 0,29%, наивысший показатель по грузообороту 255,48 млн т наблюдался в 2014 г. Лидирующие порты Гаосюн и Килунг завершили десятилетие с отрицательной динамикой: -2,94% и -25,24% соответственно. Порты Тайчжун и Тайбэй улучшили свои показатели по грузообороту в этот период соответственно на 14,11% и 36,36% (см. табл. 3). В 2021 г. международные тайваньские порты приняли 76,586 тыс. судов (76,055 тыс. в 2020 г.)18, рост показателя составил менее 0,7%. Число тайваньских морских пассажиров составило 2320,89 тыс. чел. (4283,15 тыс. – в 2020 г., 15040,76 тыс. – в 2019 г.)19, снизившись по сравнению с 2019 г. почти в 6,5 раза. Причиной столь значительного снижения пассажирооборота стали, в первую очередь, карантинные мероприятия в связи с COVID-19 и закрытие пассажирских перевозок через Тайваньский пролив, а также осложнение политической ситуации между берегами Тайваньского пролива под влиянием торговой войны США и КНР. Указанные причины в меньшей степени оказали влияние на торговую деятельность портов на Тайване. Совокупный объем погрузки и разгрузки контейнеров в международных коммерческих портах на Тайване составил 15,46 млн TEU, что на 5,9% превысило показатели 2020 г., и это позволило восстановить допандемийную динамику (см. табл. 2). Все тайваньские порты, кроме порта Хуалянь, находятся на территориях специальных экономических зон (СЭЗ), которые являются важнейшим инструментом интенсификации экспорта20. С точки зрения административного управления порты провинции не входят в портовые группы континентального Китая, но экономически они тесно связаны с ними.

КИТАЙ – ТАЙВАНЬ: ИНТЕГРАЦИОННЫЕ УСПЕХИ. КТО РАБОТАЕТ НА РАЗРЫВ?

Взаимоотношения между континентальным Китаем и провинцией Тайвань, т.н. «отношения между двумя берегами (Тайваньского – прим. авт.) пролива»21, имеют важное значение для экономики Тайваня, т.к. после проведения детального разделения труда в отрасли по обе стороны пролива они работают в непрерывной трудноразделимой цепочке поставок. Материковый Китай был и остается основным экспортным рынком Тайваня. Действующая система сообщения между двумя сторонами Тайваньского пролива именуется «большие три звена» (三通) – прямое сообщение для почты, бизнеса и навигации – и «малые три звена» (小三通) – трехсторонняя модель связи берегов Тайваньского пролива для мелкомасштабной торговли, навигации и перевозки пассажиров между провинцией Фуцзянь (КНР) и уездами Цзиньмэнь и Ляньцзян (о. Тайвань). С момента открытия прямых морских пассажирских и грузовых рейсов были сэкономлены время и затраты на обмены через пролив, укрепились экономические и торговые связи, увеличилось число туристических поездок между двумя сторонами, а объем пассажирских и грузовых перевозок ежегодно до 2019 г. показывал тенденцию к росту. Это заложило важную основу для взаимовыгодного сотрудничества и взаимной выгоды для обеих сторон пролива. Напомним, что в 1949 г. по политическим и военным причинам обе стороны Тайваньского пролива прервали сообщение. В 1979 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей материкового Китая в «Послании к соотечественникам на Тайване» [6] предложил, чтобы обе стороны пролива немедленно «связались между собой в торговле, почте и воздушной навигации» – «Три звена» (三通). В 1987 г. руководство Тайваня дало разрешение тайваньцам ездить в континентальный Китай для осмотра достопримечательностей и с семейными визитами. В то время еще не было официального транспортного сообщения между двумя сторонами Тайваньского пролива, и тайваньские пассажиры должны были ехать в материковый Китай транзитом через британский Гонконг. С 1988 г., с развитием непрямой торговли через пролив, тайваньские торговые суда опосредованно, заходя в третьи порты, перевозили торговые грузы между двумя берегами пролива. Материк предоставил тайваньским судам преференциальный режим и последовательно разрешал тайваньским судоходным компаниям создавать собственные и совместные предприятия и судоходные представительства на материке, что повысило конкурентоспособность судоходных компаний по обе стороны пролива на рынке международных перевозок [7]. В апреле 1997 г. было запущено пилотное прямое судоходство из Фучжоу и Сямыня в порт Гаосюн на Тайване, что положило конец 48-летней истории, когда коммерческие суда через Тайваньский пролив не могли плавать напрямую, но должны были проходить через третий порт. 4 ноября 1997 г. Фонд обменов в проливах (Straits Exchange Foundation, Тайвань) и Ассоциация по связям через Тайваньский пролив (Association for Relations Across the Taiwan Straits, КНР) подписали «Соглашение о судоходстве через пролив»22. Прямое морское судоходство через пролив началось 15 декабря 1997 г. С 1998 г. торговые и грузовые суда, пересекающие пролив, проходили через третьи порты (остров Исигаки в Японии, порт Мокпо в Южной Корее, порт Гонконг в КНР и т.д.) для обмена заказами без смены судов. В 2001 г. были открыты морские пассажирские и грузовые маршруты между островами Цзиньмэнь, Мацу (Тайвань) и прибрежными районами провинции Фуцзянь (КНР) – т.н. «малые три звена»23. Морской маршрут «Три малых звена» – самый удобный канал для путешествий между двумя берегами пролива. Прямое морское, воздушное и почтовое сообщение между двумя сторонами пролива было полностью запущено 15 декабря 2008 г., ознаменовав наступление эпохи «трех связей» через пролив. В настоящее время через 13 портов на Тайване и 55 морских и 17 речных портов на континенте осуществляется прямое судоходное сообщение через Тайваньский пролив, что способствует экономии времени от 16 до 27 часов на каждом рейсе и средств – более 1,2 млрд юаней в год24. В 2020 г. в общей сложности в тайваньских портах было обработано 22,98 тыс. входящих и исходящих судов «через пролив», при этом на международные и внутренние коммерческие порты приходилось около 80% и 20% соответственно. С 2012 по 2019 г. двусторонний пассажиропоток «через пролив» увеличился с 1,67 млн до 2,28 млн чел., из которых на долю порта Гаосюн приходилось около 90%. По сообщениям тайваньских СМИ, наивысший показатель пассажиропотока через пролив наблюдался в 2013 г., когда число туристов с материка достигло 2,87 млн, число тайваньских соотечественников, отправлявшихся на материк достигло 3,07 млн чел.25 Пострадавшие от эпидемии COVID-19 пассажирские перевозки через пролив сократились до 130 тыс. пассажиров, а в 2021 г. они были полностью приостановлены. В 2020 г. объем погрузки и разгрузки контейнеров при прямых перевозках через пролив составил 2,566 млн TEU из которых на порт Гаосюн приходилось около 50% от общего объема. В 2021 г. контейнерооборот составил 2,414 млн TEU, снизившись по сравнению с предыдущим годом на 5,9%. Динамика морских контейнерных перевозок международными торговыми портами Тайваня через Тайваньский пролив за период 2012–2021 гг. была неравномерной, без стойкой тенденции к увеличению. Позитивная динамика наблюдалась в 2012–2016 гг., когда рост контейнерооборота составил 18,8%26. В 2021 г. объем прямых морских перевозок между двумя берегами пролива составил 52,4 млн т, что превышает показатель предыдущего года на 0,8%. Объем наливных грузов, жидких химикатов и сжиженного газа составил 16,9 млн т, 4,41 млн т и 660 тыс. т, что на 4%, 3,4% и 14,1% больше, чем в 2020 г., соответственно27. Грузовые перевозки «континент-остров» на Тайване в основном базируются на международных торговых портах, объем обработки грузов в 2021 г. составил рекордный за десятилетие показатель – 168,1 млн фрахтовых т, превысив показатель 2020 г. на 57,37%. Такой существенный рост, по нашему мнению, обусловлен общемировым ростом стоимости фрахта в связи с общей мировой турбулентной ситуацией (связанной с пандемией), осложняющей международную морскую торговлю, и сложившейся в этой связи ситуацией в портах (нехватка контейнеров, заторы, происшествие в Суэцком канале и т.п.)28. Исследование динамики фрахта прямых перевозок через пролив международными торговыми портами Тайваня в 2012–2021 гг. демонстрирует, что за этот период показатель развивался неравномерно: в 2012–2014 гг. – устойчивый рост с 95,497 млн фрахтовых т до 111,056 млн, затем в 2015–2018 гг. – тенденции к снижению и в 2019 г. по уже указанным причинам – резкое снижение до уровня 2013 г. Среднегодовой рост показателя составил 7,6% за десятилетие с учетом экстраординарного скачка в 2021 г. (см. табл. 4).

 

Таблица 4. Объем прямых перевозок грузов через пролив международными торговыми портами Тайваня (провинции Китая) в 2012–2021 гг. (млн т) Table 4. The volume of direct cargo transportation across the Strait by the international trade ports of Taiwan (Province of China) in 2012–2021 (Mt)

Порт

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Международные коммерческие порты

Г аосюн

46.040

48,858

52,720

51.938

51,792

50,166

50,518

45,646

44,233

 
 

Тайчжун

18.160

19,905

21,202

20,856

22,173

20,503

21,502

23,406

26,500

 
 

Кнлунг

20.859

21,331

22,793

23,312

22,860

23,111

23,188

22,623

23,795

 
 

Тайбэй

7.675

10,060

11,781

12,455

12,685

10,421

10,325

9,057

10,642

 
 

Суао

0.481

0,322

0,443

0,391

0,228

0,235

0,295

0,247

0,269

 
 

Хуалянь

0,205

0,391

0,421

0,388

0,214

0,165

0,140

0,149

0,180

 
 

Аньпин

0,084

0,102

0,089

0,069

0,044

0,050

0,143

0,111

0,082

 
 

Подитог:

93,505

100,969

109,500

109,439

109,997

104,653

106,111

101,239

105,702

 

Внутренние коммерческие порты

Пенху

 
 

Будай

1,982

1,682

1.606

1,285

1,249

1,256

1,676

1,546

1,112

 
 

Мацу

0,990

1,159

1,128

0,792

0,719

0,855

1,007

1,128

0,783

 
 

Кинмэнь

0,509

0,414

0,355

0,385

0,449

0,307

0,309

0,293

0,273

 
 

Подитог:

0,483

0,109

0,123

0,107

0.081

0,094

0,360

0,125

0,056

 

Итого:

95,487

102,651

111,056

110,724

111,246

105,909

107,787

102,785

106,815

168,100

 

Примечания: «…» – данные не опубликованы; «-» – порт не принимает участия в перевозках грузов через Тайваньский пролив. Данные округлены. Составлено по: file:///C:/Users/Asus/Downloads/109年統計年報.pdf (In Chin.); http://www.gov.cn/xinwen/2022-03/ 17/content_5679521 .htm (In Chin.) (accessed 20.01.2023)

 

За 10 лет объем торговли «через пролив» удвоился: в 2011 г. он составил $160,03 млрд, в 2021 г. увеличился до $328,34 млрд. В 2020 г. тайваньский экспорт в КНР (включая Гонконг) достиг $136,74 млрд, что составляет 43,8% (23,7% в 1999 г., 40,9% в 2007 г.) от общего объема экспорта провинции29. Согласно статистике Главного таможенного управления КНР30, в 2021 г. материковый импорт из Тайваня составил $249,98 млрд, т.е. увеличился в годовом исчислении на 24,7%, материковый экспорт на Тайвань составил $78,36 млрд (+30,4% к 2020 г.). Положительное сальдо торгового баланса с материком в 2021 г. достигло $104,74 млрд, а экспорт Тайваня на материк (включая Гонконг) достиг 42,3% от общего объема экспорта Тайваня; импорт из материковой части – 22,1% всего импорта Тайваня31. В 2021 г. объем прямых морских перевозок между двумя берегами Тайваньского пролива составил 52,4 млн т, что на 0,8% больше, чем в 2020 г. Объем наливных грузов, жидких химикатов и сжиженного газа составил 16,9 млн т, 4,41 млн т и 660 тыс. т соответственно (что на 4%, 3,4% и 14,1% больше, чем в предыдущем году). Объем контейнеров составил 2,414 млн TEU, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 1,9% (вес груза снизился на 2,1% по сравнению с предыдущим годом). Приведенная выше статистика подтверждает тезис о серьезной экономической зависимости Тайваня от континентального Китая. Детальное разделение труда в портовой отрасли, проведенное по обе стороны пролива, взаимоувязывает непрерывную и неразрывную цепочку поставок. Перенастройка этой системы «на разрыв», провоцируемая США, подводит экономику Тайваня к краю пропасти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с продолжающейся сложной международной политической и внешней экономической обстановкой, ухудшением отношений между двумя сторонами пролива развитие экономических и торговых отношений острова и материка в ближайшие годы имеет большую степень неопределенности. Политические разногласия Пекина и Тайбэя влияют не только на тайваньскую и китайскую (материковую) экономическую ситуацию, но и на уровень региональной безопасности в Восточной Азии, включая дальнейший раскол между КНР и США, подтягивание к «тайваньскому вопросу» американских союзников – Японии и Южной Кореи, укрепление российско-китайского военно-стратегического взаимодействия в Южно-Китайском море. Сохранение статус-кво пока остается единственным верным решением для поддержания стабильных взаимовыгодных торговых отношений. После провокационных действий западных стран в августе 2022 г. [8] и с учетом усиления антикитайской повестки на тайваньском направлении американской администрации и республиканской нижней палаты Конгресса в текущем 2023 г. высока вероятность серьезных потрясений и для портовой отрасли и в целом для экономики провинции. Ответ Китая на несогласованные визиты официальных лиц США на Тайвань будет глубоким и далеко идущим. Подтверждение этому – крупномасштабные военные учения КНР в зоне острова. При продолжении эскалации в регионе Пекин может ввести частичное или полное оцепление этой зоны до стабилизации ситуации. Совершенно очевидно, что в 2023–2024 гг. порты Тайваня (провинции КНР) будут серьезно ограничены в своей деятельности и в краткосрочной перспективе, вероятно, существенно снизят свои рекордные показатели, наблюдавшиеся в 2021 г. Состояние стратегической напряженности в Тайваньском проливе может существенно отразиться на работе портов в дельте Жемчужной реки (КНР), близлежащих портовых шлюзовых регионах. Учитывая высокую долю региона ВА в мировой морской торговле, последствия будут заметны и на общемировом уровне. Ситуация в Тайваньском проливе в 2023 г. может оказать влияние не только на региональный уровень портовой активности, но и на всю судоходную отрасль мира. Будет ли этот эффект кратковременным, или последствия распространятся и на среднесрочную перспективу, будет зависеть от скорости решения возникшей напряженности. Определенно можно констатировать, что руководство КНР заинтересовано в скорейшем и мирном решении спровоцированной Западом ситуации для поддержки соотечественников на Тайване. Торгово-экономическая интеграция острова и материка перешла в новое качество – военно-политическое балансирование на грани войны и мира, выйдя за рамки китайско-тайваньского диалога в формат противостояния великих держав – Китая и США. Предложенный Пекином проект мирного возвращения острова в «лоно Родины» по вине Вашингтона плавно, но неотвратимо эволюционирует в сторону хаотизации Восточной Азии, появления на базе тайваньского фактора нового восточноазиатского фронта. В этом случае торговые, интеграционные и иные экономические приоритеты китайско-тайваньской кооперации неизбежно уступят место военно-политическим, включая и возможность появления глобальной конфликтной дуги от Украины до Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей.

 

1 Митрофанова И.Б., Лиознер В.Л. Этапы политико-экономического развития Тайваня. География и экология в школе XXI века. 2019, № 8, с. 47–51.

2 Мозиас П.М. Тайвань, экономические итоги президенства Чэнь Шуйбяня. Общество и государство в Китае. 2009. Т. 39. № 1, с. 181–205.

3 Набока А.В. Политика США в отношении Тайваня в конце 60-х годов XIX века. Общество и государство в Китае. 2012. Т. 42, № 2, с. 252–255.

4 Тайвань на рубеже веков: новые условия и новые вызовы. Отв. ред. Карнеев А.Н. М.: ИСАА МГУ, 2001. 346 с.

5 >>>> (accessed 13.01.2023)

6 Согласно статистике МВФ, ВВП Тайваня в 2021 г. составил $0,79 трлн с годовым темпом роста 6,45%. (In Chin.). >>>> (accessed 13.01.2023)

7 Maritime transport. &g (accessed 29.01.2023)

8 Container Port Performance Index. >>>> original/Container-Port-Performance-Index-2021.pdf (accessed 29.01.2023)

9 Alphaliner TOP 100 / 20 Apr 2022. >>>> com/PublicTop100/ (accessed 29.01.2023)

10 >>>> (accessed 29.01.2023)

11 >>>> (accessed 29.01.2023)

12 Clarksons Research. Shipping Review and Outlook, Spring 2021. >>>> (accessed 29.01.2023)

13 Всего на Тайване 13 портов, включая внутренние, вспомогательные и островные (прим. авт.).

14 April 28th, 110. The database of national laws and regulations was established by the Ministry of Law. (In Chin.). >>>> (accessed 13.01.2023)

15 Lloyd’s List One Hundred Ports 2021. >>>> (accessed 14.01.2023)

16 臺灣港務公司

17 109 Years of the Republic of China Statistical Annual Report on Seaports. (In Chin.). file:///C:/Users/Asus/Downloads/ 109年統計年報.pdf (accessed 14.01.2023)

18 臺灣地區國際商港進出港船舶 Ships entering and leaving Taiwan’s international commercial ports. (In Chin.). >>>> (accessed 15.01.2023)

19 (accessed 16.01.2023)

20 Free Trade Zones. >>>> (accessed 16.01.2023)

21 . В задачи данной статьи не входит исследование исторических фактов и политических причинно-следственных связей возникновения взаимоотношений «между двумя сторонами (Тайваньского. – Н.С.) пролива». Эта тема достаточно широко представлена в отечественной и зарубежной библиографии.

22 海峽航運協定. 全國法規資料庫 Strait Shipping Agreement. National Regulatory Database]. (In Chin.). >>>> (accessed 18.01.2023)

23 >>>> (accessed 19.01.2023)

24 109 Years of the Republic of China Statistical Annual Report on Seaports…

25 In 2013, the number of tourists visiting Taiwan was the most from the mainland, and Taiwan compatriots went abroad the most to the mainland. (In Chin.). >>>> (accessed 21.01.2023)

26 中華民國 109 年 航港統計年報 [109 Years of the Republic of China Statistical Annual Report on Seaports...

27 The development of the waterway transportation market in 2021 and the market outlook in 2022. (In Chin.). >>>> (accessed 23.01.2023)

28 Мингазов С. Блокировка Суэцкого канала обходится в $400 млн в час для мировой торговли. >>>> (accessed 23.01.2023)

29 台湾出口中国占比攀升 引爆经济彼此依赖或“脱钩”辩论 Rising proportion of Taiwan’s exports to China triggers debate on economic interdependence or “decoupling”. (In Chin.). >>>> chinese-news-55587490 (accessed 24.01.2023)

×

About the authors

Nelli K. Semenova

Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: asaf-today@mail.ru

Senior Researcher, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences

Russian Federation, Moscow

References

  1. Burov V.G. 2009. Taiwan yesterday and today. Asia and Africa today. № 12. Рр. 25-29. (In Russ.)
  2. Kuryanova E.N. 2020. Taiwan in US politics. Innovation. The science. Education. № 15, pp. 821-829. (In Russ.)
  3. Stepanova A.P. 2019. Modern economic development of new industrial countries (on the example of Asian countries - Taiwan, the Republic of Korea, Singapore, Malaysia, Thailand). Currency regulation. Currency control. № 12, pp. 29-33. (In Russ.)
  4. Turitsin I.V., Rau I. 2019. Taiwan in the Foreign Policy Strategy of the People’s Republic of China: Historical Condi¬tions for the Emergence and Difficulties in Solving the Problem. Modern scientific thought. № 2, pp. 116-144. (In Russ.)
  5. Wang Baixun. 2014. The Rise of International Shipping in East Asia. Ritsumeikan International Affairs. Vol. 12, pp. 135-166.
  6. 全国人大常委会 《告台湾同胞书》 (1979年1月1日) The Standing Committee of the National People’s Congress “Message to Compatriots in Taiwan” (January 1, 1979). (In Chin.). http://www.gov.cn/test/2006-02/28/content_213298.htm (accessed 17.01.2023)
  7. 邱 雅莉. 兩岸直航海運航線營運變化分析 Qiu Yali. Analysis of Operational Changes of Cross-Strait Direct Shipping Lines. (In Chin.). file:///C:/Users/Asus/ Downloads/兩岸直航海運航線營運變化分析.pdf (accessed 17.01.2023)
  8. 杨丹旭:佩洛西访台的赢家与输 Yang Danxu: Winners and losers of Pelosi’s visit to Taiwan. (In Chin.). https://www.zaobao.com.sg/news/china/story 20220810-1301433 (accessed 25.01.2023)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Russian Academy of Sciences


 

 
 
 
 
 
 
 
 

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».