Ценностный и функциональный потенциал религиозного дискурса
- Авторы: Тимохина Л.Р.1
-
Учреждения:
- Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева
- Выпуск: № 3 (2025)
- Страницы: 7 - 15
- Раздел: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА
- URL: https://medbiosci.ru/1609-624X/article/view/297761
- DOI: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2025-3-7-15
- ID: 297761
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящей статье рассматривается языковое выражение религиозных ценностей, которые декларируются в праздничных проповедях христианства (православия) и ислама, и определяются функциональные особенности жанра проповеди. Для исследования выбраны пасхальные послания 2009 и 2024 гг. и проповеди на празднике Ураза-байрам 2009 и 2024 гг. Цель статьи – определить функции проповедей двух конфессий, на эмпирическом материале осуществить сравнительный и сопоставительный анализ ценностных составляющих, декларируемых в текстах посланий/проповедей. В результате анализа исследований, посвященных религиозному дискурсу и жанру проповеди, были установлены следующие функции, реализуемые в проповедях: приобщение к религии, укрепление веры, информирование адресата, назидательность, формирование ценностей, призыв к самосовершенствованию, объединение прихожан в единую общину, представление оценки текущей ситуации, эмоциональное воздействие. Эмоциональное воздействие является важным элементом формирования ценностной картины мира. Эмоциональный отклик адресата включает в себя сопереживание, которое формируется в процессе религиозного общения. Условиями сопереживания выступают принадлежность к мы-группе и наличие общих ценностей. Ценности, выделенные в посланиях/проповедях, являются присущими обеим конфессиям. Среди них: Бог, вера, вечная жизнь, выполнение заповедей, ритуалы, положительные эмоции (любовь, радость, надежда), помощь и сопереживание, силы и терпение. Выявленные ценностные различия состоят в том, что праздник Пасхи посвящен подвигу Христа и верующие испытывают чувство благодарности; праздник Ураза-байрам – окончание поста, который является определенным испытанием для верующих, до праздника необходимо выплатить обязательную милостыню, о чем в проповеди декларируется в виде ценности контроля над собой и братства с единоверцами. Проанализированный эмпирический материал позволяет сделать выводы о функциональном сходстве проповедей двух конфессий. Ценностный потенциал является схожим в наборе ядерных ценностей, реализация которых происходит различными языковыми единицами. Периферийные ценности христианства и ислама являются разными в силу особенностей теологии и ритуалов.
Ключевые слова
Об авторах
Лилия Рахимжановна Тимохина
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева
Автор, ответственный за переписку.
Email: timokh5572@mail.ru
аспирант Красноярск, Россия
Список литературы
- Armstrong K. A history of God: the 4000-year quest of Judaism, Christianity, and Islam. New York: Gramercy Books, 1993.
- Салахова А.Г.-Б. Конфессиональная языковая личность: к постановке проблемы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 3 (21): в 2 ч. Ч. I. C. 157–161.
- Хьярвард С. Три формы медиатизированной религии: изменение облика религии в публичном пространстве // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2020. Т. 38, № 2. С. 41–75.
- Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепт, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 447 с.
- Чумакова К. Религиозный дискурс в массмедиа // Современный дискурс-анализ. 2012. № 1 (6). С. 82–90.
- Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of Language. Cambridge University Press, 2019. 580 p. doi: 10.1017/9781108528931
- Pihlaja S. Analysing Religious Discourse: Introduction. 2021. Р. 111 doi: 10.1017/9781108863957.001
- Alsaawi A. The use of language and religion from a sociolinguistic perspective // Journal of Asian Pacific Communication. 2022. № 32. Р. 238–255. doi: 10.1075/japc.00039.als
- Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 19 апреля 2009 года. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/611790.html (дата обращения: 26.06.2024).
- Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 5 мая 2024 года. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/6123602.html (дата обращения: 26.06.2024).
- Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Красноярского и Енисейского от 19 апреля 2009 года. URL: https://kerpc.ru/media/arhipastyr/obrashheniya/47088 (дата обращения: 12.08.2024).
- Пасхальная проповедь митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона от 5 мая 2024 года. URL: https://kerpc.ru/media/arhipastyr/propovedi/150310 (дата обращения: 6.05.2024).
- Проповедь Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина в Ураза-байрам от 20 сентября 2009 года. URL: https://muslim.ru/articles/297/13088/ (дата обращения: 31.05.2024)
- Проповедь Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина в Ураза-байрам от 10 апреля 2024 года. URL: https://muslim.ru/articles/298/39971/ (дата обращения 12.04.2024).
- Праздничная проповедь муфтия Красноярского края Гаяза-хазрата Фаткуллина в Ураза-байрам от 16 сентября 2009 года. URL: http://islamsib.ru/islam/propovedi/29-prazdnik-id-al-fitr (дата обращения: 1.06.2024).
- Праздничная проповедь муфтия Красноярского края Гаяза-хазрата Фаткуллина в Ураза-байрам от 10 апреля 2024 года. URL: http://islamsib.ru/news/1512-id-al-fitr-eto-prazdnik-terpelivykh-tekh-kto-rabotal-nad-soboj-ves-mesyats (дата обращения 12.04.2024).
- Прохватилова О.А. Экстралингвистические параметры и языковые характеристики религиозного стиля // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2006. Вып. 5. С. 19–26.
- Журавский А. Представления о человеке в Коране и Новом Завете // Страницы. 1996. № 3. С. 139–148.
- Бобырева Е.В. Теория дискурса: религиозный дискурс. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2023. 226 c.
- Щукина И.Н. Рациональность эмоционального в религиозных программах российского телевидения (на материале проповедей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла) // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.П. Котюровой. Пермь, 2010. Вып. 14. С. 85–92.
- Зарайский А.А., Семухина А.А. Культурное знание как концептуальное основание речевого жанра религиозного наставления (на материале медиадискурса) // Жанры речи. 2023. Т. 18, № 3 (39). С. 294–299. doi: 10.18500/2311-0740-2023-18-339-294-299
- Козлова Е.А., Гремицкая М.В. Концепт ВЕРА и религиозный дискурс: влияние медиа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16, № 1. С. 285–290.
- Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008. 416 с.
- Кожемякин Е.А. Религиозный дискурс: методология исследования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. № 2 (97). С. 32–47.
- Парфенова О.А., Селиверстова К.А. Лингвостилистические особенности англоязычной проповеди // Интерактивная наука. 2016. № 9. С. 63–66.
- Омельченко О.В. Модальность религиозных предписаний и запретов (на материале православного вероучения): автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2023. 26 с.
Дополнительные файлы


